Рабочая программа по ИКРК

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

факультативного курса по истории и культуре родного края

Курс истории и культуры родного края средней общеобразовательной школы призван:

- вооружить учащихся прочными знаниями по развитию культурно-исторических процессов, происходивших на территории нашего края с древнейших времен до сегодняшнего дня во взаимосвязи с процессами развития всемирной истории и культуры народов;

- способствовать пониманию учащимися культурно-исторических процессов, происходивших в кочевых азиатских обществах, умению делать анализ этих процессов в контексте мировых общечеловеческих ценностей;

- учить школьников рассматривать общественные явления из калмыцкой истории и культуры как единый, взаимосвязанный комплекс истории прошлого и современного на основе принципов научной объективности и строгой историко-хронологической последовательности;

- воспитывать учащихся на критическом осмыслении культурно-исторического опыта, приобретенного калмыцким народом;

- формировать высокие нравственные, морально-этические качества через познание национальных традиций, обычаев;

- возрождать и совершенствовать особенности осмысления и оценки культурно-исторических ценностей на основе национально-психологического восприятия и черт национального характера;

- воспитывать школьников в духе взаимного уважения национальных традиций всех народов, проживающих в республике Калмыкия; уважения особенностей их психологии, этики и черт национального характера и вместе с тем неприятия общественно опасных националистических и шовинистических проявлений;

- развивать у учащихся стремление внести свой вклад в решение глобальных проблем, касающихся восстановления природно-географического, экономического потенциала своего края;

- развивать творческое мышление у учащихся, их познавательную активность, самостоятельность суждений при осмыслении культурных ценностей, накопленных представителями восточных народностей - калмыками;

Предлагаемая программа увязывается с курсами «История древнего мира», «История средних веков», всемирной и российской историей.

Изучение истории и культуры республики предполагается проводить, не нарушая принципа строгой хронологической последовательности культурно-исторических процессов, при этом увязывая прошлое с современностью.

Предлагаемая программа концентрирует внимание учителя на проблемах истории и культуры во взаимосвязи с мировыми общечеловеческими ценностями.

- 2 -

Программа направлена на раскрытие смысла, содержания, направленности и значения всех важнейших политических, социально-экономических, культурно-исторических, психолого-педагогических, нравственно-эстетических процессов, происходивших в ойратском и калмыцком кочевых обществах, и проблем, с которыми столкнулись калмыки при переходе на оседлый образ жизни.

Программа содержит материал, позволяющий учителю раскрывать особенности процессов, не эпизодами и кусками, как это делается в младших классах, а в целом, непрерывном изложении всего хода исторического процесса развития калмыцкого народа при соблюдении межкурсовой и межпредметной связей.

Это значит, что изучение истории и культуры родного края в каждом следующем классе предусматривает изучение хронологически последовательного и исторически цельного комплекса развития культурно-исторических процессов, пережитых калмыками, их прапредками и предками на протяжении с древнейших времен до сегодняшнего дня. В этом заключается сложность задачи составления программы курса и учебника. Учителю предстоит практически реализовать эту программу.

Программа кратко раскрывает содержание уроков, объединяя их при этом в тематически связанные блоки по времени и пространству.

Предлагаемое содержание уроков, группировка материала и распределение учебного времени носят примерный характер и дают возможность каждому учителю проявить свое творческое отношение к предмету, делать перестановки в рамках темы, дополнять или сокращать круг изучаемых вопросов, но при этом непременно акцентируя внимание учащихся на главном, стержневом содержании тематического блока вопросов.

Основные умения учащихся:

- соотносить исторические события, процессы с определенным периодом отечественной и всеобщей истории;

- составлять хронологические таблицы, сравнивая процессы развития калмыцкого общества с однотипными событиями отечественной и всеобщей истории;

- извлекать из исторической карты сведения о событиях и процессах истории «малой родины» и отечественной;

- анализировать и обобщать исторические и культурологические факты, явления, определяя их сущность и причины, оценивая значение для калмыцкого народа и народов Калмыкии;

- давать характеристику выдающимся деятелям истории и культуры;

- составлять развернутые сравнительные характеристики исторических процессов, приводить примеры этих процессов из литературы;

- формулировать свои собственные взгляды по поводу тех или иных исторических и культурологических процессов, явлений, фактов истории своей «малой родины»;

- самостоятельно изучать учебник, исторический документ, ориентируясь на поставленные в учебнике вопросы и задания;

- составлять развернутый план на основе изучения текста учебника или рассказа учителя, где обязательно выделять причины, ход и последствия того или иного исторического и культурологического процесса истории родного края;

- обобщенно излагать материал по одной теме, используя несколько параграфов учебника;

- на конкретных примерах раскрывать характерные черты быта, обычаев, традиций и нравов своего народа, выявлять специфические, присущие только ему особенности.











Содержание курса ( 8 класс)


И С Т О Р И Я (18 часов)

Введение (1 час). Новые черты общественной жизни калмыков в XVIII в. Законы Дондук-Даши.

Тема 1. Калмыки в конце XVIII- первой половине XIXвека (4 часа).

Распад Калмыцкого ханства. Начало правительственной и помещичьей колонизации калмыцких земель. Сокращение районов калмыцких кочевий. Политика правительства Павла I по отношению к калмыкам. Ликвидация Калмыцкого ханства.

Наместник Чууча Тундутов. Лама Савин-Бакша. Указ Александра I от 26 октября 1801г. об ограничении власти наместника. Калмыки в ведении министерства внутренних дел. Указ 10 марта 1825г. «Временные правила для управления калмыцким народом».

Изменение системы административного управления в Калмыкии. Замена улусных управлений институтом приставов.

«Положение» 23 апреля 1847г. Передача управления калмыками из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства государственных имуществ.


Тема 2. Калмыки в Отечественной войне 1812 года (6 часов).

Царский манифест 30 октября 1806г. призыв калмыков. Указ о наборе калмыков Астраханской, Саратовской, Кавказской губерний и организации пятисотенных команд от 29 декабря 1806 года.

Калмыцкие войсковые формирования. Ставропольский калмыцкий полк в составе армии П.И.Багратиона и его участие в боях при переправе через Неман.

Калмыцкие сотни в составе войска атамана М.И.Платова. Первый и второй калмыцкие полки в составе третьей армии генерала Тормасова. Калмыки в боях под Брест-Литовском, у г.Пружаны, на Бородинском поле. Участие калмыков в «битве народов» под Лейпцигом и в битве за Сезан и г.Мо. Вхождение калмыков в составе русских войск в Париж 30 марта 1814г. Возвращение калмыков в родные улусы.

Тема 3. Калмыкия во второй половине XIXвеке (6 часов)

Усиление владельческих прав нойонов и зайсангов в Калмыцкой степи. Скотоводческое хозяйство - тормоз развития капиталистических отношений. Калмыкия - сырьевая база капиталистической России.

Закон от 16 марта 1892г. и отмена крепостного права у калмыков. «Положение» об управлении калмыцким народом 1847 г. и его сохранение в системе общественно-административного устройства в XIXв.

Социально-экономическое положение «хар-яста». Система налогового обложения калмыков. Нойоны и зайсанги после отмены крепостного права. Остатки крепостнических отношений в аймаках и улусах. Аймачный, улусный сходы. Изменения в административно-общественном устройстве. Астраханский губернатор - главный попечитель калмыцкого народа. Улусные попечители и их права. Институт урядничества в Калмыцкой степи. Проникновение капитализма в Калмыцкую степь. Участие калмыков в русско-турецкой войне 1877-1878гг.

Урок-обобщение по теме «Политическое и социально-экономическое развитие Калмыкии во второй половине XIXвека» (1 час).


К У Л Ь Т У Р А (12 часов)


Тема 4. Устное народное творчество (2 часа).

«72 небылицы». «Неприсужденная награда». «Мудрый мальчик и глупый гелюнг». «Черт и торговец». «Ленивый глаз». «Лотос». Героические легенды и богатырские сказки. «Мазан Баатр». «Шарада». Легенда об Убаши хане. Сургалы (наставления, поучения). «Ключ разума». «Океан пословиц». «Море притч». Качественные характеристики животных. «Мерия шинж». «Темяна шинж». «Ээлтхин зярлг».


Тема 5. Калмыцкая литература XVIII- XIX вв. (6 часов)

Амятники калмыцкой письменности и литературы XVIII-XIXвв.: «тууджи» (истории), «намтары» (религиозные философские, дидактические сочинения). Сборники «тайилабури» (разъяснения), сборники - руководства по медицине, юриспруденции, по хозяйству (уход за животными) и содержащиеся в ни фрагменты развлекательных рассказов.

Исторические сочинения Габан-Шараба. «Сказание о дербен-ойратах» (1737). Позиция официального калмыцкого историка.

Батур-Убаши Тюмень и его повесть «Сказание о дербен-ойратах» (1819). Его же - «Заметки о строевой службе». Батур-Убаши Тюмень - автор проекта каменного хурула в с.Тюменевка.

«Сказания» различных авторов о «хождениях» в Китай, Тибет (страну снегов). Первый калмыцкий паломник -буддист, художник, живописец Джиджэтэн. Паломник Бааза Мэнкэджуев и его книга «Сказание о хождении в Тибетскую страну».

Леджин Арлуев и его книга «Поездка в пределы Западной Монголии» (1899). «Путешествие по Монголии заведующего всеми хурулами Большедербетовского улуса багши Дордже Сетенова».

Первая калмыцкая поэтесса XVIIIвека Сайхан-джу. Плачи, харалы, цацалы, тарни.

Анонимная «Краткая история калмыцких ханов» - выдающееся сочинение - памятник калмыцкой литературы конца XVIII-начала XIXвека. Руководитель калмыцкой духовной академии (Чооря) Боован Бадма и его книга стихов «Услаждение слуха».

Поэт Очхан Джиргал и его литературное наследие.


Тема 6. Выдающиеся деятели культуры и искусства, предки которых вышли из калмыцкого народа (2 часа)

Контр-адмирал Д.С.Калмыков. Архитектор - строитель Михаил Петров (Михайло калмык) и архитектор Григорий Дмитриев. Востоковед-маньчжурист А.Г.Владыкин.

Художники: А.Е.Егоров, Ф.Калмык, А.Иванов.

Ученые: Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов - потомки калмыков.


Тема 7. Образование (2 часа)

Хурульные школы. Миссинерские школы. Двухклассная миссионерская школа в Астрахани. Народная школа в поселке Калмыцкий Базар.

Роль миссионерского движения в организации начального обучения среди калмыков и создании калмыцких школ.

Светские школы. «Положение» 1847 года. Открытие калмыцкого училища в Астрахани (1847). Открытие в Астрахани калмыцкого женского училища (1868). Открытие в 8 улусах женских школ.

Урок-обобщение по теме «История и культура калмыков - неотъемлемая часть истории и культуры России»


© 2010-2022