Урок на тему Народные движения в 17 веке

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 7. Внутренняя политика правительства в середине XVII в. Народные движения

Цели: рассказать о ходе и причинах казацких и стрелецких восстаний второй половины XVII в., охарактеризовать внутреннюю политику правительства Федора Алексеевича и сложное внутреннее положение России и реформы сер. XVII в.

Внутрипредметные связи: 1653 г. - разгром О. Кромвелем Долгого парламента; 1648-1653 гг. - Фронда во Франции; 1660 г. - Реставрация королевской власти в Англии; 1664 г. - оккупация турками-османами Венгрии.

План:

I. Проверка домашнего задания:

И. Городские восстания (Соляной бунт 1648 г.).

  1. Соборное уложение 1649 г.

  2. Медный бунт 1662 г.

  3. Война под предводительством Степана Разина.

Основные понятия: крепостное право, уложение, крестьянское восстание, прелестные письма.

Важнейшие даты: лето 1648 г. - соляной бунт в Москве; 1648-1650 гг. - серия городских восстаний в стране; 1649 г. - Соборное уложение; 1662 г. - «Медный бунт» в Москве; 1676-1682 гг. - правление Федора Алексеевича; 1679-1681 гг. - реформа налогообложения; 1667-1671 гг. - крестьянское восстание под руководством Степана Разина; 1668 г. - поход в Персию (Иран) казаков Степана Разина; 1670-1671 гг. - восстание С.Т. Разина.

Выдающиеся личности: царь Алексей Михайлович; Б.И. Морозов - воспитатель и фаворит царя; A. JI. Ордин-Нащокин; Степан Разин.

Оборудование: карта «Россия в XVII в.», портреты крупнейших деятелей эпохи.

Общие рекомендации: XVII в. вошел в российскую историю как «бунташный век» и следует обратить особое внимание на активное сопротивление народных масс законодательному оформлению крепостного права и усилению феодального гнета. Необходимо также подчеркнуть, что внутренняя политика Алексея Михайловича была направлена на укрепление царской власти.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

  • Как функционировала приказная система?

  • Какова была роль Земских соборов в политической системе Московского государства?

  • Какую роль выполняла Боярская Дума?

    1. Городские восстания (Соляной бунт 1648 г.) (7 мин)

На Земском соборе 1613 г. на престол был избран Михаил Романов, преемником которого стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676).

Комментарий: Кратко опишите характер нового царя (см. дополнительные материалы).

Восстание 1648 г. («Соляной бунт») было спровоцировано налоговой реформой, которую провел воспитатель царя боярин Морозов.

Комментарий: Используйте тексты о Морозове и Соляном бунте из дополнительных материалов.

Реформа привела к резкому увеличению поборов с населения, народное возмущение переросло в бунт, закончившийся погромами боярских дворов в Москве, отголоском столичных событий стала целая серия городских восстаний по всей стране. Соляной бунт сопровождался требованием проведения реформ. Большую роль в городских восстаниях играли стрельцы, недовольные задержкой жалованья.

  • Что представляли собой стрелецкие полки? (Стрелецкие войска существовали на постоянной основе. Однако, стрельцы - не профессиональные военные. Они не получали достаточного жалования, чтобы регулярно совершенствовать свое воинское искусство.)

В ходе восстаний конца 40-х гг. XVII в. правительство не пошло на широкие расправы, т. к. понимало необходимость реформ и опасалось общенародного движения.

  1. Соборное уложение 1649 г (9 мин)

Дворяне и посадские люди выдвинули целый ряд требований, выступая совместно.

Работа с таблицей: Целесообразно заполнить таблицу:

Требования дворян

Требования посадских людей








Дворяне стремились решить свои проблемы за счет крепостных крестьян и правительство, стремясь расширить свою социальную опору, юридически оформило крепостное право. Крепостное право существовало и в других странах центральной и восточной Европы (например, в Речи Посполитой, Пруссии) - Россия в этом смысле исключением не была. Более того, в России сравнительно позднее оформляется прикрепление крестьян к земле. Посадские люди пытались улучшить свое положение путем более равномерного распределения налогового бремени (тягла) среди всего непривилегированного городского населения.

  • Чему способствовало Соборное Уложение? (Определенной стабильности в обществе.)

  • Какой свод законов ему предшествовал? (Русская правда.)

Комментарий: Используйте материал соответствующих статей

из дополнительных материалов.

IV. Медный бунт 1662 г. (4 мин)

С принятием Соборного Уложения реформы Алексея Михайловича не прекратились. В поисках средств для пополнения казны (с 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей) и испытывая недостаток серебра, правительство провело денежную реформу, введя в обращение медные деньги. Идея реформы принадлежала боярину Ф. Ртищеву и была передовой и очень смелой для своего времени. Суть ее состояла в том, чтобы пустить в оборот «металлические ассигнации» - чеканить медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659 г. серебро стало исчезать из обращения, и медные деньги обесценились. Это было связано не с порочностью самой идеи реформы, а с злоупотреблениями - воровством и подделкой монеты, а также с чрезмерно щедрым выпуском монеты правительством. Это привело к росту цен и обнищанию населения, что привело к восстанию 1662 г. («Медный бунт»).

Комментарий: Расскажите о ходе восстания. Используйте тексты из дополнительных материалов.

Власть уже была гораздо сильнее, что позволило ей провести репрессии среди участников бунта, однако царь был вынужден отказаться от медных денег - т.о. восстание достигло своей цели.

  • Почему восставший народ обвинял инициаторов реформы, бояр и купцов в измене в пользу Речи Посполитой? (В обществе были еще сильны воспоминания о Семибоярщине, когда политическая элита Московского государства вела переговоры с поляками.)

V. Война под предводительством Степана Разина (10 мин)

Типологически восстание Разина все же близко к казацким, а не городским восстаниям.

  • Как вы думаете, в чем причина казачьих волнений? (В окончательном закрепощении крестьян, а, следовательно, в дестабилизации положения на окраинах.)

В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства, выражавшегося в постоянных восстаниях. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам крестьян на Дон. Запрет на походы в Черное и Азовское моря привел к усилению социальной напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную и, так сказать, взрывоопасную часть населения. Это объясняется двумя обстоятельствами: 1) на Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т. е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам); 2) казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды, или шайки, и занимались грабежом.

  • Попробуйте назвать еще одну причину? (Власть часто пыталась ограничить казацкую вольницу.)

Поход на Каспий сделал Разина очень популярной фигурой в народе (с тех пор в народе распространились песни и сказания об атамане Степане Разине - зачастую даже Илья Муромец представляется в них лишь есаулом при Разине).

Комментарий: По карте проследите действия повстанцев, укажите места наиболее ожесточенных столкновений с правительственными войсками.

  • Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?

  • Что это, казацкое восстание или крестьянская война? (Все же движущую силу восстания и основу войска составляли казаки, а не крестьяне).

Комментарий: Используйте материал источников и статей из дополнительных материалов.

Домашнее задание: Рыбаков: § 30 (до п. 4 стр.171) и вопросы 1, 2, 4 в конце параграфа, § 31 до с. 175, задания 1, 4, 5, 7 из рабочей тетради к данному параграфу; Данилов: § 8, вопросы и задания на с. 67; Пчелов: § 8, 12; Черникова: § 9, 13.

Дополнительный материал

Уложение - вообще свод постановлений собора, земского или церковного. Соборное уложение Новый сборник законов, проект которого в 1648-1649 гг. разрабатывала по царскому приказу особая комиссия во главе с боярином Н.И. Одоевским.

Соляной бунт в Москве - лето 1648 г., Москва. Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 году. Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению и народ взбунтовался. Когда царь возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря, ему подали челобитную. Царь отдал приказ наказать посыльных плетьми, некоторых арестовали. Повторные манифестации также не принесли результата. К лету 1648 года недовольство народа достигло апогея и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые палками и камнями горожане обрушились на стрельцов и потребовали от Алексея Михайловича покарать «плохих советников» - прежде всего бояр. Особенное недовольство вызвали несправедливый судья Земского приказа JI. Плещеев, глава Пушкарского приказа П. Траханиотов, дьяк Назарий Чистый и боярин Морозов. На сторону восставших перешли стрельцы. Дома названных «лиходеев» разграбили, а в результате народного самосуда уцелел только Морозов, за которого царь ходатайствовал лично. Боярина, тем не менее, царю пришлось отправить в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Восстание продолжалось несколько дней и в результате правительству пришлось уступить и выплатить повышенное жалованье стрельцам.

«Соборное уложение» - 1649 г. - по сути представляло собой свод законов Российского государства. «Уложение» не привнесло ничего нового: здесь были законодательно оформлены положения и нормы, постепенно входившие в практику российского судопроизводства на протяжении последних трёх столетий. «Уложение» состояло их 25 глав и 967 статей. В нём зафиксировано установление крепостного права (статьи о бессрочном сыске беглых и наказании за укрывательство). Здесь также закреплялось сословное деление общества, причём грань между вотчинниками и помещиками практически стирается. В «Уложении» также представлен весьма широкий спектр наказаний за различные даже самые незначительные проступки от битья кнутом, членовредительства (обрезание носа, ушей, рук, пальцев и т. д.) до мучительных форм казни (сожжение на костре, колесование, закапывание живьем, сажания на кол, четвертования).

«Медный бунт» - 1662 г., Москва - вызван финансовым кризисом, связанным с затяжной русско-польской войной (1654-1667) и русско- шведской войной (1656-1658). Чтобы выплатить жалованье солдатам правительство начало выпуск медных денег взамен серебряных (идея окольничего Ф.М. Ртищева). Медные деньги стали обесцениваться и началась инфляция. Народ снова отправился к царю в Коломенское за «правдой», по пути громя дворы богатых купцов. Царь призывал народ

к спокойствию, а когда, наконец, прибыли войска, началась расправа. 19 наиболее активных зачинщиков мятежа царь велел казнить, а ещё 12 человек примерно наказали клеймением, отрезанием рук, ног, языков. Тем не менее, правительство вынуждено было прекратить выпуск медных денег.

«Прелестные» письма - от слова прельщать; призывы бунтовщиков в России.

Степан Тимофеевич Разин (1630-1671)- казак, возглавил крупнейшее в XVII веке народное восстание в России. Умный, инициативный, прекрасный стратег, Степан Разин участвовал во многих казацких походах за «зипунами». Вместе со своим отрядом ходил на Каспий, Яик, Волгу, доставил много неприятных моментов иранскому шаху После благополучного возвращения на Дон, он был избран атаманом (1670) и начал собирать войско для похода на Русь. Дабы обеспечить себе поддержку, он рассылал «прелестные письма», в которых призывал народ избавляться от бояр, обещал поддержку всем угнетённым. Чтобы придать видимость законности своим действиям, Разин упоминал в письмах, что управляют войсками царевич Алексей (уже умерший) и патриарх Никон, снискавший симпатию народа когда попал в опалу. Восстание приняло серьёзный оборот и правительству пришлось мобилизовать все войска. В апреле 1671 году Разин попал в плен. Его в оковах привезли в Москву, пытали, а 6 июня публично четвертовали на Красной площади.

Василий Ус - соратник Степана Разина, донской казак. Впервые получил широкую известность в 1666 году, когда он с небольшим отрядом (по разным данным от 500 до 800 человек) дошёл до Воронежа и Тулы. Поход имел целью поступление на государственную службу, однако на данный момент Алексей Михайлович не нуждался в дополнительных войсках и приказал казакам возвращаться обратно на Дон. Василий Ус не торопился с исполнением царского повеления. Он расположился на реке Упе, куда к нему потянулись беглые крепостные, солдаты и другие служилые люди. Спустя некоторое время Василий Ус всё же вернулся на Дон, захватив с собой всех примкнувших к нему людей. Царь требовал от казачьей верхушки сурового наказания для «наглеца», однако Василий отделался легким штрафом и запрещением покидать Дон некоторое время. Когда Разин начал подготовку к своему походу в пределы России, Ус присоединился к нему. Он оказался во главе руководства в Астрахани и после ухода Разина стал единоличным правителем города. Астраханская вольница длилась полтора года, за по время Ус провёл перепись населения, имущества и продовольствия и городе. Сохранять порядок в городе Василию было крайне трудно, так" как его подчинённые не желали подчинения. Ему удавалось пресекать только грубейшие нарушения порядка. Ус сам не отличался благонравием, и даже поднял руку на астраханского митрополита. После долгих пыток митрополит Иосиф был убит. Умер Ус в 1671 году ещё будучи правителем Астрахани от неизвестной болезни (в грамотах сообщалось, что его «черви изъели»).

Царь Алексей Михайлович - (1629-1676) - второй царь из династии Романовых, стал царём в 16 лет. Огромную роль в его воспитании оказал боярин Б.И. Морозов. Царь был по тем временам неплохо образован, с удовольствием читал, обладал литературными способностями. Его правление охарактеризовалось бунтами и волнениями, тем не менее, Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший». Был женат дважды: первой женой его была Мария Милославская (умерла в 1669), а второй Наталья Нарышкина, воспитанница боярина А.С. Матвеева. Алексей Михайлович стремился к абсолютной власти, при нём прекращают созываться Земские соборы. На последнем соборе 1653 года обсуждался вопрос о вхождении Украины в состав России. Наиболее трагичным последствием правления «тишайшего» царя стал церковный раскол.

Борис Иванович Морозов - воспитатель и фаворит царя. Находился в родстве с царём (Алексея Михайловича Морозов женил на Марии Милославской, а сам взял в жёны её родную сестру Анну). Царь очень любил своего наставника и осыпал его милостями. Морозов был одним из богатейших людей того времени. Кроме того, Морозов руководил несколькими приказами, а во главе других оказались верные ему люди. Наивысшего могущества Морозов достиг в 1645-1648 гг., однако после Соляного бунта он оказался на несколько месяцев в ссылке на Белом озере, а по возвращении снова занял своё место возле царя и сохранял своё неограниченное влияние на Алексея Михайловича практически до своей смерти в 1661 г.

Б.И. Морозов

Одной из важных черт характера, которую он несомненно привил своему воспитаннику-царю - была любовь к порядку и основы хозяйственности. Начав свою собственную деловую жизнь со сравнительно небольшого состояния, этот умный и практичный аристократ, за сорок лет, с 1620 по 1660, увеличил свое состояние в пять раз и к концу жизни имел свыше 30 ООО десятин, которые вместе с его промышленными начинаниями давали ему более 100 000 руб. дохода, необычную цифру для России его века, весь бюджет которой в то время был меньше миллиона рублей (годовой доход). Его современники считали, что по доходам он уступал только Строгановым, богатейшим людям России, владельцам севернорусской и сибирской промышленной и торговой империи. Он управлял Россией в первые годы царствования Алексея Михайловича осторожно, умно и, видимо, честно <...> Талантливый и внимательный предприниматель, облик которого так ясно выступает из его писем, он, конечно, мог умножить в пять раз свое имущество без присвоения государственных денег. Судя по его переписке, работе и долголетию, - он родился в 1590 году, а умер в 1662, будучи семидесяти двух лет от роду, - Морозов был человеком умеренным и трезвым, очень консервативной и деловой складки. Тем не менее он дал своему воспитаннику очень передовое образование, познакомил будущего царя с Западом, на основе лексикона, космографии, карт и картин западной жизни; он приучил его даже носить западноевропейское одеяние; привил привычку и уменье в хозяйственной и государственной работе. Но вместе с тем он воспитал его в строго православном духе и в уважении церкви.

Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995. С. 104-105

Монетная реформа 1654-1663 гг.

До 1654 года российский рынок обслуживался только одним денежным номиналом - серебряной копейкой. Такая система не годилась ни для крупных расчётов, ни для мелких платежей. Существовала острая необходимость во внедрении более крупной и более мелкой денежных единиц. Кроме того, важно было унифицировать российскую денежную систему с украинской после воссоединения Украины с Россией.

Ввиду этих обстоятельств правительством была начата реформа, в ходе которой в обращение ввели серебряный рубль, полу полтины и медные полтины. Стоимость одного рубля приравнивалась к 1 европейскому талеру (28-29 г.). Более того, рубли чаще всего чеканили на талерах, с которых предварительно сбивали изображение (отчего он терял в весе). Полуполтины чеканились на разрубленных на 4 части талерах, с которых также предварительно сбивалось изображение, таким образом, монеты изначально были неполноценными. Такая чеканка была делом сложным, медные полтины народ брать не хотел, поэтому реформа проходила с трудом.

В 1655 году появляются новые монеты - «ефимки с признаком». Название этих монет происходит от русифицированного названия чешского монетного центра города Иоахимсталь; в чешском варианте этот город транскрибировался в талер, а в России в ефимок. «Ефимки с признаком» представляли собой талеры с двумя надчеканками: штемпель с копейкой и год «1655» арабскими буквами. По своей ценности 1 ефимок = 1 рублю = 64 копейкам.

Царь Алексей Михайлович

В зрелые годы царь Алексей представлял в высшей степени привлекательное сочетание добрых свойств верного старине древнерусского человека с наклонностью к полезным и приятным новшествам. Он был образцом нравственности, того чинного ... благочестия, над которым так много и долго работало религиозное чувство древней Руси. С любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься: в великий и успенский пост по воскресеньям, четвергам и субботам царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви он стоял иногда часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи.

Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалась встречей с нравственным безобразием, особенно с поступками, в которых обнаруживались хвастовство и надменность. Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает; таково было житейское наблюдение царя. В 1660 г. князь Хованский был разбит в Литве и потерял почти всю свою двадцатитысячную армию. Царь спрашивал в думе бояр, что делать. Боярин И.Д. Милославский, тесть царя, не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь пожалует его, даст ему начальство над войском, то он скоро приведет пленником самого короля польского. «Как ты смеешь,- закричал на него царь,- ты, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном! когда ты ходил с полками, какие победы показал над неприятелем?».

Ключевский В.О. Исторические портреты.

М., 1991. С. 111-113, 115

Ф.М. Ртищев

Несмотря на знатный род и близость к царю, он совсем не интересовался политикой, государственной карьерой и придворными делами. Это был своеобразный и православный покровитель церкви и культуры, который своими заботами о просвещении и искусстве несколько напоминает итальянских меценатов раннего возрождения. Но Ртищев не был, как и большинство русских культурных и церковных деятелей того времени, любителем развлечений, человеком, оторванным от жизни и забывшим о земле. Наоборот, он всегда помнил о жизни, отлично знал хозяйство, умел его вести и получать от него доходы, заботясь при этом, чтобы его собственное богатство помогало жить не только ему, но и другим. Люди средины семнадцатого века, - киевляне, греки и, конечно, москвичи, любили его и отзывались тепло и с благодарностью об этом тонком и отзывчивом человеке. Во время польской кампании 1654-1655 годов Ртищев на свои личные средства организует медицинскую помощь раненым и больным воинам, лично принимая участие в заботах о них. В Москве он строит больницы и дома для стариков, выкупает пленных из татарской неволи, помогает голодающим, отводит свою землю под огороды для бедных горожан. Его благотворительная и социальная деятельность отличались постоянной активностью и даже изобретательностью. По его инициативе, в Москве и других городах, была проведена государственная организация госпиталей и домов для бедных стариков, организована помощь бедным, улучшены тюрьмы. Его последние мысли перед смертью были о его крепостных и слугах. Он умолял своих детей хорошо относиться к крепостным, «которые нам суть братья», и отпустил на волю своих дворовых.

В годы сотрудничества с боголюбцами, 1645-1652, Ртищев немало сделал для русского просвещения. Он помог переезду ученых монахов из Киева в Москву, устроил многих из них или у себя на дому или в своем подмосковном имении, достроил для них монастырь и организовал школу.

Зенъковский С. Русское старообрядчество. М, 1995. С. 105-106

Выборочные статьи из Соборного уложения 1649 г.

О белых слободах в городах

1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи, и владычни, и монастырская, и бояр и околничих и думных и ближних, п всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленые люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы бездетно и бесповоротно, опричь кабалмых людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабальные люди, а отцы их и родители их были иосадския люди, или из государевых волостей: и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иные чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб. <...>

Орлов А. С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С. 148

Московское восстание 1648 г. (летописное известие)

И того ж дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели всю Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли:от реки Неглинны Белой город до Чертольские стены каменново Белово города, и Житной ряд и Мучной и Солодяной, и от тово в миру стал всякой хлеб дорог, а позади Белова города от Тверских ворот по Москву реку да до Землянова города. И многих людей из зажигалыциков переимали и к государю царю для их измен- ничья обличенья приводили, а иных до смерти побивали.

И июня в 4 день миром и всею землею опять за их великую измену и за пожег возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи июня против 4 числа послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железной (Устюжна Железнопольская) воеводою. И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семена Романовича Пожарсково, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев тово Петра Траханиотова на дороге сугнать и привесть к себе государю к Москве. И окольничей князь Семен Романович Пожарской сугнал ево Петра на дороге у Троицы в Сергееве монастыре и привез ево к Москве связана июня в 5 день. И государь царь велел ево Петра Траханиотова за ту их измену и за московской пожег перед миром казнить на Пожаре. А тово Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кирилов монастырь на Белоозеро, а за то ево не казнить, что он государя царя дятка (т. е. дядька, воспитатель - Б.С.), вскормил ево государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду ево Морозовым нигде в приказех у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. На том миром и всею землею государю царю челом ударили и в том во всем договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей государь царь пожаловал, велел им свое государево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву разсмотренью. А дятку своево Бориса Морозова июня в 12 день сослал в Кирилов монастырь под начал.

Орлов А. С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С. 155

Разбойники в Москве

На Западе в средние века завидит путник замок, возвышающийся на скале, и трепещет: это разбойничье гнездо; в Москве в XVII веке чем выше и обширнее был дом, тем опаснее он был для прохожего, не потому чтобы сам владелец дома, боярин или окольничий напал на прохожего и пограбил его, но у этого знатного боярина и окольничего несколько сот дворни, праздной и дурно содержимой, привыкшей кормиться на счет каждого встречного, будь это проситель к боярину или просто прохожий. Люди боярина князя Юрья Ивановича Ромодановского позвали с товарами старосту Серебряного ряда к себе на загородный двор и убили до смерти; они повинились сверх того в убийстве 20 человек и говорили на свою братию дворовых людей. На Дмитровке не было ни проходу, ни проезду от людей Родиона Стрешнева, князей Голицына и Татева. По Коломенской дороге должны были высылать за разбойниками по 300 стрельцов. В 1675 году ведено чистить дороги по причине разбойных пристанищ, чтоб около Москвы разбоев и душегубства большого не было, чистить от Москвы длиннику 50 верст, а по берегу по 100 сажен.

Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России.

М., 1989. С. 349

«Прелестная грамота» С.Т. Разина

От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого паметь Цывиль- ского уезцу розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <...> и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордип, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад и в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех и осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высилыциков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети (юирские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом препятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благо- мерных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь,

Тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать тиски по селам церковным причетником дьячком в слово в слово.

  1. списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням еотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию ныековою паметь знали.

Орлов А. С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М, 1999. С. 155-156



© 2010-2022