Внеклассное мероприятие по Холокосту

Внеклассное мероприятие посвящено мало изученным проблемам истории Второй мировой войны. Дается определение "Холокоста", а далее в групповой работе с интернет ресурсами выявляются жертвы Холокоста. Ребята знакомятся с воспоминаниями людей, сумевших выжить в тех страшных условиях. В результате групповой работы каждая команда презентует свою страничку книги памяти посвященной жертвам Второй мировой войны.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие « Дети во время Холокоста»

Цель:

Содействовать становлению системы нравственных ценностей, духовно- нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на общественные и национальные проблемы.

Задачи:

- воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности, социальной ответственности;

- формирования умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни;

- приобретение навыков работы в группе, публичных выступлений.

Оборудование: лаборатория духовно-нравственного воспитания (комплект iPad с программным обеспечением Book creator).

Внеклассное мероприятие рассчитано на школьников 5-6 классов. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Мероприятие может быть приурочено к памятным датам: 09.11- Хрустальная ночь; 27.01- Освобождение Красной армией лагеря смерти Освенцим; Международный день памяти жертв Холокоста; 05.05.- День памяти жертв Холокоста; 09.05- День Победы.

Ход мероприятия:

Вниманию учащихся предлагается зрительный ряд.

Внеклассное мероприятие по ХолокостуВнеклассное мероприятие по Холокосту

Внеклассное мероприятие по Холокосту

Внеклассное мероприятие по ХолокостуВнеклассное мероприятие по Холокосту

Что объединяет эти фотографии?

Перед подростками в разные исторические эпохи время ставит проблемы, которые им предстоит решать. Сегодня мы с вами посвятим наше занятие теме мало изученной историей: Дети во время Холокоста и попробуем понять какие проблемы были у ваших сверстников во время Второй Мировой войны.

На экране справка.

Само понятие Холокост, также как и Катастрофа, заимствовано из греческого и означает «всесожжение». Участников тех трагических событий определяют как жертвы, палачи, bystanders. 60 процентов еврейского населения Европы подверглись систематическим преследованиям и уничтожению в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. В России погибли свыше 100 тысяч мирных жителей еврейской национальности.

Гетто- особые городские кварталы, за пределами которых не имеют права селиться представители дискриминируемых расовых или религиозных групп.

Концлагерь- это специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:

  • военнопленных во время войны;

  • политических заключенных при некоторых диктаторских режимах, во внесудебном порядке;

  • лиц, лишенных свободы по национальному или иному признаку;

  • заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации;

  • предназначенных к ликвидации в лагерях уничтожения в нацистской Германии.

Учитель: Во всем мире известна история еврейской девочки Анны Франк, ее дневник - одна из самых читаемых книг. «Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же - об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня - в июле 1944, Анна - в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.

Внеклассное мероприятие по Холокосту

Анна Франк родилась в 1929 г. во Франкфурте-на-Майне. В тринадцать лет она начала вести дневник, ставший одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Вскоре после прихода Гитлера к власти в 1933 г. Анна вместе со своей семьей бежала в Нидерланды. Как и многие другие немецкие евреи, ее отец Отто, мать Эдит и сестра Марго верили, надеялись, что теперь нацистским преследователям до них не добраться. На фотографии - шестилетняя Анна (справа) и ее подружка Санне в Амстердаме в 1935 г.

Но в мае 1940 г., когда немецкая армия оккупировала Нидерланды, налаженной жизни семьи пришел конец. Как многие евреи в Нидерландах, Отто Франк приготовил для своей семьи тайное укрытие. В июле 1942 г. Франкам пришлось им воспользоваться. Вот что писала Анна в своем дневнике 2 мая 1943 г.: «...Мы живем в каждодневном напряжении. В напряжении от ожидания и надежды, но также и от страха, когда слышим звуки в доме или на улице, когда ужасно стреляют или когда в газете печатают новые «объявления», потому что каждый день может произойти и такое, что некоторые из наших помощников вынуждены будут сами здесь скрываться. «Скрываться" стало самым обычным словом". Несмотря на помощь соседей- не евреев, семье не удалось уйти от рук гестапо, Их арестовали по доносу 4 августа 1944 г. Как и других голландских евреев (общим числом более ста тысяч человек), семью Франк отправили в сборный лагерь Вестерборк. Месяц спустя всю семью депортировали в Освенцим. Эдит Франк скончалась незадолго до освобождения Освенцима в январе 1945 г. Анну вместе с сестрой Марго отправили в Германию в концлагерь Берген-Бельзен. В апреле 1945 г, лагерь освободили, но сестры умерли от тифа за несколько недель до прихода английских войск. Отто Франк пережил Освенцим и в конце концов вернулся в Амстердам, где друзья семьи и передали ему дневник Анны, который они хранили все это время.

С этой истории мы начнем с вами писать книгу памяти о детях Холокоста.

В нашей книге будет несколько глав, для их написания нам понадобится разделиться на несколько творческих групп:

1группа - выяснит как жилось детям на оккупированной территории.

Для этого можно воспользоваться:- воспоминаниями Шерлин Шифф (воспоминания детей Холокоста)

«Мы додумались проделать две дыры в заборе, точнее, под забором, так что ребенок мог пролезть на другую сторону и, вы понимаете, снять с одежды звезду Давида, стараться вести себя, как обычный человек, и посмотреть, не получится ли добыть какой-нибудь еды. И время от времени детям удавалось пронести в гетто какие-то продукты. Я делала это много раз. Это было очень рискованно, потому что тому, кто попался, это стоило бы жизни. Я хочу сказать, что у них был приказ стрелять в людей, убивать нарушителей. Но мне всегда везло, и нередко я приносила домой кусок хлеба, или морковку, или клубень картошки, или яйцо, и это было очень, очень большой удачей. Мама брала с меня слово, что я больше не буду рисковать, но я не слушалась».

Или самостоятельно найти материал по ссылкам: aif.ru/society/historu/1090277; интерактивный сайт Дети в гетто.

2 группа -дети в концлагерях( Освенцим)

Воспоминания Рут Веббер

«Не знаю… ребенком я, наверное, в каком-то смысле принимала вещи такими, какие они есть, потому что все равно не могла ничего с ними поделать, только стараться выдержать, выжить. По той или иной причине, это было самым главным - выжить. Ты постоянно слышал, как все вокруг говорят: "Мы должны выжить, чтобы рассказать людям о том, что здесь произошло". Я хочу сказать… вот так, так оно было. Я хочу сказать, если только по этой причине… просто… потому что в это невозможно было поверить. А мысль о том, что ты тоже умрешь, превратишься в дым, она становилась все более… более реальной, потому что люди приезжали в лагерь, приходили эшелоны, полные людей, они все ехали в одну сторону и потом исчезали там. И никогда больше не возвращались. И вот ты понимал, что с ними происходит что-то… ты видел эти, эти трубы, из которых постоянно шел дым, особенно после прихода очередного эшелона - и даже ребенок моих лет мог сложить два и два и понять: да, вот куда отправишься и ты, вслед за ними… ты видел эти одеяла на колючей проволоке, которые что-то прикрывали, эти деревья, за которыми скрывалось что-то страшное… и ты понимал, что тоже уйдешь туда и никогда больше не вернешься. Я не знала, как именно это будет, знала только, что люди превращаются в дым, который идет из трубы. А когда крематории работали, этот дым… от него во рту появлялся такой сладковатый привкус, что ты даже думать не мог о еде. И тогда… честно говоря, я… иногда я даже не чувствовала голода, таким тошнотворным он был.»

Можно воспользоваться другими источниками: ushmm.org/wlc/ru/media_oi.php?ModuleId=10005142&MediaId=303; Конкурсная работа «Люди стали номерами…» глава 32.2;

музей Холокоста в Освенциме фото, jhistory.nfurman.com/shoa/sweden/sweden054.htm.

3 группа - опыты над детьми

Воспоминание Ренате Гуттман

1940-45: Незадолго до того, как мне исполнилось шесть лет, нас отправили из Терезиенштадтского гетто в Освенцим. Там я получила свой номер: 70917. Меня отделили от брата и матери и отправили в госпиталь, где с меня снимали мерки, делали рентген и брали кровь из шеи. Однажды меня привязали к столу и резали ножом. Мне делали уколы, от которых меня рвало и начинался понос. Когда я лежала в госпитале, больная после одного из таких уколов, пришли охранники, чтобы забрать всех больных и убить их. Сиделка, которая за мной ухаживала, спрятала меня под свою длинную юбку, и я сидела тихо, пока охранники не ушли.

Рената и ее брат выжили и снова встретились в 1950 году в Америке. Они узнали, что были одной из пар "близнецов Менгеле", которых использовали для медицинских экспериментов.

Внеклассное мероприятие по Холокосту

17 августа 1944 г. двенадцатилетнего Жоржа Андре Кона вместе с семьей вывезли из Парижа в Освенцим. Их поезд был семьдесят девятым по счету, одним из последних эшелонов с депортированными из Франции. По прибытии в Освенцим Жоржа Андре отобрали для «медицинских экспериментов». В конце ноября его перевели в Нойенгамме. Фотография слева: таким был мальчик в 1944 г. до депортации. Снимок справа сделан эсэсовским врачом Куртом Хайсмейером после того, как он удалил у Жоржа Андре подмышечные лимфоузлы

Внеклассное мероприятие по Холокосту

Можно воспользоваться другими источниками: jhistory.nfurman.com/shoa/sweden/sweden007.htm;

4 группа акция «Киндертранспорт»


Внеклассное мероприятие по Холокосту


Историческая справка об акции (Приложение1)

История Силли - Ютта Хорвитц родилась в 1926 году в Харбурге.

Ее родители были тогда владельцами магазина «Хорвитц». В 1936 году семья переехала в Гамбург, где Силли посещала еврейскую школу для девочек по улице Carolinenstrasse 35. Внеклассное мероприятие по Холокосту

Силли-Ютта в 1937 году 2 ряд , первая слева.

Еще до замужества мама Силли приняла иудаизм, но считалась по тогдашним законам арийкой. Силли и ее старший брат Макс воспитывались в еврейской традиции.

Их родители решили развестись, потому-то они надеялись таким образом спасти детей. Силли и Макс остались с мамой- арийкой.

Позднее отец женился на еврейке, после погрома в ноябре 1938 года Силли и Макс были отправлены первым Киндертранспорт первого декабря 1938 года в Англию. Они оказались в разных приемных семьях. Вскоре приемные родители Силли решили отдать ее в детский дом, так как она не могла прижиться в новой семье.

В детском доме Силли чувствовала себя несчастной и тосковала по дому. Во время войны Силли пожелала работать на оружейной фабрике, для того чтобы заработать денег. Ее отец был депортирован вместе со второй женой в Минск и 8 ноября 1941 года был убит. Мама Силли переехала в Гамбург. Силли вышла замуж за англичанина, родила сына, дочь, стала Celia Lee, урожденная Horwitz, живет и сейчас в Англии. Ее брат Макс уже ушел из жизни.

На встречах со школьниками в Германии и Англии Силли, рассказывая свою историю, заканчивает ее всегда словами «...Мы были счастливой семьей».

Ее мама пережила Холокост, они встречались после войны, но не сразу, Силли долго не могла преодолеть в себе противоречивые чувства. С одной стороны, родители сделали все, чтобы спасти их с братом, с другой, она провела годы вдали от них, мучаясь в чужой семье, где вынуждена была приспосабливаться к чуждой для нее жизни. Она не смогла этого сделать и оказалась в детском доме. Трудно ждать от 12-летнего ребенка понимания той ситуации, когда и взрослые зачастую не могли понять,

что происходит вокруг.

Можно воспользоваться другими источниками:

Человек в истории XX века. Холокост. (на примере Киндертранспорт) глава 2

jhistory.nfurman.com/shoa/sweden/sweden000.htm;

По окончанию работы группы презентуют свои страницы книги памяти в программе Book creator. Таким образом что у каждого на планшете остаются все страницы.

Обсуждение работы:

С какими проблемами пришлось столкнуться детям во время Холокоста?

Какие чувства вызывают воспоминания участников тех событий?

Как вы думаете, современные подростки способны на такой гражданский подвиг?

В заключении ребята рассматривают памятники воздвигнутые в разных странах жертвам Холокоста

Внеклассное мероприятие по Холокосту

Мемориал Яд Ва-Шем. Израиль

Внеклассное мероприятие по Холокосту



Бронзовая скульптура «Дети Киндертранспорта»

Внеклассное мероприятие по Холокосту

В память о Януше Корчаке.

Внеклассное мероприятие по Холокосту

Мемориал Яд Ва-Шем. Израиль

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде - каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
(А. Молчанов)


Литература

1) Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста).Учебное пособие для средней обще-образовательной школы. Имеет допуск Департамента образова-тельных программ и стандартов общего общего образования Министерства образования РФ. Полный текст книги можно найти здесь: jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm;

2) Брухфельд С., Левин П.А. Передайте об этом детям ва-шим...История Холокоста в Европе. 1933-1945. - М.: Текст, 2001. Допущено Министерством образования РФ для дополнительного чтения учащихся старших классов. Полный текст книги можно найти здесь: jhistory.nfurman.com/shoa/sweden/sweden000.htm;

3) Опечатанный вагон. Рассказы и стихи о Катастрофе. - М., Иерусалим, 2005.Сборник стихов, рассказов и отрывков из прозаических произведений;

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: holocf.ru

  2. Государственный музей Освенцима-Биркенау: auschwitz.org.pl

Аушвиц-альбом на сайте Мемориала "Яд Вашем":

www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/home_auschwitz_album.html

Внеклассное мероприятие. Рябинина Ирина Павловна Страница 11


© 2010-2022