Урок Законы царя Хаммурапи

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории в 5 классе учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История древнего мира 5 класс М., «Просвещение», 2005.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цели урока:

  1. Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.

  2. Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

  3. Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

  • Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

Дети распределены на три группы по пять человек.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Учитель: Добрый день, ребята! Очень рада с вами познакомиться! Я учитель истории из Сергиевской школы, зовут меня Елена Михайловна. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Необычный, потому что в классе много гостей, необычный, потому что у доски незнакомый для вас учитель, но я надеюсь на плодотворное сотрудничество с вами. Ребята, посмотрите внимательно на экран и после просмотра видеосюжета ответьте на вопрос: - В каком древнем государстве могло пройти подобное стихийное бедствие?

Учащиеся: в древнем Двуречье.

Учитель: А почему вы так решили?

Учащиеся: Эта страна находится между двумя реками - Тигр и Евфрат. И в сезон дождей и таяния снегов были очень бурные разливы этих рек.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: ребята, мне очень хочется узнать, а что же ещё вы знаете об этом государстве? И предлагаю поработать вам в группах и выполнить следующее задание:

Вам необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) заполнить пропуски. Для того, чтобы выполнить задание вы можете посовещаться в группе.

Из многочисленных городов Древнего Междуречья самыми крупными были ____ и __________. Жители Междуречья почитали Бога Солнца _______________, Бога _________ Син, Бога воды ______. В Древнем Междуречье было особое письмо ______________________. Число _____ они считали священным.
Государство возникло более ________________ тысяч лет тому назад..
В Древнем Вавилоне с _________ по ___________ год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые __________________________.

Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание полностью?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?

Учащиеся: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

Учитель: Почему не смогли заполнить?

Учащиеся: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

Учитель: И что нам делать?

Учащиеся: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

Учитель: А как мы это узнаем?

Учащиеся: Может быть, прочитаем в учебнике или в документе.

IV. Открытие нового знания (работа в группах)

Учитель: Совершенно верно, у вас на партах лежат документы, возьмите приложение1 и найдите ответы на интересующие нас вопросы.

Учащиеся знакомятся с приложением 1.

Учитель: теперь мы можем заполнить пропуски в последнем предложении?

Учащиеся: да, не полностью, только годы правления царя Хаммурапи.

Учитель: достаточно ли вам информации для выполнения задания 1 в рабочих листах. (Да). Давайте отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. А что нам необходимо для этого сделать?

(один ученик выполняет задание у доски)

Учитель: Молодцы! Вы, верно, справились с заданиями, но мы с вами ещё так и не узнали, что же создал царь Хаммурапи. Ответ на этот вопрос вы найдёте в приложении 2.(учащиеся читают текст). Теперь мы можем заполнить пропуски в последнем предложении? Ребята, скажите, а как мы можем сформулировать тему нашего урока?

Учащиеся: Законы Хаммурапи.

Учитель: Запишите тему в рабочих листах.

Царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее. Ребята, существуют ли законы в современной жизни?

Учащиеся: Законы есть во всех странах.

Учитель: давайте вместе подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон?

Учащиеся: Законы - это правила поведения.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении.

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона - правила (нормы) и наказание (ответственность).

Учитель: Выполняете ли вы какие-либо правила поведения, нормы?

Учащиеся: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, для чего нужны законы, какова их главная цель? (версии учащихся: чтобы был порядок, справедливость, защита…)

Учитель: Вы правы. И вавилонский царь считал свои законы справедливыми. На плите с законами была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (I факт - Цель законов - справедливость)

А теперь я предлагаю вам познакомиться с выдержками из законов Хаммурапи. (см. рабочий лист)

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона - оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое. (II факт - наказания несправедливые, слишком жестокие)

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов - справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи?) (Запись в рабочий лист)

Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта. Цель законов - справедливость, на самом деле они суровые. Какие у вас есть предположения для кого они были справедливыми, а для кого нет?

Учащиеся: - Законы слишком жестокие. - Законы защищали интересы и простых людей. - Законы ухудшали положение рабов. - Законы были слишком жестокие.

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

Исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы.

1 группа: Подготовьте инсценировку следующей ситуации: перед старейшинами города свидетели дали клятву, что Идин-Иштар похитил одеяние и повязку богини (с её статуи в храме). Повязку он продал за финики, а одежду надел на себя. Дайте оценку системы правосудия Вавилонского царства.

2 группа: Проанализируйте документ и с точки зрения человека XXI века докажите, что законы Хаммурапи были жестокими и несправедливые по отношению к рабам.

3 группа: Решение проблемы. Проанализируйте документ и с точки зрения жителей Вавилонского царства докажите, что законы Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии, т.к. поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. (10 минут).

(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

Учитель: Мы с вами нашли доказательство гипотезы. Давайте сделаем общий вывод.

Учащиеся: Законы царя Хаммурапи были очень жестокие и несправедливые по отношению к рабам и зависимым людям, но они были необходимыми для спокойно жизни людей.

Учитель: -А вы хотели бы жить по таким законам? А почему? Прав ли был

Хаммурапи, утверждающий: вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь, тем самым давший стране истинное счастье и добро.

Учащиеся: Законы укрепляют государство.

Учитель: Мы так много говорили о законах Хаммурапи, но ведь законы существуют и в современном мире. Всё течёт и изменяется. Что же такое современный закон. (На доску вывешиваю табличку со словом «Закон» и предлагаю учащимся I группы подобрать 2 прилагательных к слову «Закон», II группы - 3 глагола, 3 группы составить фразу о законе.)

Ребята, кто из вас знает, как называется основной закон нашего государства? (Конституция). Так совпало, что сегодня 12 декабря в России отмечают День Конституции, это ещё раз подтверждает, что наш урок необычный и в завершении нашего необычного урока ответьте мне на вопрос: Как вы считаете, наша работа на уроке была успешной? Почему вы так считаете? Скажите, пожалуйста, а существуют ли правила успешной работы на уроке? Я предлагаю вам создать свод законов успешной работы на уроке.




© 2010-2022