Урок истории для 8 класса по теме «Крымская война: на стыке двух эпох»

Урок истории в 8 классе «Крымская война: на стыке двух эпох» проводится во втором полугодии. Сама тема Крымской войны является одной из наиболее сложных в разделе «История России». В соответствии с программой учитель за 1 час учебного времени должен не просто рассмотреть тему, но и определить ее роль в истории развития страны. Данный конспект позволяет решить заявленные проблемы посредством вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. В соответствии с планом урока в течение з...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 8 классе по теме:

«Крымская война: на стыке двух эпох»

Автор: Краевская Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №9 г.

Мичуринска Тамбовской области

Тип урока: урок овладения новыми знаниями

Цели урока:

- образовательная: на основе проведенных исследований сделать выводы о причинах поражения России в Крымской войне и факторах, вызвавших эти причины,

- развивающая: научить самостоятельно прогнозировать и объяснять итоги Крымской войны, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, формулировать собственное мнение и позицию.

- воспитательная: воспитать у учащихся представление о поражении, как стимуле к активным действиям.

Оборудование: мультимедийная презентация «Крымская война», историческая карта «Крымская война. 1853-1856 гг.».

Ход урока.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Актуализация знаний

Учитель: На предыдущем занятии мы с вами рассматривали внешнюю политику Николая I, важным звеном которой являлся т.н. восточный вопрос.

Давайте вспомним: Что же такое восточный вопрос?

Дети: Восточный вопрос - комплекс международных противоречий, связанных с борьбой европейских государств за контроль над странами Азии, в первую очередь над Ближним Востоком.

Учитель: Приведите примеры обострения восточного вопроса для России в начале XIX века. Что стало итогом этих обострений?

Дети: Первый кризис случился в 20-е гг. XIX века и привел к Русско-иранской войне 1826-1829 гг. (победа России в этой войне упрочила ее позиции в Закавказье) и к русско-турецкой войне 1828-29 гг., в результате чего Россия укрепила свое положение в Причерноморье. Второй раз кризис обостряется в 30-е годы XIX века, но Россия и Турция подписывают мирный договор, который устанавливает союзнические отношения между ними.

Учитель: Верно. Таким образом, балканские народы были освобождены из-под турецкого гнета. Это было прогрессивное явление. И? казалось, восточный вопрос пусть не навсегда, но тем не менее надолго сошел с внешнеполитической арены. Как вдруг, в начале 50-х годов разгорается спор о Палестинских святынях. Турецкий султан передал ключи от одной из святынь христианства - Вифлеемского храма в Иерусалиме католическому духовенству. Россия потребовала вернуть их православным священникам, после чего, получив отказ, ввела войска в зависимые от Турции дунайские княжества… И 4 (16) октября 1853 года, после проигнорированного Россией требования очистить данную территорию, Османская Порта объявила ей войну. 20 октября (1 ноября) аналогичным заявлением ответила и Россия… Так началась Крымская война. Война, которая изначально планируясь как локальная, в итоге перерастет в международную, опалив своим пламенем и Западные державы. Война, которая не разрешит ни один внешнеполитический вопрос, но в результате расколет Россию на 2 совершенно разные эпохи…

Изучение нового материала

Итак, тема урока: «Крымская война: на стыке двух эпох».

Цель: определить роль Крымской войны в истории России.

И для того, чтобы реализовать поставленную цель, я предлагаю Вам провести вместе со мной сегодня небольшое исследование. А доказать в ходе научного поиска нам предстоит следующий тезис: «Крымская война стала рубежом в истории России, перешагнув который, она оказалась на пороге новой эпохи». Выражением этой гипотезы как нельзя лучше служит высказывание Плутарха: «Сильные дожди обычно идут после больших сражений». Именно эту ставшую крылатой фразу, как символическое выражение гипотезы, я и предлагаю взять в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите ее себе в тетрадь.

Итак, Крымская война, или Восточная - это война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. за господство на Ближнем Востоке, длившаяся с октября 1853 по февраль 1856 года. Запишите в тетрадь эту дату.

В зависимости от числа воюющих сторон вся война делится на 2 этапа. Начнем наше исследование по порядку, и обратимся к первому из них.

1 этап (октябрь 1853 - апрель 1854) - русско-турецкие военные действия. По данному этапу группа учащихся в составе 3 человек провели самостоятельную исследовательскую работу и сейчас они представят ее итоги перед Вами. А пока ребята будут знакомить Вас с результатами своих исследований, я предлагаю Вам в течение этого времени составить кластер по Крымской войне, используя информацию исследовательских групп.

1 ученик: объектом нашего исследования являлся 1-ый этап Крымской войны. Цель: рассмотреть данный этап с позиции обеих воюющих сторон и определить результаты его для России. Гипотеза: если бы не сильное командование, Крымская война для России могла бы закончиться поражением ее уже на 1-ом этапе.

На начальном этапе война велась исключительно между Российской империей и Османской Портой. Для того, чтобы представить возможный исход событий, необходимо рассмотреть состояние обеих армий накануне 1 этапа войны.

2-ой ученик представляет сообщение по теме «Вооруженные силы России перед Крымской войной».

3-ий ученик представляет сообщение по теме: «Армия Османской империи на период ее участия в Крымской войне».

Один из учеников делает предварительный вывод по проведенному исследованию.

1-ый ученик представляет сообщение по теме: «Основные действия воюющих сторон на начальном этапе войны» (при ответе используется карта и слайдовая презентация, подготовленная самими обучающимися).

Один из учеников делает вывод по всему материалу представленного исследования. Предположительный ответ:

  • Россия, имея значительные недостатки в вооружении, системе комплектования и т.д. была противопоставлена не менее слабой в организационном и техническом планах турецкой армии, что сказалось на исходе отдельных столкновений на Кавказе и в Закавказском регионах;

  • Исход Синопского сражения, как самого крупномасштабного и решающего в ходе 1 этапа обеспечило наличие сильного руководства у русской эскадры. И это фактически единственный зависимый от России фактор победы в этом бою. Потому что другим фактором выступил случай. Если бы не непогода, заставившая турецкий флот укрыться в Синопской бухте и фактически заблокировавшая его в ней, при других условиях поражение русского флота было бы неминуемым. И кто знает, не закончилась ли бы Крымская война уже на своем 1 этапе…

Учитель: Большое спасибо. Очень интересное исследование представили ребята. Но мне хотелось бы обратиться ко всем остальным - согласны ли Вы также с выводом нашей исследовательской группы.

Ответы и рассуждения учащихся по поводу услышанного. Возможно дополнение следующего характера: я согласен с выводами, но хотел бы также добавить. На мой взгляд, победе России на этом этапе, помимо указанных факторов, способствовало и то, что у Турции отсутствовали явные союзники. Если бы ее отрыто поддержала та же Англия, Россия вряд ли смогла победить.

2-ой этап войны (апрель 1854 - февраль 1856) - Россия, Турция, Англия, Франция, Сардинское королевство. Этот вопрос исследовала 2-ая группа в составе 4 человек. Предоставляю им слово.

1-ый ученик: объектом нашего исследования явился 2-ой этап Крымской войны. Цель: рассмотреть данный этап с позиции обеих воюющих сторон и определить результаты его для России. Гипотеза: решающим фактором в исходе войны для России сыграла техническая отсталость и изжившая себя система комплектования русской армии.

В отличие от 1-ого этапа, на 2-м России пришлось вести военные действия уже не против одной Турции, а против коалиции государств в составе Турции, Англии, Франции и Сардинского королевства. Рассмотрим соотношения сил обеих сторон.

2-ой ученик: я остановлю свое внимание на характеристике государств, вступивших в войну на 2-м этапе. Это Англия, Франция и Сардинское королевство (сообщение по теме).

1-ый ученик делает предварительный вывод.

3-ий ученик представляет сообщение по теме: «Крымская война: 2-ой этап» (используется карта и презентация учащихся).

Один из учеников делает вывод по всему материалу представленного исследования. Предположительный ответ:

  • На исход Крымской войны наибольшим образом оказали влияние 2 фактора: 1. Дипломатический просчет Николая I (находясь сама в изоляции, Россия была вынуждена противостоять сильнейшим армиям мира), 2. Сильное отставание России по уровню развития от ведущих Западных держав.

  • Кроме того, в своих выводах мы не можем не отметить проявленную как во 2-м этапе, так и на протяжении всей войны непомерную стойкость духа, мужество и отвагу русского народа. Она не подвела черту под результатами этой войны, но если бы не эта сила, Севастополь не смог бы продержаться 11 месяцев, натиск западных держав по всем направлениям не мог быть остановлен, и кто знает, какие условия содержал бы подписанный в Париже мирный договор…

Учитель: итак, мы прослушали выступление 2-ой исследовательской группы. Каково ваше мнение на причины поражения России в Крымской войне?

Ответы и рассуждения учащихся по поводу услышанного. Возможно дополнение следующего характера: когда мы проводили данное исследование, то, наверное, больше всего при сборе материала сталкивались с высказываниями самих солдат или современников тех событий, выражающих недовольство прежде всего вооружением русской армии. Например: «Право, грустно становиться, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены - и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы...». «Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и, кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту. Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы - не в состоянии…». И таких свидетельств множество.




Первичное осмысление и закрепление.

Учитель: Итак, мы рассмотрели Крымскую войну. Давайте посмотрим, какие кластеры у вас получились (ученики зачитывают кластеры, проводят анализ, выбирают наиболее удачный).

А теперь предлагаю закрепить полученные в ходе нашего урока знания с помощью задания: необходимо вставить в приведенный на экране текст пропущенные слова. Правильный ответ выражаем поднятием руки.

Крымская война началась в … году. Поводом к ней послужил спор о … . Условно Крымскую войну подразделяют на… этапа. 1-ый этап длился с … по … . На этом этапе России противостояла одна… . Самым крупным сражением этого этапа стало … . Русской эскадрой в этом сражении командовал … . В результате на 1-м этапе … победила. 2-й этап длился с … по … . На этом этапе России противостояли… . Самым крупным сражением этого этапа стала … . Обороной Севастополя командовал … . Итогом войны стало поражение …. . А в марте 1856 года был подписан …, который окончательно поставил точку в этой войне.

Молодцы. Основные моменты войны вы усвоили. А раз так, скажите мне: что стало причиной поражения России в Крымской войне? А почему Англия, Франция … имели совершенное вооружение, армию, флот, а Россия нет? Какие 2 вопроса стояли перед Россией в начале XIX века? Были ли они решены к началу Крымской войны? Вы помните революционное выступление декабристов на Сенатской площади. Когда оно произошло? Жестокие меры, предпринятые Николаем 1 по отношению к восставшим не устранили волнения в обществе, а наоборот, доказали правильность их выступления. И эта война должна была стать для России маленькой победоносной войной, которая могла бы отвлечь народ от революционных идей и укрепиться в правильности политики самодержавной власти императора. Но… война проиграна. Внутренние противоречия не то что не разрешились, а , наоборот, еще больше сгустились вокруг российского престола. Что делать в этой ситуации императору? Откройте учебник на стр. Зачитайте абзац, выделенные жирным шрифтом в конце параграфа. Читают. Вслух. А теперь ответьте на мой вопрос. И эти реформы не заставят себя ждать. Не зря Александр II, вступивший на российский престол в 1855 году, войдет в историю как царь-реформатор…

А я напоминаю Вам гипотезу, которую мы выдвинули в начале нашего урока: «Крымская война стала рубежом в истории России, перешагнув который, она оказалась на пороге новой эпохи» и задаю Вам вопрос: доказали ли мы этот тезис в ходе своего исследования?

Ответы детей.

Учитель: И это значит, что верны слова Плутарха, который сказал, что «сильные дожди обычно идут после больших сражений».

Итоги урока. Рефлексия

Ну что ж, вы плодотворно поработали сегодня на уроке и в качестве самоанализа проведенной работы, я предлагаю Вам составить синквейн по теме: «Урок истории по Крымской войне». У вас 2 минуты.

Зачитывают свои синквейны.

Оценки за урок:

  1. Оценка лидером группы работы своей команды.

  2. Оценка отдельного учащегося работы класса.

  3. Оценка учителем работы класса, групп и отдельных учащихся.

Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе по одной из заданных тем на выбор. Темы эссе в виде файла вы найдете на сайте Дневник. Ру.



© 2010-2022