Урок-обобщение в 7 классе «История России 17-18 века в датах»

Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы. Цель игры — создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Останавливаясь на наиболее важных методологических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках истории, представляется необходимым отметить следующее: во-первых, игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ученику по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что в игре, мотивов гораздо больше, чем в обычной учебно... Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Уникальная особенность игры, состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было. В-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В-четвёртых, А. Я. Гуревич справедливо заметил, что: «Умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность. Кроме этого, игра создаёт особые условия, при которых развивается творчество учащихся. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью «прыгнуть выше себя», занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев, Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобили... Методисты давно выделили два важнейших признака учебной исторической игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (в последнем случае — для обсуждения прошлого).
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок- обобщение в 7 классе «История России 17-18 века в датах».

Форма:

Аукцион.

Вид:

Деловая игра с элементами ретроспективности

Тип:

Внеурочное мероприятие.

Цель мероприятия:

Формирование у обучающихся уважительного отношения к истории, традициям и культуре своего народа, через акцентирование важнейших дат.

Средства:

карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с играми по хронологии.

Технология:

Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется «совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.

Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое количество дат. Задача участников - назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с ней.

Первый этап.

1584 г. - провозглашение царём Фёдора Ивановича.

1613 - провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии.

1700 - переход России на новое летоисчисление.

Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:

«Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

1711 - создание Сената.

Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:

«Повелеваю! Думным боярам!

Отныне по бумаге не читать,

Дабы дурость каждого узнать.

Думные чины боярам не давать.

Вместо Думы создать сенат».

1741 - воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.

Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль цесаревны Елизаветы:

- Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной!

- Матушка! - кричат солдаты, -- Мы готовы!

- Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру Великому?

На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися.

Второй этап

1565 - Учреждение опричнины.

1649 - Принятие Соборного Уложения.

После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий.

Предложенные картины:

Иванов М. В. «Земской собор» (1549)

Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)

Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)

Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)

Третий этап

1564 - Начало книгопечатания в России.

1605 - Воцарение Лжедмитрия первого.

1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.

1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

Подведение итогов игры.

  1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) - 10 баллов.

  2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) - 10 баллов.

  3. Артистизм исполнителей - 15 баллов.

  4. Использование средств наглядности - 10 баллов.

  5. Степень участия каждого участника группы - 15 баллов каждому активному участнику.

Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.


© 2010-2022