РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ. 7 класс. ФГОС

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»





«Рассмотрено и принято»

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла ГБОУ «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»

Протокол № 1 от

«31»августа 2016 г.

Руководитель ШМО

__________ Е. В. Рогожникова

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

«31»августа 2016 г.

_____________ Н. В. Удовица

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

«Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»

«31»августа 2016 г.

______________ М.Ш. Кангиев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ. 7 класс.ФГОСРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ. 7 класс.ФГОС


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Всеобщей истории. Истории Нового времени: 1500-1800 гг.,

истории России: конец XVI-XVIII в.в.



7-а, 7-б, 7-в класс (базовый уровень)


Количество часов: всеобщая история - 29 часов, история России-39 часов

Учитель I категории Паринова Екатерина Евгеньевна

Срок реализации : 2016-2017 учебный год



Танковое

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «История» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования и предназначена для 7 классов.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года) "Об образовании в Российской Федерации" (ст.2 п.22., ст.58 п.1).

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа от 29.12.2014 г. №1644).

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. №1/15).

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (ред.от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), зарегистрированными в Минюсте РФ от 03.03.2011, регистрационный № 19993.

  • Методическими рекомендациями КРИППО для общеобразовательных организаций Республики Крым «О преподавании дисциплин гуманитарного цикла на 2016 - 2017 учебный год»

  • Учебным планом ГБООРК "Крымская гимназия - интернат для одаренных детей» на 2016-2017 учебный год.

  • Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 64 с. - (Стандарты второго поколения).

  • Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. М.: Просвещение, 2014. - 144 с.

  • Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. М.: Просвещение, 2014. - 112 с.

Для реализации рабочей программы по истории для учащихся 7 классов используется учебно-методический комплект:

  • Юдовская А.Я, Баранов П.А. Всеобщая история. История Нового времени: 1500-1800 г г: учебник для 7 класса - М.: Просвещение, 2014 г.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI-XVIII в.в: учебник для 7 класса - М.: Просвещение, 2015 г.

- Симонова Е.В.Рабочая тетрадь по истории России конца XVI-XVIII века: 7 класс. ФГОС. - М.: «Экзамен», 2016 г.

- Симонова Е.В. Тесты по истории России конца XVI-XVIII века: 7 класс. ФГОС. - М.: «Экзамен», 2015 г.

В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, межпредметные связи.

Программа по истории на уровне основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

Сроки реализации программы: 2016-2017 год (7классы).

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества - верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

  • формирование требований к каждому уровню непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.



Формы организации учебной деятельности:

Уроки проводятся с применением групповых интерактивных технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Применение проектно-исследовательских технологий изменяет и неограниченно обогащает содержание образования (использование в обучении Интернет - ресурсов; создание и защита презентаций учителем и учащимися), сделает уроки более интересными.

С учётом степени обученности учащихся в рабочей программе по истории средних веков предусмотрены различные средства обучения: опорные конспекты,исторические, терминологические и хронологические диктанты, разноуровневые тесты, таблицы, проверочные работы, карточки, видеофильмы. Для формирования логического мышления и познавательного интереса учащихся предполагается использование следующих заданий: поискового характера, на разрешение проблемной ситуации, сравнительного характера, требующих анализа и последующего вывода, творческие задания (кроссворды, стихи, сказки, ролевые игры, устные журналы, викторины и другие). Предусмотрено использование разноуровневых заданий для дифференцированного и индивидуального обучения.

Формы урока

  • школьная лекция;

  • семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

  • объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением и др.;

  • создание ученических проектов, презентаций.

Виды контроля:

Рабочей программой предусмотрен входной, текущий и итоговый контроль.

Формы контроля:

- контрольные срезы знаний,

- тестовые формы контроля,

- работа с разными видами источников,

- самостоятельная работа,

- хронологический и терминологический диктанты,

- работа с контурной картой,

- работа с персоналиями,

- контрольная работа,

- защита проектов, презентаций.

При составлении заданий предполагается использование развивающего принципа и дифференциация заданий. При опросе планируется широкое использование тестирования, игровых ситуаций, творческих заданий, метода опережающего обучения, цифровых образовательных ресурсов.

При изучении истории учащиеся получат возможность успешно решать проблемные ситуации, участвовать в дискуссиях, выполнять творческие задания.





МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данный курс входит в образовательную область «История», является гуманитарным предметом.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

В учебном плане ГБООРК "Крымская гимназия - интернат для одаренных детей» на 2016-2017 учебный год на изучение курса «Всеобщей истории» и «История России» в 7 классе отведено 2 часа в неделю, всего 68 часов. В Рабочей программе отведено 39 часов на изучение истории России и 29 часов на изучение Всеобщей истории



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

  • Определять и объяснять понятия

  • Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе

  • Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма

  • Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства

  • Анализировать исторические явления, процессы, факты

  • Обобщать и систематизировать полученную информацию

  • Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними

  • Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта

  • Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения

  • Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии

  • Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх

  • Определять цели своей деятельности и представлять её результаты

  • Выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности

  • Осуществлять самоконтроль и самооценку



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «История».

Лчностные

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты

Познавательные

-сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;

- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;

- находить основание для сравнения фактов, явлений;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- разделять процессы на этапы, звенья;

-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- строить рассуждение с доказательством от противного;

- решать проблемы, используя предоставленную информацию;

- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;

- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять

-наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис

Регулятивные

- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и

возможной противоположности мнений;

- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;

- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- высказывать и защищать свою точку зрения;

- осуществлять самокоррекцию;

Коммуникативные

- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и

-иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений)

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:

  • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление или опыта российской истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Крыма, России и всего человечества;

  • воспитание уважения к историческому наследию народов, населяющих Крым, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном многоконфессиональном обществе Республики Крым и Российской Федерации в целом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВСЕОБЩАЯ ИСТОИЯ. НОВАЯ ИСТОРИЯ 1500-1800 гг.

29

1.

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

13

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)

2.

Тема 2.Первые революции Нового времени. Международные отношения(борьба за первенство в Европе и колониях)

5

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)

3.

Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований

8

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)

4.

Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

3

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)


ИСТОРИЯ РОССИИ: конец XVI-XVIII в.в.

39



1

Введение: Хронология и сущность нового этапа российской истории

1

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

2

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII веков

4

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)

3

Тема 2. Россия в XVII веке

9

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)

4

Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века

8

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)

5

Тема 4. Россия в 1725-1762 годах

5

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)

6

Тема 5. Россия в 1762-1801 годах

11

Фронтальная беседа, дискуссия, диспут (вводный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Терминологический, хронологический и исторический диктанты, проектные работы и работа с историческими источниками, тестирование

( промежуточный контроль);

Проверочная работа ( по типу ГИА и ЕГЭ ( итоговый контроль)

7

Итоговое повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVIII вв.»

1
























СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

НОВАЯ ИСТОРИЯ 1500-1800 гг.(30 ч.)


Тема 1. Мир в начале Нового времени. ВГО. Возрождение. Реформация. (13 ч.)

Введение. Технические открытия и выход к Мировому океану (1 ч.)

Что изучает Новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек в Новом времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Учащиеся должны знать и понимать, уметь объяснить следующие исторические понятия: традиционное аграрное общество, индустриальное общество

Учащиеся должны знать основные положения урока, хронологию Нового времени. Начать правильно делать записи в тетради.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию

Встреча миров. ВГО и их последствия. (1 ч. ).Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке.
Раскрывать экономические и социальные последствия Великих географических открытий для Европы и стран Нового Света.

Усиление королевской власти в 16 - 17 вв. Абсолютизм в Европе (1 ч.) Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор. Елизавета Тюдор. Яков I Стюарт. Людовик XIV Бурбон.

Рассказывать, используя карту, о процессах формирования централизованных государств в Европе.
Объяснять, что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее Новое.

Дух предпринимательства преобразует экономику. (1 ч.) Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Раскрывать значение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм.
Объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства. .
Европейское общество в раннее новое время. Повседневная жизнь. (1 ч.) Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны.

Характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время.
время

Великие гуманисты Европы (1 ч.) От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.

Мир художественной культуры Возрождения. (1ч). Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения

Рождение новой европейской науки. (1 ч.) Развитие новой науки

в ХУ1-ХУН вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Френсис Бекон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделение властей

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. (1 ч.) Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация.
Рассказывать о крупнейших деятелях европейской Реформации.
Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей.

Распространение реформации в Европе. Контрреформация. (1 ч.) Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. (1 ч.) Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII -«религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете.

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. (1 ч.) Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт - Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Излагать основные события и итоги религиозных войн XVI-XVII вв.
Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним.
Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Мир в начале Нового времени. ВГО. Возрождение. Реформация.» (1 час)

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). (5 ч.)

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. (1 ч.) Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды -«жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе.

Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории.

Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. (2 ч.) Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия

Движения протеста. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии -создание условий для развития индустриального общества.

Систематизировать материал по истории Английской революции XVII в. (периодизация, таблицы и др.).
Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы.
Составлять характеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки.
Высказывать суждение о значении Английской революции XVII в. для британской и европейской истории.

Международные отношения в 16 - 18 вв. (1 ч.) Международные отношения. Причины международных конфликтов в ХУ1-ХУ1И вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф -крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.

Объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время.
Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях»

Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (8 ч.)

Великие просветители Европы (0,5 ч.) Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью.

Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Характеризовать положение различных социальных групп в европейском обществе XVII-XVIII вв., прослеживать, как оно изменялось на протяжении данного периода.
Объяснять, как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных.
Характеризовать предпосылки Просвещения в европейских странах.
Раскрывать значение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм.
Объяснять, в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников).
Составлять характеристики деятелей Просвещения.

Мир художественной культуры Просвещения. (0,5 ч.) Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера. И. Гете. Придворное искусство. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Значение культурных ценностей эпохи. Секуляризация культуры.

Давать характеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения.
Характеризовать художественные стили европейского искусства XVI-XVIII вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы.
Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях.

На пути к индустриальной эре (1 ч.) Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Называть важнейшие научные открытия и технические изобретения XVI-XVIII вв., объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития.

Раскрывать значение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, рабочие, абсолютизм, меркантилизм, протекционизм.
Характеризовать положение различных социальных групп в европейском обществе XVII-XVIII вв., прослеживать, как оно изменялось на протяжении данного периода.

Английские колонии в Северной Америке. (1 ч.) Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма

Война за независимость. Создание США. (1 ч.) Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Рассказывать о ключевых событиях войны североамериканских колоний за независимость (используя историческую карту).
Раскрывать значение понятий и терминов «бостонское чаепитие», «Декларация независимости», конституция.
Составлять характеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов-основателей» США.
Объяснять, в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Франция в 18 в. Причины и начало Великой Французской революции. (1 ч.). Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. - начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света генерал Лафайет

Великая Французская Революция. От монархии к Республике. (1 ч.) Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции

Французская Революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. (1 ч.) Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Характеризовать причины и предпосылки Французской революции.
Систематизировать материал о событиях и участниках Французской революции (периодизация, таблицы т. д.).
Раскрывать значение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент, жирондисты, якобинцы, санкюлот, «Марсельеза», террор, гильотина.
Характеризовать основные течения в лагере революции, политические позиции их участников.
Излагать главные идеи «Декларации прав человека и гражданина» и объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующей истории.
Составлять характеристики деятелей, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции.
Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований» ( 1 час)

Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (3 ч.)

Государства Востока: Традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. (1 ч.). Основные черты традиционного общества: государство -верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока

Государства Востока: Начало европейской колонизации. (1 ч.). Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Причины распада империи. Борьба Португалии. Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества.

Показывать на карте территории крупнейших государств Азии XVI-XVIII вв.
Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период.
Объяснять, как складывались отношения европейских государств и стран Востока в XVI-XVIII вв.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.».( 1 час)

ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XVIII вв.(38 часов)

Введение: Хронология и сущность нового этапа российской истории (1ч.)

Тема 1. Россия на рубеже ХVI-ХVIIвв. (4 ч)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. (1ч.)Территория российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 -1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Учащиеся должны уметь работать с исторической картой, сравнивать территорию Российского государства в различные периоды; обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства; совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие России до и во время Смуты.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: сословно-представительная монархия, патриаршество, самозванство, крестьянское восстание

Смута. (1 ч.). Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции.

Учащиеся должны уметь определять причины Смутного времени, показывать на карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Смута, интервенция

Окончание Смутного времени.(1 ч.)Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Учащиеся должны уметь делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти; выделять главное из текста, формулировать и доказывать своё мнение.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Семибоярщина, «тушинские перелёты».

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванство, интервенция, Семибоярщина.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия на рубеже ХVI-ХVII»(1 ч.)

ТЕМА 2. Россия в XVII в. (9 ч)

Новые явления в экономике.(1 ч.) Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Учащиеся должны уметь устанавливать межкурсовые связи, объяснять объективные причины отставания России.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: мелкотоварное производство, мануфактура. Всероссийский рынок, предприниматель, социальная база, рассеянное предприятие, ярмарка

Оформление сословного строя. (1 ч.). Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Учащиеся должны уметь характеризовать положение, наличие или отсутствие прав, обязанностей, привилегий у различных слоёв общества.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: феодалы, дворянское сословие, местничество, владельческие, черносошные крестьяне, барщина, оброк, холопы, поземельная и подворная подати, тягло, посадское население, белые слободы, духовенство белое и чёрное.

Политическое развитие страны (1 ч.) Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Учащиеся должны уметь характеризовать органы власти во времена первых Романовых, уметь рассказывать об органах власти по схемам (читать схемы).

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: волость, крепостничество, самодержавие, стан, приказ, уезд, воевода, разряд, самодержавие

Власть и церковь. Церковный раскол. (1 ч.) Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Учащиеся должны уметь приводить примеры подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации; объяснять причины конфликта власти и церкви; готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: протопоп, церковный раскол, старообрядчество

Народные движения. (1 ч.) Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Учащиеся должны уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век»; знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: «Бунташный век», прелестные письма»

Внешняя политика. (1 ч.)Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы. Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Учащиеся должны знать основные направления внешней политики; определять причины войн, показывать на карте театр военных действий; составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: гетман, голытьба, реестровые казаки

Образование и культура в XVII в. (1 ч.) Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Учащиеся должны уметь выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения; учиться слушать сообщения одноклассников и выделять главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: секуляризация культуры, парсуны, обмирщение культуры

Сословный быт. Обычаи и нравы. (1 ч.) Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Учащиеся должны уметь выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения; учиться слушать сообщения одноклассников и выделять главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: изразцы, тафта, парча, секуляризация, терем

Основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVII в.» (1 ч.)

ТЕМА 3. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (8 ч)

Предпосылки петровских преобразований. (1 ч.) Предпосылки петровских преобразований. Попытки реформ, проекты Симеона Полоцкого, реформы Ордина-Нащокина А.Л., преобразовательные планы Голицына В.В., идеи Юрия Крижанича.

Учащиеся должны уметь характеризовать реформаторские проекты передовых мыслителей и политиков России, сравнивать их, анализировать и делать выводы, к каким последствиям привела бы их реализация; высказывать аргументировано своё мнение по проектам, степени их реальности.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Немецкая слобода, воинский устав, рекрутская повинность, постоянная армия

Пётр I . Россия на рубеже веков. (1 ч.) Детство и юность Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Личность Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697- 1698 гг.

Учащиеся должны уметь анализировать причины поступков, их последствия, устанавливать причинно-следственные связи между причинами и последствиями.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: лавра, брандер, волонтёр, «потешные полки», регентство, гвардия, верфь

Северная война 1700-1721 гг. (1 ч.)«Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Учащиеся должны знать хронологию Северной войны, уметь показывать на карте основной театр военных действий, объяснять причины войны и её необходимость, её итоги и их значение для дальнейшего развития страны.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: рекрутская система, конфузия, регулярная армия, генеральное сражение, редут

Реформы Пётра I . (1 ч.)Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.

Учащиеся должны уметь характеризовать по схемам органы центральной власти, территориально-административное деление, органы городского управления, знать значение реформ Петра 1.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Правительствующий сенат, коллегии, Генеральный регламент, Табель о рангах, аристократия, губернии, провинции, Бурмистерская палата, бурмистр, Главный магистрат, Правительствующий синод, обер-прокурор

Экономика России в перв. четв. XVIII века. (1 ч.)Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов. Цена и последствия реформ Петра 1.

Учащиеся должны уметь характеризовать экономическое состояние России при Петре 1; давать объяснение перестройке экономической структуры страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением сословий

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: меркантилизм, протекционизм, приписные крестьяне, подушная подать.

Социальные движения в перв. четв.XVIII века.(1 ч.) Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Учащиеся должны знать причины восстаний, социальный состав восставших; уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины:

Изменения в культуре и быте. (1 ч.)Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Учащиеся должны уметь готовить сообщения и делать таблицы, выступать с сообщениями, слушать и выделять в них главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: ассамблея, гравюра, кант, кунсткамера, цифирные школы

Крым в XVII - начале XVIII в.

Основные понятия темы

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голутвенное казачество, прелестные письма.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в первой четверти XVIII в» (1ч)

ТЕМА 4. РОССИЯ В 1725-1762 гг. (5 ч)

Дворцовые перевороты. (2 ч.) Причины, сущность, последствия дворцовых переворотов. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Учащиеся должны знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и главных действующих лиц; учиться обобщать знания, делать выводы, доказывать свои суждения, работать с дополнительной литературой.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиции, фаворитизм

Внутренняя политика. (1 ч.). Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Учащиеся должны знать особенности внутренней политики российских императоров после Петра 1, развитие умений работать с текстом учебника.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен, усиление крепостничества

Внешняя политика. (1 ч.). Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741 - 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757-1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.

Учащиеся должны знать главные направления внешней политики, особенности внешней политики, развивать умение работать с картой, составлять хронологические таблицы и уметь их читать.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: восточный барьер, гаубица, Семилетняя война

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в XVII- в первой четверти XVIIIв» (1 ч.)

ТЕМА 5. РОССИЯ В 1762-1801 гг. (11 ч)

Внутренняя политика Екатерины II, «Просвещённый абсолютизм» (2 ч.) Особенности внутренней политики. Политика просвещенно- го абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Учащиеся должны уметь анализировать политику Екатерины II, выделять цели и подводить итоги, развивать умение работать с историческими документами.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: просвещённый абсолютизм, «Золотой век» русского дворянства, либерализм

Восстание под предводительством Е. И. Пугачева. (1 ч.)Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Учащиеся должны уметь объяснять причины, повод, ход, итоги, значение, различные оценки восстания; давать собственные аргументированные суждения, уметь работать с картой.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: крестьянская война, уложенная комиссия

Экономическое развитие России во втор. пол. XVIII в. (1 ч.) Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Учащиеся должны уметь определять основные черты экономического развития, (тенденции и противоречия.), делать выводы . Фермерство

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, служащие в банке.

Внешняя политика Екатерины II. (2 ч.)Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Итоги внешней политики Екатерины II.

Учащиеся должны уметь определять направления внешней политики, показывать на карте

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: протекторат, повод и причина войны.

Крым в XVIII в. Присоединение Крыма к России.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.(1 ч) Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.

Учащиеся должны уметь показывать противоречивый характер политики Павла 1. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать своё отношение, устанавливать связь между развитием экономики

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: эскадра

Наука и образование. (1ч.). Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д- И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Художественная культура (1ч) Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Быт и обычаи. (1 час). Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Учащиеся должны уметь работать с иллюстрацией, готовить сообщения, выделять главное в сообщении товарища

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины:, воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных, университет, ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, самосознание, нация, патриотизм

Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталисты, крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме Россия в 1762-1801 гг. (1ч)

ИТОГОВОЕ Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Россия и мир на рубежеXVIII-XIX вв». ( 1 час)





















































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УЧЕБНИКИ ДЛЯ 7 КЛАССА:

  • Юдовская А.Я, Баранов П.А. Всеобщая история. История Нового времени: 1500-1800 г г: учебник для 7 класса - М.: Просвещение, 2014 г.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI-XVIII в.в: учебник для 7 класса - М.: Просвещение, 2015 г.

Книгопечатная продукция

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010 г.

  2. Примерная программа основного общего образования по истории (Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 94 с. - (Стандарты второго поколения).

  3. Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина- О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. М.: Просвещение, 2014.

  4. Рабочие программы. История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. М.: Просвещение, 2014.

Учебные пособия к УМК «История. Всеобщая история»: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники тестов, атласы и др.

-Поздеев А.В.Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс.ФГОС- М.: ВАКО, 2016.

-А.Я. Юдовская. Поурочные разработки по новой истории. 7 класс. М.: «Экзамен», 2011.

-А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500-1800 гг. М.: Просвещение, 20014.

- К.В. Волкова .КИМ. история. История Нового времени.1500-1600.7 КЛ. - М.: Экзамен, 2014 г.

- Румянцев В.Я. Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1500-1800гг.. Часть 1. 7 класс. ФГОС. - М.: «Экзамен»,2016 г.

- Румянцев В.Я Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1500-1800гг.. Часть 2. 7 класс. ФГОС. - М.: «Экзамен»,2016 г.

- Калачев Е.Н. История Нового времени: 7 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС. - М.: «Экзамен», 2016 г.

Атлас и контурные карты по Новой истории. 7 класс.

Учебные пособия к УМК «История. История России»: рабочие тетради, дидактические материалы, сборники тестов, атласы и др.

-Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Просвещение,2014

-Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс. -М.: Просвещение,2014

-Симонова Е.В.Рабочая тетрадь по истории России конца XVI-XVIII века: 7 класс. ФГОС. - М.: «Экзамен», 2016 г.

- Симонова Е.В. Тесты по истории России конца XVI-XVIII века: 7 класс. ФГОС. - М.: «Экзамен», 2015.

- Смирнов Ю.А. История России: 7 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС. - М.: «Экзамен», 2015 г.

- Симонова Е.В. История России XVI-XVIII века. 7 класс: Экспресс-диагностика. ФГОС. - М.: «Экзамен»,2014 .

Атлас и контурные карты

Дополнительная литература

  1. Нагаева Г. История России в схемах, терминах, таблицах.- 3-е изд.- Ростов - на Дону: Феникс,2015

  2. Губина С.Л. Всемирная история в схемах, терминах и таблицах. - 3-е изд. - Ростов - на Дону: Феникс,2015

  3. Пазин Р.В. История развития Российской культуры.10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ :справочные материалы, практические задания и иллюстрации: учебно - методическое пособие.- Ростов - на -Дону: Легион,2014

  4. Пазин Р.В. История . Подготовка к ЕГЭ.10-11 классы. 150 исторических личностей отечественной и всеобщей истории: материалы биографий. Справочник для систематизации и повторения курса: учебно - методическое пособие.- Ростов - на -Дону: Легион,2014

  5. Пазин Р.В. История . Подготовка к ЕГЭ.10-11 классы: анализ исторического источника Справочник для систематизации и повторения курса: учебно - методическое пособие.- Ростов - на -Дону: Легион,2014

  6. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - М.:Эксмо,2014

  7. Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. СПб.: ООО "Виктория плюс",2015

  8. Гисем А.В., Мартынюк А.А. Всеобщая история. 5-7 класс. - М.: "Наша школа",2016.-(Серия "Школьные таблицы")

  9. Хаталах О.В. История России.5-7 класс. М.: "Наша школа",2016.-(Серия "Школьные таблицы")

В оборудование кабинета включены следующие типы средств обучения:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

  • интерактивная доска;

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

25

© 2010-2022