• Преподавателю
  • История
  • Сценарий интеллектуально-познавательного турнира «В начале славных дел», посвященного 25-летию со Дня независимости Республики Казахстан

Сценарий интеллектуально-познавательного турнира «В начале славных дел», посвященного 25-летию со Дня независимости Республики Казахстан

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа-лицей № 1

Управления образования города Астаны

«В начале славных дел»


Сценарий интеллектуально-познавательного турнира «В начале славных дел», посвященного 25-летию со Дня независимости Республики Казахстан.

Интеллектуально - познавательный

турнир, посвященный 25-летию Независимости Республики Казахстан

Подготовила:

Учитель истории и права

высшей категории

Байгонова М.К.





желтоқсан - 2016 - декабрь

Сценарий

интеллектуально-познавательного турнира

«В начале славных дел»,

посвященного 25-летию со Дня независимости Республики Казахстан

Цели и задачи:

  1. Воспитание толерантности, казахстанского патриотизма и гражданственности, любви и уважения к Родине, ее истории.

  2. Развитие познавательного интереса к истории Казахстана.

  3. Формирование и развитие творческих и познавательных способностей, навыков культуры общения, активной гражданской позиции.

Форма проведения: интеллектуально-познавательный турнир.

Ключевые понятия: история Казахстана, истоки казахской государственности, независимость, национально-освободительная борьба, национальные герои, Казахское ханство, символы независимости, суверенитет.

Оборудование и наглядность: номера для команд, стол для жюри, 5 столов для участников, ручки, слайды с заданиями, листы, ручки, дипломы и грамоты всем участникам.

Музыкальное оформление: видеоклипы «Независимый Казахстан», «16 декабря. День Независимости», «Казахстан сегодня», фонограммы кюй Курмангазы «Сары Арка», казахских народных песен, «Хафиза», «Детство», «Елім менің», «Әке толғау».

Участники: 5 сборных команд учащихся 9,11 классов, состоящих из 6 человек.

Дата, место и время проведения: 9.12.2016 г., актовый зал ШЛ № 1, 1220

План мероприятия:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово организаторов мероприятия.

  3. Интеллектуально-познавательный турнир «В начале славных дел».

    1. Разминка «Дальше, дальше»:командам-участницам турнира предлагаются вопросы. Задача команд ответить за 1 минуту ответить на большее количество вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

    2. Конкурс «Не отправленная депеша».Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимально - 5 баллов).

    3. Своя игра «В начале славных дел»: Первой игру начинает команда, набравшая максимальное количество баллов после 4-х туров игры. Участники команды выбирают категорию и сложность вопроса. В случае ошибки игроков, ход переходит к следующей команде.

    4. Конкурс капитанов «Мы с вами где-то встречались»:Капитаны должны определить по описанию исторических деятелей. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  4. Подведение итогов. Награждение победителей.

  5. Заключительное слово.


Самое великое из всех благ, -
по крайней мере, то, без
которого нельзя пользоваться
другими, - это независимость.
У.Годвин


  1. Организационный момент. Участники турнира, гости занимают свои места.

Вступительное слово организаторов мероприятия: Дорогие ребята, уважаемые коллеги! 2016 год - это год, олицетворяющий особый период в жизни каждого казахстанца. Мы становимся свидетелями торжественного празднования 25-летия со дня провозглашения Независимости Республики Казахстан. На протяжении 25-ти лет, совершив невероятный рывок в историческом развитии, казахстанцы сообща трудятся над созданием сильного, динамичного, современного государства под руководством Лидера Нации, Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

Благодаря единству, сплоченности и твердости духа мы добились экономического развития, гражданского согласия. Базовым вектором Плана нации стала общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел», суть которой - в формировании Нации Единого Будущего для успешного вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых государств мира. Вам, подрастающему поколению жить в этой стране, учиться и трудиться на благо процветания нашего государства, стать настоящими гражданами Республики Казахстан. Российский историк В.О.Ключевский говорил: «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином». Поэтому сегодня вы все на время станете знатоками истории. Всем удачи!

  1. Ведущий 1: Қайырлы күн, құрметті қонақтар, парасаттылық турнирінің қатысушылар, ұстаздар, жанкүйерлер! Қазақстан Тәуелсіз мерекесіне арналған сыныптан тыс іс-шарамызға қош келдіңіздер! Баршаңызды алдымызда келе жатқан он алтыншы желтоқсан Қазақстан Тәуелсіз мерекесімен құттықтаймыз.Барлық қатысушыларға сәттілік тілейміз!

  2. Ведущий 2: Добрый день уважаемые гости, участники интеллектуально-познавательного турнира, болельщики! Добро пожаловать на наше мероприятие, посвященное Дню независимости Республики Казахстан! Поздравляем вас всех с наступающим Днем независимости Республики Казахстан! Желаем всем участникам турнира удачи в игре!

  3. Ведущий1: Начинаем Интеллектуально-познавательный турнир «В начале славных дел».

  4. Ведущий 2: Разрешите представить членов уважаемого жюри:

  5. Ведущий 1: Приглашаем команды на разминку «Дальше, дальше». Командам-участницам турнира будет предложено по 15 вопросов. Задача команд ответить ответить на максимальное количество вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  6. Ведущий 2: Вопросы для команд:

Команда № 1


Команда № 2


хаому - дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб

Саки хаомаварга

Цвет одежды сакских общинников?

Синий и желтый

Юсуф Баласагуни автор произведения

«Кутадгу билик»

Монголы осадили Отрар в

1219 г

Как звали старшего сына Чингисхана

Джучи

Столица Золотой Орды

Сарай Бату

Словарем кыпчакского языка является

"Кодекс куманикус".

Исторический научный труд "Тарих-и-Рашиди" написан на

Персидском языке

Главное отличие возникновения Казахского ханства:

Возникло не в результате завоевания.

Сколько лет правил хан среднего жуза Абылай?

1771-1781 гг. (10 лет)

Кем была подписана Грамота о принятии Младшего жуза в состав Российской империи

Анной Иоанновной

Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил

Исатаю Тайманову

Автор Устава «Об Оренбургских киргизах»

П.К. Эссен

Руководители восстания 1837-1847 гг.

Кенесары Касымов

Руководитель партии «Уш жуз»

КольбайТогысов


Команда № 3


Команда № 4


Команда № 5

  1. Ведущий 2: Начинаем Конкурс «Не отправленная депеша». Команды получают бланк сдесятью выдержками из писем, приказов и т.д.. Задача участников конкурса определить, из какого документа выдержки, кто мог быть их автором. Время выполнения задания 10 минут. (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимально - 10 баллов).


Конкурс «Не отправленная депеша»:

определить, из какого документа выдержки, кто мог быть их автором.


  1. «… не хочет идти дальше шерстомоек, как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымытой шерстью, то обратно с «московским» сукном из этой шерсти?»

  2. «… Казахстан является сплошной металлогенической провинцией Советского Союза!»

  3. «Казахстан был и остался колонией…»

  4. Всем казахским родам, к весне 1730 г. собраться у подножия горы Аргынаты (Улытау)»

  5. «… В эти решительные дни в жизни Россиипочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение исплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы…».

  6. «Определение возрастов инородческого населения, подлежащего привлечению к работам, предоставить соглашению министров внутренних дел и военного».

  7. «… Пьяные офицеры во главе с Анненковым схватили Якова Ушанова, завернули в мокрую войлочную подстилку, потащили и бросили его в пылающую топку парохода...»

  8. «… Прошу Вас ознакомиться с настоящей запиской и вмешаться в это дело и тем самым спасти жизни многих людей, обреченных на голодную смерть…».

  9. «Государи воюют, а проливается кровь народа, разрушаются его хозяйства. Кто оправдает эти бесчинства?»

  10. «Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к "черной" работе считаем, унизительным».



  1. Ведущий 1: Уважаемые зрители и участники турнира, пока жюри подведет итоги предыдущих конкурсов, предлагаем вашему вниманию видеоролик «Независимый Казахстан».


Демонстрируется видеоролик.


  1. Ведущий 2:Слово предоставляется уважаемому жюри для оглашения результатов первой половины игры.

  2. Жюри: __________________________________________________________

  3. Ведущий 1:Продолжаем наш турнир. Следующий конкурс Своя игра «В начале славных дел»: Первой игру начинает команда, набравшая максимальное количество баллов после 2-х туров игры.Участники команды выбирают категорию и сложность вопроса. В случае ошибки игроков, ход переходит к следующей команде.

  4. Ведущий 2: Перед вами вопросы по пяти категориям: «У истоков закона», «История в лицах», «Хронос», «Славные битвы», «История, застывшая в камне». Вопросы, зашифрованные в данных секторах оцениваются от 10 до 50 баллов. В случае, если команде выпадает своя игра, то команда сама отвечает на этот вопрос. А в случае выпадения «Аукциона», команды могут выкупить этот вопрос. Но, если одна из команд идет ва-банк, остальные не имеют права отвечать на этот вопрос.

Сценарий интеллектуально-познавательного турнира «В начале славных дел», посвященного 25-летию со Дня независимости Республики Казахстан.

  1. Ведущий 1:читают с ведущим 2 по очереди задания на табло.


Категория «У истоков закона»

Категория «История в лицах»

Категория «Хронос» «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики».

Семиреченский фронт был ликвидирован в

Сколько лет существует Республика Казахстан, как независимое государство?

Провозглашена Каз АССР в составе РСФСР

Закон «О независимости РК» принят

Ответы

26 августа 1920 г.

Марте 1920 г

25 лет

4 -12 октября 1920 г.

16 декабря 1991 г.

Категория «Славные битвы»

Когда и где состоялось последнее сражение с участием Кенесары Касымулы?


Когда в местности под названием «Место стонов и рыданий врага» состоялось сражение? Как оно называлось?


Национально-освободительное восстание, охватившее весь Казахстан и Среднюю Азию. Имело 2 центра.

Ответы

1723 г.

При Догал-Урпеке.

22-24 февраля 1917 года

1847 г.

1729 г.Аныракайское

1916 г

Категория «История, застывшая в камне»

  1. Ведущий 1: Наш конкурс продолжают капитаны. Приглашаем капитанов на сцену. В Конкурсекапитанов «Мы с вами где-то встречались»:капитаны получают задание. Капитаны должны определить по описанию исторических деятелей. Закончив работу сдают ответы жюри. Время выполнения 3 минуты. Оценивается в 5 баллов.


«Мы с вами где-то встречались»?

По описанию определите исторического деятеля:

  1. Ему было присуще необыкновенное самообладание и полное отсутствие односторонних увлечений, бесполезной жестокости или самодурства, сдержанность и достоинство в присутствии посторонних, огромные организаторские способности, в его армии были немыслимы воровство и ложь.

  2. Его характеризует целеустремленность, решительность и смелый характер полководца - черты присущие подлинно народному герою.

  3. Он с детства знал свою родословную до двенадцатого колена. Прямым предком его в восьмом колене был Карасай батыр, который в 1640-1680 годы совершил множество подвигов в войне с джунгарами. Про себя он говорит: «В последнее время мода кичиться «пролетарским» происхождением неожиданно сменилась другим поветрием: искать и во чтобы бы то ни стало находить у своих предков «голубую» кровь. Не было её в нашем роду никогда. Я - сын, внук и правнук чабанов, то есть не из дворян».

  4. Он был самым могущественным из ханов 18 века. Самобытная и яркая личность, талант выдающегося политического деятеля и полководца сложились в один из переломных и драматических периодов в истории казахского народа, связанного с борьбой за свободу и независимость.

  5. Он родился в семье прямого потомка Олжабай-батыра, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Лев Гумилёв, сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли.


  1. Ведущий 2: На этом наш турнир заканчивается.Жюри подводит итоги конкурса.

  2. Ведущий 1: Пока идет подсчет баллов и определение победителей конкурса, вашему вниманию предлагается просмотр видеоролика «16 декабря. День Независимости РК».


Демонстрируется видеоролик


  1. Ведущий 2: Слово для подведения итогов предоставляется уважаемому жюри.

  2. Жюри оглашают результаты конкурса.Подводятся итоги. Награждаются победители.

  3. Заключительное слово учителя: Вот и закончилось наше мероприятие, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Мы не знаем, что ждет нас, но знаем, что будущее нашего народа в руках подрастающего поколения. А каждый из нас знает, что без прошлого нет будущего. Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего, сказал Максим Горький. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны друг с другом. Это звенья одной цепи, это страницы одной истории, истории нашего государства. «История никогда не поворачивает назад, не восстанавливает прошлого, она всегда неизменно идёт вперёд» сказал Семен Людвигович Франк. Поэтому пожелаем нашему государству, своей родной стране и нашему народу счастливого пути в светлое и экономически и политически стабильное будущее!!! Спасибо всем участникам мероприятия за активное участие и прочные знания, которые вы сегодня продемонстрировали!!!











ЖЮРИ



Приложение 3.

Протокол

интеллектуально-познавательного турнира

«Летопись независимости»


Команда

Разминка «Дальше, дальше»

«Не отправленная депеша»

Своя игра «В начале славных дел»

Конкурс капитанов «Мы с вами где-то встречались»

Баллы

Место

15 баллов

5 баллов

От 10 до 50 баллов

5 баллов































Особое мнение жюри:

Лучший капитан: _________________________________________________________________________________________________

Лучший игрок команды: _________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Председатель жюри: ______________________ / ___________________________________

Члены жюри: ______________________ / ___________________________________

______________________ / ___________________________________

______________________ / ___________________________________

______________________ / ___________________________________

Дата «9» декабря 2016 года

Приложение 1.

Ключи для членов жюри

Конкурс «Дальше, дальше».


Команда № 1


Команда № 2


хаому - дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб

Саки хаомаварга

Цвет одежды сакских общинников?

Синий и желтый

Юсуф Баласагуни автор произведения

«Кутадгу билик»

Монголы осадили Отрар в

1219 г

Как звали старшего сына Чингисхана

Джучи

Столица Золотой Орды

Сарай Бату

Словарем кыпчакского языка является

"Кодекс куманикус".

Исторический научный труд "Тарих-и-Рашиди" написан на

Персидском языке

Главное отличие возникновения Казахского ханства:

Возникло не в результате завоевания.

Сколько лет правил хан среднего жуза Абылай?

1771-1781 гг. (10 лет)

Кем была подписана Грамота о принятии Младшего жуза в состав Российской империи

Анной Иоанновной

Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил

Исатаю Тайманову

Автор Устава «Об Оренбургских киргизах»

П.К. Эссен

Руководители восстания 1837-1847 гг.

Кенесары Касымов

Руководитель партии «Уш жуз»

КольбайТогысов


Команда № 3


Команда № 4







Команда № 5



























Приложение 2.

Ключи для членов жюри


Конкурс «Не отправленная депеша»:

определить, из какого документа выдержки, кто мог быть их автором.


  1. «… не хочет идти дальше шерстомоек, как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымытой шерстью, то обратно с «московским» сукном из этой шерсти?» (Смагул Садвакасов. Выступление против программы «Малый Октябрь» Ф. Голощекина)

  2. «… Казахстан является сплошной металлогенической провинцией Советского Союза!» (академик Н.С.Курнаков. заключение о результатах экспедиции по изучению минерально-сырьевых ресурсов Центрального Казахстана)

  3. «Казахстан был и остался колонией…» (Смагул Садвакасов. В письме о результатах индустриализации в Казахстане)

  4. Всем казахским родам, к весне 1730 г. собраться у подножия горы Аргынаты (Улытау)» (Клич Богенбай батыра и Толе би с целью окончательного изгнания джунгар из казахских земель)

  5. «… В эти решительные дни в жизни Россиипочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение исплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы…». (Николай II «Манифест об отречении от престола»)

  6. «Определение возрастов инородческого населения, подлежащего привлечению к работам, предоставить соглашению министров внутренних дел и военного». (Николай II. Указ «О реквизиции инородцев»)

  7. «… Пьяные офицеры во главе с Анненковым схватили Якова Ушанова, завернули в мокрую войлочную подстилку, потащили и бросили его в пылающую топку парохода...» (из выступления свидетеля на судебном процессе над Б. Анненковым.)

  8. «… Прошу Вас ознакомиться с настоящей запиской и вмешаться в это дело и тем самым спасти жизни многих людей, обреченных на голодную смерть…». (Турар Рыскулов. Письмо к Сталину)

  9. «Государи воюют, а проливается кровь народа, разрушаются его хозяйства. Кто оправдает эти бесчинства?» (А.Бокейханов. Статья «Снова война»)

  10. «Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к "черной" работе считаем, унизительным». (А.Байтурсынов. Статья в газете «Казах»)





Приложение 3.

Ключи для членов жюри


Конкурс «В начале славных дел»


Категория «У истоков закона»

Категория «История в лицах»

Категория «Хронос» «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики».

Семиреченский фронт был ликвидирован в

Сколько лет существует Республика Казахстан, как независимое государство?

Провозглашена Каз АССР в составе РСФСР

Закон «О независимости РК» принят

Ответы

26 августа 1920 г.

Марте 1920 г

25 лет

4 -12 октября 1920 г.

16 декабря 1991 г.

Категория «Славные битвы»

Когда и где состоялось последнее сражение с участием Кенесары Касымулы?


Когда в местности под названием «Место стонов и рыданий врага» состоялось сражение? Как оно называлось?


Национально-освободительное восстание, охватившее весь Казахстан и Среднюю Азию. Имело 2 центра.

Ответы

1723 г.

При Догал-Урпеке.

22-24 февраля 1917 года

1847 г.

1729 г.Аныракайское

1916 г

Категория «История, застывшая в камне»






Приложение 4.

Ключи для членов жюри


Конкурс капитанов: «Мы с вами где-то встречались»?

По описанию определите исторического деятеля:

  1. Ему было присуще необыкновенное самообладание и полное отсутствие односторонних увлечений, бесполезной жестокости или самодурства, сдержанность и достоинство в присутствии посторонних, огромные организаторские способности, в его армии были немыслимы воровство и ложь. (Чингис-хан)

  2. Его характеризует целеустремленность, решительность и смелый характер полководца - черты присущие подлинно народному герою. (Амангельды Иманов)

  3. Он с детства знал свою родословную до двенадцатого колена. Прямым предком его в восьмом колене был Карасай батыр, который в 1640-1680 годы совершил множество подвигов в войне с джунгарами. Про себя он говорит: «В последнее время мода кичиться «пролетарским» происхождением неожиданно сменилась другим поветрием: искать и во чтобы бы то ни стало находить у своих предков «голубую» кровь. Не было её в нашем роду никогда. Я - сын, внук и правнук чабанов, то есть не из дворян». (Н.А.Назарбаев)

  4. Он был самым могущественным из ханов 18 века. Самобытная и яркая личность, талант выдающегося политического деятеля и полководца сложились в один из переломных и драматических периодов в истории казахского народа, связанного с борьбой за свободу и независимость. (Абылай хан)

  5. Он родился в семье прямого потомка Олжабай-батыра, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Лев Гумилёв, сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли. (Олжас Сулейменов)








Команда __________________


Конкурс «Не отправленная депеша»:

определить, из какого документа выдержки, кто мог быть их автором.


  1. «… не хочет идти дальше шерстомоек, как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымытой шерстью, то обратно с «московским» сукном из этой шерсти?»

  2. «… Казахстан является сплошной металлогенической провинцией Советского Союза!»

  3. «Казахстан был и остался колонией…»

  4. Всем казахским родам, к весне 1730 г. собраться у подножия горы Аргынаты (Улытау)»

  5. «… В эти решительные дни в жизни Россиипочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение исплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы…».

  6. «Определение возрастов инородческого населения, подлежащего привлечению к работам, предоставить соглашению министров внутренних дел и военного».

  7. «… Пьяные офицеры во главе с Анненковым схватили Якова Ушанова, завернули в мокрую войлочную подстилку, потащили и бросили его в пылающую топку парохода...»

  8. «… Прошу Вас ознакомиться с настоящей запиской и вмешаться в это дело и тем самым спасти жизни многих людей, обреченных на голодную смерть…».

  9. «Государи воюют, а проливается кровь народа, разрушаются его хозяйства. Кто оправдает эти бесчинства?»

  10. «Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к "черной" работе считаем, унизительным».







Команда ___________________________


«Мы с вами где-то встречались»?

По описанию определите исторического деятеля:

  1. Ему было присуще необыкновенное самообладание и полное отсутствие односторонних увлечений, бесполезной жестокости или самодурства, сдержанность и достоинство в присутствии посторонних, огромные организаторские способности, в его армии были немыслимы воровство и ложь.

  2. Его характеризует целеустремленность, решительность и смелый характер полководца - черты присущие подлинно народному герою.

  3. Он с детства знал свою родословную до двенадцатого колена. Прямым предком его в восьмом колене был Карасай батыр, который в 1640-1680 годы совершил множество подвигов в войне с джунгарами. Про себя он говорит: «В последнее время мода кичиться «пролетарским» происхождением неожиданно сменилась другим поветрием: искать и во чтобы бы то ни стало находить у своих предков «голубую» кровь. Не было её в нашем роду никогда. Я - сын, внук и правнук чабанов, то есть не из дворян».

  4. Он был самым могущественным из ханов 18 века. Самобытная и яркая личность, талант выдающегося политического деятеля и полководца сложились в один из переломных и драматических периодов в истории казахского народа, связанного с борьбой за свободу и независимость.

  5. Он родился в семье прямого потомка Олжабай-батыра, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Лев Гумилёв, сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли.


© 2010-2022