- Преподавателю
- История
- Урок по истории древнего мира в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований
Урок по истории древнего мира в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Парменова С.С. |
Дата | 30.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока истории в 5 классе 17.10.2016г
Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.Предметные
-
Формулировать отличительные признаки религии и искусства
-
Понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись
-
Объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе
-
Понимать значение религии и искусства в жизни людей
Метапредметные
-
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке
-
Осваивать навыки решения творческих задач
-
Создавать рассказ о произведении по памятке
Личностные
-
Понимать значение культурного наследия древних людей
-
Принимать социальную роль обучающегося при работе в группе
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний учащихся.
Задание 1. Экспресс опрос.
-
Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
-
Как изменился животный мир?
-
Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
-
Что называется родовой общиной?
-
Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?
-
Как они изготавливали одежду?
- Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему? (Ученики высказывают своё мнение. Большинство считает, что не хотят жить в первобытности, т.к. там страшно.)
-
Переход к изучению новой темы
- И им было страшно. А для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.
- Предположите, каким явлениям человек искал объяснение? (Почему идет дождь?)
- Мог он научно объяснить явления природы?
- Тогда на помощь приходила религия.
- Что такое религия? Почему она появилась.
- Постарайтесь в тексте стихотворения найти строки, относящиеся к религии. Слайд 1
- А к чему относятся остальные строки стихотворения?
- Запишите тему урока Слайд 2
Изучение новой темы
- Естественных причин явлений природы люди не знали. Люди искали ответы на сои вопросы. Почему снятся сны? Что такое смерть? Во сне они видели людей, давно умерших. И думали, что в теле обитает сверхъестественное существо - душа. Слайд 3
Люди верили, что души предков переселились в далекую страну мертвых. Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в далекую страну мертвых и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из медвежьих клыков. Так появилась вера в богов, религия.
Слайд 4
- Выберите на схеме отличительные признаки религии. Слайд 5
- Сформулируйте определение и запишите в тетрадь.( религия - это вера в сверхъестественное и поклонение ему.)
Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.
-
Материк, где предположительно жили древнейшие люди - Африка.
-
Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу - рубило.
-
Хронология - это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.
-
Ремесло главное занятие древнейших людей.
-
Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.
Работа с документом.
Альтамира - одна из самых известных пещер Испании. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь графа Марселино Санз де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные исследования Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес.
Вопросы:
-Расскажите об открытии пещерной живописи?
-Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?
Слайд 6,7
-Расскажите об открытии пещерной живописи?
-Сосчитайте, сколько лет тому назад сделано это открытие?
-Как называется творческое занятие изображения рисунков? (живопись)
-Живопись относиться к искусству. (Запишите Искусство - творческое отражение действительности.)
- Выберите на схеме признаки искусства. Слайд 8
- Давайте виртуально побываем и в других пещерах, где обнаружены были скальные рисунки. Слайд 9- 18
-Зачем люди их рисовали? С какой целью?
- У них была вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов - покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. С помощью обрядов древние люди пытались воздействовать на будущее и на природные явления. Так появилась магия.
-
Закрепление изученного материала.
Какими словами можно заменить следующие выражения?
-
Вера в богов и духов -
-
Поражение копьями нарисованных животных -
-
Творческое отражение действительности -
4.Сверхъестественное существо, обитающее в теле человека -
-
Подведение итогов урока. Домашнее задание. П. 3 Т к п. 3