Урок по истории Крестовые походы

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект

урока

учителя истории и обществознания

МБОУ Гимназии №2, города Нерюнгри РС (Я)

Кручининой Нины Павловны

Крестовые походы

Класс 6

Используется учебная программа курса «Всеобщая истории. Средние века», Данилов Д.Д., Сизова Н.В., Кузнецов А.В., Давыдова СМ. Учебник «Всеобщая истории. Средние века» для 6-го класса основной школы. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007. - 304 с. Энциклопедия для детей

На уроке реализуется дифференцированный подход в решении проблемного вопроса, осуществляется развивающее обучение , классификация фактов , обобщение, систематизация, сравнение, выводы

Используется активная форма работы - ролевая игра.

Возможность использования на уроке интерактивной доски.

- Контрольно-оценочная и диагностическая деятельность учителя (периодичность и качество проверки рабочих и контрольных тетрадей, владение приемами педагогической диагностики)- оценивание опорной записи, плана, оценивание каждого этапа урока.

-Условия : учебный кабинет оснащен компьютером, проектором, интерактивной доской.

-Способ поддержания учебной дисциплины, создание благоприятной атмосферы в образовательной процессе - форма работы - ролевая игра соответствует возрастной категории.


Цели уроков:


1. Сформировать представление о истории крестовых походов, роли католической церкви в их организации..
2. Развивать умение определять причины, итоги крестовых походов

3. Развивать умение делать выводы, развивать речь обучающихся, память.

4. Воспитывать интерес к изучению истории, Разработка урока истории 6 класс.

оценивать исторические событиям с гуманистической позиции

Оборудование: проектор, экран, историческая карта.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Святые Места, Гроб Господень, Иерусалим, крестоносец-рыцарский орден, паломник.

Ход урока

  1. Первый этап игры. Организационный момент

Учитель. Введение в историческую ситуации.

В XIвеке Византия переживала трудное время. Разделение церквей, войны с арабами и турками. В 1708 турки-сельджуки захватили Иерусалим/Положение паломников в городе резко ухудшилось, турки стали их притеснять. Турки захватили малую Азию Палестину, Сирию. Византийский император Алексей Комин, доведенный до отчая­ния, обратился с посланиями в Западную Европу, моля о помощи. Эти послания нашли отклик даже у папы, несмотря на нежелание Византии подчиниться Риму Ведь Византия была оплотом христианства на Востоке.

Рассказы паломников об осквернении Святых Мест волновали европейские народы
Средневековое общество отличалось религиозным настроением, поэтому подвиги за
веру, на благо христианства были особенно понятны в то время Кроме того папы
понимали, что встав во главе движения за освобождение Гроба Господня, они укрепят
свое величие и влияние. Бароны и рыцари надеялись на славные подвиги и наживу
купцы - увеличение прибыли за счет расширения торговли с Востоком Крестьяне
освобождались от крепостной зависимости за участие в походах, а их семьям
обещалась помощь. Настроение в Западной Европе было подготовлено к крестовым
походам.

Проблема:

Крестовые походы - это освобождение братьев по вере или обогащение крестоносцев.

Крестовые походы - это борьба Востока и Запада - столкновение мусульманской и христианской цивилизации в борьбе за мировое господство.

Второй этап игры. Моделирование исторической ситуации

2.1 Класс делится на 5 групп,

  1. Группа папы

  2. Группа бедняков

  3. Группа рыцарей

  4. Группа участников четвертого крестового похода

  5. Группа детей-крестоносцев

2.2 Группы получают вопросы и готовят ответы

Вопросы группе папы:

  1. Что должен предпринять папа, если Святые места оскверняются, а паломники притесняются?

  2. Должен ли папа оказать помощь Византии как оплоту христианства на Востоке, если она отказалась подчиниться его власти, но попросила о помощи?

  3. Должен ли папа возглавить движение, которого все ждут, и, осенив его Божьим именем, укрепить свое высокое положение?

  4. Должен ли папа проклясть крестоносцев, которые вместо освобождения Святого Города захватили и разграбили Константинополь? Почему он не сделал этого?

Вопросы группе бедняков:

  1. Должны ли вы во имя Божие спасти страдальцев в Святых местах и освободить Гроб Господень?

  2. Должны ли жители тех мест, мимо которых шло ополчение, терпеть ваши грабежи,

  3. Должны ли вы идти в поход даже если ваш поход благословил сам папа?

3) Должен ли был император Византии, вначале моливший о помощи, переправлять

вас в Малую Азию?

Вопросы к группе рыцарей:

  1. Должны ли вы освободить Гроб Господень? Какие еще причины побудили вас отправиться в поход?

  2. Должен ли император Византии оказать вам помощь? Должны ли вы дать ему ленную присягу и отдать завоеванные города?

  3. Одержав блестящие победы, но не освободив Великий Город, имели ли вы право обосноваться на завоеванных землях?

  4. Считаете ли вы себя виноватыми перед теми, кто дошел до Иерусалима и освободил его?

  5. Имеют ли право освободители грабить и проливать кровь в захваченном городе?

  6. Должны ли вы теперь помогать паломникам, давать им пищу, приют, защищать от нападений?

  7. Должны ли вы продолжать войну с мусульманами - ведь цель достигнута?

Вопросы группе участников четвертого похода:

  1. Ваша цель - освободить Иерусалим. Можно ли ради великой цели пойти против воли папы и, может быть, своей совести и помочь венецианскому дожу захватить христианский город Зару, если дож даст вам необходимые для поездки в Египет корабли?

  2. В Византии смутное время. Император свергнут и ослеплен своим братом. Сын свергнутого императора молит о помощи. Должны ли вы оказать ему помощь, опять же вопреки воле папы?

  3. Почему вы продолжили осаду христианского города, несмотря на то, что законность в нем восторжествовала?

  4. Захватив и разграбив Константинополь, вы не пошли освобождать Святой Город, а вернулись домой. Так какова же была цель вашего похода?

Вопросы к группе детей-крестоносцев:

1) Что заставило вас вступить в детское ополчение:

  • любовь к Богу и желание спасти Святой Город;

  • тяга к подвигам;

  • желание повидать другие земли;

  • желание разбогатеть;

  • другие причины?


  1. Почему вы не исполнили приказ короля?

  2. Кто виноват в несчастье, вас постигшем? Только ли корабельщики?

4)Если бы вы знали, чем закончится поход, пошли бы вы в него?

2.3Учитель: Вам дается для подготовки ответов 10 мин.

3. Основной этап игры. Выступление групп

  1. Группа папы

Учитель :Католическая церковь не только призвала но и благословила крестовые походы

Что заставило бедняков принять участие в крестовых походах?

Выступление группы бедняков

Учитель: Чем закончился поход бедняков?. Историческая справка.

Ополчение Петра Амьенского, переправленное в Малую Азию, было перебито турками. Жалкие остатки бедняков вернулись в столицу. Сам Петр Амьенский еще до разгрома ополчения сбежал в Константинополь, бросив поверивших в него людей на верную гибель. Послушаем рыцарей.

Выступление рыцарей группа рыцарей

Учитель. Историческая справка

Египетский правитель Саладин отвоевал у крестоносцев почти все захваченные ими территории и в 1187 году, разбив христианское войско у Тивериадского озера, без труда захватил Иерусалим. Все принесенные Европой жертвы и все религиозное воодушевление не привело ни к чему: Иерусалим снова в руках мусульман

Слово группе участников четвертого крестового похода

Учитель. Историческая справка

Крестоносцы захватили и разграбили Константинополь в 1204 году. Византия так никогда и не оправилась после этого удара. Но латины недолго господствовали в Византии - В 1261 году опытный греческий полководец и дипломат Михаил Палеолог отнял у латинян Константинополь, восстановил Витзантийскую империю и основал последнюю византийскую династию Палеологов.

В крестовых походах участвовали и дети. Слово группа детей-крестоносцев

Учитель. Историческая справка

У многих людей того времени сложилось убеждение в том, что, если взрослые из-за своих грехов не могут вернуть Иерусалима, то невинные дети должны исполнить эту задачу, так как им поможет Бог. Стефан, пастух из Франции, стал проповедовать такой поход и собрал 30.000 мальчиков 12-13 лет. Их поддерживали взрослые, снабжали продовольствием и деньгами. Король Филипп II Август приказал детям вернуться домой, но его мало кто послушался. В Марселе, куда пришли дети, два корабельщика согласились переправить детей в Сирию. В пути обнаружился гнусный обман: корабельщики оказались продавцами рабов мусульманам. Два корабля погибли во время бури, а остальные прибыли в Египет, где несчастные дети были проданы в рабство

4 этап игры, подведение итогов.

Заключение. Оценка ваше работе на уроке будет состоять не только из вашего умения отвечать на поставленные вопросы , но и умения дать ответ на поставленную проблему, сделать собственный вывод.

Проблема:

Крестовые походы - это освобождение братьев по вере или обогащение крестоносцев.

Крестовые походы - это борьба Востока и Запада - столкновение мусульманской и христианской цивилизации в борьбе за мировое господство.

На выполнение этой работы вам дается 10 минут.

Учитель выслушивает выводы отдельных учеников, собирает рабочие тетради и делает вывод.

К концу XIII века все христианские владения в Сирии и Палестине были потеряны. Крестовые походы закончились полной неудачей. Однако Западная Европа открыла новый неизвестный мир, гораздо более образованный и просвещенный. Знакомство с новой культурой и наукой расширило кругозор западноевропейца. Изменило отношение к папству и католической религии. Общение с представителями других вероисповеданий привело к большей религиозной терпимости, а позднее - к появлению еретических учений. Расцвели торговля и промышленность. Особенно разбогатели итальянские города. Рыцари разных стран сблизились во время походов. Были выработаны общие для всех правила жизни, обычаи, что нашло отражение в богатой, интересной рыцарской поэзии. Крестьяне, уходя в поход, получали освобож­дение от крепостной зависимости, а вернувшись на родину, они оставались свобод­ными. Если Европа после походов стала богаче и могущественнее, то Византия так и не смогла оправиться после разгрома. Позднее турки-сельджуки уничтожат эту некогда великую державу.

















4

© 2010-2022