Рабочая программа по истории средних веков 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы

учителей предметов по учебно-воспитательной _____/В.Г.Толкнова

гуманитарного цикла работе Приказ № 86

Протокол №1 __________/Т.А. Гогова/ «28» августа 2015 от «26» августа 2015г « 27» августа 2015 г

Руководитель ШМО

__________ /С.С.Макарова/

Рабочая программа

по истории средних веков

на 2015-2016 учебный год

6 класс

Учитель истории: Косова С.И.

Год составления: 2015 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа:

Рабочая программа по истории Средних веков составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования ( одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от23 декабря 2003 года № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Приказ МО РТ от 5 марта 2004 года № 1089), примерной программы по истории 5-9 классы, авторской программы Л.Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 г.

Данная рабочая программа по ( истории Средних веков 6 класс) составлена на основании следующих документов:

- Федерального закона (от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.8, п.9;)

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, приказ № 78 от 24.08.2015 ;

- Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, приказ № 78 от 24.08. 2015 г.

Структура документа

Рабочая программа по истории Средних веков представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методической литературы.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 30 часов для обязательного изучения учебного предмета «история Средних веков» на этапе основного общего образования. В том числе в 6 классе, из расчёта 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование расчитано на 30 часов изучения истории России, включая 10 часов изучения истории Республики Татарстан. При этом в нём предусмотрены использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Предмет история в 6 классе изучается по блокам:

1 блок: История средних веков.

2 блок: история России с древнейших времён до конца 16 века, включая 10 часов истории Республики Татарстан и татарского народа.

Уровень обучения - базовый.

Срок реализации программы - 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Цели и задачи учебного предмета история Средних веков :

• сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков в 6 классе как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

• охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:

В результате изучения истории ученик должен:

-знать основные этапы и ключевые события истории России и Европы и выдающихся деятелей в истории России и Европы.

-знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

-знать изученные виды исторических источников.

-уметь определять последовательность и длительность важнейших событий.

-уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников.

-

уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий.

-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий, памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме.

-использовать приобретённые знания при написании творческих работ.

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.

-группировать исторические явления и события по заданному признаку.

-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Учебно-тематический план по истории Средних веков 6 класс


(2 часа в неделю, всего 30 часов)

УМК Е.В.Агибалова, Г.М. Донской

Наименование темы

Всего

часов

Из них

Самостоятельные

работы

Контрольное

тестирование

Вводный урок: Что изучает история Средних веков.

1 час.

Раздел 1: Западная и Центральная Европа в 6-11 веках.

3 часа.

Раздел 2: Византийская империя в 6 - 11 веках.

3 часа.

Раздел 3: Арабы в 6 - 11 веках.

3 часа.

1.

Обобщение: Причины образования и распада Арабского халифата.

1час.

к/т №1

Раздел 4: Расцвет средневековья.

3 часа.

Раздел 5: Католическая церковь в

11 - 13 веках.

3 часа.

2.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1 час.

с/р №1

3.

Крестовые походы и их последствия

1 час.

к/т №2

Раздел 6: Образование централизованных государств в Западной Европе.

6 часов.

4.

Усиление королевской власти в Англии и во Франции. Реконкиста.

1 час.

с/р №2

Раздел 7: Османская империя в 14-16 веках.

8 часов.

5.

Индия. Государства и культура.

1 час.

с/р №3

6.

Итоговый урок-обобщение: Повторение пройденного материала по истории средних веков.

к/т №3

Итого:

30 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Вводный урок: Что изучает история Средних веков.

Раздел 1: Раннее Средневековье. Образование Франкской империи. Католическая церковь в VI-VIIIв.в. Завоевания Карла Великого и образование Франкской империи. Феодальная раздробленность. Англия в раннее средневековье. Походы норманнов.

Раздел 2: Византийская империя в VI-XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

Раздел 3: Арабы в VI-XI веках. Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Обобщение: Причины образования и распада Арабского халифата.

Раздел 4: Расцвет средневековья. Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке. Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Жизнь и быт горожан. Ремесло. Горожане и их образ жизни.

Раздел 5: Католическая церковь в XI-XIII веках. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы и их последствия. Обобщение: Последствия крестовых походов для Ближнего Востока и Западной Европы.

Раздел 6: Образование централизованных государств в Западной Европе. Начало объединения Франции. Усиление королевской власти в Англии в XI-XII веках. Столетняя война. Жакерия. Восстание Уота Тайлера в Англии. Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д Арк. Усиление королевской власти в Англии и во Франции. Реконкиста. Усиление власти князей в Германии. Политическая борьба в Италии. Гуситские войны в Чехии.

Раздел 7: Османская империя в XIV-XVI веках. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Могущество и упадок Османской империи. Культура Западной Европы в XI-XVвеках. Технические открытия и изобретения. Образование и наука. Литература и искусство. Архитектура, скульптура, живопись. Культура Раннего Возрождения в Италии. Китай и его борьба с завоевателями. Культура средневекового Китая. Индия. Государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в средние века. Итоговый урок-обобщение: Повторение пройденного материала по истории Средних веков. Резерв.

Календарно-тематическое планирование

(2 часа в неделю, всего 30 часов)

УМК Е.В.Агибалова, Г.М. Донской.

Тема

сроки

Теория

(элементы содержания)

Практика

Контроль

Кол-во

часов

Примечание

Факти

чески

По

плану

1.

Вводный урок: Что изучает история Средних веков.

2.09.

Великое переселение народов. Кельты,

германцы, славяне, тюрки.

1 час.

Раздел 1: Западная и Центральная Европа в

VI-XI веках.


3 часа.

2.

Образование Франкской

империи. Католическая

церковь в VI - VIII веках.

4.09.

Расселение

франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация

Европы. Аврелий Августин.

.

1 час.

3.

Завоевания Карла

Великого и образование Франкской империи. Феодальная раздробленность.

9.09.

Создание и распад империи

Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая

Раздробленность

Контурные

карты

1 час.

4.

Англия в раннее средневековье. Походы норманнов.

11.09.

Норманнские

завоевания.

Государства норманнов.

Работа с терминами

1 час.

Раздел 2: Византийская империя в VI- XI веках.


3 часа

5.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с

внешними врагами.

16.09.

Византийская

империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Контурные

карты

1 час.

6.

Культура Византии. Образование славянских

государств.

18.09.

Культурное

наследие Византии.

Сообщения

Тест.

1 час.

7.

Образование славянских государств.

23.09.

Расселение славян. Ветви славян: западные

восточные, южные. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Василий (Болгаробойца). Великоморавская держава и создатели славянской письменности (Кирилл и Мефодий). Образование Чехии и Польши.


Раздел 3: Арабы в VI-XI веках.


3 часа

8.

Возникновение ислама и объединение арабов.

Арабский халифат и его распад.

25.09.

Арабские племена: расселение, занятия.

Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран.

Контурные

карты

1 час.

9.

Культура стран халифата.

30.09.

Образование, наука (Аль Бируни, Авиценна), литература, искусство. Понятия: михрабу, мулла,

фарси, медресе.

Сообщения

1 час.

10.

Обобщение: Причины образования и распада

Арабского халифата.

2.10.

Конт-

рольный

тест

№1.

1 час.

Раздел 4: Расцвет средневековья.


3 часа.

11.

Средневековая деревня и её обитатели. В рыцарском замке.

7.10.

Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Замок феодала

Развлечения рыцарей. Воспитание рыцаря.

1 час.

12.

Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Жизнь и быт горожан.

Ремесло.

9.10.

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Работа с терминами

1 час.

13.

Борьба городов с сеньорами.

14.10.

Понятия: бургомистр, мэр, патриции. Городские богачи и бедняки.

Работа с документами.

1 час.

Раздел 5: Католическая церковь в XI-XIII веках.


3 часа.

14.

Могущество папской власти. Католическая

церковь и еретики.

16.10.

Власть духовная и светская. Образование

двух ветвей

христианства,

православия и

католицизма.

Римско-католическая церковь в

средневековье.

Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Самос-

тояте-

льная

работа

№1.

1 час.

15.

Крестовые походы и их последствия.

21.10.

Крестовые походы и их влияние

на жизнь европейского общества.

Католицизм, православие и ислам

в эпоху крестовых походов.

Контурные

карты

таблица

1 час.

16.

Обобщение: Последствия крестовых походов для Ближнего Востока и Западной Европы.

21.10.

Контро

льный

тест №2

1 час.

Раздел 6: Образование централизованных государств в Западной Европе.


6 часов

17.

Начало объединения Франции. Усиление королевской власти в Англии в XI-XII веках.

23.10.

Возникновение

сословно-представительных монархий в европейских странах. Генральные штаты

во Франции. Особенности сословно-предствительной монархии в

Англии. Великая

хартия вольностей. Парламент.

Контурные

карты.

1 час.

18.

Столетняя война. Жакерия. Восстание Уота Тайлера в Англии.

28.10.

Кризис европейского сословного общества в XIV- XV веках. Столетняя война: причины и итоги.

Контурные карты

1 час.

19.

Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д Арк.

30.10.

Орлеанская дева.

Контурные

карты.

1 час.

20.

Усиление королевской власти в Англии и во

Франции. Реконкиста.

11.11.

Начало Реконкисты на Пиринейском полуострове.

Война Алой и Белой розы.

Работа с

документами.

Самос-

тояте-

льная

работа

№2.

1 час.

21.

Усиление власти князей в Германии. Политическая борьба в Италии.

14.11.

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XVвеках.

Контурные

карты

1 час.

22.

Гуситские войны в Чехии

18.11.

Кризис католической церкви. Ян Гус.


Раздел 7: Османская империя в XIV-XVI веках

Контурные

карты

8 часов

23.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Могущество и упадок Османской империи.

21.11.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Контурные

карты

1 час.

24.

Культура Западной Европы в XI-XV веках. Технические открытия и изобретения. Образование и наука. Литература и искусство.

25.11.

Развитие науки и

техники. Появление университетов. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Начало книгопечатания в Европе.

Схоластика.

Таблица.

Сообщения

1 час.

25.

Архитектура, скульптура живопись. Культура Раннего Возрождения в Италии.

28.11.

Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве

Работа с

документами

1 час.

26.

Китай и его борьба с завоевателями. Культура

средневекового Китая.

2.12.

Китай: распад и

Восстановление

единой державы.

Империи Тан и

Сун. Крестьянские восстания, нашествие кочевников. Создание им

пери Мин. Средневековая Япония.

Контурные

карты

тест

1 час.

27.

Индия. Государства и культура.

5.12.

Индийские княжества. Создание государства

Великих Моголов

Делийский султанат.

Самос-

тояте-

льная

работа

№3.

1 час.

28.

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в средние века.

9.12.

Доколумбовые

цивилизации

Америки. Майя,

атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.

Контурные

карты

1 час.

29.

Итоговый урок-обобщение: Повторение пройденного материала по истории Средних веков.

12.12.

Контро

льный

тест

№3.

1 час.

30.

Резерв

16.12.

1 час.

Перечень учебно-методической литературы.

. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.

  • Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2012.

  • Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2011.

  • Настенные карты по истории средних веков.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу истории Средних веков.

4. Уроки КиМ. «Средние века».

© 2010-2022