• Преподавателю
  • История
  • Проект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI века

Проект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI века

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI векаПроект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI векаПроект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI векаПроект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI векаПроект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI векаПроект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI векаПроект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI векаПроект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)- Взаимоотношения Церкви и Государства в конце XV - начале XVI векаАдминистрация города Дзержинска Нижегородской области

Управление образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 36»

(МБОУ «Средняя школа № 36»)









итоговая работа

в рамках прохождения курсовой подготовки

по кафедре истории

и обществоведческих дисциплин





Работу выполнила:


учитель истории

МБОУ «Средняя школа № 36»

г. Дзержинска Нижегородской области

Ремизова Ольга Владимировна















1.Проект урока (в соответствии с требованиями ФГОС)


1.1. Описание проекта

Тема проекта

Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Автор учебника, по которому

ведётся обучение

История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Данилов А.А., Косулина Л.Г., М.: Просвещение, 2010г.

Классификация урока

Комбинированный

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса

Проект урока был реализован в 6 «А» классе

МБОУ «Средняя школа № 36»

г. Дзержинска Нижегородской области.

1. Количество учащихся в классе - 26 чел.: мальчиков 12 чел., девочек - 14 чел.
3. Возрастной состав учащихся - 12-13 лет.
4. Физическое и психическое здоровье детей - соответствует норме.

5. Второгодников, переростков нет.

Средний балл по предмету- 3,31

% кач. зн. по предмету - 30,77

СОУ (%) по предмету - 45,23

  • "5" - 1 человек

  • "4" - 8 человек

  • "3" - 17 человек

  • "2" - 0 человек

Дисциплина на уроках удовлетворительная. Активность учащихся зависит от темы и классификации урока.
Большинство учеников готовы к урокам. Требования учителя выполняются.: 1

2

Цели проекта

Создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД (мотивация освоения темы урока, оценивание усваемового содержания, умение находить ответ на вопрос: "Какое значение для меня имеет изучение истории русской православной церкви?"

Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск, выделение и структурирование информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания)

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникационные УУД (контроль, коррекция действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Задачи проекта

1. Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства.

2. Ознакомить учащихся с характерными чертами монастырской жизни.

3. Рассказать о религиозных спорах.

4. Выявить причины появления теории «Москва-Третий Рим».


Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики

  • Личностные: учащиеся умеют: определять собственное отношение к событиям в истории, формулировать свою точку зрения

  • Метапредметные: чащиеся умеют: организовать свою деятельность в парах и в группах, определять цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом.

  • Предметные: учащиеся знают: изменения произошли в положении русской православной церкви в 14-16 вв, историю создания основных православных монастырей Руси, христианских пастырей, кто такие "нестяжатели" и "иосифляне", суть теории "Москва - третий Рим"

  • Учащиеся умеют: структурировать информацию в таблицу, работать с документами и учебником, составлять исторический портрет, рассуждать, делать выводы.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва - Третий Рим» - попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.

1.2.Технологическая карта урока

Тема урока: Церковь и государство в конце 15 - начале 16в.

Имя урока - Взаимоотношения Церкви и государства в конце XV - начале XVI века

Цель урока: Сформировать представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества.

Задачи урока:

Обучающие: раскрыть роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определить причины противоречий церковной и светской властей, уметь высказывать суждение о значении деятельности церковных деятелей, давать определение понятиям.

Развивающие: способствовать развитию учебно-познавательного интереса к изучению истории своей страны, истории русской православной церкви, на примере православных монастырей и христианских подвижников.

Воспитательные: продолжать воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины. способствовать нравственному воспитанию учащихся

Ключевые понятия урока: государственная идеология, церковная уния, автокефалия, ересь, благотворительность, дьякон, старец, стригольники, иосифляне, нестяжатели, синодики, симония, жидовствующие.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Флорентийская уния

  1. Поместный Собор 1448 года

  2. Монастыри в конце XV - начале XVI века

  1. Ереси в конце XV - начале XVI века

  1. Теория «Москва - Третий Рим»

Форма организации обучения: фронтальное обучение.

Основные виды деятельности учащихся: универсальная учебная деятельность - личностная, регулятивная, познавательная и коммуникативная

Домашнее задание: параграф 22, рабочая тетрадь стр. 61-62 (задания к параграфу 22)

Этапы урока: организационный, вводно-мотивационный, актуализация знаний, изучение нового материала, первичное закрепление, выводы по уроку, организация изучения домашнего задания.






1.3.ХОД УРОКА



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

2 мин

Учитель отмечает отсутствующих

Учащиеся записывают число, классная работа

Вводно-мотивационный

3 мин

Актуализация знаний учащихся по предыдущему параграфу "Московское государство в конце XV - начале XVI века" .

Организация беседы по вопросам:

Скажите, что подчеркивал Иван III, провозглашая себя самодержцем?

Перечислите символы верховного правления Ивана III



Какую роль Русская православная церковь играла в истории Древнерусского государства?
























Участие в беседе

- что держит землю сам и не подчиняется ордынским ханам)

- двухглавый орел Византии, скипетр, держава, шапка Мономаха, новый титул -государь всея Руси.

Учащиеся говорят:

- о роли Русской православной церкви в объединении русских земель;

- о поддержке политики Александра Невского;

- о взаимоотношениях Дмитрия Донского и Сергия Радонежского;

- о позиции церкви (она выступала за усиление власти великого князя) в период феодальной раздробленности.

- о церкви и государстве

Актуализация знаний

5 мин

Действительно, в формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение короткого времени - двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия. Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества. Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы. Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение. Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их объединению во имя интересов русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 г. он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом, были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.

























Таким образом, в формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.

Изучение нового материала

25 мин

1. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ. В процессе становлении национальной Русской православной церкви необходимо выделить постепенное обретение Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви.

В конце XV в. в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию. Вспоминаем, что такое уния? С этим понятием мы знакомились, изучая союз Литвы и Польши.

Вашему вниманию предложен отрывок из Флорентийской унии.



В чем заключается смысл этого документа?

С какой целью католическая церковь решает объединиться

с православной?

Действительно, для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок, на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.

Вспомним, когда и при каких обстоятельствах христианская церковь разделилась на католическую и православную?







Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство - отступничество от истинной веры.

2. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1448г. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен, и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Это было значительным событием того времени.

Русская православная церковь становится независимой. Церковь возглавляли поданные русского князя, следовательно, князья теперь получали возможность вмешиваться в дела церкви. Таким образом, в XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Русская православная церковь превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства.

3. МОНАСТЫРИ В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI ВЕКА

Из курса истории средних веков вспомните понятия - монах, монастыри.





В нашем классе есть ребята, которые сейчас отправят нас в путешествие во времени - мы окажемся на экскурсии по монастырям 15-16вв.













После того, как мы совершили путешествие во времени, что можем сказать о монастырях на Руси в конце 15 - начале 16 вв.?





  1. ЕРЕСИ В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI ВЕКА

В средние века религия овладела умами людей. В это время стали возникать религиозные споры, и они сразу оказались в центре внимания общества.

Ребята, вспомните из курса истории средних веков:

Когда в Западной Европе появились люди, выступавшие против учения христианской церкви?

Что означает понятие «еретик»?

Что проповедовали еретики в Западной Европе?

Как католическая церковь боролась с еретиками?



На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV - начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове - крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за "имением" и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.


Работа с документом - прочитать из обличения митрополита Зосимы на Церковном соборе 1490 г. и ответить на вопрос - Чем опасны были ереси?





































Чем опасны были ереси?






Как это явление проявлялось на Руси, мы сможем проследить, заполняя таблицу используя при этом учебник.





Учащиеся записывают определение в тетрадь

Автокефальная церковь - в православии полностью самостоятельная церковь.

Учащиеся записывают определение в тетрадь

Уния - союз (объединение)



Учащиеся читают отрывок, выведенный на интерактивную доску.

«Да возрадуются небо и земля! - Рушилась преграда между восточною и западною церковью. Мир возвратился на краеугольный камень Христа: два народа уже составляют единый; мрачное облако скорби и раздора исчезло; тихий свет согласия сияет снова!..

Да ликует мать наша церковь, видя чад своих, после долговременно! разлуки соединенных снова любовью; да благодарит Всемогущего, который осушил ее горькие слезы о них!» .

Этот документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

Для Византии в этот период времени существовала угроза нашествия турок (в 1453г. был завоеван Константинополь, что означало конец тысячелетней истории Византийской империи)

Запись в тетради: «Флорентийская уния - документ об объединении восточной и западной христианских церквей.



Учащиеся говорят что

до середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, А в Византии - константинопольский патриарх. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба. В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирная»), а восточная - православная («правильно славящая Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.



Запись в тетради: Поместный Собор 1448 года - русские епископы впервые без участия Константинополя избрали митрополитом русского человека Иону.







Учащиеся отвечают что некоторые христиане желали посвятить жизнь только служению Богу. Они уединялись в незаселенных местах - лесах, пустошах, где организовывали свои маленькие обители. Таких людей называли монахами (в переводе с греческого - «одинокий»). Позднее монахи стали создавать специальные поселения - монастыри.



Учащиеся представляют проекты

«Путешествие по монастырям 15-16вв», выполненных в форме электронных презентаций:

А) «Соловецкий монастырь»

Б) Иосифо -Волоколамский монастырь

В) Троице-Сергиев монастырь



Учащиеся отвечают: монастыри являлись центром духовной и философской мысли.



















Учащиеся отвечают: «еретик» в переводе с греч. означает «противник господствующего вероучения церкви»



Еретики выступали против стяжательства, испорченности духовенства, то есть открыто критиковали церковь.



Для борьбы с еретиками папа римский в 13 веке создал специальный суд - инквизицию («расследование»)















Работа с документом ( у каждого учащиеся документ в качестве раздаточного материала)

Речью глаголю вам, прелестником и отступником веры Христовы: тобе Захарие черньцю, и тобе Гаврилу протопопу Новогородскому, и тобе Максиму попу, и тобе Денису попу, и тобе Василью попу, и тобе Макару дьякону, и тебе Гриди дьяку, и тобе Васюку дьяку, и тобе Самухе дьяку, и всем вашим единомысленником, мудрьствующим[2] с вами злую вашу оканную и проклятую ересь, что есте чинили в Великом Новегороде злая и проклятая дела неподобная: мнози от вас ругалися образу Христову и Пречистые образу, написаным на иконах, а инии от вас ругались кресту Христову, а инии от вас на многиа святыя иконы хулные речи глаголали, а инии от вас святыя иконы щепляли и огнем сжигали, а инии от вас крест силолоен зубы искусали, а инии от вас святыми иконами и кресты о землю били и грязь на них метали, а инии от вас святыя иконы в лоханю метали, да иного поруганна есте много чинили над святыми образы написанных на иконах. А инии от вас на самого господа нашего Иисуса Христа сына божья и на пречистую его богоматерь многиа хулы изрекли, а инии от вас господа нашего Иисуса Христа сыном божиим не звали, а инии от вас на великих святителей и чюдотворцев да и на многих преподобных святых отець хулные речи износили, а инии от вас всю седмь соборов святых отець похулиша, а инии от вас во вся говениа ели мясо и сыры и яйца и млеко, и меж говениа в среду и в пятницю такожь ели мясо и сыр и яйца и млеко. А вси есте чли суботу паче въскресениа Христова. А инии от вас въскресенью Христову и его святому възнесенью не веруют. Ино все то чинили есте по обычаю жидовскому, противясь божественному закону и вере христианстей. И о тех всех безаконных ваших делех были есте испытани сыном моим о святем дусе Генадием архиепископом Новогородским. Да и на соборе есте перед ним и перед великого князя бояры стояли, да сказывалися есте архиепископу и бояром перед собором во всех тех злых делех повинни, да и записи есте архиепископу на собя в том подавали и прощениа есте в том у архиепископа просили. И Генадий архиепископ, с тех списков ваших речей переписав подлиникы, да прислал сюде к господину и сыну моему великому князю Ивану Васильевичу всея Руси, да и к прежебывшему брату нашему Геронтию митрополиту всея Руси на обличение злых дел ваших прелестных. И вы паки, приехав на Москву здесе били есте челом государю великому князю на Генадиа архиепископа о том, что, рекши, он вас имал и ковал и мучил изо имениа, да грабил животы ваши. Да и здесе есте живучи на Москве те же ерестная дела делали потомуж, как есте чинили в Новегороде. И господин мой о святем дусе князь великый Иван Васильевич всея Руси и с архиепископом, и с всеми епископы, да и со всем священым собором, и с мнргыми своими бояры и дьякы, выслушав грамот да и списков Генадиа архиепископа Новогородскаго, да о ваших злых ерестных делех спрашивали есмя вас, и вы ся перед нами запрели, а на Генадиа архиепископа многиа есте хулы говорили. А что перед нами в соборе здешние люди добрыя да и священници свидетельствовали на вас на лице о вашем безчинии и о поругании и о хуле на святыя иконы, и вы того всего позапрелися есте, ино то есте сущий прелестници и отступници веры Христовы, и за те ваша злыа жидовьскиа дела по божественым и священым правилом святых апостол и святых отець господин пресвященый Зосима митрополит всея Руси и о святем дусе сынове его и съслужебници, Тихон архиепископ Ростовскый да вси епископи и весь иже о них божественый священный събор, вас всех ересников осудиша, а вас священиков из сану извергоша, и всех вкупе от святыя церкви отлучиша.

Учащиеся отвечают: еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, то ересь могла подорвать власть великих московских князей.



Заполнение таблицы (распечатана заранее в качестве раздаточного материала (потом вклеивается в тетрадь)




лидер



идеал

смысл

ереси

отношение к власти

отношение власти к ним

Стригольники






Жидовствующи






Иосифляне






Нестяжатели










(таблица заполняется всем классом при помощи учителя)

5. ТЕОРИЯ «МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ».

На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV в. начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет.











Что доказывает Филарет?













Что означало высказывание «четвертому [Риму] не бывать»?





Много внимания Филарет уделял теме о божественном происхождении царской власти.

Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных.




















По мысли Филарета, все подданные дают обет государю волю его "творити и заповеди хранити во всем", а если и придется кому-либо понапрасну терпеть "царское великое наказание", то возможно выразить свою печаль только "горьким стенанием и истинным покаянием". В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права "говорить правду" лицам, облеченным высокой властью.

Судьба России не может быть отдельной от судьбы православия, по мнению псковского монаха Филарета. Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия.





Работа с документом (текст выведен на интерактивную доску)

«Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима - Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима - державного твоего царствия - святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется».

Учащиеся отвечают

Филарет считал, что в истории христианства существовало три великих центра:

- Рим - пал из-за отступления, из-за истинного христианства;

- Константинополь - пал из-за флорентийской унии в 1439 г.;

- Москва - третий Рим, а «четвертому не бывать»





Учащиеся отвечают

Оно означало: не допустить, чтобы Москва впала в новую ересь, так как тогда, по мнению автора, наступит конец света.

Это положение «Москва - Третий Рим» возвеличивало московских государей, накладывало на них моральную ответственность:

- они должны были быть защитниками всех православных народов,

- обязаны были соблюдать и сохранять чистоту православной веры.

Московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром.

Учащиеся читают отрывок, выведенный на интерактивную доску.

Царь "поставлен от Бога" и "сердце царево в руке Божией, он слуга бо есть Божий". Ему поручено в силу божественного промысла "осуществлять наказание всем людям содеювающим неправду". Он - "высокостолпнейший государь и самодержец, Боговенчанный христианский царь, браздодержатель, всем христианским исполнением обладающий". Он и "веры содержитель", и "соблюдатель всех христоименитых людей". На нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для этого необходимо содержать свое "царствие со страхом Божиим", к чему обязывает князя "скипетр в руке" и "венец на голове", и быть властелином над своими подвластными, ибо "который царь не властвует над подвластными", тот "не избегнет суровой Божьей кары". Так, его государство может постичь "трус" (землетрясение), или "море потопи" (затопление), или "земля пожре" (мор).

Первичное закрепление

5 мин

Оформление идеологии самодержавия.

Теория «Москва - Третий Рим»

В 1453 г. закончила свое существование Византийская империя



Россия оставалась независимым государством



Игумен псковского Елизарова монастыря Филарет в переписке с Иваном III утверждал, что после падения Византии Москва становится центром мирового христианства, так как «два Рима пали, третий - Москва, а четвертому не бывать»



Идея получила оформление в теории «Москва-Третий Рим», которая утверждала, что только Русская православная церковь, сохраняла свою независимость и чистоту христианства и должна играть главную роль в православии



Возвышается роль московских государей и Русского государства, они выступали гарантом сохранения истинной христианской веры



Правители Москвы получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с внешними врагами





У учащихся этот материал оформлен в вид раздаточного материала

(потом вклеивается в тетрадь)

Выводы по уроку

4 мин

Таким образом, Русская православная церковь, избавившись от Византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра Русского государства. Однако постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.

С этого момента начнется противостояние

светской и духовной власти.



Запись в тетради

Светская власть - государство



Духовная власть - церковь



Борьба за главенство

Организация изучения домашнего задания

1 мин

параграф 22, рабочая тетрадь стр. 61-62 (задания к параграфу 22)

Записывают в дневники










4


© 2010-2022