• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории древнего мира в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований

Урок по истории древнего мира в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории в 5 классе 17.10.2016г

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.Предметные

  • Формулировать отличительные признаки религии и искусства

  • Понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись

  • Объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе

  • Понимать значение религии и искусства в жизни людей

Метапредметные

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке

  • Осваивать навыки решения творческих задач

  • Создавать рассказ о произведении по памятке

Личностные

  • Понимать значение культурного наследия древних людей

  • Принимать социальную роль обучающегося при работе в группе

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

  2. Как изменился животный мир?

  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  4. Что называется родовой общиной?

  5. Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?

  6. Как они изготавливали одежду?

- Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему? (Ученики высказывают своё мнение. Большинство считает, что не хотят жить в первобытности, т.к. там страшно.)

  1. Переход к изучению новой темы

- И им было страшно. А для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.

- Предположите, каким явлениям человек искал объяснение? (Почему идет дождь?)

- Мог он научно объяснить явления природы?

- Тогда на помощь приходила религия.

- Что такое религия? Почему она появилась.

- Постарайтесь в тексте стихотворения найти строки, относящиеся к религии. Слайд 1

- А к чему относятся остальные строки стихотворения?

- Запишите тему урока Слайд 2

Изучение новой темы

- Естественных причин явлений природы люди не знали. Люди искали ответы на сои вопросы. Почему снятся сны? Что такое смерть? Во сне они видели людей, давно умерших. И думали, что в теле обитает сверхъестественное существо - душа. Слайд 3

Люди верили, что души предков переселились в далекую страну мертвых. Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в далекую страну мертвых и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из медвежьих клыков. Так появилась вера в богов, религия.

Слайд 4

- Выберите на схеме отличительные признаки религии. Слайд 5

- Сформулируйте определение и запишите в тетрадь.( религия - это вера в сверхъестественное и поклонение ему.)

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди - Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу - рубило.

  3. Хронология - это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Альтамира - одна из самых известных пещер Испании. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь графа Марселино Санз де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные исследования Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес.

Вопросы:

-Расскажите об открытии пещерной живописи?

-Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

Слайд 6,7

-Расскажите об открытии пещерной живописи?

-Сосчитайте, сколько лет тому назад сделано это открытие?

-Как называется творческое занятие изображения рисунков? (живопись)

-Живопись относиться к искусству. (Запишите Искусство - творческое отражение действительности.)

- Выберите на схеме признаки искусства. Слайд 8

- Давайте виртуально побываем и в других пещерах, где обнаружены были скальные рисунки. Слайд 9- 18

-Зачем люди их рисовали? С какой целью?

- У них была вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов - покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. С помощью обрядов древние люди пытались воздействовать на будущее и на природные явления. Так появилась магия.

  1. Закрепление изученного материала.

Какими словами можно заменить следующие выражения?

  1. Вера в богов и духов -

  2. Поражение копьями нарисованных животных -

  3. Творческое отражение действительности -

4.Сверхъестественное существо, обитающее в теле человека -

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание. П. 3 Т к п. 3



© 2010-2022