• Преподавателю
  • История
  • Урок на тему: Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг. (8 класс)

Урок на тему: Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг. (8 класс)

Урок на тему: "Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг." (8 класс)
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 - класс. История Казахстана

Тема: Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг.

Цель: изучение восстания по плану; дать оценку воен­ных действий восставших с Кокандом и киргизскими манапами; оценить влияние руководителя восстания на его ход; раскрыть причины поражения и значение восстания; способствовать развитию навыков сравнительного анализа и самостоятельной работы; воспитать любовь к родине и земле, формирование нравственных качеств.

Материалы и оборудование: карта "Казахстан в XIX в.", портрет Кенесары Касымулы, планшет с

планом изучения восстания.


Ход урока

I. Организационный момент

ІІ. Изучение новой темы

В анализе данных записываются вопросы, которые будут прорабатываться на уроке.

Рассказ учителя с опорой на таблицу и карту. По ходу объяснения материала учителем учащиеся делают записи в тетрадях. Этапы восстания и его значение заносятся в центральную часть таблицы, причины поражения - в раз­дел "Проблемы". Время - 20-25 мин.

III. Работа над сравнительным анализом восстаний 1783- 1797 гг. под предводительством Сырыма Датова и 1837- 1847 гг. под предводительством султана Кенесары Касым­улы. Задания даются по рядам.

IV. Обсуждение выполненных заданий, обобщение отве­тов и их оценка

V. Домашнее задание:

§ 10, сравнить устройство ханства Кенесары с Казахским ханством XVI-XVIII вв., прорабо­тать документальный материал к параграфу.



Тема


Восстание 1837-1847 годов под предводительством султана Кенесары Касымулы

Основное содержание

Цели:

- сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана и создание на них централизованного феодального государства во главе с Кенесары; - прекращение колонизации казахских земель; - освобождение казахов из-под власти южандцев. Движущие силы: казахские шаруа, часть султанов, биев, старшин. Характер: национально-освободительный; антиколо­ниальный, монархический. Руководитель - Кенесары Касымулы. Этапы восстания: / этап - ноябрь 1837 г. - лето 1841 г. - распространение восстания на основные территории Среднего и Младшего жузов. // этап - лето 1841 г. - август 1843 г. - поход войска Кенесары в Ташкент, осада Созака и взятие некоторых кокандских крепостей, провозглашение Кенесары ханом, борьба с карательными отрядами царского правительства. III этап - лето 1844 г. - весна 1845 г. - сплочение новых казахских аулов под знаменем Кенесары. Начало переговоров с царским правительством. IV этап - лето 1845 - 1847 гг. - решающий этап восстания и его поражение.

Историческое значение:

- самое крупное антиколониальное восстание; - явилось составной частью освободительной борьбы народов России; - показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.

Анализ

данных

1. Причины, цели, движущие силы и характер восстания. 2. Начало восстания. 3. Решающий этап восстания. 4. Причины поражения и значение восстания. Портрет Кенесары Касымулы.

Влияющие факторы

- угнетение казахов части Старшего и Среднего жузов кокандскими и хивинскими феодалами; - грабеж караванов; - изъятие земель для создания приказов; - убийство Саржана Касымулы; - создание Новоилецкой воинской линии; - восстание под предводительством Жоламана Тлен-шиулы; - ликвидация ханской власти в результате реформы 1822 года.

Проблемы

- стремление представителей крупной аристократии использовать восстание для возвращения привилегий и власти; - притеснения шаруа со стороны окружения Кенесары; - Кенесары и аристократия рассматривали всю казахскую землю как свою вотчину; - стремление Кенесары к единоличной власти; - изменение характера восстания; - жестокость Кенесары и его окружения; - политическая и внутриродовая разобщенность казахов; - отсутствие поддержки восстания рядом феодальных групп.

Исследование

§ 10, документальный материал; - сравнительный анализ восстаний под предводи­тельством Кенесары и Сырыма Датова; - сравнительный анализ устройства ханства Кенесары и Казахского ханства XVI- XVII веков.


© 2010-2022