• Преподавателю
  • История
  • Открытый урок по истории на тему Роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны

Открытый урок по истории на тему Роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны

Цель урока: определить роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны

Задачи: 1. Рассмотреть, как церковь помогала фронту

2. Взаимоотношения церкви и власти в годы войны

3.Помощь фронту церквей нашего региона

У.Э.0 Организационный момент

У.Э.1. Актуализация знаний:

22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись на территорию Советского Союза.

При коллосальном напряжении сил, совершая кождодневный подвиг, советский народ одержал Великую Победу над захватчиками!

Мы с вами говорили о беспримерном мужестве наших воинов и труженников тыла, выдающихся полководцах, о роли партизанского движения и помощи союзников. Это все явилось источником Победы. Но был еще один источник Победы, духовный. На протяжении всей войны этот источник питал души людей живительной силой веры и надежды, вдохновлял на великие подвиги.

Я, думаю, вы уже поняли, о чем идет речь, о каком духовном источнике.

Ответы учащихся: РПЦ

Постарайтесь сформулировать нашу тему

Учащиеся формулируют тему

Учитель обобщает ответы и выводит тему: «Роль Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны»

Чтобы определить роль церкви, какие вопросы нам необходимо будет рассмотреть?

Учащиеся определяют задачи урока:

1.Рассмотреть, как церковь помогала фронту

(Церковь, оказавыя помощь не могла не сотрудничать с властью, поятому необходимо будет рассмотреть взаимоотношения церкви и власти)

2. Взаимоотношения церкви и власти в годы войны

3.Помощь фронту церквей нашего региона

У.Э.3 Открытие нового знания

Для того, чтобы наиболее полно оценить роль РПЦ в войне необходимо отразить положение церкви в конце 30-х гг.

(Некоторые ребята провели небольшую исследовательскую деятельность, в частности по данному вопросу работал Тимонькин С.)

Итак, в каком же положении находилась церковь в конце 30-х гг.

Сообщение учащегося:

Состояние церковных дел к концу 1938 г. было критическим. Русскую Церковь обескровили предыдущие годы жестоких репрессий, особенно свирепствовавшие в период так называемого «большого террора» (1937-1938). О точных цифрах пострадавших в этот период до сих пор спорят историки. Принято ссылаться на данные правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, которая установила, что в 1937 г. было арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 г. арестовано 28 300, расстреляно 21 5003. В эти же годы был истреблен почти весь российский православный епископат. На кафедрах оставались лишь 4 архиерея Московского Патриархата - Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). На свободе были еще около 10 архиереев. Они настоятельствовали в храмах или числились на покое. Епархии как административные единицы существовали формально, на деле Патриархия состояла из отдельных приходов, поддерживавших с ней нерегулярную связь. Точное число действующих храмов неизвестно, так как зачастую в официально открытых храмах богослужения не совершались по разным причинам. Имеются сведения о закрытии только в одном 1937 г. 8 000 приходов. Игумен Дамаскин (Орловский) указывает, что из 25 тысяч церквей в 1935 г. к концу 1938 г. в Советской России осталось всего 1277 храмов5. Уже к 1937 г. в СССР не было ни одного действующего монастыря. В 1939 г. арестовано 1500 священно- и церковнослужителей, расстреляно 900; в 1940 г. арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4000, расстреляно 190013. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) и немногочисленные остававшиеся на свободе православные архиереи жили в постоянном ожидании ареста.

Учитель: итак, положение церкви было катострофичным. Ребята, а почему власть так относилась к церкви

Ответы учащихся: Церковь являлась соперником для власти в борьбе за умы и души людей.

Учитель: однако, даже в таком сложном положении церковь мгновенно откликнулась на призыв « Все для фронта, Все для Победы!»

В самом начале войны местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился ко всем верующим с посланием

«Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».

Ребята перед вами данное послание, ознакомьтесь с ним и скажите чем оно проникнуто.

«Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви.

В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства. Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья Разбойника.

Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.

Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради родины. Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей.

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины.

Господь нам дарует победу.

Патриарший местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский

Москва

22 июня 1941 года»

Учащиеся работают с Посланием и отвечают на вопрос: «Послание проникнуто патриотизмом, жертвенностью гуманностью»

Учитель: кроме того, здесь отмечена неразрывная связь церкви с народом.

Всего за годы войны митрополит Сергий обращался к православному народу с патриотическими посланиями 24 раза. Послания призывали к борьбе с фашистскими захватчиками, вдохновляли народ и армию на подвиг, напоминали о патриотизме и религиозности наших прославленных предков, разъясняли антихристианский, античеловеческий характер нацистской идеологии. В течение войны архиереи и священники Русской Церкви многократно выступали с подобными обращениями и проповедями, в них нашла убедительное выражение патриотическая позиция РПЦ.

Но церковь помогала не только словом, она оказывалва материальную помощь.

Обратите внимание, на данные по некоторым регионам, о помощи, которая была оказана церковью фронту

Только московские церкви за год войны передали Красной Армии более 3 млн. руб. Церковная община из города Горького (Нижнего Новгорода) за этот период передала государству около 1,5 млн. рублей. В осажденном Ленинграде (Санкт-Петербурге) церковные сборы в Фонд обороны к 22 июня 1943 года составили 5,5 млн. рублей ( а к концу войны составили свыше 27 млн. руб), в Куйбышеве (Самаре) - 2 млн. рублей и т.д. 5 июня 1943 г. церковный совет Успенской церкви (г. Новосибирск) подписался на заем на суму 50 тыс. рублей, из которых 20 тысяч внес наличными. Весной 1944 г. верующие Сибири собрали пожертвование - более двух миллионов рублей. В 4-м квартале 1944 г. приходами обеих Новосибирских церквей внесено 226500 рублей, а всего в течение 1944 г. приходскими советами из церковных сумм и духовенством собрано и внесено 826500 рублей, в т.ч.: на подарки бойцам Красной Армии - 120 тыс., на танковую колонну им. Дмитрия Донского - 50 тыс., в фонд помощи инвалидам и раненым - 230 тыс., в фонд помощи детям и семьям фронтовиков - 146500 руб., для детей фронтовиков Когановичского района - 50000 рублей.

По поводу указанных взносов архиепископ Варфоломей и благочинный Новосибирских церквей посылали дважды телеграммы т. Сталину в мае и декабре 1944 г. От т. Сталина получены ответные телеграммы, содержание которых было сообщено верующим обеих церквей после богослужений, с соответствующим призывом усилить помощь фронту, семьям и детям фронтовиков.

Кроме того, в мае месяце приходскими советами и духовенством приобретено за наличный расчет облигаций 3-го государственного военного займа на сумму 200 тыс. руб. (в т. ч. духовенством на 95 тыс. руб.).

Всего за годы войны взносы Церкви и верующих в Фонд обороны превысили 150 млн. рублей.

Вопрос: Много это или мало!

Мнения учащихся

Обратить внимание на ситуацию в стране (голод, нищета, разруха. Особо - Блокадный Ленинград)

За этими сухими цифрами стоят высоконравственные качества миллионов людей (милосердие, бескорыстность, щедрость)

За счет пожертвованных средств создается танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиационная эскадрилья имени Александра Невского

Подробнее о создании танковой колонны и авиаэскадрильи расскажет учащийся (сообщение сопровождается презентацией «Помощь фронту»)

Учащийся:

«30 декабря 1942 года Митрополит Сергий обратился с призывом к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Церкви

«Повторим от лица всей нашей Православной Церкви примерПреподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского»

Одновременно он направил новогоднее приветствие И. В. Сталину. Сообщая о приглашении духовенства и верующих к пожертвованиям на бронетехнику, митрополит просил открыть специальный счёт в Госбанке. Телеграмма митрополита и ответ Сталина: «Указание об открытии специального счёта в Госбанке дано» были опубликованы во всех газетах. Таким образом, верующие получили возможность жертвовать на танковую колонну даже в тех областях, где не имелось ни одного действующего храма.

На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей. В короткий срок они были построены на Нижне-Тагильском танковом заводе, и 7 марта 1944 года в 5 километрах северо-западнее Тулы, у деревниГорелки состоялась торжественная передача их армии. На митинге со словом выступил митрополит Крутицкий Николай (это была первая в годы войны официальная встреча церковного иерарха с бойцами Красной Армии):

«Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!»

Танки поступили в 38-й танковый (19 Т-34-85) и 516-й (21 ОТ-34) огнеметный отдельные полки. Боевое применение.

Танки с надписью «Димитрий Донской» из 38-го отдельного танкового полка по официальным данным уничтожили более 1400 немцев, 40 орудий, более 100 пулеметов, 38 танков (часть из них захватили целыми), 17 бронетранспортеров и более 100 автомобилей

После окончания Великой Отечественной войны уцелевшие танки колонны «Димитрий Донской» были установлены на экспозиции в музеях вооружённых сил Москвы, Ленинграда и Тулы. В 2005 году, по благословению патриарха Алексия II, в московском Донском монастыре один из уцелевших танков колонны был установлен в память о прихожанах и священнослужителях, на чьи пожертвованные средства она была создана.

Авиационная эскадрилья «Александр Невский»

В январе 1943 года «Правда» опубликовала сообщение, что Ленинградская епархия в условиях блокады собрала и внесла в Фонд обороны 3 182 143 рубля. Благочинный города Горького протоиерей Александр Александрович Архангельский сообщил:

«Наша церковная община в 1942 году внесла наличными в Госбанк 2,5 миллиона рублей в Фонд обороны. Героическое наступление доблестных советских войск, предпринятое в последнее время одновременно на нескольких фронтах, и достигнутые при этом успехи ещё больше воодушевили всех честных русских людей к подвигам на скорейшее освобождение родной земли...

… Вношу лично от себя 200 тысяч рублей на постройку нового боевого самолёта эскадрильи имени прославленного историей русского боевого вождя Александра Невского...

Я призываю всех православных церковнослужителей на свои взносы создать грозную для врага могучую боевую эскадрилью "Александр Невский".

На истребителе с надписью на борту "Александр Невский" сражался известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.

В Новосибирске собирались средства на строительство самолетов Сибирской эскадрильи "За Родину";

Учитель: «Не остался в стороне и наш регион».

Учащийся представляет ситуацию по Воронежской епархии к которой относился г.Липецк и некоторые районы современной Липецкой области.

«Воронежская епархия внесла свой заметный вклад в дело победы над врагом и освобождения от фашистских захватчиков оккупированных районов области. Воронежская епархия пожертвовала в Фонд обороны около 9 млн. рублей.

В октябре 1944г. Усманская районная газета опубликовала две телеграммы «Москва. Кремль. Верховному Главнокомандующему Маршалу Союза ССР Сталину И.В. Верующие Православной Церкви города Усмань Воронежской области в своей новооткрытой церкви возно­сят молитвы к Богу о даровании сил и здоровья своему Советскому Правительству, вождям и воинству для полной и скорой победы над злыми фашистами За богослужениями нами собрано 25000 рублей на оборону страны, каковые просим принять в Ваше распоряжение с пожеланиями Вам крепости сил и здоровья в Великом деле спасения Родины в исторические годы борьбы за независимость СССР. Настоятель протоиерей Михаил Корыстин, пред. Воробьев» И ответная телеграмма, поступившая из Москвы: «г. Усмань Воронежской области. Настоятелю протоиерею Михаилу Корыстину, пред Церковного Совета Стеблеву, старосте Воробьеву. Прошу передать верующим Православной Церкви города Усмань, собравшим 25000 рублей в Фонд обороны Союза ССР - мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

В 1944 году из храмов по взносам первое место занимает г. Липецк - 398000 рублей, второе место Борисоглебск - 377000 рублей, третье Воронеж - 153000 рублей». Необходимо отметить, что Христо - Рождественская церковь г. Липецка (настоятель протоиерей Георгий Иванович Савченко) перечислила в 1943г. 86350р., а в 1944г - 526800р. За этот вклад в оборону в 1944г. приход получил две благодарности от И.В. Сталина».

Учитель: «Патриотическая деятельность Русской Православной церкви по сбору денежных средств, драгоценностей и вещей для нужд фронта послужила толчком к диалогу между властью и церковью.

В феврале 1943 года митрополит Сергий, и И.В.Сталин обменялись посланиями, 4 сентября И.В.Сталин принял митрополитов Сергия, Алексия, Николая. Встреча продлилась 1,55 мин.

На ней обсуждались самые животрепещущие вопросы для РПЦ

Пере вами исторический документ «ЗАПИСКА Г.Г. КАРПОВА (Председатель Совета по делам РПЦ) О ПРИЕМЕ СТАЛИНЫМ ИЕРАРХОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 СЕНТЯБРЯ 1943 ГОДА» , ознакомьтесь с ним и определите круг вопросов обсуждаемых на этой встрече. Обратите также внимание на позицию власти.

Учащиеся знакомятся с документом и отвечают на поставленный вопрос

…………………………………………………………………………………..

Беседа т. Сталина с митрополитами продолжалась 1 час 55 минут.

Тов. Сталин сказал, что правительство Союза знает о проводимой ими патриотической работе в церквах с первого дня войны, что правительство получило очень много писем с фронта и из тыла, одобряющих позицию, занятую церковью по отношению к государству.

Тов. Сталин, коротко отметив положительное значение патриотической деятельности церкви за время войны, просил митрополитов Сергия, Алексия и Николая высказаться об имеющихся у патриархии и у них лично назревших, но неразрешенных вопросах.

Митрополит Сергий сказал т. Сталину, что самым главным и наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве церкви, т. к. почти 18 лет [он] является патриаршим местоблюстителем и лично думает, что вряд ли где есть столь продолжительные вреды [трудности], что Синода в Советском Союзе нет с 1935 г., а потому он считает желательным, чтобы правительство разрешило собрать архиерейский Собор, который и изберет патриарха, а также образует орган в составе 5-6 архиереев.

……………………………………………………………

Одобрив предложения митрополита Сергия, т. Сталин спросил:

а) как будет называться патриарх,

б) когда может быть собран архиерейский Собор,

в) нужна ли какая помощь со стороны правительства для успешного проведения Собора (имеется ли помещение, нужен ли транспорт, нужны ли деньги и т. д.).

Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой обсуждались, и они считали бы желательным и правильным, если бы правительство разрешило принять для патриарха титул патриарха Московского и всея Руси, хотя патриарх Тихон, избранный в 1917 г., при Временном правительстве, назывался «патриархом Московским и всея России».

…………………………………………………………….

Вторым вопросом митрополит Сергий поднял, а митрополит Алексий развил вопрос о подготовке кадров духовенства, причем оба просили т. Сталина, чтобы им было разрешено организовать богословские курсы при некоторых епархиях.

……………………………………………………………..

Третьим вопросом Сергий поднял вопрос об организации издания журнала Московской патриархии, который бы выходил один раз в месяц и в котором освещались бы как хроника церкви, так и статьи и речи богословского и патриотического характера.

Тов. Сталин ответил: «Журнал можно и следует выпускать».

Затем митрополит Сергий затронул вопрос об открытии церквей в ряде епархий, сказав, что об этом перед ним ставят [вопросы] почти все епархиальные архиереи, что церквей мало и что уж очень много лет церкви не открываются. …….. и высказав пожелание в первую очередь открывать церкви в областях и краях, где нет совсем церквей или где их мало.

Тов. Сталин ответил, что этому вопросу никаких препятствий со стороны правительства не будет.

Затем митрополит Алексий поднял вопрос перед т. Сталиным об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т. д.

Тов. Сталин сказал им: «Представьте такой список, его рассмотрим».

……………………………………………………………..

После этого т. Сталин сказал митрополитам: «Ну, если у вас больше нет к правительству вопросов, то, может быть, будут потом. Правительство предполагает образовать специальный государственный аппарат, который будет называться Совет по делам Русской православной церкви, и председателем Совета предполагается назначить т. Карпова. Как вы смотрите на это?»

Обсуждаемые вопросы:

1.Созыв Архиерейского Собора.

2. Выборы Патриарха

3. Открытие учебных заведений (академий и семинарий)

4.Открытие храмов

5. Выпуск журнала

6. Освобождение архиереев и священнослужителей из тюрем и ссылок.

? Что можно сказать о характере взаимоотношений церкви и власти

Учащиеся: «Власть идет навстречу церкви»

Учитель: Каковы же были результаты этого диалога?

С ними вы можете ознакомиться на стр. 217 учебника

Учащиеся:

1. 8 сентября 1943 года состоялся Архиерейский Собор, избравший митрополита Сергия Патриархом Московским и Всея Руси

2. В 1944 года Издание «Журнала Московской Патриархии».

3.Решение власти о возобновлении богослужений в первых восстанавлеваемых храмах.

Добавления учителя:

4. Возвращение из лагерей духовенства

5. Снятие ограничений на колокольный звон

Учитель: А тем временем, продолжается подвижническая деятельность церкви.

На фронте и в партизанских отрядах сражались представители духовества и верующие, которые после войны пополнили ряды духовенства.

Учащиеся представляют биографические данные и самое ценное, воспоминания этих людей о войне, и о вере.(Сообщение сопровождается презентацией «Священники»)

Учитель: День Победы, 9 мая 1945 года совпал со светлыми днями Пасхи Христовой. Во всех храмах Русской Православной Церкви совершались благодарственные молебны и служились панихиды по погибшим. 9 мая - не только праздник Победы, но и День поминовения вождей и воинов, погибших на полях сражения. В церквях и храмах России в этот день проводятся поминальные службы.

Ребята, давайте вернемся к проблеме урока, какова же роль РПЦ в Великой Отечественной войне.

Ответы учащихся: Роль церкви была огромна. Она являлась вдохновителем на великие дела. Вселяла веру и надежду, что враг будет разбит и Победа будет за нами.





© 2010-2022