Рабочая программа по истории 5 класс

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс расчитана на 70 часов. Программа составлена на основе  государственного стандарта общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа со...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 класс

основное (общее) образование

70 часов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории древнего мира составлена на основе государственного стандарта (основного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

1) информационно методическую.

2) организационно-планирующую.

Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного курса.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, для содержательного наполнения курса, подготовки промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов).

Общая характеристика учебного курса

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях истории Древнего мира. Знания об историческом опыте и историческом пути народов важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории Древнего мира на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.

Изучая историю Древнего мира, на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории с другими предметами позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели:

Изучение истории Древнего мира на ступени основного (общего) образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками, исторической информации;

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.


Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе на изучение истории Древнего мира 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю. При этом программой предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 6 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В основу курса положен учебно-методический комплекс: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С., «История Древнего мира» 5 класс, М.:2012. 287 с.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории Древнего мира, способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории Древнего мира приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль курс истории Древнего мира играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «История Древнего мира» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «История Древнего мира», 5 класс

70 часов


п/п


Наименование разделов

и тем уроков

Количество часов

на изучение

Основное содержание



Планируемый результат

Введение.

1

1.Как работать с учебником.

2. Что изучает история древнего мира?

3. Какие науки помогают изучать историю?

Знать, что изучает история, история Древнего мира, археология; что называется историческим источником.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника.

Глава I. Первобытные охотники и собиратели

3

Знать, как жили древние люди; определения понятий по теме урока. Уметь работать с историческими картами и иллюстрациями.

1

Древнейшие люди

1

1. Облик древнейших людей.

2. Собирательство и охота - древнейшие способы добывания пищи.

3. Овладение огнем.

2

Родовые общины охотников и собирателей

1

1.Расселение первобытных людей.

2. Родовые общины.

3. Изобретение лука и стрел.

3

Возникновение искусства и религиозных верований

1

1.Возникновение искусства.

2. Зарождение религиозных верований.

Глава II. Первобытные земледельцы и скотоводы

3


Уметь обобщать изученный материал, работать с текстом учебника, терминами и картой

4

Возникновение земледелия и скотоводства

1

1. Переход к производящему хозяйству.

2. Возникновение ремесел.

3. Род и племя.

5

Появление неравенства и знати

1

1. Начало обработки металлов.

2. От родовой общины к соседской.

3. Выделение знати.

6

Обобщающий урок по теме жизнь первобытных людей

1

Глава III. Счёт лет в истории

1



7

Счёт лет в истории

1


Глава IV. Древний Египет

8

.

Знать географические и климатические особенности Древнего Египта, хозяйственные занятия местного населения, владеть понятийным аппаратом по темам, уметь правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп

8

Государство на берегах Нила

1

1.Географическое положение.

2.Климатические условия.

3.Занятия египтян.

9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

1.Объединение страны под властью одного государства.

2. Труд ремесленников и земледельцев

10

Жизнь египетского вельможи

1

1. В усадьбе вельможи.

2. Служба вельмож.

3. вельможа при дворе фараона

11

Военные походы фараонов

1

1.Египетское войско.

2 Завоевания египтян

3. Результаты военных походов.

12

Религия древних египтян

1

1.Верования египтян.

2.Жрецы - крупнейшие землевладельцы и рабовладельцы.

3.Отражение в религии природы, занятий, неравенства.

13

Искусство Древнего Египта

1

1.Литература др. египтян.

2.Живопись и скульптура.

3.Архитектура египетского храма.

14

Письменность и знания древних египтян

1

1. Письменность.

2. Древнеегипетские школы

15

Итоговое занятие по теме «Древний Египет»

1

Глава V. Западная Азия в древности

8

.


Знать географические и климатические особенности Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владеть понятийным аппаратом по темам, уметь правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп

16

Древнее Двуречье

1

1. Природа и географическое положение Двуречья.

2. Население и хозяйство южного Междуречья.

3.Письменность

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

1. Расцвет Вавилонского Царства.

2. Законы царя Хаммурапи

18

Финикийские мореплаватели

1

1.Города финикийцев.

2. Финикийские мореплаватели и торговцы.

3. Финикийский алфавит.

19

Библейские сказания

1

1. Древние евреи.

2. Представления о Библии и Ветхом Завете

3. Иосиф и его братья.

20

Древнееврейское царство

1

1.Саул. Давид. Соломон.

2. Иерусалим - столица царства.

3. Храм бога Яхве.

21

Ассирийская держава

1

1. Начало обработки железа.

2. Ассирийские завоевания.

3. Столица державы Ниневия

22

Персидская держава «царя царей»

1

1. Три государства Передней Азии.

2. Завоевания персов.

3. Управление персидской державой.

23

Итоговое занятие по теме «Западная Азия в Древности»

1


Глава VI. Индия и Китай в древности

5

.

Знать географические и климатические особенности Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владеть понятийным аппаратом по темам, уметь правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп

24

Природа и люди древней Индии

1

1. Географическое положение и природа Древней Индии.

2. Хозяйство и жизнь индийцев в I тыс. до н. э.

3.Религиозные верования индийцев.

25

Индийские касты

1

1. Миф о происхождении каст.

2. Неравенство каст.

3. Зарождение буддизма.

26

Чему учил древний мудрец Конфуций

1

1. Географическое положение и природа Древнего Китая.

2. Учение Конфуция.

27

Первый властелин единого Китая

1

1. Объединение Китая при Цинь Шихуане.

2. Расширение территории.

3. Народные восстания в Китае.

28

Итоговое занятие по теме «Индия и Китай в древности»

1

Древняя Греция

21


Глава VII. Древняя Греция

5


Знать географические и климатические особенности Древней Греции; уметь правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела ; уметь на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знать причины и ход основных военных действий раздела; уметь на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы в конце каждого вопроса. Сплотить класс посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов.

29

Греки и критяне

1

1. Местоположение Греции и ее природные условия.

2. Критское царство.

30

Микены и Троя

1

1. Микены и Троя.

2. Поход на Трою.

3. Вторжение дорийцев в Грецию.

31

Поэма Гомера «Илиада»

1

1. Гомер и его поэмы.

2. Содержание поэмы «Илиада»

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

1.Мифы о возвращении Одиссея на родину.

2. Значение гомеровских поэм для изучения истории.

33

Религия древних греков

1

1.Греческий пантеон богов.

2. Мифы Древней Греции.

Глава VIII. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

1.Аттика к началу VIII в. до н.. э.

2.Развитие хозяйства и рабовладения.

3. Законы Дракона.

35

Зарождение демократии в Афинах

1

1. Борьба демоса с аристократами.

2. Реформы Солона

36

Древняя Спарта

1

1.Образование спартанского государства.

2.Спартанцы и илоты.

3.Спарта - военный лагерь.

4. Спартанское воспитание.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

1. Основание греческих колоний

2. Последствия греческой колонизации.

38

Олимпийские игры в древности

1

1.Подготовка к Олимпийским играм

2. Ход Олимпийских игр.

3. Значение Олимпийских игр.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

1. Причины и начала греко-персидских войн.

2. Марафонское сражение.

40

Нашествие персидских войск на Элладу

1

1. Подготовка к новой войне с персами.

2. Бой в Фермопильском ущелье.

3. Саламинское сражение.

Глава IX.Возвышение Афин в V в.до н.э. и расцвет демократии

5

41

В гаванях афинского порта Пирей

1

1.Рост могущества и богатства Афин.

2.Граждане и негражданское население Афин.

42

В городе богини Афины

1

1. Район гончарных мастерских.

2. Главная площадь Афин.

3. На вершине Акрополя.

43

В афинских школах и гимнасиях

1

1. Рабы-педагоги.

2. Кто и чему учился в школах

44

В театре Диониса

1

1. Возникновение театра.

2. Театр и театральные представления в Древней Греции.

3. Трагедии и комедии в древнегреческом театре

45

Афинская демократия при Перикле

1

1. Афинское народное собрание.

2. Афины при Перикле.

Глава X. Македонские завоевания в IV в. До н.э.

3

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

1.Упадок Греции в IV в.до н.э.

2.Усиление Македонии при царе Филиппе II.

3.Подчинение греческих городов-государств ФилиппуII.

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

1. Подготовка македонян и греков к походу на Восток.

2. Походы Ал. Македонского и создание огромной державы.

48

В Александрии Египетской

1

1.Путешествие в Александрию Египетскую.

2.Фаросский маяк- одно из чудес света

49

Итоговое занятие по теме «Древняя Греция»

1

Древний Рим

18


Глава XI. Рим: от возникновения, до господства над Италией

3

Уметь оперировать новыми терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; уметь формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знать положение зависимого населения в древнем Риме; знать основные исторические личности по разделу; знать основное содержание периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знать основные достижения римской цивилизации и возникновение христианской религии. Уметь анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное. Начать формирование умения составлять сложный план параграф

50

Древнейший Рим

1

1. Географическое положение и природные условия древней Италии.

2. Город Рим впервые века его существования.

51

Завоевание Римом Италии

1

1.Возникновение республики.

2. Военные походы римлян и их итоги.

52

Устройство Римской республики

1

1. Борьба патрициев и плебеев.

2. Господство аристократии.

3. Римское войско.

Глава XII. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1

1. Борьба Рима и Карфагена за Сицилию.

2.Вторая Пуническая война.

54

Установление господства Рима со всем Средиземноморьем

1

1.Римские завоевания в Восточном Средиземноморье.

2. Разрушение Коринфа и Карфагена.

55

Рабство в Древнем Риме

1

1. Причины обилия рабов в Риме и жестокого обращения с ними.

2. Применение труда рабов

Глава XIII. Гражданские войны в Риме

4

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

1. Причины разорения крестьян в Италии.

2. Гай Гракх и его попытка продолжить дело брата.

57

Восстание Спартака

1

1. Причины восстания рабов в Италии и походы восставших.

2. причины поражения восстания и его значение.

58

Единовластие Цезаря

1

1. Предпосылки падения республики в Риме.

2.Возвышение Цезаря.

3.Захват цезарем власти и его правление в Риме

59

Установление империи

1

1.Захват власти Октавианом.

2. Римская империя при Октавиане Августе.

Глава XIV. Римская империя в первые века нашей эры

5

60

Соседи Римской империи

1

61

В Риме при императоре Нероне

1

1. Правление императора Нерона.

2. Жестокие деяния Нерона

62

Первые христиане и их учения

1

1.Первые христиане.

2. Преследования христиан римскими властями.

63

Расцвет империи во II в.

1

1. Изменение положения в сельском хозяйстве.

2.Лучший из императоров.

64

«Вечный город» и его жители

1

1. Рим и его обитатели.

2.Отдых и развлечения римлян.

Глава XV. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

4

65

Римская империя при Константине

1

1.Внутренняя и внешняя политика императора Константина.

66

Взятие Рима готами

1

1.Разделение Римской Империи на Западную и Восточную.

2. Захват империи готами.

3. Завоевание германскими племенами Западной Римской империи.

67

Семь Чудес Света

1

68

Итоговый урок по «Древнему Риму»

1

69-70

Резерв

2

ИТОГО:

70



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения истории ученик должен

Знать/понимать:

• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей Древнего мира

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

Уметь:

• соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

• сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям Древнего мира, достижениям культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов;

• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира.

Критерии оценки знаний учащихся:


  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается в два балла;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания оценивается в один балл.


Учебно-методические средства:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Учебник: Вигасин А. А. История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е изд. - М.: Просвещение, 2011

Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2009.

Атлас по истории древнего мира

Методическая литература:

  1. Годер Г. И. Поурочные разработки. 5 класс./ М.: Вако,2008

  2. Кочергина Л. Л. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы/ Волгоград :Учитель, 2009

  3. Петрович В. Г. Уроки истории 5 класс- М.: ТЦ Сфера, 2007

Дополнительная литература:

  1. Андрюсев Б. Е. Опорные конспекты по истории древнего мира М.: Владос, 2007

  2. Бранд М. Ю. Тесты по истории древнего мира. М.: Дрофа, 2009

  3. Крючкина Н. Б. Дидактические игры по истории. М.: ТЦ Сфера,2009

Демонстрационные карты:

1.Рост территорий и государств в древности

2.Завоевания Александра Македонского

3.Рост Римского государства в III веке до н.э.

4.Римская империя в III-Iвв. До н.э.

5.Римская империя в IV-Vвв.

15

© 2010-2022