ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ВЫДАЮЩЕМСЯ ПЕРВОПРОХОДЦЕ СЕВЕРА ВИЛЛЕМЕ БАРЕНЦЕ

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Затерянный мир Баренца.

Открытие в 1498 году Васко да Гамой морского пути в Индию привело к переделу мира между Испанией и Португалией по Тордесильясскому до-говору. Европейцам других стран пришлось искать иные пути к сокро-вищам Востока, обратив внимание на Север. Отчаянный голландский мореход Виллем Баренц был одним из тех, кто решил искать путь в Ин-дию и Китай через Ледовитый океан.

Первые на Севере.

В 1594 году идею нового маршрута - через льды Севера предложил извест-

путешественник и картограф из Амстердама Петер Планциус. Голландские куп-

цы, выслушав правителя, герцога Оранского, выделили деньги на экспедицию для поиска путей в Азию. Её участникам предстояло добраться до Китая сквозь

льды Ледовитого океана, обогнув Сибирь. Рано утром 10 июня 1594 года три небольших судна отошли от причала Амстердама. Самое большое из них-«Меркурий» вёл капитан Баренц. Другие должны были для надёжности искать свой путь. 22 июня у острова Кильдин голландцы познакомились с населением мурманского побережья - русскими и лопарями-туземцами. Через неделю экс-

педиция разделилась на две группы. Судно Баренца взяло курс на север Новой

Земли, другие корабли пошли к проливу Югорский Шар. Но первый поход в

в суровые моря закончился довольно быстро-за короткое полярное лето мо-

ряки успели только достигнуть Новой Земли. Наступившие морозы, нападения белых медведей, голод и огромные ледяные торосы вынудили экспедицию вернуться.

Поход к северным туземцам

Но купцы Амстердама ещё надеялись на близкий путь в Китай. На следую-

щий,1595 год, неутомимый Планциус убедил купцов организовать новую экс-

педицию. В июле семь судов во главе с Баренцем, отплыли на поиски восточ-

ного пути.Но с самого начала путешествие не заладилось.У скандинавских бе-

регов два корабля столкнулись в тумане и несколько моряков утонуло. Продол-

жая путь, Баренц решил исследовать о.Вайгач. Но обрадованные матросы, вы-

садившись на остров, нарушили запреты. Они принялись грабить шкуры песцов и моржовые клыки, оставленные русскими поморами. Адмирал Ней, помощник Баренца, наказал мародёров: одного бросили на необитаемой отмели, другого протащили под килем судна. На острове пришлось зазимовать - уже в августе начались сильные морозы и на пути экспедиции встали целые горы льда. Путь в Сибирь был закрыт. Русские поморы, повстречав мореходов Баренца, посоветовали им вернуться. К тому же моряки, питаясь мясом выброшенных на берег китов, начали умирать от непонятных болезней. Обратившись к абориге-

нам за помощью, голландцы оскорбили их, отказавшись менять свои товары

на шкурки песцов и моржовый клык. Туземцы изменили к пришельцам отноше-

ние, грозя войной. Но мореходы берегли товар, надеясь на барыши в Индии. Поняв опасность для экспедиции, 2 сентября 1595 года Баренц вернулся в Ам-

стердам. Всё же голландцы сделали огромное открытие-нашли на острове свя-

тилище самоедов из 400 деревянных и каменных статуй. Древнейшее сооруже-

ние было уничтожено в 1820 году миссионерами, боровшимися с язычеством.

Третья неудача Баренца

На этот раз первопроходца встретили недовольно - он зря потратил деньги и

не нашёл пути в Китай. И всё же неутомимый Планциус убедил купеческий совет Амстердама выделить деньги на очередное плавание.В этот поход вышли только два корабля. Баренцу доверили лишь должность старшего штурмана.18 мая 1596 началось его последнее путешествие.

Следуя на северо-восток, корабли через две недели встретили первые айсберги.

В июне открыли остров Медвежий. Спустя несколько дней перед моряками показались западные берега Шпицбергена, но его ошибочно приняли за Грен-

ландию. Нужно было повернуть к Карскому морю, где было меньше летних льдов. Но тут авторитет штурмана Баренцу не помог и экспедиция разделилась. Один корабль пошёл вдоль берегов архипелага, надеясь по совету Планциуса найти путь в Китай. А два судна Баренц повёл с дрейфующими льдами к Новой

Земле.Через три недели тяжёлого плавания, корабли вышли к западному побережью Новой Земли. Баренц решил искать путь среди островов архипелага и двинулся к полюсу. Из-за тяжёлого льда суда шли до северного мыса Новой Земли целый месяц. Обогнув острова, корабли не смогли двинуться на восток и встали на зимовку в заливе Ледяная Гавань.11 сентября 1596 года начался самый тяжёлый период экспедиции.

С большим трудом моряки построили зимовье, собирая на берегу брёвна, вы-несенные в Карское море сибирскими реками. К концу сентября стены дома

были готовы. Но плотник умер от цинги и строительство замедлилось. Чтобы быстрее возвести дом, крышу и вход сделали из досок каюты корабля. Своё жилище похожее на бревенчатую избу, моряки отапливали дровами и углем из корабельных запасов. Спустя месяц они чуть не погибли от угарного газа, за-

снув у очага в одну из холодных ночей. Незадачливых путешественников спас дежурный, помощник Баренца капитан Фер, вовремя открывший дверь.Зимов-

щики охотились на песцов и белых медведей, которые их часто беспокоили. Свежее мясо разнообразило пищу, шкурами они укрывались от холода, а мед-

вежьим жиром освещали своё простое полярное жильё.

Тяжёлая зимовка раскрыла лучшие качества Баренца. Несмотря ни на что, вместе с капитаном Фером он проводил научные исследования - почти каж-

дый день отмечалось состояние погоды, велись астрономические наблюдения, проводилось определение магнитного склонения. Именно Баренцем в эту зиму были сделаны первые наблюдения за знаменитой новоземельской борой.Суро-

вые морозы наступившей зимы 1596-97 гг не обещали ничего хорошего. Да и относительные потепления не приносили облегчения - они сопровождались

сильными снегопадами и ветрами. С появлением полярного солнца зимовщики могли выходить работать наружу, чтобы хоть как-то укрепить здоровье. Одна-ко даже приказы капитана не могли поднять людей. К весне из 18 моряков ос-талось пятнадцать. Баренц решил возвращаться домой.

Судно было зажато льдами и повреждено. Ремонт корабля не имел смысла и Баренц после долгих споров убедил мореходов отправиться домой на шлюпках, чтобы не погибнуть на зимовке.14 июня 1597 года начался обратный путь экс-педиции. Едва утлые судёнышки обогнули северный мыс Новой Земли, состояние Баренца и ещё двух моряков резко ухудшилось из-за цинги. Преодо-левая болезнь, Виллем обсуждал с капитанами данные наблюдений и координа

ты маршрута.20 июня Баренц уже из последних сил изучал с капитанами карту похода. К вечеру он скончался. Следом умерли ещё двое моряков, братьев из

Антверпена. Из-за огромных льдов моряки несколько дней не могли высадить-

ся на берег, чтобы похоронить Баренца и его товарищей. До сих пор неизвестна могила отважного морехода. Возможно, его похоронили во льдах, либо на одной из многих отмелей, где останки были растащены зверьём.

Имя для моря

Лодки неутомимо двигались на юг и в проливе Костин Шар встретили рус-ских поморов. Измученных и истощенных голландцев они снабдили хлебом,

копчёной дичью, помогли им добраться до Кольского полуострова и посадили

на голландский корабль. 1 ноября 1597 г. 12 выживших членов экспедиции в невиданных песцовых шапках и меховой обуви предстали перед взорами герцо-

га Оранского, членов городского совета и консулами европейских государств. Доклад мореходов не вселил надежд - северного пути в Китай экспедиция не нашла. Для науки же Баренц и его товарищи сделали гораздо больше. Однако для купцов и правителей Голландии это ничего не значило.

Последнее плавание Баренца экономически провалилось. Но в географии Русского Севера были сделаны огромные открытия: на карту нанесены остров Медвежий, архипелаг Шпицберген, совершены самые далёкие походы на Севе-ре. Результатом экспедиций Баренца стала первая карта западных и северных берегов Новой Земли.Были сделаны океанографические промеры в море между

Новой Землёй и Шпицбергеном, описаны донные осадки и течения.Мореплава-тели впервые в истории успешно зимовали в высоких широтах Арктики, прово-дя важные наблюдения за погодой. Этими данными и сегодня пользуются исследователи Севера. И очень важно, что море, по которому ходил отважный мореплаватель, носит его имя.

М.Андреев

© 2010-2022