Конспект урока по НЭПу

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Новая экономическая политика ». 9 класс

Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия.

Цели:

Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭПа.

Продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты.

Разминка. «Знаешь ли ты даты и термины?»(Блиц - опрос)

1.1904-1905гг 27 февраля 1917 25 октября 1917 1914-1918гг 1918-1920гг 1905-1907гг

2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир,

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».

За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.

К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн.человек, промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века, резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня, растет детская беспризорность, это явление приобретало угрожающие масштабы. Народ был измучен.

4года 1 мировой войны по общему уровню отброшена на десятилетия назад,

Революция по добыче угля - к концу 19 века

Гражданская война чугуна - в 2 раза меньше, чем в 1857г

Интервенция сахар - в 45 раз меньше довоенного периода,

Транспорт - прекратилось движение на 30 дорожных линий

с\х продукция - уменьшилась в 2 раза

Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис. Это время называют «малой гражданской войной»

1. Что такое «Малая гражданская война»?

1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.

Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».

2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .

Требования:

1) немедленные перевыборы Советов;

2) ликвидация продразверстки и продотрядов;

3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;

4) свобода торговли;

5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий

3)забастовки рабочих в Петрограде - «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий)

Учитель. События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров.

Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.

В стране кризис.

Предположите пути выхода из него

1.Продолжение политики «военного коммунизма», т.е.террор, репрессии, продразверстка и т.д.

Последствия - еще большая вооруженная борьба со стороны населения.

2.Полное удовлетворение требований мятежников

Последствия- оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии

3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны - делается временная уступка небольшевистским силам.

Ленин не без колебаний выбирает третий путь. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года, на Х съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу)

Тема урока : Переход к НЭПу.

Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть сегодня , чтобы понять сложившуюся ситуацию в России в 20 годы. (Составление плана урока)

План изучения материала

1.Причины перехода к НЭПу

2.Цели НЭПа

3. Основные мероприятия НЭПа

4.Итоги и значение НЭПа

I. Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы)Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу? ( На основание ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь)

Причины перехода к НЭПу:

  • Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;

  • Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;

  • Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

Цели НЭПА:

-снять социальную напряженность,

-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян

3.Содержание НЭПА.

Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».

  1. меры в области сельского хозяйства;

  2. меры в области промышленного производства;

  3. меры в области товарно - денежных отношений;

  4. меры в области трудовых отношений;

  5. Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока)

  6. Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)

«Военный коммунизм»

НЭП

1.Меры в области

с/х.

Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм.

Продналог

2.Меры в области промышленного производства

Национализация промышленности, ликвидация частной собственности.

Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.

3. Меры в области товарно-денежных отношений.

Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством.

Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.

4.Меры в области трудовых отношений.

Трудовая мобилизация, создание трудовых армий.

Свободный наем рабочей силы

5. Основная экономическая задача.

Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов.

Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства

6. Основная политическая задача.

Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником.

Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков

Характерные черты НЭПа

«Военный коммунизм»

1.Рыночные отношения.

1.Бестоварное производство.

2. Многообразие собственности.

2. Государственная собственность.

3. Экономическая свобода.

3. Принуждение к труду.

4. Рыночная экономика.

4. Командно - административная система.

4.Итоги Нэпа

К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;

К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;

К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.

На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.

К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.

В то же время:

1) не хватало промышленных товаров;

2) рост цен;

3) безработица;

4) перенаселение городов;

5) изменение соцструктуры;

6) бюрократизация;

7) отсутствие иностранных инвестиций.

В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест.

1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?

1)1919г 2)1920г 3)1921г 4) 1923г

2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?

А) упрочить свою власть;

Б) предоставить свободу политической оппозиции;

В) гарантировать свободное развитие личности;

Г) преодолеть экономический кризис;

Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;

Е) вернуться к рыночной экономике;

Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;

З) продолжать «мировую революцию»;

И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.

Ответ: А), Г), Д), И).

© 2010-2022