Рабочая программа по истории, 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля № 57» г.Оренбурга





УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОАУ

«СОШ № 57»

________ Т.А.Редникова

Приказ №____ от ______



СОГЛАСОВАНО:

на заседании МС

Протокол №__

от ___.___._______ г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №___

от ___.___.________ г.



Рабочая программа

по истории



6 класс

Программа разработана:

учителем истории и обществознания

Поповой Людмилой Викторовной





Пояснительная записка

Статус документа.

Рабочая программа предмета «История» для 6 класса составлена на основе:

  • ФК ГОС ООО,

  • примерной программы по истории 2004г.;

  • с учетом авторской программы по обществознанию Е.В.Пчелова, 2013 год;

  • календарного учебного графика МОАУ «СОШ №57» на 2015-2016 уч.год;

  • учебного плана МОАУ «СОШ №57» на 2015-2016 уч.год.

Цели и задачи обучения

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека,

демократическим принципам общественной жизни;

• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и

хронологической преемственности;

• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками

исторической информации;

• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными,

религиозными, этнонациональными традициями;

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей

для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном

взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи курса:

- показать самобытные черты российской цивилизации, этапы и особенности ее развития, с тем, чтобы помочь ученикам понять события давно ушедших веков, с уважением относиться к своим традициям. В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Это позволяет не выделять какую-либо из сторон жизни общества - политическую, экономическую, культурную и т.д., а рассматривать, по возможности, все их в совокупности.

- показать историю России в рамках «цивилизационных» моделей, при которых взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.

- уделить внимание политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами.


Общая характеристика учебного предмета

Курс «История России» вместе с курсом всеобщей истории составляет содержание учебного предмета «История» в основной школе. Начиная с 6 класса соотношение курсов отечественной и всеобщей истории в Примерной программе установлено в пользу «Истории России», что подчеркнуто в формулировке главной цели изучения истории в основной школе: «… образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…»


Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» вносит важный вклад в решение общих задач в изучения истории в школе:

  1. формирование ценностных ориентиров для гражданской, гендерной, социальной, культурной, этнорегиональной самоидентификации школьников в современном мире;

  2. содействие в становлении научно-исторической картины мира и понимании значения истории для саморазвития личности, жизни и взаимодействия людей в многонациональном Российском государстве и обществе, в современном поликультурном мире;

  3. воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края;

  4. формирование умений творчески воссоздать, анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей, руководствуясь принципами историзма, многоперспективности, взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образова­тельных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «История», из расчета 2 учебных часа в неделю.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2015-2016 учебный год на изучение истории отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.



Учебно-методический план

История средних веков

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Введение

2

2

Раннее средневековье

9

3

Вершина средневековья

13

4

Мир за пределами Европы

3

5

Европа на кануне нового времени

1

6

Итоговое повторение

2


Итого

28

История России

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Древние жители нашей Родины

4

3

Древняя Русь в IX-XII в.в.

9

4

Русские земли XII- начале XIII века

6

5

Русь между Востоком и Западом

4

6

Объединение русских земель вокруг Москвы

6

7

Создание Московского царства

7

8

Родной край в глубокой древности

2

9

Урок обобщающего контроля

1


Итого

40

Содержание тем учебного курса

Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.

Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понима­ние всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения ма­териала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассма­триваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общно­стей, раскрывается значение историче­ского и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окру­жающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» это первый систематический курс истории России в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 4 разделов: Древняя Русь, Русь удельная, Русь между Востоком и Западом, Московская Русь. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у учащихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты изучения истории России с древнейших времён до конца XVIIIвека включают:

- целостное представление об историческом развитии народов России с древнейших времён до конца XVIII века как о важном периоде истории России, в течение которого сформировались современные народы, языки, религии, госу­дарства, выработались формы их взаимодействия и противосто­яния, возник феномен единства мира в многообразии культур;

  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми со­бытиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Древнерусского государства;

  • способность применять понятийный аппарат и элемен­тарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории России, их анализа, сопостав­ления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в от­ношении дискуссионных и морально-этических вопросов дале­кого прошлого;

  • умения датировать важнейшие события и процессы в истории России, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития, определять их последовательность и длитель­ность;

  • умения читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объ­екты России, описывать их положение в условиях изу­чаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими инфор­мацию учебника;

  • умения комплексно характеризовать важные факты ис­тории России (время, место, участники, причины и следствия, характер событий и процессов;

  • умения давать образную характеристику ярких истори­ческих личностей России, описывать памятники истории и культуры, рассказывать о важных событиях, используя основные и до­полнительные источники информации, а также приемы твор­ческой реконструкции образов прошлого.

В основе рабочей программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

-способность учащихся понимать причины и логику развития исторических процессов;

-умения различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

-умения определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;

-умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста;

-умения создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта;

-умения овладеть монологической и диалогической речью;

-умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.



Календарно - тематическое планирование

История Средних веков

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Кол-во часов

Обязательный минимум содержания образования (стандарт)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечание

План

Факт

I четверть - 18 часов

1



Вводный урок

1

Средние века, исторические источники.

Называть хронологические рамки "средневековья".

Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира


Раздел 1 Раннее средневековье (9 часов)

2



Византийская империя.

1

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.

Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план


3



Византийская империя.

1

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.

Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план


4



Великое переселение народов.

1

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.

Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план


5



Мир ислама.

1

Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в

Азии, Северной Африке, Европе.

Раскрывать систему управления арабами объяснять объеденительную роль ислама.Знать основы вероучения ислпма и обязанности мусульман


6



Мир ислама.

1

Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в

Азии, Северной Африке, Европе.

Раскрывать систему управления арабами объяснять объеденительную роль ислама.Знать основы вероучения ислпма и обязанности мусульман


7



Империя франков и ее соседи

1

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая

раздробленность. Норманнские завоевания.

Сравнить общество древних германцев и общество римской империи.Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.


8



Империя франков и ее соседи

1

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая

раздробленность. Норманнские завоевания.

Сравнить общество древних германцев и общество римской империи.Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.


9



Империя франков и ее соседи. Повторение

1

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая

раздробленность. Норманнские завоевания.

Сравнить общество древних германцев и общество римской империи.Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.


10



Урок повторения и обобщения

1


Определять на осрове изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий


Раздел 2. Вершина средневековья (12 часов)

11



Средневековые

сословия. Рыцарство

1

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Уметь раскрыть суть феодальных отношений; описывать условия и образ жизни, занятия средневекогового феодала


12



Средневековое сословие Крестьянство

1

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Уметь раскрыть суть феодальных отношений; описывать условия и образ жизни, занятия средневекогового крестьянина


13



Власть духовная и светская. Крестовые походы

1

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху

крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Объяснять причины раскола христианской церкви; причины возникновения ереси, крестовых походов


14



Власть духовная и светская. Крестовые походы

1

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху

крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Объяснять причины раскола христианской церкви; причины возникновения ереси, крестовых походов


15



Средневековые города

1

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и

труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Причины возникновения городов ; раскрывать систему самоуправления в городе


16



Средневековые города

1

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и

труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Причины возникновения городов ; раскрывать систему самоуправления в городе


17



Могущество римско -католической церкви

1

Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план


18



Европейские государства в 12-14 в.в

1

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во

Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Объяснять причины усиления королевской власти. Перечислять характерные черты сословной манархии

Контрольная работа №1

II четверть - 14 часов

19



Кризис европейского-средневекового общества

1

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Выявлять причины восстания крестьян. Сравнивать цели реальные действия и последствия крестьянских выступлений


20



Средневековая культура

1

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература.

Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Уметь работать с различными источниками информации. Раскрывать особенности средневековоц культуры.


21



Средневековая культура

1

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Уметь работать с различными источниками информации. Раскрывать особенности средневековоц культуры.


22



Урок повторения и обобщения

1


Определять на осрове изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий


Раздел 3. Мир за пределами Европы ( 3 часа)

23



Страны Азии, Африки и Америки в средние века

1

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Раскрывать политическое устройство государств; причины колониальных вторжений, особенности культуры


24



Страны Азии, Африки и Америки в средние века

1

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Раскрывать политическое устройство государств; причины колониальных вторжений, особенности культуры


25



Страны Азии, Африки и Америки в средние века

1

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Раскрывать политическое устройство государств; причины колониальных вторжений, особенности культуры


Раздел 4. Европа накануне нового времени ( 1ас)

26



Европа накануне нового времени. Османская империя

1

Идальго, реконвиста

Сравнивать политическое и обществееное устройство


27



Урок итогового контроля

1


Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Контрольная работа №2

28



Урок повторения и обобщениия

1


Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду



История России


29



Вводный урок

1

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Умение работать с текстом учебника, выделять главное


Раздел 1.Древние жители нашей Родины (4 часа)

30



Первобытные жители нашей страны.

1

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская

Булгария. Кочевые народы Степи.

Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач


31



На окраинах античного мира

1

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская

Булгария. Кочевые народы Степи.

Работать с дополнительной эциклопедической литературы на разных носителях информации


32



Кочевые племена на территории России 4-5 вв.

1

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская

Булгария. Кочевые народы Степи.

Работать с дополнительной эциклопедической литературы на разных носителях информации


III четверть - 20 часов

33



Восточные славяне в 4-5 вв.

1

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Сравнивать, устанавливать причинно-следственной связи; работать по карте, заполнять к.к


Раздел 2. Древняя Русь В IX-XII BB (9 часов )

34



Образование Древнерусского государства.

1

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное в тексте учебника, развивать умения составления схем


35



Русские князья времён язычества.

1

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Учиться сравнивать , анализировать, делать выводы


36



Князь Владимир и крещение Руси.

1

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Выделять причины, ход, значении исторического события


37



Киевская Русь при Ярославе Мудром.

1

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Определять предпосылки для расцвета государства; уметь раскрыть социальную сущность Русской правды.


38



Приемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол.

1

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Раскрыть причины княжеских междоусобиц; определять роль личности в истории


39



Общественный строй древней Руси.

1

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Раскрыть причины княжеских междоусобиц; определять роль личности в истории


40



Православная церковь в Киевской Руси.

1

Церковная организация, митрополит , приход,постриг.

Раскрыть причины княжеских междоусобиц; определять роль личности в истории


41



Культура киевской Руси.

1

Кириллица, пергамен, береста, летописи, крестово-купольный храм

Выделять истоки и особенности древнерусской культуры


42



Урок повторения. Контрольная работа по теме « Древняя Русь в IX-XII»

1


Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий

Контрольная работа №3

Раздел 3.Русские земли В XII- начале XIII века (6 часов )

43



Удельный период русской истории.

1

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Определять социально-экономические и политические причины раздробленности; сводить знания в таблице


44



Южная Русь.

1

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Умение работать с картой, выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии земель


45



Юго-Западная Русь

1

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Умение работать с картой, выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии земель


46



Новгородское государство.

1

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Умение работать с картой, выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии земель


47



Владимиро-Суздальская Русь.

1

Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Умение работать с картой, выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии земель


48



Урок повторения и обобщения

1

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий


Раздел 4. Русь между Востоком и Западом (4 часа)

49



Монгольское нашествие на Русь.

1

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба

народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь.

Работать по карте; определять причины завоевательных походов


50



Натиск с Запада.

1

Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр

Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада

для дальнейшего развития нашей страны.

Работать с тестом учебника выделять главное, причины следственной связи, роль личности


51



Русские земли под властью Золотой Орды.

1

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба

народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь.

Определять сущность и последствия м-т ига; работать с документами


52



Великое Княжество Литовское и русские земли.

1

Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр

Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада

для дальнейшего развития нашей страны.

Составлять хронологическую таблицу опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты.


IV четверть - 16 часов

Раздел 5. Объединение Русских земель вокруг Москвы ( 6 часов)

53



Возвышение Москвы.

1

Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Определять территории крупнейших княжеств; выделять предпосылки объединения русских земель


54



Москва на подъёме.

1

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.

Выделять исторические закономерности; решать проблемные и познавательные задачи


55



Кризис Московской Руси

1

Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы


56



РПЦ во второй половине 13-середине 15 вв.

1

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Определять причины изменения в положении РПЦ


57



Русская культура во второй половине 13-середине 15вв.

1

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Сравнивать с культурой 15 века, учиться писать краткие сообщения


58



Урок повторения и обобщения

1


Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий


Раздел 6. Создание Московского царства (7 часов)

59



Конец удельной эпохи.

1

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси.

Определять роль личности в истории; выделять главное


60



От Великого княжества к царству.

1

Монархия, боярская дума. Судебник, местничество, служилые люди ,Государев Двор. дворяне, помещики, Юрьев день.

Определять роль личности в истории; выделять главное


61



Иван Грозный-первый русский царь.

1

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Умение определять изменения в социально-экономическом развитии; сравнивать обобщать, делать выводы


62



Внешняя политика Ивана Грозного.

1

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Выбирать главное при составлении хронологической таблицы; уметь оперировать терминами и понятиями


63



Опричное лихолетье

1

Опричнина, земщина. Заповедные лета, урочные лета.

Анализировать исторические источники, осмысление их; давать оценки историческим явлениям


64



РПЦ в конце 15-16вв.

1

Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Стоглавый собор.

Работать в группах, оперировать терминами и понятиями; вести дискуссию


65



Русская культура в конце 15-16 вв.

1

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального

самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского

единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Сравнивать , анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства


Раздел 7. Родной край в глубокой древности (2 часа)

66



Родной край в глубокой древности

1

Книгопечатание скоропись, узоропись.

Сравнивать , анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства родного края


67



Родной край в глубокой древности. Повторительно-обобщающий урок

1


Сравнивать , анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства родного края


68



Урок итогового контроля

1


Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий

Контрольная работа №4







Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.

Методические пособия для учителей:

1. Учебник Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.- М.: «Русское слово», 2012.

2. Учебник Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Программа курсов 6 - 7 кл.- М.: «Русское слово», 2013.

3. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

4. Авторская программа Пчелова Е.В. по истории России с древнейших времен до конца XVIII века.

Пособия для обучающихся:

1. Учебник Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.

2. Учебник Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Программа курсов 6 - 7 кл.- М.: «Русское слово», 2013.

3. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

4. Рабочая тетрадь к учебнику История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М.: «Русское слово», 2013.


Формы и сроки контроля

Формы контроля

Сроки контроля

Контрольная работа №1 по теме «Вершина средневековья»

октябрь

Контрольная работа №2 по теме «Мир за пределами Европы»

декабрь

Контрольная работа №3 по теме «Древняя Русь в IX-XII»

февраль

Контрольная работа №4 по теме «Создание Московского царства»

май


Оценочный материал

Контрольная работа №1 по теме «Вершина средневековья»

1 вариант

1. Объединение ремесленников в средневековых городах Европы называлось:

а) гильдией; б) орденом; в) цехом.

2. Карл Великий был:

а) императором Франкского государства; б) королём Англии; в) императором Западной Римской империи.

3.Храм Святой Софии в Константинополе был построен по приказу:

а) Прокопия Кесарийского б) Юстиниана в)Велисария г)Феодоры

4. Феод в средневековой Европе - это:

а) земельное владение, которое давалось за военную службу;

б) натуральный оброк, отдаваемый крестьянином феодалу;

в) обязанность крестьянина работать на поле феодала.

5. Братья Кирилл и Мефодий были:

а) легендарными основателями Рима; б) болгарскими князьями-мучениками; в) первыми славянскими просветителями.

6. Пророк, возвестивший арабам о существовании единого бога Аллаха:

а)Моисей б) Мухаммед в)Джабраил

7. Путешествие к святым местам с целью поклонения святыням:

а) шариат б) Коран в) паломничество г) мечеть

8 . В крестовые походы отправлялись:

а) римские священники для обращения германцев-язычников в христианство;

б) первые христиане для распространения своей веры в Римской империи;

в) европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли.

9. Жакерия - это:

а) Столетняя война между Англией и Францией;

б) восстание Уота Тайлера;

в) восстание французских крестьян в ходе Столетней войны;

г) война Алой и Белой Розы.

10. Верденский договор (843 г.) закрепил:

а) принятие франками христианства; б) создание Франкской империи; в) распад Франкской империи.

11. Соотнесите событие и исторических деятелей:

а) Ян Гус;

1. Папа Римский, призвавший близ г. Клермона верующих в поход, чтобы освободить от мусульман Святую землю;

б) Людовик XI;

2. Король Англии, победитель битвы при Гастингсе, при нем королевская власть усилилась;

в) Вильгельм Завоеватель;

3. Чешский священник-проповедник, выступавший против засилья католической церкви

г) Урбан II.

4. Король Франции, объединивший под своей властью страну, сумел подчинить себе владения крупных сеньоров



12. Кому принадлежат слова? С каким историческим событием они связаны?(укажите годы)

«Если вы, король Англии, не сделаете так, то я беру на себя руководство войной и, где бы ни настигла ваших людей во Франции, я заставлю их уйти волею или неволею… Я послана сюда Богом, небесным королем… чтобы выгнать вас из всей Франции…» __________________________________________________________________________


13. Соотнесите понятие и определение:

а) барщина;

1. Группа людей, обладающих закреплёнными законом и предаваемыми по наследству правами и обязанностями

б) натуральное хозяйство

2. Человек, который был противником господствующего вероучения церкви

в) сословие

3. Принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала;

г) еретик

4. Централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

д) сословная монархия.

5. Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления

1. Жакерия во Франции

а)863 г.

2. Возникновеник английского парламента

б)800 г

3.Провозглашение Карла Великого императором

в)1054 г.

4.Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности

г)1265г


5. Окончание Столетней войны , Гибель Византийской империи

д)1358г

6. Восстание Уота Тайлера

е)1381г

7.Разделение христианской церкви на западную и восточную

ж)145314. Соотнесите даты и события

15. Соотнесите термин и его определение:


а) Генеральные штаты

1. Орган сословно-представительной монархии в Англии, впервые созванный в 1265 году

б) Парламент

2. Документ Вильгельма Завоевателя в Англии, где были записаны результаты переписи населения

в) «Великая хартия вольностей»

3.Форма правления при которой власть передаётся по наследству

г) «Книга страшного суда»

4.Орган сословно-представительной монархии во Франции, созванный в 1302 г и состоящий из трёх палат

д) монархия

5. Подписанный в 1215 году королём Иоанном Безземельным документ, ограничивающий произвол королей.


16. Прочитайте два отрывка из "Капитулярия о поместьях"- феодального указа, составленного, по мнению ряда историков, в эпоху Карла Великого и определите, какой из фрагментов имеет отношение к:

1.барщине 2. оброку

а) Из постного ежегодно посылать для нашего стола: овощи, рыбу, сыр, масло, мёд, горчицу, уксус, пшено, просо, зелень, сушёную и свежую, редьку и ещё репу, воск, мыло и прочую мелочь...

б) Чтобы давильни в поместьях наших хорошо были устроены, и о том должны заботиться управляющие, чтобы виноград наш никто давить ногами не смел, но всё должно быть опрятно и по чести

17.Прочитайте историю и напишите о ком или о чём идёт речь: « На своей земле, которой я владею по праву, я требую выполнять все мои распоряжения!- гневно воскрикнул Ричард. Староста деревни Томас низко поклонился: «Сегодня же всё будет отремонтировано, господин!»»

Ричард ____________ (выберите из списка: монарх, сеньор, феодал, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин)

Томас______________(выберите из списка: монарх, сеньор, феодал, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин)

18. Прочитайте историю и напишите о ком или о чём идёт речь: «В минуты затишья слышались громкие восклицания герольдов: « Сражайтесь, храбрые рыцари, наилучшая награда ожидает вас, ибо прекрасные очи дам взирают на ваши подвиги!»» ____________________________________________________________________________








2 вариант

1. Земельное владение, которое давалось за военную службу, называлось:

а) гильдией; б) феод; в) цех; г) оброк

2. Юстиниан был:

а) императором Франкского государства; б) королём Англии; в) императором Византийской империи.

3. Цех в средневековой Европе - это:

а) объединение ремесленников в средневековых городах Европы;

б) натуральный оброк, отдаваемый крестьянином феодалу;

в) обязанность крестьянина работать на поле феодала.

4. Первые славянские просветители?

А) Симеон и Болеслав б) Кирилл и Мефодий в) Юстиниан и Феодора

5. Ислам возник: а) в 5 веке б) в 7 веке в) в 11 веке г) в 6 веке

6. Священная книга мусульман:

а) Кааба б) Коран в) Мекка г)имам

7. Датой образования империи Карла Великого считается: а) 751г б) 756г в) 800г

8. В крестовые походы отправлялись:

а) римские священники для обращения германцев-язычников в христианство;

б) первые христиане для распространения своей веры в Римской империи;

в) европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли.

9. Жакерия - это:

а) Столетняя война между Англией и Францией;

б) восстание Уота Тайлера;

в) восстание французских крестьян в ходе Столетней войны;

г) война Алой и Белой Розы.

10. Верденский договор (843 г.) закрепил:

а) принятие франками христианства; б) создание Франкской империи; в) распад Франкской империи.

11. Соотнесите событие и исторических деятелей:

а) Жанна д Арк;

1. Король Англии, завершивший 30-летнюю междоусобную династическую войну Белой и Алой розы.

б) Людовик XI;

2. Имя Орлеанской девы, поднявшей народ на войну за освобождение своей родины.

в) Генрих VII Тюдор

3.Сторонник проведения реформы за переустройство церкви в Чехии

г) Ян Гус

4. Король Франции, объединивший под своей властью страну, сумел подчинить себе владения крупных сеньоров

12. Кому принадлежат слова? С каким историческим событием они связаны?


«Предпримите путь ко Гробу Святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе… Пусть вступят в справедливый бой, который даст в изобилии добычу... В случае кончины на сухом пути, или на море, или в бою, да будет отпущение грехов!» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


13. Соотнесите понятие и определение:

а) раздробленность

1. Передававшаяся по наследству должность королевского слуги, ведавшего казной и управляющего Франкским государством при последних Меровингах;

б) майордом

2.Период в истории средневекового государства, когда оно делилось на разобщённые владения, а стоящие во главе их сеньоры мало считались с королём;

В) сословие

3.Платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами

Г) инквизиция

4. Группа людей, обладающих закреплёнными законом и предаваемыми по наследству правами и обязанностями

Д) оброк

5. Суд католической церкви, занимавшейся преследованием еретиков


14. Соотнесите даты и события:

1.Окончание Столетней войны, Гибель Византийской империи

а)863 г.

2.Восстание Уота Тайлера

б)800 г

3.Провозглашение Карла Великого императором

в)1054 г.

4.Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности

г)1265г

5.Жакерия во Франции

д)1358г

6.Возникновеник английского парламента

е)1381г

7.Разделение христианской церкви на западную и восточную

ж)1453


15. Соотнесите термин и его определение:

а) Генеральные штаты

1. Орган сословно-представительной монархии в Англии, впервые созванный в 1265 году

б) Парламент

2. Документ короля Англии Вильгельма Завоевателя, где были записаны результаты переписи населения

в) «Великая хартия вольностей»

3.Форма правления при которой власть передаётся по наследству

г) «Книга страшного суда»

4.Орган сословно-представительной монархии во Франции, созванный в 1302 г и состоящий из трёх палат

д) монархия

5. Подписанный в 1215 году королём Иоанном Безземельным документ, ограничивающий произвол королей.


16. Определите, к какому сословию относятся люди:

1.«Молящиеся»

а) аббат б) герцог в)деревенский кузнец г) Папа римский д)епископ е)рыцарь ж) монах з) свободная крестьянка и) граф к) лично зависимый крестьянин л) ремесленник

2.«Воюющие»

3.«Работающие»


17. Прочитайте историю и напишите, о ком или о чём идет речь:

«Барон Карл принял ветвь дерева и сказал: «С этого времени я буду служить графу Вильгельму и никому более….»»

Карл _________________ (выберите из списка: монарх, сеньор, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин).

Вильгельм ____________________(выберите из списка: монарх, сеньор, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин).

________________________________________________________________________________________________________________________________


18. Прочитайте историю и напишите, о ком или о чём идет речь: «Раздался в церкви голос Ланселота : «В присутствии господа моего и государя клянусь, что будет мой меч прибежищем слабого и не стану я поднимать его за неправду…» подвели рыцари Ланселота к Артуру, и опустился Ланселот на колени. Артур вынул свой меч и ударил его по плечу плашмя» ________________________________________________________________________________________________________________________________













Контрольная работа №2 по теме «Мир за пределами Европы»

I вариант

1.Верны ли суждения. Ответ запиши в таблицу. ( да, нет)

А) В Средние века люди знали следующие единицы измерения времени: год, сезон, месяц, сутки.

Б) Крестьяне в состав феодальной иерархии не входили.

В) Правила поведения рыцарей предусматривали: совершенное владение чтением.

Г) В мечетях вершилось правосудие.

Д) Общим признаком Реконкисты и Крестовых походов является: борьба с представителями другой религии.

а

б

в

г

д


2. Выберите правильный ответ. Раньше других произошло:

А) Образование Священной Римской империи

Б) провозглашение Карла Великого императором

В) образование арабского государства

Г) утверждение династии Каролингов у франков

3. Выберите правильный ответ. Деятелями эпохи раннего Возрождения являлись

А) Фома Аквинский, Бернарр Клервоский Б) Пьер Абеляр, Роджер Бекон В) Данте Алигьери, Франческо Петрарка Г) все перечисленные

4. Соотнесите имена полководцев и битвы, в которых они участвовали.

1) Карл Мартелл

2) Вильгельм Завоеватель

3) Жанна д Арк

А) Снятие осады с Орлеана

Б) Битва с арабами при Пуатье

В) Битва с англосаксами при Гастингсе

5. Кто (что) является лишним в ряду слов? Отметьте соответствующую букву.

А) францисканцы, б) доминиканцы, в) альбигойцы.

6.Разгадайте шараду, и у вас получится понятие, связанное с историей Средневековья.

Первое- нагруженная телега, второе- торжество, семейный праздник.

7. О каком историческом деятеле эпохи средневековья идёт речь.

«Он поведал о том, что Святая земля захвачена мусульманами, оскорбляющими, христианские святыни, разрушающими церкви и убивающими христиан. Он призвал освободить Святую землю, обещал участникам похода немедленное отпущение всех грехов и вечное спасение».

А) Вильгельм Завоеватель Б) Урбан II В) Юстиниан I

8. Соотнесите термины и определения.

1. Самурай

2. Римский папа

3. Патриарх

А) Глава церкви в Византийской империи

Б) Представитель военного сословия в Японии

В) Глава католической церкви


9. Как назывался сословно представительный орган Франции.

А) Парламент Б) Кортесы В) Генеральные штаты

10.К поговоркам и крылатым выражениям возникшим, в эпоху средневекового Китая , не относится

А) «Поздно рыть колодец, когда захотелось пить»

Б) «Что с возу упало, то пропало»

В) «Если тратить, не пополняя, то даже море исчерпается»

Г) «Когда человек трудолюбив, и поле его не ленится».


II вариант

1.Верны ли суждения. Ответ запиши в таблицу. ( да, нет)

А) Средневековые люди много путешествовали, что позволяло им составлять точные географические карты.

Б) Земля принадлежала феодалу, а крестьянин являлся лишь её держателем.

В) Правила поведения рыцарей предусматривали: верность сеньору.

Г) Часто в своих мозаичных произведениях мусульмане изображали Аллаха.

Д) Общим признаком Реконкисты и Крестовых походов является: стремление освободить Гроб Господень от «неверных».

а

б

в

г

д







2. Выберите правильный ответ. Раньше других произошло:

А) Нормандское завоевание Англии

Б) Образование империи Карла Великого

В) Падение Западной Римской империи

Г) Падение Константинополя

3. Выберите правильный ответ. Современниками были:

А) Папа Григорий VII и император Генрих IV Б) Жанна д Арк и Фридрих I Барборосса В) Карл Великий и Иннокентий III Г) все перечисленные

4. Соотнесите имена полководцев и битвы, в которых они участвовали.

1) Салах-ад-дин

2) Хлодвиг

3) Мехмед II

А) Падение Константинополя

Б) Взятие Иерусалима мусульманами

В) Битва при Пуатье

5. Кто (что) является лишним в ряду слов? Отметьте соответствующую букву.

а) мастер, б) бургомистр, в) ученик, г) подмастерье

6.Разгадайте шараду, и у вас получится понятие, связанное с историей Средневековья.

Первое- кусок земли, второе- мычание коровы, третье- предлог.

7. О каком историческом деятеле эпохи средневековья идёт речь.

«В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Он присоединил к своим владениям Италию, Северную Африка, часть Пиренейского полуострова. Казалось, что при нём возродилась, прежня Римская империя».

А) Вильгельм Завоеватель Б) Урбан II В) Юстиниан I

8. Соотнесите термины и определения.

1. Миниатюра

2. Витраж

3.Фреска

А) Многоцветная роспись на сырой штукатурке

Б) Иллюстрация, помещавшаяся в книгах

В) Изображение из цветного стекла, помещенное в окне

9. Как назывался сословно представительный орган Англии.

А) Парламент Б) Кортесы В) Генеральные штаты

10.К поговоркам и крылатым выражениям возникшим, в эпоху Средневековья, не относится

А) «Пойти в Канносу» Б) «Гуси спасли Рим» В) «Городской воздух делает человека свободным» Г) «Щитовые деньги»




























Контрольная работа №3 по теме «Древняя Русь в IX-XII»

1 вариант

ЧАСТЬ А

1.Киевский князь Игорь в 945 г.:

а) присоединил к Киеву земли уличей;

б) тайно принял христианство;

в) совершил успешный поход против хазар;

г) был убит древлянами во время сбора дани.

2.Первая княжеская усобица в Киевской Руси произошла после смерти:

а) Рюрика; б) Олега; в) Игоря; г) Святослава.

3. Первое единое русское государство имело название:

а) Новгородская Русь б) Киевская Русь в) Владимирская Русь г) Черниговская Русь

4.Назовите славянское племя, которое не желало платить Киеву дань и постоянно восставало против князя Игоря.

а) поляне б) древляне; в) кривичи г) дреговичи

5. Святослав - это сын:

а) Ольги и Игоря б) Ольги и Олега в) Ольги и Рюрика г) Ольги и Аскольда

6.При каком монголо-татарском хане Русь возобновила выплату дани Золотой Орде в 1382 г.?

а) Батый б) Тохтамыш в) Чингисхан г) Мамай

7.Назовите имя русского князя, помогшего монголо-татарам подавить восстание в Твери.

а) Иван б) Дмитрий в) Игорь г) Святослав

8.В каком году произошла Невская битва?

а) 1223 б) 1240 в) 1242 г) 1380

9.В каком году было стояние на реке Угре?

а) 1380 б) 1378 в) 1410 г) 1480

10.После смерти Василия III на престоле оказался Иван IV, который правил в

а) 1505-1533г. б) 1533-1584г. в) 1462-1505г. г) 1584-1598г

ЧАСТЬ В

1.Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности:

А) Святослав Б) Иван Калита В) Дмитрий Донской Г) Василий Темный

2. Установите соответствие:

А) Гибель князя Святослава 1). 988

Б) Крещение Руси 2) 882

В) Поход русов на Византию 3) 907 г.

Г) Образование Киевской Руси 4) 972 г.

3. Расположите следующие события в хронологической последовательности:

А) стояние на реке Угре Б) Любечский съезд князей В) Завоевание Казанского ханства Г) Ледовое побоище

ЧАСТЬ С

1. Когда, как и при каком князе проходило крещение Руси? В чём значение принятия Русью христианства?

2. Когда состоялся съезд князей в г. Любеч? Какие решения были приняты на этом съезде?

3. Почему монголо-татарам удалось быстро завоевать земли Руси? (назовите не менее двух причин)



2 вариант

ЧАСТЬ А

1. В каком веке было образовано государство Древняя Русь?

а) в VIII в. б) в IX в. в) в X в. г) в XI в.

2. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани "уроков", "погостов" было результатом:

а) деятельности княгини Ольги б) принятия "Русской правды" в) деятельности князя Игоря г) походов князя Святослава

3. Полюдье - это:

а) сбор дани с вассальных владений; б) прошение милостыни у людей; в) сбор людей на ярмарке. г) народное собрание

4. Крещение Руси произошло в:

а) 882 г. б) 945 г. в) 911 г. г) 988 г.

5. Вече - это:

а) народное собрание б) праздничная еда в) вид дани г) община.

6.Хан, возглавлявший татарское войско в битве на реке Калке.

а) Ахмат б) Тохтамыш в) Чингисхан г) Мамай

7.Военачальник, возглавлявший монголо-татарское войско в Куликовской битве.

а) Батый б) Тохтамыш в) Чингисхан г) Мамай

8.Битва на реке Воже произошла в

а) 1359 б) 1378 в) 1380 г) 1480

9.По преданию, на Куликовскую битву московского князя Дмитрия Ивановича благословил

а) Митрополит Алексий б) Нил Сорский в) Сергий Радонежский г) Митрополит Макарий

10.После смерти Василия III на престоле оказался Иван IV, который правил

а) 1505-1533г. б) 1533-1584г. в) 1462-1505г. г) 1584-1598г.

ЧАСТЬ В

1.Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности:

А) Владимир Мономах Б) Иван III В) Владимир Красное Солнышко Г) Иван Калита

2. Установите соответствие

А) Первое упоминание о Москве 1). 1327 г.

Б) Судебник Ивана III 2) 1147 г.

В) Любечский съезд 3) 1497

Г) Восстание в Твери 4) 1097

3. Расположите следующие события в хронологической последовательности:

А) Стояние на реке Угре Б) Правление князя Ивана Калиты В) Куликовская битва Г) Битва на реке Воже

ЧАСТЬ С

1. Какую битву называют «Мамаевым побоищем»? Как началась эта битва, чем закончилась? В чём значение этой битвы?

2. Назовите причины раздробленности Древнерусского государства (не менее трех причин)

3. Какие реформы были проведены избранной Радой в XVI веке (назовите не менее трех реформ)
































Контрольная работа №4 по теме «Создание Московского царства»

I.Выберите правильный ответ:

1.В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

А) в Киеве Б) в Новгороде В) в Любече Г) в Ростове

2.Что такое Боярская дума?

А) судебный орган при князе Б) правительственный орган в Новгороде В) совещательный орган при князе

3. Андрей Боголюбский княжил :

А) в Галицко-Волынском княжестве Б) в Киевском княжестве В) в Черниговском княжестве Г) во Владимиро-Суздальском княжестве

4.В начале 12 века боярская феодальная республика утвердилась в :

А) Киеве Б) Смоленске В) Суздале Г) Новгороде

5. 1223 год-это год …

А) Невской битвы Б) Куликовской битвы В) Ледового побоища Г) битвы на Калке

6. Какой русский город татаро-монголы прозвали «злым городом»:

А) Владимир Б) Рязань В) Козельск Г) Киев

II.Соотнесите князей и годы правления:

А) князь Олег 1.980-1015 гг

Б) князь Святослав 2. 1019-1054 гг

В) князь Ярослав Мудрый 3. 945-964 гг

Г) князь Владимир 4. 882-912 гг

Д) княгиня Ольга 5. 964-972 гг

III. Объясните понятия :

А) древнерусское государство- Б) полюдье - В) баскак-

IV. Кто лишний и почему?

А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор

V.Определите, в чем значение Куликовской битвы.


VI. Прочитайте отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.


«… ибо никто из потомков Ярослава Мудрого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе Отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления: силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов…

Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за Отечество и ближних?»


ВОПРОСЫ:

1. Как историк характеризует князя Дмитрия Донского? По документу определите отношение историка к личности и деятельности Дмитрия Донского

2. Объясните, почему историк поставил Дмитрия Донского в один ряд с

Владимиром Мономахом и Александром Невским?



© 2010-2022