- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории для 6 класса
Рабочая программа по истории для 6 класса
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рахматуллина Г.Х. |
Дата | 18.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Юнны
муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
на заседании ШМО
учителей школы
РуководительШМО _______/___________/
Протокол № ____
«__» _________ 2014 г.
Заместитель директора по УВР
_____/Рахматуллина Г.Х./
«__» __________ 2014 г.
Директор школы
_____/Миннигулова Ф.А./
Приказ по школе
№__ от «__»______2014г.
Рабочая программа по истории
для 6 класса
учителя истории Рахматуллиной Г.Х.
на 2014 - 2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________
от «____» __________2014 г.
Пояснительная записка
Авторы программы Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В
Год издания 2011 Издательство «Баласс»
Количество учебных часов 69
Учебно-методический комплект:
Название
Автор
Издательство
Год издания
Учебники
Всеобщая история. Средние века.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждении
Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов, С.М.Давыдова
«Баласс»
2013
Российская история с древнейших времен до начала XYI века. Учебник для 6 класса основной школы
А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин
«Баласс»
2010
Содержание тем учебного курса
Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций
Вводная тема. Рубеж древности и Средневековья
Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?
Античная цивилизация и мир варваров - различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV-VI вв., гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке - начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
Тема 1. Запад христианского мира. V-X вв.
Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).
Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов - между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.
Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.
Тема 2. Восток христианского мира. V-XII вв.
Расцвет Византийской империя как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 г., отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века
Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры - 622 г., Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авицена), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья.
Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.
Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.
Модуль 2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций
Тема4. Особенности католической Европы. X-XV вв.
Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.
Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей.
Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними инквизиции (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.
Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг); смена художественных стилей - романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).
Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV вв.
Преодоление раздробленности в Англии и Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337-1453 гг.): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д'Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уотта Тайлера) - признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции.
Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.
Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций
Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 г.
Модуль 3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации
Тема 7. У истоков российской истории
Что изучает история России? История Россия - часть всемирной истории.
Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. лет назад), охотники и собиратели ледниковой эпохи (40-35 тыс. лет назад). Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.
Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма.
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.
Тема 8. Древнерусское государство. IX-XII вв.
Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).
Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.
Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане; быт разных слоев населения.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие Русской Правды Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.
Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 г.
Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора.Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).
Тема 9. Русские земли и княжества XII-XIII вв.
Государственная раздробленность Руси с начала XII в.: причины, черты, последствия. Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный подъем в XII - начале XIII веков в разных русских землях: рост городов, каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»).
Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления и культуры.
Модуль 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII-XV вв.
Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV вв.
Борьба против внешней агрессии в XIII в. И монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237-1242 гг. (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).
Золотая Орда: укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное влияние.
Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.
Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325-1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.
Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359-1389): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.
Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV-XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).
Тема 11. Эпоха образования Российского государства. XV - начало XVI в.
Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х гг.) и образование самостоятельных татарских ханств - Крымского, Казанского и т.д.
Иван III (1462-1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. - стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.
Вопрос о месте России среди средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 г., власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва - третий Рим». Государственная символика России (герб, Московский Кремль).
Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).
Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских, европейских и восточных традиций.
Требования к уровню подготовки учащихся
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.
-
Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории.
-
Различать в общемировой культуре крупные цивилизации , сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир, исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
-
Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.
-
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни - феодальные отношения; в общественном делении - сословия, церковь; в государственной жизни - раздробленность и централизация; в культуре - язычество и мировые религии , гуманизм, Возрождение и т.д.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
-
Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
-
При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.)
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Количество
часов
Дата проведения урока по плану
Фактическая дата проведения урока
1
2
3
4
5
Глава 1
От королевства к империи.
Рождение феодальной Европы.
Феодальная раздробленность.
Времена викингов.
Повторение. Запад христианского мира. 5-10 века.
1
1
1
1
1
1.09
6.09
8.09
13.09
15.09
6
7
8
9
Глава 2
Византийская империя.
Государства славян и кочевников.
Раскол христианского мира.
Повторение. Восток христианского мира. 5-11 века.
1
1
1
1
20.09
22.09
27.09
29.09
10
11
12
13
14
Глава 3
Свет ислама.
Рождение исламского мира.
Крестовые походы.
Монгольские завоевания.
Повторение. Пророки и завоеватели Востока. 7- 13 века.
1
1
1
1
1
4.10
6.10
11.10
13.10
18.10
15
16
17
18
19
Глава4
Города Европы.
Феодальный мир.
Сила католической церкви.
Культура католического мира.
Повторение. Особенности католической Европы. 10-15 века.
1
1
1
1
1
20.10
25.10
27.10
8.11
10.11
20
21
22
23
24
25
Глава5
Раздробленность в Англии и Франции.
Столетняя война.
Централизация в Англии и Франции.
Итальянское Возрождение.
Границы Священной империи.
Повторение. Страны католической Европы. 11-15 века.
1
1
1
1
1
1
15.11
17.11
22.11
24.11
29.11
1.12
26
27
28
29
30
Глава6
Рубежи православия и ислама.
Индийская средневековая цивилизация.
Дальневосточный мир Китая и Японии.
Где закончилось Средневековье?
Повторение. Судьбы средневековых цивилизации.
1
1
1
1
1
6.12
8.12
13.12
15.12
20.12
31
32
33
Обобщающее повторение. История средних веков.
3
22.12
27.12
29.12
34
35
36
37
Российская история.
Глава1
Древние жители Северной Евразии.
Северная Евразия в начале Средневековья.
Мир восточных славян .
Повторение. «У истоков российской истории».
1
1
1
1
17.01
19.01
24.01
26.01
38
39
40
41
42
43
44
Глава2
Становление Древнерусского государства.
Князь Владимир и крещение Руси.
Жители Древнерусского государства.
Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.
Начало распада Древнерусского государства.
Достижения культуры Древней Руси.
Повторение. «Эпоха Древнерусского государства».
1
1
1
1
1
1
1
31.01
2.02
7.02
9.02
14.02
16.02
21.02
45
46
47
48
Глава3
Раздробленность русских земель.
Владимиро- Суздальское княжество.
Господин великий Новгород.
Повторение. «Русские земли и княжества».
1
1
1
1
23.02
28.02
2.03
7.03
49
50
51
52
53
54
55
56
Глава4
Монгольское нашествие.
Русь между Западом и Востоком.
Золотая Орда.
Великое княжество Литовское и Русское.
Возвышение Москвы.
Собирание Руси вокруг Москвы.
Возрождение русской культуры.
Повторение. «Эпоха монгольского нашествия».
1
1
1
1
1
1
1
1
9.03
14.03
16.03
21.03
4.04
6.04
11.04
13.04
57
58
59
60
61
62
63
Глава5
Распри в Московском княжестве.
Судьба Золотой Орды.
Создание Российского государства.
Власть в Российском государстве.
Жители Российского государства.
Культура Российского государства.
Повторение. «Эпоха создания Российского государства».
1
1
1
1
1
1
1
18.04
20.04
25.04
27.04
2.05
4.05
9.05
64
65
66
67
68
69
Повторение. «У истоков российской истории»
Повторение. «Эпоха Древнерусского государства»
Повторение. «Русские земли и княжества»
Повторение. «Эпоха монгольского нашествия» Повторение. «Эпоха создания Российского государства».
Обобщающее повторение. «Российская история с древнейших времен до начала XYI века».
1
1
1
1
1
1
11.05
16.05
18.05
23.05
25.05
30.05
Список литературы
1.Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов, С.М.Давыдова . Всеобщая история. Средние века. 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений.- М: Баласс,2013. -288 с.
2. А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. Российская история с древнейших времен до начала XYI века. Учебник для 6 класса основной школы.-М.: Баласс,2010.-272 с.
3.Российская история. 6 класс. Методические рекомендации.- М.: Баласс,2000.-128 с.
4.Э.В.Уткина. Школьные олимпиады. История.5-9 классы.-М.:Айрис-пресс,2004.-224 с.
5.Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся.-М.:Просвещение,1990.- 240 с.
6.История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-271 с.