Урок по теме «Возникновение и развитие Древнерусского государства»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа»

Урок истории в 6 классе по теме

«Возникновение и развитие Древнерусского государства».

Проект подготовила

учитель истории и обществознания

Шалагинова Е. Г.

г. Орлов 2016 г.

Класс: 6

Тема урока: Возникновение и развитие Древнерусского государства

Цель: обобщение и закрепление знаний по истории Древнерусского государства, полученных на предыдущих уроках; итоговый контроль знаний по теме.

Задачи:

  1. Образовательные: Повторить и закрепить теоретические знания:

  • о формировании Древнерусского государства;

  • внутренней и внешней политике первых русских князей, ее результатах и значении для развития государства;

  • культуре и быте населения IX - XIII в;

2. Развивающие: Способствовать формированию познавательного интереса к историческому прошлому нашей страны;

  • развитию

  • наглядного и образного мышления,

  • монологической речи;

  • умению

  • работать в группе,

  • аргументированно отстаивать свою точку зрения,

  • использовать имеющиеся знания в новой ситуации;

3. Воспитательные: способствовать воспитанию

  • чувства патриотизма, гордости за свою Родину, ее прошлое,

  • чувства ответственности на примере деятельности первых русских князей.

  • уважения к своей стране, как космической державе.

Средства обучения: конверты с карточками-заданиями; игровое поле, поделенное на 10 секторов; юла; табло; коробка черного цвета; рисунки с изображением щита, кубка; сигнальные карточки трех цветов: оранжевый, синий, коричневый.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра «Что? Где? Когда?»





Технологическая карта урокаСтруктура урока


Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методическое обеспечение этапа урока

Планируемые результаты

Орг. момент

Включение в учебную деятельность обучающихся на личностно значимом уровне

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Формируются две группы.

Дежурный раздает листы бумаги, авторучки, сигнальные карточки. Дежурный сдает рапорт о готовности класса к уроку

Листы бумаги, авторучки, сигнальные карточки.

Обучающиеся настраиваются на учебную деятельность на основе положительного отношения к учебе.

Целеполагание

Ознакомить обучающихся с темой урока, его целью, планом работы на урок. Знакомит учащихся с правилами игры. Создать положительный настрой на изучение нового материала.

Называет тему урока, объясняет его план, объясняет ход игры, ее правила, определяет способ подведения итогов.

Учащиеся слушают, в случае непонимания - задают уточняющие вопросы

Обучающиеся понимают смысловое значение темы урока, осознают свои действия в ходе урока.

Мотивация учебной деятельности

Заинтересовать учащихся в активной работе на уроке,

Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке определить тех ребят, которые станут победителями игры «Что? Где? Когда?». Победит в игре та команда, которая наберет больше баллов. А для того, что бы вы работали быстро и правильно, мы кратко повторим материал изученной темы.

Дети осознают зависимость результата - оценки - работы на уроке от их активности и правильности ответов.

Актуализация знаний

Повторить материал об основных событиях IX - XII вв, исторических личностях того времени; повторить основные термины, определения.

Организует работу по повторению изученной накануне темы по вопросам:

  1. Назовите имена первых русских князей в соответствии с их временем правления.

  2. Назовите основные события, которые происходили во время их правления

  3. Дайте определение понятиям: полюдье, великий князь, дружина, государство, религия, уроки, погосты, летопись, берестяная грамота, внутренняя политика, внешняя политика.

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал, дают ответы на вопросы.


В ходе фронтального опроса обучающиеся называют имена русских князей, основные события истории того времени, определяют их значение, дают определение терминам.

Обобщение и систематизация знаний

Повторить и закрепить теоретические знания о формировании Древнерусского государства; внутренней и внешней политике первых русских князей, ее результатах и значении для развития государства; культуре и быте населения IX - XIII ;

Предлагает начать игру. Следит за ходом игры, соблюдением правил. Зачитывает вопросы, которые выбрали капитаны команд с помощью юлы и игрового поля, поделенного на секторы. Выставляет полученные командой баллы в табло.

Вопросы см. прил 1.

Капитаны команд выбирают вопросы с помощью юлы и игрового поля, поделенного на секторы. В течение одной минуты учащиеся обсуждают ответ на вопрос. По истечении времени капитан команды называет отвечающего и определенный им ученик отвечает на вопрос. В случае неправильного ответа, ход переходит второй команде.

Юла, игровое поле, конверты с заданиями, листы бумаги, авторучки, черная коробка, рисунки с изображением щита, кубка.

Обучающиеся отвечают на вопросы, показывая знания по изученной теме. В ходе работы на уроке показывают умения:

- работать в группе,

- полно и точно, в соответствии с нормами русского языка, - аргументирован но выражать свое мнение,

- давать полные ответы на вопросы,

- концентриро вать волевые усилия для выполнения задания; - устанавли вать причинно-следственные связи;

- использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Подведение итогов работы на уроке

Соотнесение целей урока и его результатов, оценка работы обучающихся на уроке

Дает оценку работы обучающихся на уроке: отмечает активно работавших на уроке и тех, кто работал не в полную силу, выставляет оценки.

Положительно воспринимают итоги работы на уроке,

Рефлексия

Самооценка эмоционального состояния детей.

Я предлагаю вам высказать свое отношение к уроку, используя сигнальные карточки трех цветов:

Оранжевый - мне было интересно

Синий - мне было скучно

Коричневый - я устал

Выражают свое мнение поднимая одну из сигнальных карточек

Сигнальные карточки

Дают самооценку своего состояния на уроке.

















Приложение № 1

сектора

Вопрос

Ответ

1

Марциал рассказывал о мальчике, который погиб, когда, гуляя по парку, засунул руку в пасть статуи -медведицы, в которой находилась змея. Похожий случай описан в «Повести» известного киевлянина. С кем он произошёл?

Князь Олег. Согласно легенде, приведённой в «Повести временных лет» Нестора Летописца, князь Олег умер от укуса змеи, выползшей из черепа коня.

2

О каком князе пишет в своем стихотворении Жуковский В.А. В какие земли совершал походы со своей дружиной этот князь?

Смотрите, в грозной красоте,

Воздушными полками,

Их тени мчаться в высоте

Над нашими шатрами.

О ….., бич древних лет,

Се твой полет орлиной.

«Погибнем! Мертвым сраму нет!»

Гремит перед дружиной.

Князь Святослав. Ходил успешно на земли волжских булгар, печенегов, на Дунай.

3

Во время правления этого человека на Руси были введены погосты - места сбора дани и уроки, т.е. упорядочены размеры и сроки сбора дани - введена новая система налогообложения. Назовите имя правившего в это время человека. Дайте определение термину «уроки».

Княгиня Ольга. Уроки - размеры дани.

4

Сбор дани начинался в ноябре месяце и заканчивался ранней весной (в апреле). Весь путь был круговой и его длина составляла около1500 км. Дань в первую очередь состояла из воска, меда, льна. Во времена Олега основной мерой дани были меха куницы, горностая, белки. Как называлась эта форма сбора дани?

Полюдье

5

Археологи, раскапывавшие древнерусские города, долгое время не знали, для чего предназначались эти предметы - костяные или металлические заострённые с одного конца палочки. Одни учёные считали, что это гвозди, другие видели в них шпильки для волос. Истинное их назначение стало ясно лишь в середине XX века, благодаря находкам, сделанным на территории Новгорода.. Какого города? Как назывались эти предметы?

Эти предметы - писала, их использовали для написания текста на берестяной грамоте.

6

Согласно анекдоту, в 988 году княгиня написала Владимиру Красно Солнышко: «Кажется, язычество как религия изжило себя на Руси». Каким присловьем ответил Владимир? Это выражение и сейчас используют в своей речи россияне. С каким событием это связано?

Кажется - креститься надо. 988 год - год крещения Руси.

7

На один из вопросов компьютерного варианта игры «Кто хочет стать миллионером?» были предложены следующие варианты ответов: «Откуда спать пошла (пропуск)», «Откуда жить пошла (пропуск)». Я не прошу восполнить пропущенные слова, я жду от вас верного ответа на данный вопрос компьютерной игры.

Откуда есть пошла земля русская,

8

В старину русский народ расставлял соответствия между стихиями и супругами. Например, огонь - царь, вода - царица; солнце - князь, луна - княгиня; небо - отец... Назовите вторую половину этой пары.

Земля - мать

Задания сектора «Черный ящик»

1

рисунки с изображением щита

Свой щит, в знак взятия Константинополя, на его ворота прибил князь Олег

2

рисунки с изображением кубка

По легенде, после гибели князя Святослава печенежский хан приказал из его черепа сделать кубок, из которого он пил, празднуя победу над врагом.


© 2010-2022