Конспект урока по истории на тему Историческая карта (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Историческая карта.

ЦУУ: 1 - объяснить уч-ся отличия географической и исторической карт, понимание того, что знать историю невозможно без знания карты, важность чтения легенды карты, 2 - воспитание необходимости беречь учебные пособия, 3 - сформировать основные картографические навыки и умения при работе с атласом, исторической и контурной картами.

1.Орг. момент.

2. Опрос уч-ся. 1) опрос: Дайте определения понятий: история, летоисчисление, исторические источники, родословная. 2) Что такое генеалогическое древо? Почему важно знать свою родословную? 3) Расскажите об этапах составления генеалогического древа. 4) Расскажите о своей родословной. К. - ? 1) Определи по году век: 23 г. - 457 г. - 1300 г. - 2001 г. - 2) Обозначь на ленте времени даты: 342 г. до н.э., 42 г. до н.э., 1147 г. 3) Реши задачу № 6 на стр. 30.

2. Опрос 2-й вариант. 1) Что такое история, исторический источник, летоисчисление? 3) Определи по году век: 23 г. - 457 г. - 1300 г. - 2001 г. - 4) Обозначь на ленте времени даты: 342 г. до н.э., 42 г. до н.э., 1147 г., год, который следует после 32 г. до н.э., до 2003 г. н.э.

3. Актуализация. Что позволит нам узнать чтение легенды карты? Чем карта историческая отличается от карты географической?

4. Д/З знать правила чтения исторической карты, уметь отличать карты географические и исторические.

5. Изучение нового материала. Виды карт…

1) Стороны света на карте. Роза ветров.

2) Примеры карт. Исторические карты подразделяются на:

  • археологические,

  • этнографические,

  • историко-экономические,

  • историко-политические,

  • историко-революционные,

  • военно-исторические и

  • историко-культурные.

Исторические карты - карты, отображающие исторические явления и события, взаимосвязи общественных явлений прошлого с географическими факторами.

И. к. показывают размещения древних культур, государств, социальные движения, торговые пути и т. п.

- Что мы видим на карте?

  • 1) Название карты.

  • 2) Моря, океаны, города, государства и их границы.

  • 3) Легенда карты - рассказывает о событиях, происшедших в какой-то период - значки, стрелочки, цветовое изображение отдельных территорий, пр.

- Легенда карты - перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.

Вывод: карта представляет собой уменьшенную копию земной поверхности, то и объекты на ней обозначаются условными обозначениями и вы можете прочесть карту, даже не изучая предмет.

Карта дает необходимую информацию в минимальном объеме. Нужно только уметь прочитать условные обозначения.

- Отличия исторической карты от географической….

(иллюстрации)

3) Правила чтения исторической и работа с контурной картами

Уметь читать карту важно каждому, кто приступил к изучению истории. Умение разбираться в исторической карте может во многом помочь нам в исследовании прошлого. Посмотрите на несколько карт ( ). Карта расскажет о постоянных войнах территорий. А другая страна со всех сторон окружена морями. Значит, здесь хорошо развито мореходство и торговля. А внешние враги нападали на нее редко, потому что море являлось хорошей защитой.

Узкая полоска плодородной земли, с обеих сторон зажатая пустыней. Такая карта расскажет, как жители ценили реку Нил, считая ее божеством, дарующим жизнь. Земледелие, Т - все это было связано с Нилом.

Чтобы правильно попасть в интересующую нас эпоху, мы должны кроме времени хорошо знать и место, в которое направляемся. Этого нельзя достичь без знания исторической карты. Без нее трудно представить территории древних государств, проследить торговые маршруты, направления военных походов, географических экспедиций.

Чтобы правильно понять, что изображено на исторической карте, надо знать правила:

  1. Территория показана всегда в строго определенное время.

  2. Цвета используют для обозначения границ государства и присоединенных территорий.

  3. Условными знаками показаны перемещения войск (стрелки), места сражений (скрещенные мечи), завоеванные территории (штриховка). Бывают изображены корабли, пушки, солдатики, др. рисунки, которых нет на географической карте.

  4. Названия городов и стран соответствуют тому времени, которое изображено на карте.

Работа с контурной картой

Внимательно прочтите задания, выполняйте только то, что

1. Требуется (контурная карта- не альбом для разукрашивания)!

2. Все подписи в карте делайте ручкой и печатными буквами.

3. Работайте в карте цветными карандашами, а не фломастерами (так как они отпечатываются на другой странице, и вид у следующей карты будут неаккуратный).

4. Рядом с заданиями обязательно наносите условные обозначения, которые используете при выполнении заданий.

5. Некоторые задания состоят из нескольких частей. Будьте внимательны, выполните задание полностью!

6. Будьте внимательны с заданиями: обведите границы, заштрихуйте, закрасьте. Выполняйте то, что требуется.

6. Закрепление. 1) Без чего нельзя знать историю? 2) Каковы правила чтения исторической карты? 3) Чем историческая карта отличается от географической?

© 2010-2022