Урок истории на тему Россия во второй половине 19 века

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 8-м классе на тему: Россия во второй половине XIX века.

учитель истории: Филатов Александр Сергеевич

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся об особенностях развития России во второй половине 19 века и дать оценку политики императоров Александра II и Александра III;

  • Способствовать формированию мировоззрения учащихся, развитию их исторического мышления, ценностных ориентаций и убеждений;

  • Ознакомить с закономерностями становления и развития капитализма в России. При этом учащиеся совершенствуют навыки соотношения общего, особенного, единичного в историческом процессе.

Задачи урока:

  • Развить у учащихся способности пользоваться приемами исторического анализа;

  • Формировать умение интерпретировать историческую информацию;

  • Овладение способностью оценивания исторических явлений.

Основные понятия: земство, мировые посредники, крепостное право, реформа, контрреформа, народничество.

Техническое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Формы работы на уроке: дифференцированно - групповая, дискуссия по проблемным заданиям.

Методические приемы организации урока: учителем используется познавательная игра, учебная дискуссия, электронная презентация. Использование презентации на интерактивной доске.

На доске Эпиграф урока: "Сущность русской истории состоит в борьбе реформы против контрреформы" (Политолог А.Л. Янов).

1. Мотивация деятельности учащихся

Объявление темы, цели урока, работа с эпиграфом, терминами.

2. Вступительное слово учителя.

В русской истории царствование Александра III как бы находится в тени двух более бурных, богатых социальными столкновениями периодов, предыдущего - это время правления Александра II, и последующего - время правления Николая II. Время правления Александра III имеет значение для понимания истоков первой русской революции. Ведь это спокойное последнее царствование накануне грандиозных социальных катаклизмов. Корни этих потрясении следует искать во второй половине XIX века. Великие реформы 1860-1870гг. преследовали цели: вывести страну из кризиса, укрепить ее авторитет в Европе и мире, иметь сильную армию, развитую промышленность, надежную экономическую систему. Для этого необходимо было стабилизировать русское общество, которое стало выходить из под контроля власти.

3. Объяснение нового материала

Реформы произошли, но не завершены. Смерть Александра II заставила его приемника, Александра III, по-новому взглянуть на существующий порядок. Понять, что реформы привели общество в движение.

Ход урока1 тур

"Темная лошадка"

2 тур

"Логические цепочки"

3 тур

"События - даты""

4 тур

"Знаменитые люди"

5 тур

"Отгадай кроссворд"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Учитель в начале урока ставит пред учащимися проблемное задание.

"В исторической науке царствование Александра III принято называть периодом контрреформ по отношению к либеральным реформам Александра II. Рассмотрев внутреннюю и внешнюю политику этих двух императоров, вам предстоит в конце урока доказать справедливость высказанного мнения или опровергнуть его".

2. Групповая работа.

Учащиеся образуют группы игроков и группу экспертов, которые будут на специальных листах оценивать ответы и отдельных учеников, и всей команды.

Лист оценивания ответов

Учитель знакомит ребят с условием игры, которая состоит из 5 туров. Каждый тур включает в себя задания на проверку основных исторических умений: воссоздание исторических образов, анализ источников, картографические, хронологические, оценочные.

1-й тур "Темная лошадка".

За разноцветными квадратами находятся вопросы разной сложности (от 5 до 30 баллов). Учащимся предлагается несколько минут взглянуть на расположение данных вопросов, а затем вновь возвращается игровое поле. Группы по очереди называют номера квадратов от 1 до 15. Если они отвечают правильно, количество баллов, в которое оценен данный вопрос, достается команде. Эксперты делают пометки в листах ответов и в случае затруднений учащихся дают собственный ответ.

2-й тур " Логические цепочки".

Учащимся необходимо расположить события в хронологической последовательности.

3-й тур "События - даты".

На слайдах содержится задание на соотнесение исторических событий и дат. По щелчку мыши можно сделать проверку.

4-й тур "Знаменитые люди".

За разноцветными квадратами спрятаны отрывки из исторических документов, в которых характеризуются исторические персоналии изучаемого периода. Учащиеся определяют историческую личность. По щелчку мыши можно сделать проверку.

5-й тур " Отгадай кроссворд".

Учащимся предлагается выполнить задания к кроссворду

3. Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний.

В конце занятия эксперты подводят итоги и определяют группу, набравшую наибольшее количество баллов и учащихся, давших правильные ответы. Ребята высказывают собственные мнения об оценках экспертов.

Предоставить возможность учащимся дать свою оценку политике Александра II и Александра III . По окончании дискуссии подвести итоги, определив степень участия в ней каждого ученика, оценив глубину их знаний, умение формулировать умозаключения и доказывать их.

4. Домашнее задание.

Учащимся предлагается выполнить творческие задания и написать сочинение - рассуждение по предложенным темам:

"Александр II размышляет о значении реформ 60 - 70-х годов".

"Вынесение на съезде "Народной воли" в 1879 г. смертного приговора Александру II ".

Список использованной литературы:

  1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. "История России XIX в", М., 2007-2008 г.

  2. Винокуров М. м. Чепелкин М. А. "Эпоха реформ 60-х гг. Пакет - комплект документального материала". М., 1993 г.

  3. Ляшенко Л. М. " История России. XIX век. 8 кл.: учебно - методическое пособие" М., 2000 г.

  4. Корнилов А. А. "Курс истории XIX века". М., 1994 г.



© 2010-2022