Краткосрочный план урока по истории Казахстана 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: Класс: 5 19 урок

Тема: Эпитеты.

Памятники архитектуры

Цель урока:

образовательные - дать учащимся общие знания об архитектуре, а также о развитии архитектуры в Казахстане в средние века, об особенностях архитектурных памятников,
развивающие - развить познавательные способности учащихся на примере изучения памятников архитектуры старины,

Ожидаемый результат

сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик».

- Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

- Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.

Ученики осмысливают поставленную цель.

- (Тепло, радость, хорошее настроение)

Делятся на группы.

пазлы


5 мин.

Подготовка к восприятию новой темы.

На доске в произвольной форме написаны термины касающиеся пройденного материала , каждый ученик выбирает термин и дает термину определение,после каждого ответа термин с доски стирается ,таким образом в конце доска должны быть чистой.

Игра «Кто первый ответит».

- Когда родился Абай?

- Когда родился Ибрай?

- Что открылось в городе Семипалатинске в 1883 г.?

- Произведение каких русских писателей Абай переводил на казахский язык?

- В 1879 г. Ибрай стал инспектором. В этом же году было в его жизни еще одно событие. Какое?

- К чему призывали стихи Абая?

- Какие языки знал Ибрай Алтынсарин?

- Какие события подорвали здоровье Абая?

Разгадайте кроссворд и надите ключевое слово , с помощью этого слова мы отгадаем тему нашего урока

1.Кто возглавил поход гуннов на запад в 5 веке?

2.Каким орудием труда пользовались древние люди для обработки кожи?

3.Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?

4.Судья,разбиравший спорные вопросы по обычному праву казахов

5.В каком городе родился Аль-Фараби

6.Основатель империи гуннов ....

7."Отец истории " Геродот называл эти племена "скифами"

8.Кто из сакских правителей в 530 г до н.э победил персидского царя Кира?

9. Какое племя начало "Великое переселение народов"?

10. (Богатырь,герой)- звание, дающееся человеку, отличившиемуся военным мастерством и доблестью.

11.Археолог, обнаруживший в 1969 году в Иссыкском кургане захоронение "Золотого человека"

Запишите определение понятия: «Архитектура» - это искусство проектирования и строительства жилых домов и других зданий и сооружений




20 мин.

III. Актуализация знаний.

Каким было жилище первых людей? Где они жили? Все это, наверное, очень интересно и познавательно для вас. У первобытных людей не было таких красивых домов как сейчас, они жили в пещерах. С развитием орудий труда и различных видов хозяйства люди постепенно научились строить дома. В Казахстане до сих пор сохранилось много древних строений. Археологи находят и жилища древних людей. Одни из них строились на поверхности земли, другие - под землей (землянки). Для строительства жилищ люди использовали различные строительные материалы: дерево, камни, сырцовые кирпичи из глины, камыш и чий. На казахстанской земле ученые обнаружили жилища и курганы, сложенные из больших гранитных плит. Их называют «мыктын уйі», т.е. «дом силача». Слово «мық» на казахском языке означает «коренастые, невысокие, сильные люди». Раньше полагали, что такие огромные каменные сооружения в степи возводили очень сильные люди. Однако в Европе и других странах мира подобные памятники тоже встречаются, и их называют - «дом циклопа». На территории Казахстана в поселении эпохи бронзы Тугискен в низовьях Сырдарьи жилища построены из необожженного кирпича. Так как необожженный кирпич очень хрупок , многие памятники этого периода плохо сохранились. Только в средневековье началось использование обожженного кирпича. В период расцвета государства Караханидов это искусство достигло высокого уровня развития.

В связи с развитием кочевого хозяйства была изобретена разборная юрта - жилище кочевников. Она была очень удобной при перекочевках, т.к. быстро собиралась и разбиралась, также ее легко было перевозить. Первые прообразы юрт появились еще в бронзовом веке. Племена того времени, арии и туры жили в круглых жилищах, которые стали основой для создания юрты. Одной из разновидностей древних жилищ была куйме - повозка с установленной на ней юртой. Найденные на территории Казахстана образцы древних строений дают нам возможность судить о развитии архитектурного искусства.


  1. Опережающее задание учащихся : Яна, Аяна,Альбина;Дильрух .


  1. Исторически так сложилось и тому есть множество причин, что на территории Казахстана сформировалось большое количество достопримечательностей.


  1. Прекрасное - близко, и как гласит народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать».

Презентация: «Мавзолеи Казахстана»

  • Недалеко, в 2-х километрах, от городища Отрар находится мавзолей проповедника Ислама, религиозного мистика жившего в XII в. Арыстанбаб . В мавзолее Арыстанбаб похоронен учитель и духовный наставник Х.А. Яссави. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.Мавзолей приобрел нынешний облик в 1910 году. В плане постройка вытянута по фасаду и состоит из двух частей: северной - мавзолея и южной - мечети. Мечеть состоит из просторного молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений. Основные размеры 35 х 12, высота 12 м., сложен из жженого кирпича. Имя Арыстан-Баба было широко известно в окрестностях Отрара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Впоследствии его потомки возглавили суфийские организации, созданные Ахмедом Ясави. Народ признал Арыстанбаба святым (аулие). Поэтому каждый четверг паломники проводят ночь на его могиле и читают молитвы. Широко распространено народное выражение: "Ночуй у Арыстан-Баба, проси у Ходжи Ахмеда".

  • Мавзолей Карашаш ана расположен в кишлаке Сайрам. Карашаш ана - мать Ходжи Ахмеда Яссави, ее настоящее имя - Айша хатун, и она является дочерью популярного в Сайраме Мусо шейха. Карашаш ана достойно воспитала своего сына - знаменитого суфия Ходжу Ахмеда Яссави. Над могилой Карашаш ана построен мавзолей высотой 9,3 м, общей площадью 7 х 6,5 м. В прошлых веках он был разрушен и перестроен в XIX веке.

  • Мавзолей Айша-Биби( )

К Любви своей она спешила,

И сорок дев, как сорок роз,

Венок ей создали. Но сила

Зловещая, наслав мороз,

Ее сгубила на пороге

К осуществлению мечты.

Неужто посмеялись Боги

И тщетны все усилия? Ты,

К нему стремясь, его любила

Шесть рек прошла, а на седьмой.

Змея, которую носила

В груди завистница,

Любовь убила…



Видеоролик Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи (6 мин )

При просмотре Видеоролика постарайтесь заполнить таблицу.

  1. Заполнить таблицу.

Как называется

архитектурное сооружения

Где расположен?

Кому возведен?

Кто возвел?

Когда был построен?

Из чего построен?













IV.Закрепление новой темы :

10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «З-Х-У» проводит закрепление урока.

Попробуйте ответить на открытые тесты:

1. Слово «мык» означает....

2. Юрта была изобретена в связи с развитием....

3. Одной из разновидностей древнего жилища была....

4. Архитектурой называется....

5. Мавзолей Айша-биби расположен в 18 км от....

6. Самым великим памятником Казахского ханства является....

7. В средние века мавзолеи строили для....

8. Тайказан - это....

9. Мавзолей Ходжи Ахмета Йассауи был построен в....

10. От памятников эпохи Караханидов в нынешнее время....

Метод пятистишья:

1. «Памятник архитектуры»

2. 2 глагола

3. 3 прилагательных

4. предложение

5. 5 ассоциаций

Учащиеся записывают все, что узнали по данной теме.

Таблица

«З-Х-У»

5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии:

- О чем говорили на уроке?

- Что удалось без особых усилий?

- Что было трудно?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.



© 2010-2022