Пояснительная записка к программе для кружка Загадки Древнего мира

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа для кружка «Загадки Древнего мира», рассчитанная для учащихся V классов, составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 № 1089).

3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);

4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);

5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;

Цели и задачи работы кружка «Загадки Древнего мира»

Цели:

1) Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории.

2) Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).

3) Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.

4) Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своей страны и всего человечества.

Задачи:

1. Способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;

2. Способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом;

3. Сформировать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;

4. Сформировать у учащихся умения и навыки, такие как:

· умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;

· умение сравнивать исторические явления, происходившие в разных странах;

· умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, при этом высказывая собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;

· умение анализировать исторический источник;

· умение оперировать историческими датами;

· умение читать историческую карту.

Общая характеристика внеклассного кружка

В отличие от урока, внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету - непременное условие улучшения качества обучения. Внеклассная работа носит поисковый, исследовательских характер, в этом, пожалуй, одна из её привлекательных черт.

А сколько разных тайн и загадок хранит история! И как хочется к ним прикоснуться, попробовать приоткрыть завесу тайны. История, исчисляемая в годах, кажется долгой и древней. А если перевести её исчисление в поколения людей, творцов истории, то реальность событий становиться зримее. Времена Петра Великого отделяет от нас всего 9 поколений, монгольское нашествие - 25 поколений, время катастроф Земли - 400 поколений. И когда египетские жрецы рассказали Геродоту, что их первый фараон правил страной после полубогов 341 поколение назад и все деяния последующих фараонов записаны ими, что в храме Зевса хранятся статуи не только этих фараонов, но и всех верховных жрецов, история становиться просто осязаемой.

Во внеклассной работе возможно чаще применять элемент игры. В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению учащимися знаний и умений через игру. Между тем дидактическая игра - явление внутренне противоречивое; противоречие выражается в совмещении игры, как самоценной, самопроизвольной деятельности, не направленной на практический результат, и обучения - целенаправленной деятельности, подчиненной дидактическим целям, которые выходят за рамки игровых задач. Отсюда, не забывая о необходимости усвоения учащимися знаний и умений в игре, приоритетным направлением игровой деятельности следует выбрать развитие мыслительных навыков на материале через игру. В данном случае противоречие между игрой и обучением может быть снято вследствие того, что в процессе игрового обучения происходит живое отображения черт исторической реальности, по-особому строиться взаимодействие участников образовательного процесса, обучение истории становиться для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становиться не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории. Понимание законов общественного развития, "проживание" судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно - ценностного содержания, должно, и, на мой взгляд, являться главным смыслом в постижении истории.

В работе нашего кружка мы постарались в комплексе использовать различные вида игр: здесь представлены и викторины, и ролевые игры, конференции и т.п.

Количество учебных часов

Работа кружка «Загадки Древнего мира» рассчитана для учащихся V классов на два учебных часа в неделю (64 часа в год).

Организация образовательного процесса осуществляется через различные технологии.

- Проблемное обучение.

- Использование информационно-коммуникационных технологий.

- Коммуникативное обучение.

- Игровые технологии.

- Деятельностный подход.

Виды контроля

Проведение викторин, рефераты, исследовательские работы обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- иметь яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- развивать способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- иметь представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- развивать умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- развивать умения различать в тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- развивать умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- иметь готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты:

- развивать способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- иметь готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- развивать умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- развивать способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты:

- иметь представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобретать опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Литература для учителя:

  1. Алексеев Д. Н., Новокшонов П. А. По следам исторических загадок. - 2- е издание. - М.: Наука, 2001. - 384 с.

  2. . Балязин В. Н. Занимательная история России. - 3-е издание. - М.: Дрофа, 2005. - 234 с.

  3. . Васильев Л. С. История Востока: Для высших учебных заведений. - 5-е издание. - М.: Высшая школа, 1994 г. - Т. 1 - 495 с.

  4. . Васильев Л. С. История Востока: Для высших учебных заведений. - 5-е издание. - М.: Высшая школа, 1994 г. - Т. 2 - 495 с.

  5. История: внеклассные мероприятия.. 5 - 11 классы. - 7-е издание. - М.: Айри - Пресс, 2009. - 352 с.

  6. . Смирнов С.Г. , Цветкова Г. А. Задачник по истории Древнего мира: Для средних учебных заведений. - 3-е издание. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. - 202 с.

  7. Сухов В. В История древнего мира и средних веков. 5 - 6 кл. - 4 - е издание. - М.: Дрофа, 2000. - 321 с.

Литература для учащихся:

  1. 100 великих чудес света. Автор - составитель Н. А. Ионина. - 5-е издание. - М.: Вече, 2009. - 240 с.

  2. Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. - 5 - е издание. - М., «Просвещение». 1992 г. - 160 с.

  3. Можейко И. Н. Тайны истории. - 3 - е издание. - М.: АСТ, 2011. - 1055 с.

  4. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История/ Сост. Н. В. Чудакова, А. В Громова. - 4 - е издание. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. - 512 с.

Интернет ресурсы:

1. fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. his.1september.ru/index.php - Электронная версия газеты "История", приложение к "1 сентября"

3. hist1.narod.ru/index.html - Всемирная история. Сайт Сергея Нефедова.

4. ancientrome.ru/ - История Древнего Рима.

5. hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете.

6. duat.egyptclub.ru/ - Древний Египет - Изучение и познание. Сайт по истории Древнего Египта





Тематическое планирование кружка «Загадки Древнего мира»

( 72 часа)

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1


1 четверть

Древний Восток



20 часов



2

2 четверть

Древняя Греция



10 часов



3

4

3 четверть

Семь чудес света

Загадки древних народов Европы



11 часов

11 часов



5

6

7


4 четверть

Загадки древних народов Америки

Древний Рим

Повторение пройденных тем



11 часов

5 часов

4 часа


Итого

72 часа

5



© 2010-2022