Урок истории по теме: Отечественная война 1812 года (10 КЛАСС)

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тема урока: « Отечественная война 1812 года». 10 класс.

Цели урока:

Образовательные:

- рассмотреть основные события и проблемы Отечественной войны 1812 года;
- выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн;
- проследить изменение роли России в международных отношениях.

Развивающие: способствовать развитию

- логического мышления;
- навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
- умения работать со схемой, картой, документами;
- креативного мышления.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию

- патриотизма,

- чувства гордости за Россию.

Этапы урока:
Первый этап - вводно-мотивационный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы.
Второй этап - операционный (организация познавательной деятельности по решению учебной задачи), изучение нового материала.
Третий этап - контроль и коррекция, рефлексия, домашнее задание.
План урока:

1. Причины и начало войны.
2. Бородинское сражение.
3. Отступление русской армии.
4. Наполеон в Москве.
5. Завершение войны.

Ход урока

1этап: вводно-мотивационный.

Здравствуйте ребята, предлагаю вам сегодня совершить путешествие по нашей Родине.

Вслушайтесь в слово «Родина». Что оно скажет вам? Родина - это земля, роднее которой нет и быть не может, это земля моей семьи, моих родных, которые из поколения в поколение с любовью и самоотвержением трудились и сражались за ее свободу, так как любили Россию. Что значит любить Родину? Любить - это значит знать ее прошлое, жить ее настоящим, болеть о ее будущем, служить ей не за страх, а за совесть, это и определяет человека как личность.

Под музыку зачитывается стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

-Скажи - ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Определение темы урока /предложения учащихся /

Почему эта тема сегодня актуальна?

Есть события, смысл которых так велик, что каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. Такое событие мы сейчас с вами будем вспоминать.

Проблемный вопрос на электронной доске: почему столкновение Франции и России было неизбежным?

- Назовите причины войны 1812 года между Россией и Францией.

Нарушение Россией континентальной блокады с Англией.

Агрессивная внешняя политика Франции.

Стремление Наполеона к мировому господству. « Я буду господином мира», говорил он

- С каким чувством Наполеон вступал в войну с Россией? Он мечтал о мировом господстве

-Почему у него была уверенность в победе? Он уже завоевал всю Европу, у него была самая многочисленна армия, «Двенадцати языков»

-Постановка учебной задачи по исходному противоречию.

-Что вас поражает в этой ситуации?

Исходное противоречие

Урок истории по теме: Отечественная война 1812 года (10 КЛАСС)

Выдвижение учебной задачи учащимися: почему поход в Россию для Наполеона оказался трагическими?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять планы Наполеона в данной войне, а затем выяснить причины, нарушившие их.

Эпиграф к уроку:

Гроза двенадцатого года настала -

Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский Бог?

А.С. Пушкин

2 этап: операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /.

Работа с картой

- Давайте обратимся к карте и посмотрим, какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)

Запись на доске и в тетради:

12(24) июня 1812 г.- армия , 640 тысяч вторглась на территорию России.

Работа с картой.

-Посмотрите на карте расположение русских армий и их численность на кануне войны. Соотношение сил.Франция -640 000 человек ,Россия -220-240 000 человек

- Обратите внимание, что русская армия была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы под командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона и А.П. Тормасова. Численностью 220 -240 тысяч человек.

-Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (французский император рассчитывал разбить русские армии по одиночке. Захватить Москву и добиться от Александра подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце».

- Какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)

-Александр 1 назначает Главнокомандующим Барклай - де - Толли. Краткая характеристика. (Сообщение ученика)

- На ваш взгляд правильную тактику он предпримет, учитывая численное превосходство французов?

-Какие действия предпринимает Александр 1? Как народ отнесется к началу войны?

(Фрагмент видео)

-Почему Отечественная война?

Этот рескрипт узаконил партизанскую войну. Но крестьяне и без рескрипта покидали свои жилища, уходили в леса, переделывали косы в боевое оружие. Война с первых дней носила всенародный характер. В городах формировались ополчения, собирались средства для нужд армии. Крестьяне помогали армии продовольствием, боролись с диверсантами и шпионами.).

- Посмотрите по карте в каком городе русские войска соединились и был дан бой французам?

-3 августа 1812 года - Армия Барклая де Толли и Багратиона соединились под Смоленском. 4- 6 августа 1812 года - сражение под Смоленском. В этой битве (см. карту) русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ отступать. От Смоленска остались лишь руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось.

- Какое настроение будет в русской армии? Кем они недовольны? На ваш взгляд, правильная тактика была у Барклая? Правомерно ли обвинять в предательстве Барклая-де-Толли, объясните свою точку зрения. Отступление вызвало недовольство в армии, виновником был объявлен Барклай, пошли слухи об измене. Стал вопрос о назначении нового командующего.

Армия требовала назначить Кутузова главнокомандующим. Его любили в армии, но не любили при дворе. Александр1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим. Как только прибыл в армию Кутузов настроение солдат сразу сменилось, они говорили «Пришел Кутузов бить французов».

Запись на электронной доске и в тетради: 8 августа 1812 г.- М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.(Сообщение учащегося из биографии М.И. Кутузова).

- Прибыв в армию, Кутузов решил придерживаться тактики отступления, считал ее единственно правильной для сохранения боеспособности армии. Отход войск продолжался до села Бородино. Здесь и произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона.

Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»:

Мы долго, молча, отступали,

Досадно было, боя ждали, ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют , что ли, командиры?

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

-Что вы можете сказать о соотношении сил перед Бородинской битвой?

-26 августа 1812 г. Бородинское сражение. Вот как о нем пишет М.Ю. Лермонтов. (Читает ученик)

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Земля тряслась, как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой…

Работа по фрагменту видеоролика.

- Назовите героев этого сражения? в чем его историческое значение?

Сообщения учеников о Багратионе, генерал Тучкове, Кутайсове и о Раевском.

- Работа с документами «Из донесения М.И.Кутузова Александру1 о сражении при Бородино» ознакомьтесь с ним и при чтении обратите внимание на потери армий.фактически сражения не принесло победы ни одной стороне. (Приложение 1).

-Каковы были потери с обеих сторон?

-Почему Кутузов считал, что это сражение будет вечным памятником мужества?

В Петербурге это восприняли как победу. На самом деле, эта битва не выявила победителя.

Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Ознакомьтесь с документом «Письма женам командующих Кутузова и Наполеона».

Дискуссия. Признавали ли себя Кутузов или Наполеон побежденным по итогам Бородинского сражения?

Какое значение имело это сражение?

-1 сентября в крестьянской избе в Филях, состоялся военный совет. Какова была главная цель военного совета в Филях? (Работа с учебником, стр. 147).

-Что предлагали генералы? На чьей вы стороне? Какое решение было принято Кутузовым?

-Кутузов сказал: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством, армией».

-Проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому принимая решение, надо рассмотреть, осмыслить вопрос со всех сторон. Главное, что выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.

Подведение итогов оглашают ребята.

Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне. Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие.

-Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.

- Кутузов - первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан. Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии, за месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.

Сообщение учащихся о партизанах: Денис Давыдов, Александр Фигнер, Василиса Кожина.

--Как такие действия партизан отразилось на французской армии? Аргументируйте свою точку зрения. Ответы учеников

-Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы, но напрасно… почему Наполеон столь настойчиво предлагал мирные переговоры? Докажите почему Александр 1 отказался?

Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

-Прекрасным доказательством являются и литературные строки написанные в 19 столетии.

-В преддверии зимы Наполеон решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразоренный юг России. 6 октября французы покинули Москву, но на пути их встретила окрепшая и увеличившаяся численно русская армия.

-Чем закончится Тарутинский бой? Ответы учащихся

Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть войска на им же самим опустошенную Смоленскую дорогу. (карта)

- Что ожидало Наполеона на Смоленской дороге? Ответы учащихся

-Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти. Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли р. Неман, откуда начинали свой поход. Отступающего к западным границам врага преследовали русская армия и партизанские отряды. Ранняя и суровая зима стало еще одним бедствием для французов. При переправе через р.Березину Наполеон потерял еще 30тыс воинов.

-В конце декабря 1812 генерал - фельдмаршал Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря царь издает манифест об изгнании врага из России и окончании войны.

-Давайте вернемся к учебной задаче: «Почему «Великая армия» Наполеона проиграла?

- Вспомним эпиграф урока, кто же нам помог в этой войне?

Вывод к учебной задаче: патриотизм русского народа, полководческий талант М.И. Кутузова и других русских генералов привели к гибели наполеоновской армии.

М.Ю. Лермонтов дал свой ответ: « Да, были люди в наше время…»

3 этап: контроль и коррекция.

Рефлексия деятельности на уроке. «Что может измениться в моей жизни после сегодняшнего урока?

Завершение урока под звучание песни «Москва» в исполнении Олега Газманова.

Домашнее задание, оценки.

Литература.

А.Н.Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов «История России» М. «Просвещение» 2010

Журнал «Русский Дом» 2012 год

Использованные материалы со страниц Интернета:

ucheba.ru/referats/9565.html;

voina1812.narod.ru/2.html

voina1812.narod.ru/1.html

his.1september.ru/2013/30/6.htm

museum.ru/W322 6.

museum.ru/museum/1812/index.html

hermitagemuseum.org/html_Ru/12/b2013/hm12_3_2_7.html

history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=55&story=51

5


© 2010-2022