Рабочая программа по Истории России и Нового времени для 8 класса

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе содержания федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории // Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие и самосовершенствование учащихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно-развивающая функция (изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества);

- практическо-политическая функция (формирование политического курса);

- мировоззренческая функция (формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений).

Содержание программы по истории реализуется при помощи различных подходов, которые являются наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.;

- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.

Содержание курса истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации;

- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.

Наряду с принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Цели изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися.

Содержание данной программы носит познавательный характер, при проведении уроков используются различные формы и методы обучения: беседа, деловая игра, работа в группах, лекция, практические уроки и др.

Успешному изучению учебного курса по истории способствует разнообразная методика преподавания, различные приёмы и способы, типы и формы урока.

Большой упор на уроке делается на развитие логического мышления, умение давать оценку происходящим событиям и историческим личностям, развитие речи, умение анализировать, делать сравнения, обобщать и делать выводы. Патриотическое воспитание гражданина.

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

  • Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.

  • Интересным приёмом использования проблемного метода можно назвать дидактические и ролевые игры.

  • Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.

Приёмы организации деятельности: беседа и дискуссии, доклады и сообщения, работа с различными источниками, творческие задания.

Во время уроков использовать различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Приоритетные виды и формы контроля.

Контроль обучения предмета «Новая история» и «История России» осуществляется через различные формы и методы: устный рассказ, тест-технологии, работа с познавательными заданиями по карточкам, составление рассказа по иллюстрациям, работа с различными источниками (художественная и документальная литература, интернет, документы и др.), контрольные срезы, понятийные диктанты, интерактивные задания, беседа после просмотра видеофрагмента по теме, повторение по разделу или курсу в виде игры, составление презентаций и кроссвордов, написание сочинений и другое.

  • Текущий (устный опрос, составление схем и таблиц, беседа, тесты, решение дидактических и логических задач, доклады и сообщения);

  • итоговый (тестирование, ответы на вопросы, решение познавательных и проблемных ситуаций).

Сроки реализации рабочей программы - 1 год.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа учебного предмета «Новая история» и «История России» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 8 классе.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Историческое пространство - историческая карта мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая всё названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный учебный предмет играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создаёт предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию изучения истории Средних веков и Истории России с древнейших времен в 8-х классах средней общеобразовательной школы в частности для 8 а, б, в классов с учётом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей 14-15 лет, связанных с их переходом к овладению навыками самостоятельной учебной деятельности, направленностью на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, инициативу в организации учебного сотрудничества.

8а класс. Класс, со средним уровнем мотивации обучения по истории. В целом класс с высокой работоспособностью. На уроках дети внимательны, способны к исследовательской деятельности, активно участвуют в обсуждениях, хорошо развито мышление и правильно поставлена речь. На уроках используются различные методы и формы, такие как, работа с документом, работа с таблицей и схемой, большой упор делается на формирование умений самостоятельной деятельности обучающихся, подготовка сообщений, используя различные источники информации.

8б класс. Класс со средними интеллектуальными способностями и низким уровнем мотивации обучения. Не всегда внимательны, часто отвлекаются на уроках, не все умеют работать с текстом учебника (анализировать и сравнивать) поэтому на уроках делается упор на работу с текстом, используются различные методы работы и методы проверки знаний. Некоторые обучающиеся не могут четко сформулировать свою мысль. Активно на уроке работают лишь 50%.

8в класс обладают высоким уровнем мотивации обучения и высокими учебными возможностями. Ребята на уроках внимательны, активно участвуют в дискуссиях, проявляют интерес к исследовательской деятельности. У них хорошо развито мышление и правильно поставлена речь.

На изучение данного предмета отведено 70 часов в год, два часа в неделю, 35 учебных недель.

Данная программа предполагает изучение истории на основе цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в изучении истории предполагает исследование цивилизаций, поэтому ряд тем посвящен вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории.

4. Содержание учебного предмета - 70 часов

Всеобщая история - 25 часов.

Глава I. Становление индустриального общества - 7 часов.

Мир к началу XIX века: политическая, экономическая и социальная картина. Понятие промышленного переворота, итоги завершения. Причины экономического кризиса перепроизводства. Два пути развития капитализма, особенности. Формы слияния предприятий. Империализм, его основные признаки. Развитие техники. Машиностроение и транспорт. Строительство дорог и сооружений. Развитие военной техники. Новые источники энергии. Рост городов: причины и последствия. Миграция населения. Эмиграция и иммиграция. Элита общества. Слои населения и их положение в обществе. Эмансипация: причины, итоги. Революция в средствах связи. Появление электрических трамваев, открытие рельсового пути. Развитие печатного дела. Новые изобретения в быту. Развитие моды, музыки, фотографии и др. Досуг населения. Общественные движения. Различные учения. Особенности развития: идеи, методы осуществления идей, крупнейшие представители и т.д. Наука и общество. Причины быстрого развития наук. Великие ученые, их роль. Положение католической церкви, их взаимоотношения с протестантами.

Глава II. Строительство новой Европы - 8 часов.

Восстановление экономики, государственного устройства и правовой системы при Наполеоне. Законодательная и политическая деятельность. Завоевательные войны. Роль Наполеона в истории Франции. Причины ослабления наполеоновской армии. Поход в Россию. Причины поражения французских войск. Венский конгресс 1814-1815 гг., итоги. Промышленный переворот во Франции. Политический строй. Причины и итоги июльской революции 1830 г. Восстания: причины и итоги. Голодные сороковые. Бунты, мятежи, неспокойная обстановка в Европе. Причины и задачи революций; основные события; итоги и значение. Начало викторианской эпохи. Чартизм, основные черты и идеи. «Золотой век» в индустрии Англии. Законченный парламентский режим. Особенности внешней политики Англии. Усиление сардинского королевства. К. Кавур. Причины и итого войны с Австрией. Революция в Италии. Причины и значение объединения Италии. Объединение Германии: причины, этапы, значение. Положение во Франции. Испанский вопрос. Причины, основные события и итоги войны. Конец 2 империи во Франции. Причины революции в Париже. Парижская коммуна. Провозглашение Германской империи.

Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX в. успехи и проблемы индустриального общества - 3 часа.

Политическое и экономическое развитие Германии. Слои общества и их жизнь. Деятельность Бисмарка. Создание СДПГ. «Новый курс» Вильгельма II. Особенности экономического развития Франции. Причины отставания с/х. Начало третьей республики. Начало реформ, причины и итоги. Причины, ход и итоги рабочего и социалистического движения. Создание колониальной империи. Английский парламент. Б. Дизраэли. Реформы либералов. Особенности экономического развития. Борьба ирландского народа: причины, задачи. Рабочее и социалистическое движение. Рождение лейбористской партии. Торговля. Конституционная монархия в Италии. Медленное развитие капитализма и с/х. Роль государства в процессе индустриализации. Эмиграция населения. Причины движений протеста по стране. Внешняя политика.

Глава IV. Две Америки - 2 часа.

Рост территории. Особенности промышленного переворота. Рабовладельческое хозяйство на юге. Аболиционизм. Причины и итоги восстания Брауна. Причины, ход и итоги гражданской войны в Канзасе. Образование республиканской партии. А. Линкольн, его личность и деятельность. Гражданская война: причины, ход, итоги, историческое значение. Реконструкция Юга. Роль иммигрантов в развитии. Особенности развития образования. Крупнейшие корпорации в США. Президентская республика. Решение индейского вопроса. Рабочее движение: итоги и значение. Социалистическое движение. «Справедливый курс» Рузвельта: основные идеи, реформы и их значение. Массовые восстания и волнения в Латинской Америке. Причины, ход событий и итоги. Причины медленного развития экономики. Революция в Мексике. Особенности верований у католиков Латинской Америки.

Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма - 3 часа.

Особенности внутренней и внешней политики Японии и Китая. Политическое устройство. Социально-экономическое развитие стран Азии. Образ жизни. Великие правители. Реформы и революции в Китае: причины и итоги. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Раздел Китая на сферы влияния. Реформы и их последствия. Восстание ихэтуаней, причины и итоги. Синхайская революция. Внутренняя и внешняя политика Индии. Причины, ход и итоги восстаний. Социально-экономическое положение. Политические партии и их идеи. Б.Тилак. Пробуждение Индии. Особенности политического и экономического развития Африки. Культы и религия африканцев. Раздел Африки. Европейская колонизация.

Глава VI. Международные отношения: обострение противоречий - 2 часа.

Международная обстановка. Создание Тройственного союза. Первые империалистические войны: причины и итоги. Боснийский кризис. Последствия балканских войн. Нарастание мировой войны. Причины, основные этапы, цели и задачи, итоги войны.

История России - 45 часов.

Глава I. Россия в первой половине XIX века - 20 часов.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика и внешняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Политика на Кавказе. Тильзитский мир, его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Отечественная война 1812 г.: причины, ход событий, итоги. Историческое значение победы русских над французами. Заграничный поход русской армии. Особенности национальной политики Александра. Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли. Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Глава II. Россия во второй половине XIX века - 23 часа.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов. Общественное движение 30-50-х гг. Особенности общественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С.М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма». Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Внешняя политика. Причины и итоги Кавказской войны. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Развитие науки и образования в первой половине XIX в. Особенности развития. Научные открытия и великие деятели. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Развитие литературы, новые жанры. Театр и музыка. Различие жанров в живописи. Основные стили и направления в скульптуре и архитектуре.

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Национальный вопрос при Александре II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества. Народнические организации второй половины 1860-х-начала 1870-х гг. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II. Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860 -1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. Особенности внутренней политики 70-80-е года. Борьба с террористическими организациями. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Внутренняя политика Александра III. Личность и деятельность Александра III. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра.

Экономическое развитие страны. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.X. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата. Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России. Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Основные направления в национальной политике. Религиозная политика.

Развитие образования и науки. Подъем российской демократической культуры. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Повторение - 2 часа.



  1. Тематическое планирование

Всеобщая история - 25 часа

Глава I. Становление индустриального общества - 7 часов



XIX век.

Вспомнить особенности развития истории на к. XVIII века. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.




Индустриальные революции: достижения и проблемы

Дать определение понятию «империализм», «финансовая олигархия»; дать представление о причинах экономического кризиса, путях развития капитализма; умение анализировать документ, сравнивать и делать выводы; умение правильно давать определение




Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Сформировать представление о развитии техники; дать характеристику великих людей; умение анализировать, сравнивать, обобщать, умение правильно давать определение.




Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира

Дать представление об особенностях и основных признаках индустриального общества; умение работать со сравнительными таблицами, умение анализировать, сравнивать, обобщать, умение правильно давать определение понятиям.




XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература

Сформировать представление о причинах и последствиях новых изобретений; умение анализировать, сравнивать, обобщать, умение правильно давать определение понятиям.




Искусство в поисках новой картины мира

Дать представление о появлении учений, выявить особенности каждого, значение; умение анализировать, сравнивать, обобщать




Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство

Показать роль научных знаний в жизни общества; умение анализ-ть, сравнивать, обобщать, умение правильно давать определение понятиям. Уметь давать личностную характеристику деятелям науки, высказывать свое отношение к ним.


Глава II. Строительство новой Европы - 8 часов



Консульство и образование наполеоновской империи

Раскрыть основные понятия; дать представление об образовании армии и особенности консульства Наполеона; умение показывать по карте; умение работать с документом, анализировать, сравнивать, обобщать. Высказывать свое отношение к легендарной личности Наполеона.




Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

Выделить основные причины ослабления армии Наполеона; направления и цели, результат, значение венского конгресса; умение показывать по карте; умение анализировать, сравнивать, обобщать




Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

Дать представление об особенностях развития Англии, раскрыть понятия; выявить причины и итоги революции, значение; умение анализировать, сравнивать, обобщать, работа с документом.


11-12



Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. К политическому кризису. Франция: революция 1848 г. И Вторая империя

Выявить причины, этапы, участников, итоги революции, значение; умение работать в группе; анализ, обобщение, выводы; умение самостоятельно работать с текстом и таблицей, анализ документа.




Германия: на пути к единству

Дать представление об особенностях развития Англии. Уметь давать определение понятиям: хартия, чартизм; Умение работать с текстом учебника и документа: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.




«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Выделить основные причины объединения и этапы, значение и итоги; умение показывать по карте; умение анализировать, сравнивать, обобщать




Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

Выделить основные причины и повод войны; основные этапы и ход войны; итоги и значение; умение показывать по карте; умение анализировать, сравнивать, обобщать


Глава III. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества - 3 часа



Германская империя: борьба за «место под солнцем»

Сформировать представление об особенностях развития Герм. Умение показывать по карте. Знать. Умение анализировать документ и отвечать на вопросы к нему. Умение давать оценку личности и деятельности, высказывать свое мнение и отношение.




Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика

Выявить особенности экономического и политического развития; создание республики; умение показывать по карте; умение анализировать, сравнивать, обобщать. Знание основных понятий.




Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

Дать представление о создании империи, особенности развития; показать роль деятелей, значение рабочих движений; анализ, обобщение, выводы. Сформировать представление об особенностях развития Италии, реформы, этапы колонизации; умение самостоятельно работать с текстом и таблицей.


Глава IV. Две Америки - 2 часа



США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику

Дать определение понятиям. Раскрыть особенности развития; умение анализировать, сравнивать, обобщать. Выявление причин и итогов войны. Высказывать свое мнение и отношение к исторической личности и основным событиям. Анализ документа. Умение показывать по карте. Раскрыть особенности развития; показать роль реформ Рузвельта, итоги; анализ деятельности Рузвельта. Умение анализировать, сравнивать, обобщать; умение показывать по карте; знание основных понятий.




Латинская Америка в XIX в.: время перемен

Дать определение понятиям: конфедерация, каудильо, клан, пампа, гаучо; раскрыть особенности развития экономики; умение анализировать, сравнивать, обобщать; умение показывать по карте.


Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма - 3 часа



Япония на пути модернизации: «восточная мораль - западная техника». Китай: традиции против модернизации

Дать представление об особенностях развития Японии; раскрыть основные понятия: сегун, консул, экстерриториальность, Мейдзи, модернизация; анализ, обобщение, выводы; умение самостоятельно работать с текстом. Дать представление об особенностях развития Китая; раскрыть основные понятия; выделить причины и итоги революций и восстаний. Умение показывать по карте. Умение находить плюсы и минусы политической деятельности.




Индия: насильственное разрушение традиционного общества

Дать представление об особенностях развития Индии; раскрыть основные понятия: сипаи; выделить цели ИНК; анализ, обобщение, выводы; умение самостоятельно работать с текстом учебника и документом.




Африка: континент в эпоху перемен

Дать представление об особенностях развития Африки; анализ, обобщение, выводы; умение самостоятельно работать с текстом: выделять главное и оформлять в виде таблицы.


Глава VI. Международные отношения: обострение противоречий - 2 часа



Международные отношения: дипломатия или войны?

Выявить особенности отношений стран на кануне войны, обстановка; анализ, обобщение, выводы; умение самостоятельно работать с текстом и сравнительными таблицами.




Контрольная работа на тему: Эпоха Нового времени 1800-1900 гг.

Выявить причины, цели, задачи и итоги стран - участниц в войне; анализ, обобщение, выводы; умение самостоятельно работать с текстом и документами. Умение работать по карте.


История России - 45 часа

Глава I. Россия в первой половине XIX века - 20 часов



Россия на рубеже XVIII-XIX веков.

Знание основных событий на рубеже XIX - XX вв. Умение показывать по карте. Умение правильно отвечать на вопросы, участие в дискуссиях. Умение анализировать, сравнивать и обобщать.




Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

Умение работать со схемой. Анализ и сравнение по документу. Знание основных понятий: коалиция, реформа. Умение выделять главное из текста




Внешняя политика в 1801-1812 гг.

Умение анализировать, обобщать и делать выводы. Умение работать с картой




Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Умение работать со схемой. Анализ и сравнение по документу




Отечественная война 1812 года

Сформировать представление о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.




Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.

Определить цели заграничного похода; показать изменение м/д положения России в результате разгрома наполеоновской Франции; показать основные направления внешней политики страны в новых условиях. Умение анализировать и сравнивать, делать выводы. Умение работать по карте; анализ источника.




Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Узнать по каким причинам случились столь кардинальные перемены во внутренней политике России после завершения наполеоновских войн.




Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Выяснить экономические причины кризиса и не состоятельность крепостного права при Александре I.




Общественное движение при Александре I.

Причины возникновения тайных организаций. Северное и Южное общества, сравнение их деятельности через работу с документами. Анализ национальной программы тайных обществ. Умение анализировать и объяснять схему




Династические кризис 1825 г. Выступление декабристов

Раскрыть причины и задачи восстания. Высказывать свое мнение и отношение к историческим событиям и личностям. Умение самостоятельно анализировать текст учебника и выделять главное, обобщать в форме таблицы. Умение анализировать источник - «Манифест к русскому народу».




Внутренняя политика Николая I

Сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях, показать конечный результат. Оценить деятельность царя. Умение анализировать и сравнивать, делать выводы. Умение высказывать свою точку зрения и объяснить ее. Знание понятия - жандармерия.




Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века

Умение показывать по карте. Выявить предпосылки промышленного переворота и показать роль его. Знание. Сравнить помещичье и к/н хозяйства, дать краткую характеристику. Умение анализировать и делать выводы.




Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

Охарактеризовать главные направления внешней политики. Раскрыть причины, ход событий, итоги войн. Умение высказывать собственное мнение. Умение анализировать и делать выводы.




Общественное движение в годы правления Николая I

Показать исторические причины активизации общественного движения в 30-50-е, особенности; дать характеристику целям и задачам участников движений; определить результаты общ движения данного периода. Сравнить идеологию славянофилов и западников.




Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

Раскрыть причины и характер войны, мужество и героизм защитников Севастополя; оценить ее вклад в осознание рос. обществом необходимости реформирования всех сторон жизни. Умение работать с документом и картой. Обсуждение поставленного вопроса. Подготовка докладов по личностям героев Севастополя. Умение систематизировать материал в таблицу.




Образование и наука

Объяснить роль и значение образования; на конкретных примерах показать, в чем проявилось влияние системы образования на развитие научных исследований; помочь учащимся уяснить, как все это влияло на прогресс российского общества.




Русские первооткрыватели и путешественники

Выяснить по каким причинам следовало отправлять дорогостоящие экспедиции в дальние земли.




Художественная культура

Показать на конкретных примерах, что 1/2 XIX века вошла в историю как начало золотого века, для которой характерны стремительная смена стилей и направлений, тесная связь литературы и др областей культуры, единство лучших западноевропейской и русской народной культуры. Умение самостоятельно работать с доп. материалом, готовить сообщения, используя наглядность.




Быт и обычаи

Выяснить какие произошли изменения в быту и обычаях по сравнению с другими эпохами.




Контрольная работа на тему: Россия в первой половине XIX века

Повторение и обобщение изученного материала. Знание основных понятий и фактов. Умение анализировать, сравнивать, приводить примеры и делать выводы


Глава II. Россия во второй половине XIX века - 23 часа



Накануне отмены крепостного права

Сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права. Уяснить, что главная причина - поражение в Крым войне.




Крестьянская реформа 1861 г.

Показать основные этапы крестьянской реформы, ее сущность.


48-49



Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Раскрыть сущность реформ. Выявить роль и значение реформ. Умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Умение работать по группам. Работа со схемами.


50.



Национальная политика Александра II

Раскрыть основные направления и мероприятия в области нац. политики. Дать краткую характеристику и оценку деятельности императора. Знание основных понятий. Умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.


51.



Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Сформировать представление о социально-экономического строя России после отмены крепостного права; раскрыть причины медленного развития с/х. Показать, что промышленный переворот положил начало формированию 2-х основных классов капиталистического общества.


52.



Общественное движение: либералы и консерваторы

Знание основных понятий. Уяснить суть и формы революционного террора; дать им оценку. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы по документу.


53.



Зарождение революционного народничества и его идеология

Сформировать представление о сущности революционного народничества, об особенностях воззрений.


54.



Революционное народничество второй половины 60-х-начала 80-х гг. XIX в.

Уяснить суть и формы революционного террора; дать им оценку


55.



Внешняя политика Александра II

Сформировать представление о внешней политики Александра II. Умение анализировать, делать выводы и обобщать материал в форме таблицы, умение самостоятельно работать с текстом учебника. Работать по карте.


56.



Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Умение показывать по карте. Знание основных дат и понятий. Раскрыть причины и итоги войны. Восстановить хронологическую последовательность в виде таблицы. Умение анализировать


57-58



Внутренняя политика Александра III

Знание основных понятий. Умение высказывать свое отношение к личности. Умение анализировать, сравнивать политику разных периодов.


59.



Экономическое развитие в годы правления Александра III


Знание понятий. Умение показывать по карте. Умение сравнивать структуру общества нескольких периодов. Умение анализировать, обобщать и делать выводы.


60-61



Положение основных слоёв общества

Определить новые группы сословий появившиеся в российском обществе. Умение отвечать на поставленные вопросы. Анализ, выводы.


62.



Общественное движение 80-90-х гг. XIX в.

Раскрыть причины упадка революционного народничества. Сравнить какие произошли изменения в либеральном движении. Умение отвечать на поставленные вопросы. Анализ, выводы.


63.



Внешняя политика Александра III

Знание основного понятия - конвенция. Раскрыть основные задачи и направления внешней политики. Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Умение самостоятельно работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.


64.



Просвещение и наука

Дать характеристику развития науки и образования. Умение самостоятельно подбирать материал, используя различные источники информации. Умение анализировать, обобщать. Развитие речи.


65-66



Литература и изобразительное искусство. Архитектура, музыка, театр, народное творчество

Сформировать представление о роли литературы в общ. жизни; уяснить сущность критического реализма; дать характеристику творчества ведущих писателей; показать достижения, культуры через подготовку сообщений.


67.



Быт: новые черты в жизни города и деревни

Знание основных черт новой жизни в городах и деревнях. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы.


68.



Контрольная работа на тему: Россия в 80-90 годы XIX века

Повторение и обобщение изученного материала. Знание основных понятий и фактов. Умение анализировать, сравнивать, приводить примеры и делать выводы


Повторение - 2 часа

69.



Россия в XIX веке

Повторение и обобщение курса истории России. Знание основных понятий и фактов. Умение анализировать, сравнивать, приводить примеры, выводы


70.



Новая история 1800 - 1900

Повторение и обобщение. Знание основных понятий и фактов. Умение анализировать, сравнивать, приводить примеры и делать выводы.



6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1900. Рабочая тетрадь 8 класс в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2011.

  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России 19 век. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Данилов А.А. История России, 19 век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2012

  4. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История нового времени, 1800 - 1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. - 15-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011

Дополнительный

  1. DVD диски из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

  2. history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=2148

  3. ote4estvo.ru/kratkaya-istoriya-rossii/608-istoriya-rossii-19-veka.html

  4. ru.wikipedia.org

10.runivers.ru/lib/book3071/9679/

11.krotov.info/history/19/55/laviss_00.htm

12.lesson-history.narod.ru/russia8.htm

13.istorik.org/?cat=21

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения данного предмета учащийся получит возможность

познакомиться:

  • об исторических событиях глубокой древности;

  • появление первобытного человека, создание орудий труда, жилища, одежды;

  • зарождение религии, искусства, земледелия и скотоводства, ремесла и торговли, государств и законов, письменности и науки;

  • представление о развитии цивилизаций Древнего мира;

  • представление о ведении хозяйства, формах повседневной жизни, обычаях, правилах поведения, религиозных верований древних людей;

научиться:

  • анализировать события древности;

  • проводить сравнения событий;

  • давать характеристику исторической личности;

  • раскрывать причины событий, цели, задачи и последствия;

  • обобщать факты и использовать знания для оценки исторических событий;

  • выстраивать логическую цепочку событий;

  • устанавливать причинно-следственные связи.


© 2010-2022