- Преподавателю
- История
- Урок по теме «Возникновение и развитие Древнерусского государства»
Урок по теме «Возникновение и развитие Древнерусского государства»
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шалагинова Е.Г. |
Дата | 18.05.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа»
Урок истории в 6 классе по теме
«Возникновение и развитие Древнерусского государства».
Проект подготовила
учитель истории и обществознания
Шалагинова Е. Г.
г. Орлов 2016 г.
Класс: 6
Тема урока: Возникновение и развитие Древнерусского государства
Цель: обобщение и закрепление знаний по истории Древнерусского государства, полученных на предыдущих уроках; итоговый контроль знаний по теме.
Задачи:
-
Образовательные: Повторить и закрепить теоретические знания:
-
о формировании Древнерусского государства;
-
внутренней и внешней политике первых русских князей, ее результатах и значении для развития государства;
-
культуре и быте населения IX - XIII в;
2. Развивающие: Способствовать формированию познавательного интереса к историческому прошлому нашей страны;
-
развитию
-
наглядного и образного мышления,
-
монологической речи;
-
умению
-
работать в группе,
-
аргументированно отстаивать свою точку зрения,
-
использовать имеющиеся знания в новой ситуации;
3. Воспитательные: способствовать воспитанию
-
чувства патриотизма, гордости за свою Родину, ее прошлое,
-
чувства ответственности на примере деятельности первых русских князей.
-
уважения к своей стране, как космической державе.
Средства обучения: конверты с карточками-заданиями; игровое поле, поделенное на 10 секторов; юла; табло; коробка черного цвета; рисунки с изображением щита, кубка; сигнальные карточки трех цветов: оранжевый, синий, коричневый.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра «Что? Где? Когда?»
Технологическая карта урокаСтруктура урока
Дидактическая задача
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методическое обеспечение этапа урока
Планируемые результаты
Орг. момент
Включение в учебную деятельность обучающихся на личностно значимом уровне
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Формируются две группы.
Дежурный раздает листы бумаги, авторучки, сигнальные карточки. Дежурный сдает рапорт о готовности класса к уроку
Листы бумаги, авторучки, сигнальные карточки.
Обучающиеся настраиваются на учебную деятельность на основе положительного отношения к учебе.
Целеполагание
Ознакомить обучающихся с темой урока, его целью, планом работы на урок. Знакомит учащихся с правилами игры. Создать положительный настрой на изучение нового материала.
Называет тему урока, объясняет его план, объясняет ход игры, ее правила, определяет способ подведения итогов.
Учащиеся слушают, в случае непонимания - задают уточняющие вопросы
Обучающиеся понимают смысловое значение темы урока, осознают свои действия в ходе урока.
Мотивация учебной деятельности
Заинтересовать учащихся в активной работе на уроке,
Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке определить тех ребят, которые станут победителями игры «Что? Где? Когда?». Победит в игре та команда, которая наберет больше баллов. А для того, что бы вы работали быстро и правильно, мы кратко повторим материал изученной темы.
Дети осознают зависимость результата - оценки - работы на уроке от их активности и правильности ответов.
Актуализация знаний
Повторить материал об основных событиях IX - XII вв, исторических личностях того времени; повторить основные термины, определения.
Организует работу по повторению изученной накануне темы по вопросам:
-
Назовите имена первых русских князей в соответствии с их временем правления.
-
Назовите основные события, которые происходили во время их правления
-
Дайте определение понятиям: полюдье, великий князь, дружина, государство, религия, уроки, погосты, летопись, берестяная грамота, внутренняя политика, внешняя политика.
Учащиеся вспоминают изученный ранее материал, дают ответы на вопросы.
В ходе фронтального опроса обучающиеся называют имена русских князей, основные события истории того времени, определяют их значение, дают определение терминам.
Обобщение и систематизация знаний
Повторить и закрепить теоретические знания о формировании Древнерусского государства; внутренней и внешней политике первых русских князей, ее результатах и значении для развития государства; культуре и быте населения IX - XIII ;
Предлагает начать игру. Следит за ходом игры, соблюдением правил. Зачитывает вопросы, которые выбрали капитаны команд с помощью юлы и игрового поля, поделенного на секторы. Выставляет полученные командой баллы в табло.
Вопросы см. прил 1.
Капитаны команд выбирают вопросы с помощью юлы и игрового поля, поделенного на секторы. В течение одной минуты учащиеся обсуждают ответ на вопрос. По истечении времени капитан команды называет отвечающего и определенный им ученик отвечает на вопрос. В случае неправильного ответа, ход переходит второй команде.
Юла, игровое поле, конверты с заданиями, листы бумаги, авторучки, черная коробка, рисунки с изображением щита, кубка.
Обучающиеся отвечают на вопросы, показывая знания по изученной теме. В ходе работы на уроке показывают умения:
- работать в группе,
- полно и точно, в соответствии с нормами русского языка, - аргументирован но выражать свое мнение,
- давать полные ответы на вопросы,
- концентриро вать волевые усилия для выполнения задания; - устанавли вать причинно-следственные связи;
- использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Подведение итогов работы на уроке
Соотнесение целей урока и его результатов, оценка работы обучающихся на уроке
Дает оценку работы обучающихся на уроке: отмечает активно работавших на уроке и тех, кто работал не в полную силу, выставляет оценки.
Положительно воспринимают итоги работы на уроке,
Рефлексия
Самооценка эмоционального состояния детей.
Я предлагаю вам высказать свое отношение к уроку, используя сигнальные карточки трех цветов:
Оранжевый - мне было интересно
Синий - мне было скучно
Коричневый - я устал
Выражают свое мнение поднимая одну из сигнальных карточек
Сигнальные карточки
Дают самооценку своего состояния на уроке.
Приложение № 1
- сектора
Вопрос
Ответ
1
Марциал рассказывал о мальчике, который погиб, когда, гуляя по парку, засунул руку в пасть статуи -медведицы, в которой находилась змея. Похожий случай описан в «Повести» известного киевлянина. С кем он произошёл?
Князь Олег. Согласно легенде, приведённой в «Повести временных лет» Нестора Летописца, князь Олег умер от укуса змеи, выползшей из черепа коня.
2
О каком князе пишет в своем стихотворении Жуковский В.А. В какие земли совершал походы со своей дружиной этот князь?
Смотрите, в грозной красоте,
Воздушными полками,
Их тени мчаться в высоте
Над нашими шатрами.
О ….., бич древних лет,
Се твой полет орлиной.
«Погибнем! Мертвым сраму нет!»
Гремит перед дружиной.
Князь Святослав. Ходил успешно на земли волжских булгар, печенегов, на Дунай.
3
Во время правления этого человека на Руси были введены погосты - места сбора дани и уроки, т.е. упорядочены размеры и сроки сбора дани - введена новая система налогообложения. Назовите имя правившего в это время человека. Дайте определение термину «уроки».
Княгиня Ольга. Уроки - размеры дани.
4
Сбор дани начинался в ноябре месяце и заканчивался ранней весной (в апреле). Весь путь был круговой и его длина составляла около1500 км. Дань в первую очередь состояла из воска, меда, льна. Во времена Олега основной мерой дани были меха куницы, горностая, белки. Как называлась эта форма сбора дани?
Полюдье
5
Археологи, раскапывавшие древнерусские города, долгое время не знали, для чего предназначались эти предметы - костяные или металлические заострённые с одного конца палочки. Одни учёные считали, что это гвозди, другие видели в них шпильки для волос. Истинное их назначение стало ясно лишь в середине XX века, благодаря находкам, сделанным на территории Новгорода.. Какого города? Как назывались эти предметы?
Эти предметы - писала, их использовали для написания текста на берестяной грамоте.
6
Согласно анекдоту, в 988 году княгиня написала Владимиру Красно Солнышко: «Кажется, язычество как религия изжило себя на Руси». Каким присловьем ответил Владимир? Это выражение и сейчас используют в своей речи россияне. С каким событием это связано?
Кажется - креститься надо. 988 год - год крещения Руси.
7
На один из вопросов компьютерного варианта игры «Кто хочет стать миллионером?» были предложены следующие варианты ответов: «Откуда спать пошла (пропуск)», «Откуда жить пошла (пропуск)». Я не прошу восполнить пропущенные слова, я жду от вас верного ответа на данный вопрос компьютерной игры.
Откуда есть пошла земля русская,
8
В старину русский народ расставлял соответствия между стихиями и супругами. Например, огонь - царь, вода - царица; солнце - князь, луна - княгиня; небо - отец... Назовите вторую половину этой пары.
Земля - мать
Задания сектора «Черный ящик»
1
рисунки с изображением щита
Свой щит, в знак взятия Константинополя, на его ворота прибил князь Олег
2
рисунки с изображением кубка
По легенде, после гибели князя Святослава печенежский хан приказал из его черепа сделать кубок, из которого он пил, празднуя победу над врагом.