• Преподавателю
  • История
  • Открытый урок по истории Казахстана на тему Кочевые племена эпохи раннего железа на территории Казахстана

Открытый урок по истории Казахстана на тему Кочевые племена эпохи раннего железа на территории Казахстана

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Маякова Л.Н

ГУ «ЖОШ»

Класс: 6 Дата: 27.04.2016г

Тема: Обобщение. Кочевые племена эпохи раннего железа на территории Казахстана.

Цели урока: - повторить и закрепить знания об истории племён эпохи раннего железа на территории Казахстана;

- продолжить формирование умений осмысливать теоритический материал; выполнять познавательные и проблемные задания; высказывать собственное мнение;

- воспитывать интерес к познанию истории, учить выражать своё отношение к событиям прошлого

Форма урока: путешествие во времени и пространстве.

Методы и приемы: работа с эпиграфом, работа в группах. Оборудование: контурные карты, стикеры с названием племен, листы с заданиями.

Эпиграф урока

Мильоны - вас. Нас - тьма, и тьма, и тьма.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы- мы! Да, азиаты- мы!

С раскосыми и жадными очами!

Александр Блок.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим мысленное путешествие в прошлое, побываем в гостях у саков, кангюев, гуннов. Как вы помните эти племена жили в разные периоды, в разных частях Казахстана., поэтому мы отправимся в путешествие во времени и пространстве. На этом уроке вы будете работать, разделившись на три группы. Они так и называются «Саки», « Кангюи», «Гунны». Победит команда, ответившая на большее количество вопросов. Если группа не может ответить на свой вопрос, то другие команды имеют право дать ответ и получить дополнительные баллы. Ваши правильные ответы подсчитывает жюри в составе:

____________________________________________________________________________________

Итак, начнем.

1-я остановка - Хронологическая.

1 Сначала определимся во времени.

Обозначьте на ленте времени сакский период. Перед вами на доске- линии времени. Обозначьте на ней.

Группа «Саки»- сакский период, группа « Кангюим» - период проживания кангюев на территории Казахстана; группа «Гунны» - гуннский период в истории.

2-я остановка - Топографическая.

2. Работа по карте « Племена и территории их расселения».

Задание: нанесите на контурной карте название племен там где они проживали, указывая территорию расселения. Учащиеся из каждой групы, выходят к доске и прикрепляют на карту стикеры с названием племен и дают пояснения, в какой части Казахстана они расселялись.

Жюри оценивает работу групп.

3-я остановка - Жили -Были - Хозяйство и быт саков, кангюев, гуннов.

Задание группе «Саки».

ДА-НЕТ. ( Если ответ « Нет» -указать правильный ответ и аргументировать)

Основное место в хозяйстве саков занимало землиделие. нет

Саки вели оседло- кочевой образ жизни. нет

Зиму саки проводили на жайляю, а лето - на кыстау. нет

Скотоводство у саков было только кочевое. да

Саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней. нет

Особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей. да

Саки изготавливали напиток «хаома». да

Саки занимались только гончарным ремеслом . нет

Сакские семьи обладали равным количеством земли и скота, поэтому среди них не было ни богатых, не бедных. нет

Саки были искусными мастерами и ремесленниками. да

Задание группе « Кангюи» Вставьте пропущенное.

Природные условия Южного Казахстана благоприятны для занятий земледелием, так как здесь протекала полноводная в те времена река Сырдарья. Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в первые века нашей эры древние жители выкопали канал

Зах длиной более 20 километров. Важнейшим занятием населения было земледелие

и полукочевое скотоводство. Кангюи разводили лошадей, овец, коз и коров. В государстве Кангюй были развита обработка металлов. Центром производства металлов стали поселения региона Шаш-Илак. В близлежащих горах с древности добывали железную руду. Государство Кангюй занимало выгодное географическое положение. Через его территорию проходила трасса Великова Шелкового пути. О развитии торговли говорят найденные археологами на территории Казахстана монеты, общее число которых1300.

Задание группе « Гунны»

Составить диаграмму Венна «Хозяйство кангюев и гуннов»Вопросы для

сравнения

Гунны

Черты

сходства

Кангюи

Скотоводство

Скотоводство

является основой

хозяйства гуннов

(кочевое скотоводство)

скотоводство

Важнейшим занятием

Населения было оседлое и

Полукочевое скотоводства

Земледелие

Часть гуннов вела

оседлый образ жизни и

развивала земледелие

земледелие

По побережьям рек было

Распространено земледелие

Виды ремесел

Кузнечное,

Гончарное,

Ювелирное,

Бронзолитейное

Кузнечное,

Гончарное,

Ювелирное.

Кузнечное, гончарное,

Ювелирное

Жилище

Жили в юртах, но у них имелись

Также зимние жилища.

Юрты и стационарное жилища

Жили в домах, но у них имелись также и юрты

4-я остановка- Проблемная.

Задание группе «Саки»

Александр Блок в стихотворении « скифы» пишет:

Мильоны - вас. Нас - тьма, и тьма, и тьма.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы- мы! Да, азиаты- мы!

С раскосыми и жадными очами!

Пользуясь материалами учебника ( §60. « Антропологический облик древних людей»)

, определите, насколько объективен поэт в описании внешнего облика саков( азиатских скифов по - Гиродоту).

«Кангюй горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланцами.

Чиновников, посылаемых к нему от китайского наместника, сажают ниже уйсунских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанье, а потом уже посланникам от наместника.

Из сообщения китайского наместника сделайте выводы о взаимоотношениях кангюев с Китаем и уйсунами.

Задание группе « Гунны»

О личности вождя гуннов Аттилы сложено немало легенд. Средневековые авторы дают о нем противоречивые сведения.

« Братоубийца, бич божий, наказание господне….»,- это точка зрения многих авторов. И в то же время готский историк Иордан пишет: «Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим к тем, кому однажды доверился».

Как вы думаете, почему образ Аттилы по-разному преподносится в различных источниках?

5-я остановка -Культурологическая.

Задание группе «Саки».

Птица, конь, козел, 4 стрелы. Что означают эти символы, где вы их видели?

Задание группе « Кангюи».

Из рогов и костей животных мастера вырезали прекрасные изделия для быта и украшения.

Приведите пример изделия косторезного искусства кангюев.

Задание группе «Гунны».

В каком стиле изготовлены ювелирные украшения гуннов? Опишите особенности этого стиля.

6-я остановка- Что это? Кто это?

Объясните своими словами понятие

Группа «Саки»

Что такое военная демократия?

Группа «Кангюи»

Что такое полукочевое скотоводство?

Группа «Гунны»

Кто такой шанью? Что такое Битянь?

Подведение итогов урока.

Выступление членов жюри: отмечают, сколько балов заработала каждая группа, называют учеников, давших больше правильных ответов.

Учитель: ребята мы с вами повторили объемный материал, посвящённый сложному периоду в истории нашей страны. Как начинающим историкам, вам необходимо уметь правильно ответить на вопросы:

-когда? - где?-что?-почему?

Вы сделали сегодня попытку именно в этом алгоритме рассмотреть историю племен железного века. Надеюсь, вы не забудете эту последовательность вопросов, когда в будущем мы будем рассматривать исторические события прошлого.

Конечно мы затронули только верхушку айсберга знаний. Но если вам хочется больше узнать об этих племенах, прочитайте книгу Болата Жандарбекова «Саки», исторические романы Э.Хаттона « Аттила. Представитель гуннов», Т. Костейна «Аттила и гунны». И тогда исторические герои воочию престанут перед вами со своими мыслями, желаниями, поступками, и вы поймете, что двигала ими в решающие моменты их жизни.

Успехов нам в познании истории!

© 2010-2022