Тематическое планирование с элементом НРК 5-6 классы

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование с элементом НРК 5-6 классы

Пояснительная записка

Подъем национального самосознания, стремление народов к обеспечению условий для устойчивого национального развития, сохранение родного языка, традиций, культуры и национальных обычаев являются реальностью сегодняшнего дня. Этническое самосознание формируется с детства. Особое значение имеет признание того, что этническое самосознание определяется социальным опытом. Национальная школа может противопоставить процессам ассимиляции формирование национального самосознания и самобытности, воспитание чувства уважения к культуре и традициям своего народа и приобщение детей к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры. Именно начиная с обычной школы следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования.

Вместе с тем в новом Федеральном законе «Об образовании» важное место занимают защита и развитие национальных традиций. К сожалению, приходится признать, что наш регион значительно позже других включился в процесс обновления содержания образования в национальных школах. Несмотря на это, делаются успешные шаги по созданию единой концепции этнообразования.

Саранпаульская муниципальная средняя общеобразовательная школа уже в течение ряда лет работает в экспериментальном режиме.

Основные направления опытно-экспериментальной работы

1. Управление школой в условиях ее развития:

- формирование структуры современной национальной школы;

- формирование структуры управления национальной школой;

2. Формирование образовательного пространства как основополагающего фактора развития этнического самосознания:

- определение основных этнокомпонентов;

- внедрение этнокомпонента в предметы гуманитарного цикла; математического и естественно- географического;

- внедрение предметов этнической принадлежности;

- формирование дополнительного образования с этнокомпонентом

3. Здоровьесберегающие и традиционные педагогические технологии как фактор формирования этнического самосознания:

- формирование подходов к диагностике успешности педагогической и ученической деятельности;

- технологические подходы к организации совместной деятельности педагогов и учащихся по развитию поведенческого этнокомпонента.

Действуя в соответствии с основными направлениями развития эксперимента в школе разработала учебный базисный план истории Древнего мира (5 класс) и Средних веков и Истории Отечества (6 класс) с включением этнической направленности.

Программа построена на материале традиционно-бытовой культуры хантов и манси.

Цель данного курса:

- овладение учащимися основными знаниями по истории и культуре обско-угорских народов с древности до нашего времени; о социальном, духовном и нравственном опыте коренных жителей Югры.

Основные задачи курса:

- способствовать формированию национального самосознания учащихся;

- развитие интереса и уважения к культуре своего народа и других народов;

- раскрыть учащимся своеобразие этнического облика обско-угорских народов, традиционные особенности их материальной и духовной культуры.






Календарно- тематическое планирование 5 класс

урока

Название разделов, тем, уроков

Кол-во

часов

Сроки

НРК

Количество часов

Раздел I. Жизнь первобытных людей

4

1.

Введение.

1

сентябрь

2.

Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателнй.

1

Север Западной Сибири в каменном веке. Охота и рыболовство древнего населения в Западной Сибири.

фрагмент

3.

Возникновение искусства и религиозных верований, земледелия и скотоводства.

1

Представления таежных жителей о духах. Наскальное изображение мамонтов из Каповой пещеры на Урале

фрагмент

4.

Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.

1

Имущественное неравенство народов севера Западной Сибири

фрагмент

Раздел II. Народы и государства Древнего Востока


Тема 1. Древний Египет

8

сентябрь

октябрь

5.

Государство на берегах Нила.

1

6.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

Специфика древнего таежного скотоводства

Фрагмент

7.

Жизнь египетского вельможи.

1

8.

Военные походы фараонов.

1

Оружие коренных народов Западной Сибири.

Фрагмент

9.

Религия древних египтян

1

Мифологическая картина мира в сказаниях коренных народов края.

1

10-11

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян

1

12.

Повторительно - обобщающий урок

1


Тема 2. Древние цивилизации Азии

18

октябрь

ноябрь

декабрь

13.

Древнее Двуречье.

1

14-15

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

2

16.

Финикийские мореплаватели

1

Югра в системе мировой пушной торговли.

фрагмент

17-18

Библейские сказания.

1

Природа и человек в представлениях обских угров. Миф о сотворении Земли

1

19.

Царство Давида и Соломона

1

20.

Повторительно - обобщающий урок

1

21.

Ассирийская держава

1

Становление местного металлообрабатывающего производства

Фрагмент

22.

Персидская держава царя царей

1

23.

Повторительно - обобщающий урок

1

24.

Природа и люди в Древней Индии.

1

25.

Индийские касты.

1

26.

Урок работы с источниками

1

27.

Чему учит китайский мудрец Конфуций.

1

Традиционное воспитание в семье. Нравственные нормы общества.

фрагмент

28.

Первый властелин единого Китая

1

29.

Урок работы с источниками

1

30.

Повторительно - обобщающий урок

1


Раздел III. Древняя Греция


Тема 1. Древнейшая Греция

5

январь

31.

Греки и критяне

1

32.

Микены и Троя

1

33-34

Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

Герои мансийских сказок-Эква пыгрис. Сказания о богатырях.

1

35.

Религия древних греков

1

Обряды народов манси. Ранние формы религии.

Фрагмент

Тема 2. Классическая Греция

11

январь

февраль

март

36.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

37.

Зарождение демократии в Афинах

1

38.

Древняя Спарта

1

39.

Основание греческих колоний. Олимпийские игры

1

Национальные виды спорта

фрагмент

40.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

41.

Нашествие персидских войск на Элладу

1

42.

В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины.

1

43.

В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса.

1

Музыкальная культура народов манси

Фрагмент

44.

Афинская демократия при Перикле.

1

45.

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Междоусобная борьба ордынских ханов.

Фрагмент

46.

Поход Александра Македонского на Восток

1

Образование Тюменского ханства и его гибель

Фрагмет

Тема 3. Греческий мир эпохи эллинизма

2

47.

В древней Александрии Египетской

1

48.

Обобщающее повторение.

1


Раздел IV. Древний Рим


Тема 1. Время царей в Риме и борьба патрициев и плебеев. Ранняя республика

3

март

апрель

49.

Древнейший Рим

1

50.

Завоевание Римом Италии

1

51.

Государственное устройство Римской республики

1

Формирование и развитие ранней государственности у обских угров.

Фрагмент

Тема 2. Распространение римского владычества в Средиземноморье

7

52.

Вторая война Рима с Карфагеном

1

53.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Угорские княжества в составе Русского государства.

Фрагмент

54.

Рабство в Древнем Риме

1

В Югру за данью

Фрагмент

55-56

Земляной закон братьев Гракхов

2

57.

Восстание Спартака

1

58.

Единовластие Цезаря в Риме

1


Тема 3. Римская империя

6

май

59.

Установление империи в Риме

1

60.

Рим при императоре Нероне

1

61.

Первые христиане и их учения

1

Сибирский шаманизм и христианство

фрагмент

62.

Расцвет римской империи во II в.

1

63.

«Вечный город» во времена империи и его жители

1

64.

Римская империя при Константине

1

65.

Взятие Рима готами

1

Поход дружины Ермака в Сибирь

фрагмент

66-67

Обобщающее повторение по теме «Древний Рим»

2

68.

Итоговое повторение по теме «Древний мир»

1

69 - 70

Резерв учителя

2

Литератра

  1. Гемуев И.Н. Мифология манси (энциклопедия уральских мифологий. Т II).Новосибирск, 2001

  2. Жуковская Н. Шаманизм: религия? Мировоззрение? Практика? // Наука и жизнь. 1998, №8,с 144.

  3. Мифы, предания, сказки хантов и манси. / Сост. Лукина Н.В.- М., 1990.

  4. Ромбандеева Е.И. История народа манси(вогулов) и его духовная культура. - Сургут, 1993.

  5. Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. М.,1997.

  6. Биберина А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Древнего мира: 5 класс. М., 2000.

  7. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.,1983.

  8. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной

Тематическое планирование с элементом НРК 5-6 классы

Тематическое планирование с элементом НРК 5-6 классыТематическое планирование с элементом НРК 5-6 классы

Тематическое планирование с элементом НРК 5-6 классы

№ урока

Название разделов, тем уроков

Кол-во часов

Сроки

• НРК

Кол-во часов

История средних веков

Первое полугод.

Раздел I . Раннее средневековье (9 ч)


1.

Введение

1

сентябрь

2.

Великое переселение народов и «варварские королевства»

1

Север Западной Сибири в раннем средневековье

фрагмент

3-4

Византийская империя - наследница Рима

2

5.

Арабы и мусульманский мир

1

Западносибирская прародина венгров

фрагмент

6.

Рождение империи Карла Великого

1

сентябрь, октябрь

Образование угорских княжеств

фрагмент

7.

«Каролингское возрождение» и распад империи

1

8.

Англия в раннем средневековье. Походы норманнов

1

9.

Повторительно-обобщающий урок

1


Раздел II . Классическое средневековье в Европе (15)


10.

Феодальное общество

1

Государство сибирских татар в ХШ-ХУ вв.

фрагмент

11.

Крестьяне и феодалы

1

Общественные отношения на севере Западной Сибири фрагмент

12.

Город в Западной Европе

1

Великая Венгрия на Южном Урале

фрагмент

13.

Церковь и духовенство

1

Язычество и христианство на обских берегах

фрагмент

14.

Борьба пап и германских императоров

1

октябрь

15.

Крестовые походы

1

Поход Ермака в Сибирь и основание здесь первых русских городов и острогов

1

16.

Англия и Франция на пути к Столетней войне

1

октябрь, ноябрь

» '-

17.

Столетняя война и «чёрная смерть»

1

18.

Образование централизованных государств в Западной Европе

1

19.

Государство в Южной Европы

1

20.

Славянские государства

1

Сибирские татары в XV в.

фрагмент

21.

Средневековая культура

1

ноябрь

Домашние ремесла обитателей таёжного Приобья

1

22.

Школы и университеты. Искусство

1


Раздел III. Азия, Африка и Америка в средние века (9)


23.

Иран

1

декабрь

24.

Османская империя

1

25.

Индия

1

26.

Китай

1

27.

Япония

1

28-29

Народы и страны Африки в средние века

2

30.

Доколумбова Америка

1

31.

Повторительно-обобщающий урок

1

32.

История Древней Руси

1


Введение

1

январь

33-34

Древнейшие предки народов России

2

Западная Сибирь до присоединения к Русскому государству

1

Раздел I . «Откуда есть, пошла Русская земля»


35.

Свидетельства древних авторов

1

36-37

Племена и города восточных славян и финно-угров

2

Северо-Западная Сибирь под властью Русского государства.

1

38.

Что стоит за легендами?

1

39.

Киевская Русь в 1Х-Х вв.

1

40.

Киевская Русь на рубеже Х-Х1в. Принятие христианства

1

февраль

Язычество и христианство на обских берегах

1

41.

Расцвет Киевской Руси

1


Раздел II . Период раздробленности (8)


42.

Возникновение самостоятельных русских княжеств в ХП-ХШ вв.

1

Угорские княжества в составе Русского государства

фрагмент

43.

Столкновение князей с боярством

1

Судьба властелинов приобской тайги

фрагмент

44.

Русская культура в X -начале XIII

1

Культура и быт народов края

фрагмент

45.

Железные всадники с Востока

1

46.

Нашествие иноплеменников

1

март

47.

Меч и дипломатия Александра Невского

1

48- 49.

Культура второй половины XIII- первой половины XIV

2

Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства

фрагмент

50.

Повторительно-обобщающий урок

1


Раздел III . Борьба за объединение Руси (18)


51.

Великое княжество Московское

1

апрель

52.

Дмитрий Донской

1

53.

Феодальная война второй четверти XV в.

1

54.

Иван III

1

55.

«Самодержец всея Руси»

1

56 - 57

Предпосылки объединения русских земель

2

Русское население Северо-Западной Сибири

Фрагмент

58.

Падение монголо-татарского ига

1

59.

Экономика России первой половины XVI в.

1

60.

Государственный строй и реформы. Опричнина

1

май

61.

Внешняя политика России.

1

62.

Итоги правления Ивана Грозного

1

63.

Сергий Радонежский и его эпоха

1

64 - 65

Особенности великорусского сознания

2

Коренное население Северо-Западной Сибири

1

66.

Русская культура конца XV-XVI в.

1

67- 68

Повторительно-обобщающий урок

2

69-70

Резерв учителя

2

Литература:

1. Гемуев И.Н. Мифология манси (энциклопедия уральских мифологий. Т II).Новосибирск, 2001

2. Жуковская Н. Шаманизм: религия? Мировоззрение? Практика? // Наука и жизнь. 1998, №8,с 144.

3. Мифы, предания, сказки хантов и манси. / Сост. Лукина Н.В.- М., 1990.

4. Ромбандеева Е.И. История народа манси(вогулов) и его духовная культура. - Сургут, 1993.

5. А. А. Преображенский, Б.А.Рыбаков История Отечества: 6 класс. Москва«Просвещение», 1999 2.

6. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской История средних веков: 6 класс. Москва «Просвещение», 1991г.

7. .Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.,1983. 4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. М.,2000. 5. Детская энциклопедия. М., 2002.

8 .Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири. Мегион 1995.

9. В.В.Веселкина История Тюменского края. Свердловск 1975г.


© 2010-2022