Реферат по истории на тему История

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Внутреннее положение России в конце хiх - начале хх века. Типичное и особенное в действии российских политических организаций.

Вопрос. Славянофильские традиции и народнические движения в России, народники революционные и народники либеральные: их тождество и различие.

Примерный план


1.Славянофильские традиции.

2.Западнические течения.

3.Народники революционные и народники либеральные: их тождество и

отличие.

Славянофилы-представители одного из оппозиционных направлений русской общественной мысли 40-70-х годов хiх века. Разделение Российского общественного движения на западников и славянофилов условно. Во многом оба течения сходились, отдельных идеологов этого периода трудно отнести к одной из сторон, взгляды тех и других часто эволюционировали в направлении позиций их оппонентов.

Основным критерием разделения остаётся историческая и культурная ориентация каждого из течений: славянофилы считали, что Россия развивается по пути, отличному от европейского; западники были уверены в том ,что в России со временем всё же утвердятся европейские порядки.

Славянофилы (А. Кошелев, братья Иван и Константин Аксаковы, А. Хомяков, братья Пётр и Иван Кириевские, Ю.Самарин) понимали самодержавие как «олицетворённую волю народа». Русский царь, восходя на престол, совершает подвиг самопожертвования, он рассматривает власть как бремя, а не как привилегию. Отношения народа и царя основаны не на договорах (как на Западе), а на «вере в святыни человеческой совести и души». Русский народ, по мнению славянофилов, не ищет свободы политической, но ищет свободы нравственной, свободы духа. Народ хочет жить не по правилам правового общежития, а по требованиям нравственно-религиозным и согласно своим обычаям.

Европейский парламентаризм, либерализм и революции устанавливают самую страшную диктатуру-диктатуру парламентов и толпы. «Загнивание» Запада с его механической и рационалистической культурой - урок для Российских западников. Славянофилы утверждали, что европейские демократические образцы неприемлемы к России.

Славянофилы формулировали идею особого русского пути, идя по которому, Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов.

Две сферы: религиозная и государственная должны чётко разграничиваться, но в перспективе христианское общество и государство сольются в единстве - в Церкви. Самодержавие, по мнению славянофилов, основывается на единстве веры и авторитета, т.е. религии и власти.

Славянофилы развивали своеобразную концепцию философии русской истории, в которой противопоставляли Россию Западу, призывали к сближению славянских народов, к изучению быта и культуры южных и западных славян. Россию видели во главе славянских народов и полагали, что все эти народы пойдут своим путём, отличным от исторического опыта стран Западной Европы. Самобытность России они усматривали в длительном сохранении общинного уклада в крестьянской жизни. Они предполагали, что именно общинное начало способно предупредить наступление капитализма, спасти Россию от появления «язвы пролетарства» и тем самым устранить возможность революций. По своим политическим воззрениям почти все славянофилы были монархистами, но далеко не все принимали самодержавие как неограниченную форму монархического правления. В своей знаменитой формуле: «сила власти царю, а сила мнения народу» они проводили идею о необходимости введения политических прав и свобод, посредством которых народ получил бы возможность реализовать своё «мнение» в разрешении вопросов экономической и политической жизни. Славянофилам не чужда была и идея о возможности выражения этого мнения через представительный орган типа Земского собора.

Западники видели для России иную историческую перспективу. П. Чаадаев считал, что, только взяв у Европы весь опыт, навыки и науку, Россия сможет спасти саму Европу от «морального хаоса и социалистического материализма».

Западники однозначно оценивали прошлое России как тёмное. Сначала она прошла через дикое варварство, потом через грубое невежество, затем -через свирепое чужеземное владычество, дух которого унаследовала российская власть.

Западники выдвинули концепцию «революции сверху» при которой правительство, государство предлагают обществу программы преобразований. Вся надежда России - на просвещение, а не на перевороты, не на революции и не на конституции. Главная задача, которую должно решить государство, по мнению западников, - это преобразовать общество с помощью двух новых социальных групп: буржуазии и интеллигенции.

Новые социальные силы призваны разрушить традиционную русскую общину-оплот всего реакционного и консервативного. Интеллигенция и буржуазия казались западникам теми зародышевыми классами, которые в перспективе смогут провести в России необходимые ей реформы.

Монархия - это лишь завершение аристократической формы правления, и её свержение должно быть максимально ускорено. Революционные преобразования смогут открыть путь непосредственному народоправству.

Конкретными направлениями реформ для западников являлись: отмена крепостного права, сокращение армии и администрации, создание свободных ассоциаций производителей, конкурирующих друг с другом в обстановке политической свободы.

Левое крыло западников (А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский) вскоре оформляется в особое движение, взявшее в качестве программной цели идеалы социализма. Возражая традиционным западникам, Герцен заявлял, что любая насильственная революция принципиально не может приблизить Европу к ее собственному социальному идеалу. Победивший социализм непременно превратится в обычное буржуазное общество. И всё опять повторится сначала.

Весьма устойчивыми в западном сознании являются представления о собственности, наследовании и семье. Буржуазный образ жизни, буржуазная идеология и буржуазные институты в Европе - главное препятствие на пути революции.

И западники и славянофилы были сторонниками просвещения народа, уничтожения крепостного права и всемерного облегчения участи крестьянства. Славянофилы имели много общего с умеренными западниками, стоявшими на позициях конституционной монархии. Герцен был прав ,когда сказал, что западники и славянофилы хотя и противники, но очень странные, ибо те и другие движимы одной любовью к отечеству. Они, по его выражению, подобны двуглавому орлу, у которого головы смотрели в разные стороны, а сердце билось одно.

В первой половине хiх века российское общественное движение разделяется на два различных течения, сходящихся в одном - стремлении преобразовать Россию. Западные и традиционные (национальные русские) идеалы, к которым они стремились, как бы дополняли друг друга. Вместе с тем из западнического направления вычленяется новое, социалистическое течение, которое вскоре вырастет в мощное самостоятельное движение, предлагающее России свой, социалистический путь развития.

На рубеже 1860-1870-х годов происходит становление идеологии революционного народничества. Своё законченное выражение она обрела в работах Бакунина, Лаврова, Ткачёва. Твёрдо убеждённые в том, что человечество в своём развитии неизбежно должно придти к социализму, эти идеологи возлагали особые надежды на крестьянскую общину в России, рассматривая её как зародыш социализма. Народников особенно привлекала возможность достижения социализма, минуя капитализм, избежав пролетаризации крестьянства и образования класса буржуа-эксплуататоров. Для этого, по их мнению, достаточно было передать крестьянам все пахатные земли и другие угодья, избавить их от непосильных налогов, освободить от контроля со стороны административно-полицейских органов. Сходясь в основных теоритических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для их претворения в жизнь. Народовольцы главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали ,что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание.

М.А. Бакунин (бунтарское направление) считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции, толчок к которой должна дать революционная интеллигенция. Крестьянский бунт уничтожит самодержавие и приведёт к победе социализма. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.Эта идея стала основой теории анархизма. В 1874 году, опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ»,надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

П.Л. Лавров (пропагандистское направление) не считал народ готовым к революции, также поддержал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную возбудить к ней народные массы. Они должны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революционному выступлению. Но в отличие от Бакунина он считал, что потребуется длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, - период напряжённой пропагандистской работы.

П.Н. Ткачёв (заговорческое направление) исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и, по существу, непреодолим. Поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину должна освободить интеллигенция, захватив путём вооружённого переворота власть и «сверху» проведя необходимые социалистические преобразования.

Некоторые современные историки выделяют и четвёртое направление в народничестве- «нечаевщину», по имени С.Г. Нечаева, создателя тайной организации «Народная расправа» (1869).В написанном им «Катехизисе революционера» насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции, а также обосновывался тезис: «Цель оправдывает средства». Социализм представлялся Нечаеву обществом, в котором господствует принцип: «Производить для общества как можно больше и потреблять как можно меньше». Вся полнота власти сосредотачивалась в комитете революционеров, который должен был регламентировать все общественные, экономические и политические отношения.

В конце 1860-начале 1870-х годов в России в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 году их члены начинают массовое «хождение в народ» под бунтарскими лозунгами. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось; все их призывы встречали в крестьянской среде самое недоверчивое ,а нередко и враждебное отношение. Тогда революционеры начали вести более планомерную пропаганду в деревне. В 1861 году возникает «Земля и воля»- организация, игравшая в этой деятельности роль координационного центра. Народники стремились создать в деревне опорные пункты для организованного восстания. Однако никаких серьёзных результатов они не достигли. В 1879 году происходит раскол «Земли и Воли» на «Чёрный передел» и «Народную волю».

«Чёрный передел», лидерами которого были Г. Плеханов, М. Попов, В. Засулич, Л. Дейч, П. Аксельрод, остался на старых позициях. Основа его деятельности - пропаганда идей социализма в рабочей среде. Чернопередельцы обличали бесправие народа, призывали к борьбе против существующего политического строя. Агитировали за сокращение рабочего дня, свободу слова, печати, союзов, собраний. Они стали работать в солдатской среде. В своей деятельности чернопередельцы часто обращались к положениям марксизма. В конце 1881 года эта организация прекратила существование из-за противоречий во взглядах, возникших между его членами. Деятельность этой организации оказалась совершенно бесплодной.

В 1883 году Плеханов, Засулич, Дейч и другие создали новую группу- «Освобождения труда», которая ставила задачей перевод на русский язык трудов классиков марксизма и распространение их в России. Конечная цель группы заключалась в осуществлении коммунистической революции. Они считали ведущей силой революции пролетариат, а его союзницей - мелкую буржуазию, исключая роль крестьянства в революционном процессе.

В программе партии «Народная воля» заявлялось, что только на социалистических началах человечество может воплотить свою мечту о свободе, равенстве и братстве. Народовольцы видели основы будущего социалистического и государственного строя в коллективной собственности на землю и орудия труда, общинном и артельном производстве и распределении. Революционная активность народовольцев строилась на концепции революционного взрыва. На первом месте стояли задачи политического переворота, все остальные преобразования - после. Единственный путь для утверждения нового строя - политическая борьба и единственная её форма - террор. «Народная воля» в программных документах выдвигала задачи осуществления переворота и передачи власти народу (Учредительному собранию). «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу, стремясь добиться свержения самодержавия. Главным средством их борьбы с властью стал индивидуальный террор, с помощью которого они надеялись развалить существующий строй. «Народная воля» собрала в свои ряды ярких, незаурядных людей - Желябова, Михайлова, Морозова, Перовскую, Фигнер и др. Им удалось создать немногочисленную, но сильную, великолепно законсперированную организацию. Предприняв ряд террористических актов, народовольцы заставили правительство идти на уступки.12 февраля 1880 года была образована «верховная Распорядительная комиссия». Во главе её был поставлен М.Т. Лорис - Меликов, который, с одной стороны, продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем, с другой- провёл ряд мер, смягчавших цензуру и произвол местной администрации. Самое же главное, Лорис -Меликов представил царю проект, в котором предлагал создать «подготовительные комиссии» для разработки законопроектов по наиболее важным экономическим, финансовым, административным вопросам. В комиссиях наряду с чиновниками должны были заседать и выборные от земств. Этот проект был с восторгом встречен либералами. Народовольцев же деятельность Лорис - Меликова не удовлетворяла ни в малейшей степени.1 марта 1881 года ими был убит царь. Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он ещё раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы. Народнические организации были практически разгромлены, а народническая идеология вступает в полосу глубокого кризиса. К власти пришёл Александр 111. «Конституция» Лорис- Меликова была отклонена. В стране воцарилась реакция. Революционному крылу народничества удалось активизировать свою деятельность лишь в конце хiх века. В 1901 году возникает Партия социалистов-революционеров (эсэров), которая в своей программе попыталась воплотить идеалы революционного народничества.

После разгрома «Народной воли» более заметную роль в народническом движении стало играть мирное, реформистское направление, называемое либеральным народничеством. Либеральные народники разделяя идею революционных народников об особом, некапиталлистическом пути развития России, отличались от них неприятием насильственных методов борьбы. Либеральные народники считали переход России к капитализму упадком и намеревались поддерживать крестьянскую общину, артель и другие коллективные формы производства. Для этого они предлагали следующие меры: расширение крестьянского землевладения, дешёвые кредиты для крестьян, уравнение их в правах с другими сословиями. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»): введение всеобщего начального образования, отмена телесных наказаний, создание мелкой земской единицы на базе волостного самоуправления. Эти требования высказывались на земских собраниях, пропагандировались в печати. С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»,земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко.

Михайловский поддерживал связь с народовольцами, отстаивал их подпольных листках конституационные идеи, призывал к созыву Земского собора, но считал заговор крайним, вынужденным средством борьбы. Вернувшись из ссылки, последовавшей за событиями 1 марта1881 года, он сотрудничал в журнале «Русское богатство», главном печатном органе либерального народничества. В центре его философской концепции лежала идея личности. Идеи Михайловского о том, что содержание эпохи зависит от людей (вспомним ,Лавров считал, что исторический процесс происходит в результате усилий «критически мыслящих личностей»),воспитывали в молодом поколении активное отношение к жизни, столь важное в годы реакции.

В.П. Воронцов, работая в земстве, убедился в бесполезности революционной агитации среди крестьян. Он накопил и обобщил огромный статистический материал о крестьянской общине. Михайловский высоко ценил экономические работы Воронцова, но критиковал его чрезмерное увлечение идеей русской самобытности, идеализацию общины и противопоставление крестьянства и интеллигенции.

С.Н. Кривенко откровенно проповедовал «теорию малых дел»,считая, что малые дела, сливаясь в крупные, служат высоким целям, нацеливавшая интеллигенцию на ежедневную будничную работу по улучшению положения крестьян- в земских школах, больницах, волостных правлениях и т.п. От либералов либеральные народники отличались прежде всего тем, что для них первостепенное значение имели социально-экономические преобразования. Введение конституции, политических свобод и т.п. представлялось им вторичным. Кривенко пытался создать земледельческую интеллигентскую общину, построенную на экономических принципах и отличающуюся деловой, социально полезной направленностью. Эта колония близ города Туапсе потерпела крах, как и многие подобные начинания.

В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила возможность эволюционного преобразования России. Доктрина народничества являлась разновидностью крестьянской, общинной социалистической утопии. Революционный переворот не может быть произведён силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.








Литература


1.История России, А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина, Москва, 2004г.

2.История Отечества, И.А. Исаев, Москва, 2004 г.

3.История России (хiх - начало хх! в.) А.Ю. Дворниченко, Москва, 2005г.

4.История, Большой справочник, В.Н. Амбаров, П. Андреев, С.Г. Антоненко, Москва, издательский дом «Дрофа»,1999г.










Министерство общего и профессионального образования Р.Ф.

Самарский государственный педагогический университет









Внеаудиторная самостоятельная работа

по курсу «История Отечества»


на тему: «Внутреннее положение России в конце хiх начале хх века. Типичное и особенное в действии российских политических партий».



Выполнила: студентка 1 курса заочного

отделения, факультета «Музыка»

Жигалова Ю.С.

Проверил: Тулузанов В.Ф.


Самара 2008г.

© 2010-2022