Исследовательская работа Звучи, памяти, набат!

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

IX Международная конференция студентов и молодых ученых

«Холокост - память и предупреждение»

Звучи, памяти набат!

(по материалам исследований краеведа

с.Арзгир Ставропольского края А.Г.Карнауха)

Подготовила:

Писаренко Евгения Анатольевна

учащаяся 11 класса

МБОУ СОШ №3 с. Арзгир,

ул. Горького, 356570,

[email protected]

Руководитель:

Коновалова Сарра Васильевна,

учитель истории

обществознания МБОУ СОШ №3

[email protected]

Адрес:

356570, Ставропольский край,

Арзгирский района, с. Арзгир

ул. Горького, 31а, тел.(8-86560) 3-29-17

МБОУ СОШ №3

Содержание

Введение…………………………………………………………….......2-3

Материал и методика исследования…………………………..……….3

  1. Трагедия в Арзгирской балке…………………………………..3-4

2.Арзгирчане - праведники мира………………………………………4-8

3.Исследовательская деятельность А.Г.Карнауха по увековечению памяти жертв Холокоста……………… …………………………………….8-13

3.1 Мотивация исследования…………………………………………...8

3.2 Методика исследования………………………………………… ….8-12

3.3 Результаты исследования…………………………………….........12-13

4. Собственное исследование…………………………………………..13-14

5. Это не должно повториться…………………………………………14-15

Выводы……………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………….………15

Литература…………………………………………………………..……16




















Мир преклонил колени
у вечного огня,
Сердца набатом бьются -
жизнь отдана не зря!

Ирина Назина

Введение

История Второй мировой войны - это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Одной из самых известных и всё же еще не до конца осмысленной трагедией XX столетия является уничтожение нацистами еврейского народа. В истории человечества, пожалуй, не найдется преступления, более жестокого, чем Холокост. По отношению к гражданам еврейской национальности немецко-фашистские захватчики проводили политику тотального уничтожения.

Тема Холокоста всегда будет иметь актуальность, ведь мы должны помнить о том, что жертвами страшных злодеяний фашистов были ни в чем неповинные люди, которые могли жить и радоваться жизни. Я очень люблю заниматься исследовательской деятельностью, так как всегда неравнодушно относилась к истории нашего Отечества. В 10 классе на уроке истории мы познакомились с удивительным человеком А.Г.Карнаухом, который проводил для нас мастер - класс по поиску имен, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Однако Анатолий Георгиевич также занимается сбором информации о жертвах Холокоста. Меня это очень заинтересовало, и я решила узнать больше информации о преступлениях нацистов по отношению к гражданам еврейской национальности. В дальнейшем все это подвигло меня для написания исследовательской работы о жертвах Холокоста.

Цель: - усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; сохранить в сердцах людских память о страшной, невиданной Катастрофе, и доказать: фашизм в любых его формах и проявлениях - это всегда очень страшно.

Задачи:

1.Собрать и систематизировать материалы о расстрелах евреев в Арзгирском районе, Ставропольского края во время фашисткой оккупации.

2. Изучить методику исследований А.Г.Карнауха по увековечению памяти жертв Холокоста.

3.Собрать и изучить воспоминания очевидцев тех страшных событий.

4. Провести анкетирование, социологический опрос и сравнить данные опроса.

План:

  1. Трагедия в Арзгирской балке.

  2. Арзгирчане - Праведники мира.

  3. Исследовательская деятельность А.Г.Карнауха по увековечению памяти жертв Холокоста:

3.1) Мотивация исследования;

3.2) Методика исследования;

3.3) Результаты исследования.

  1. Собственное исследование.

  2. Звучи, памяти набат! Это не должно повториться.

Исследование проводилось в с. Арзгир Ставропольского края, расположенном в северо - восточной части края. Географические координаты: 45' с.ш., 44' в.д. в умеренном климатическом поясе. Территория района граничит на юге с Будённовским, на юго - западе с Благодарненским, на востоке с Левокумским, на северо - западе с Туркменским районами, на севере с Калмыкией. Рельеф благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности человека, преобладают равнины - низменности и возвышенности. Во время Великой Отечественной войны район был оккупирован фашистами с августа 1942 года по январь 1943 года. На фронт ушло более 8 тыс. арзгирчан, каждый второй не вернулся домой.

Материал и методика исследования.

В работе использовались архивные документы из Центральной Базы данных имен жертв Шоа, которая включает в себя информацию о евреях - жертвах преследований во время Второй мировой войны. Также привлекались материалы из НПЦ «Холокост». В работе использовались архивные данные Арзгирского сельского, архивные документы музея села Арзгир имени В.Д.Пономаренко, музея «Истоки» МБОУ СОШ№3 с.Арзгир, материалы из личного архива А.Г.Карнауха. Изучены Очерки истории Арзгирского района Ю.Д.Шиянова «Родная моя сторона», посвященные семьям Дудник и Карнаух; материалы газет «Ставропольская Правда» и «Заря», данные из семейных архивов Ф.Дудник, И.И. Палагуты, И.П.Чипко, Н.Ф.Чупряк, Р.П.Животовой, произведения местных поэтов Маршавина В.М., Стеховой Л.В., ШтельмахЕ.В

Методика: изучение, систематизация и анализ новейших архивных данных, подбор и работа с документами, анкетирование и опрос.

1.Трагедия в Арзгирской балке.

Арзгир - это частичка моей малой Родины, овеянная ветрами, которая находится на северо-востоке Ставропольского края. Но и она не избежала участи оккупации фашистами во время Великой Отечественной войны. Здесь и произошла страшная трагедия.

В один из дней сентября 1942 года в с.Арзгир между Арзгирской и Козинской балками, над беззащитными женщинами, детьми и стариками фашисты устроили жестокую расправу. У оврага им приказывали сложить свои вещи в одном месте. Несчастных подводили к краю оврага и хладнокровно уничтожали выстрелами в затылок.

Фашисты и их пособники считали, что им все сойдет с рук, но возмездие настигло их.

Война вошла в каждый дом и принесла горе в каждую семью, но благодарные жители Арзгира никогда не забывали о произошедшей расправе. Они передавали из уст в уста истории о спасенных еврейских семьях, переживших страшную трагедию. На месте массовой казни в 1968 году на средства, собранные местными жителями, был сооружен памятник (Приложение 1). На плите к памятнику было сказано: «Современники и потомки, склоните головы: здесь погибли те, кто не стал на колени перед врагом. От благодарных арзгирчан». В памятные даты люди стали приходить на место расстрела, чтобы почтить память и возложить цветы. Каждое поколение по - своему оценивает эти события и заново открывает их для себя, так как со временем боль не стихает. А благодаря стараниям нашего земляка, члена Союза журналистов России Анатолия Карнауха, удалось собрать немало фактов о событиях сентября 1942 года. Факт расстрела зафиксирован в акте, который хранится в Госархиве Ставропольского края. Из него следует, что в сентябре 1942 года по приказу немецкого коменданта и коменданта жандармерии в яру Арзгирская балка было расстреляно 695 мирных граждан. «Из них еврейского населения - 675 человек, русских - 15 человек, в том числе партизан - 4 человека и молдован - 5 человек (Приложение 2).

Этот акт и стал отправной точкой достаточно долгого и обширного исследования, в результате которого удалось выяснить судьбы людей и их семей, переживших страшную трагедию в сентябре 1942 года. Это и судьба Палагуты Ивана Ивановича, а тогда 5-летнего мальчика Вани Бортникова, которого прятали Иван и Прасковья Палагута, впоследствии получившие звание праведников мира (Приложение 3); и Сарры Гершкович, о судьбе которой узнал ее брат Александр Гершкович только в 1986 году, когда приехал в Арзгир из далекого Вильнюса; и семьи Дудник, спасенной Анной Даниловной Карнаух и Евдокией Ивановной Муленко, матерью и дочерью, имена которых были высечены в Аллее Праведников Яд ва-Шем в далеком Израиле (Приложение 4-7).

2. Праведники мира.

Подробную информацию, кто такие Праведники мира, я почерпнула из Интернет-ресурсов.

Пра́ведники ми́ра - согласно израильскому Закону о Памяти Катастрофы (1951), неевреи, спасавшие евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью. На 1января 2015 года «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 25 685 человек. В России звание присуждено 197 человек. По состоянию на 1 декабря 2010 года, из российских праведников мира в живых оставалось 9 человек.

Интернет-ресурсы подробно рассказывают о деятельности праведников, их численности. Есть захватывающие истории об известных праведниках из разных стран. Там же приведена статистика по странам и отношение к праведникам. Есть определенные критерии, при которых присваивается звание «Праведника мира». Одними из самых важных являются:

  1. Активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти.

  2. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея.

  3. Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких… Все вышеперечисленное подтверждается свидетельствами выживших, тех, кому была оказана помощь, или наличием подходящих документов, подтверждающих факт спасения и его обстоятельства.

В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках - иврите и французском - выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».

Оказывается, в нашем селе Арзгир такое высокое звание получили две семьи!

Изучая архивы музея истории села, я увидела интереснейший материал - об арзгирчанах - «Праведниках мира». Там были фотографии спасенной семьи Дудник, семьи Карнаух, вырезки из газет, письма из Израиля.

Как это удалось выяснить? Об этом я и хочу рассказать.

Сначала пришло письмо в Арзгирский сельский совет из Израиля, где содержалась просьба помочь в сборе информации о бывшей жительнице села Арзгир Карнаух Пелагее Ивановне (Анне Даниловне) в период нацистской оккупации, спасшей еврейскую семью - Моисея и Фаину Дудник и их дочь.(Приложение 8) Работники сельсовета откликнулись на это письмо и приняли в этом деле живейшее участие. Они вели поиск, собирали сведения. В результате были найдены арзгирчане, проявившие величайшее человеческое милосердие - с риском для своей жизни в годы фашистской оккупации - спасли от гибели людей еврейской национальности. Это Анна Даниловна Карнаух, Иван Трофимович и Прасковья Михайловна Палагута.

Оказывается, это семья Дудник - Фаина Эльевна и ее муж - Моисей Шлемович, которые были спасены Анной Даниловной Карнаух, стали искать своих спасителей. К великому счастью, нашли почти 60 лет спустя! Правда, к великому сожалению, Анна Даниловна до встречи не дожила. Между семьями завязалась дружественная переписка, в ней видно с какой теплотой и любовью относятся Дудник к своим спасителям. Вот, что написала Ф.Э.Дудник А.Д.Карнаух и ее детям: «…Анна Даниловна, Мария, Мотя и ты, дорогая Евдокия, относились к нам так, что лучше, и быть не может. Мать сознательно, а вы, девочки, может и не очень понимая, но предупреждали нас о малейшей опасности.

Я без тебя, Дуся, нигде ни появлялась, даже при самой необходимости. Вспомни дорогая, как мы с тобой захотели получить листовки, которые были сброшены нашими самолетами. Пошли мы к вашему свату, который был старостой артели (колхоза), там жила старшая сестра Надя. Наступал комендантский час, и мы бежали по школьному двору, а там немцы стреляли по бюсту Ленина.

Муж работал наравне с колхозниками, и поэтому мог привозить корм для коровы и курай для отопления, а соседка за это давала хлеб и молоко. Мария открывала ворота, когда муж приезжал. У нас был знак, когда ему можно и нельзя появляться.

Нельзя не вспомнить ту соседку, которая безвременно умерла - не было медицинской помощи, она мне подсказала, как одеваться, чтобы не выделяться.

Когда была помолвка Марии с мужем, полицаи заметили огонек и стали стучать. Анна Даниловна отправила нас в чулан, а полицаев пригласила в дом, угостила и выпроводила по-хорошему.

А когда к нам поставили на постой 4-х немецких солдат, в наши души холод вселился…»

«Я безмерно благодарна вам - написала Фаина Эльевна в письме на имя главы администрации Арзгирского сельсовета В.Т.Гончаренко, - за ваш труд и сообщение о всех близких мне людях, за сообщение о том, что есть памятник расстрелянным о что ничего не забыто. Низкий поклон и благодарность всем, кто знал и понимал, кто мы, но молчал».

В письме на имя арзгирчанки Евдокии Ивановны Муленко есть такие слова: «В то жесточайшее время подвиг семьи Карнаух возносится в Израиле в ранг геройства…»

Как бы итогом той большой работы, которую провели работники сельсовета, стали письма из Иерусалима. Первое от 13 сентября 2000 года, где говорится: «Сотрудники отдела «Праведники мира» института Яд ва-Шем рады сообщить, что на заседании специальной комиссии, в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы второй мировой войны, почетное звание «Праведники мира» присвоено Анне Даниловне (посмертно) и ее дочери Евдокии Ивановне Муленко».

В этом письме также сообщается, что они награждены медалями и почетными грамотами. Имена праведников будут выгравированы на стеле почета в Яд ва-Шем(мемориал).

А в 2001 году из далекого Израиля пришло второе письмо, где сообщается, что такое же звание присвоено жителям Арзгира, - супругам Ивану Трофимовичу и Прасковье Михайловне Палагута (посмертно).

Но есть и продолжение этой истории. В газете «Заря» от 11.10.2008г «На холме, за Арзгиром» я нашла сообщение о том, что семья Дудник смогла приехать в Арзгир из Израиля и встретиться со своими спасителями. «Очень большое впечатление произвел на всех рассказ Татьяны Васильевны Рыбалкиной о том, что как ее бабушка Анна Даниловна Карнаух и и мама Евдокия Ивановна Муленко(светлая им память) спасали еврейскую семью. К счастью, Рыбалкина Татьяна Васильевна оказалась соседкой моей бабушки, я с ней встретилась, и записала её воспоминания. Во время войны они жили на окраине села.(Куда и подвез их автобус, когда они посетили Арзгир)

Семья Дудник, ее спасали не только в Арзгире, но и в Левокумском районе, где «выправили» документы на фамилии Дудник, национальность мужу - украинец, а жене - болгарка. Фаня, пережившая страх гибели семьи( с ней тогда были муж Моисей и маленькая дочь Лариса) прислали целую поэму- воспоминание о тех страшных днях и ночах.(Приложение) В ней рассказывается как они эвакуировались с Украины и попали в Ставропольский край. Муж Михаил попал в село Урожайное в качестве главного агронома МТС. 27 октября 1941 года, в эвакуации родилась дочь. Когда пал Ростов, в августе 1942 им пришлось снова эвакуироваться вглубь края, на правый берег реки Кума. Они отправились на Элисту окольными путями, но в дороге заболела дочь, и пришлось обратиться за помощью к местным жителям. Это было село Арзгир - последнее село перед Калмыкией. Один очень добрый старик показал дорогу к Анне Даниловне Карнаух. Скрыли свою национальность. В справке, выданной немцами, имя Дудник Моисей Шлемович изменили на Михаил Иванович. Им чудом удалось избежать явки в немецкую комендатуру и расстрела…

Когда прозвучала эта поэма на митинге, у некоторых слушателей на глазах выступили слезы. Вот некоторые выписки из поэмы: «…И оказались у хозяйских ворот. Наша хозяйка с соседкой в туже минуту поговорила. И та нас на чердак переночевать пустила. На утро, покинув шалаши, В село Арзгир партизаны вошли. Один из партизан знакомым оказался. И он моему мужу признался, Что обнаружено донесенье такого значенья: « В семье Карнаухов живут жиды!» -Медлить было нельзя. Мы тут же уехали из Арзгирского села. Вопрос вопросов- не успели или не захотели в ход пустить донесенье? Тревога ложная была, так как немцев прогнали навсегда. Добрым людям, воинам, партизанам низкий поклон. С той поры в ушах не смолкает звон. Годы долгие прошли, а когда узнали о существовании звания «Праведники мира», то стало ясно, что семья Карнауховых его заслужила. Здесь, в Израиле, я узнала, куда писать о спасителях своих».

Меня ошеломила эта поэма. В течение полгода немцы оккупировали село, и им постоянно приходилось прятаться: «Однако животному страху не поддавались

И достойно себя держать старались.

Всем смертям назло нам везло…»

Я согласна, что в этой поэме не все слова ложатся в рифму, и соответствует стихотворному размеру, но правда жизни этих слов заслуживает внимания и чтобы эта поэма была опубликована. Я обращаюсь к вам с просьбой напечатать эту поэму на сайте «Холокост».(Приложение 9)

Не могу не упомянуть в своей работе материалы, касающиеся семьи Дудник, которые вошли в Очерки истории Арзгирского района Ю.Д Шиянова «Родная сторона» 2015года. В главе «Спасенные души» говорится: «Надо было иметь большое мужество, в условиях оккупационного режима оберегать, прятать, несмотря на предупреждение о расстреле за укрывательство. И такие мужественные люди были среди нас.(Приложение 10)

Холокост - это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. А убеждают только документы. Я постараюсь в работе показать, какая работа проводится по увековечению памяти жертв Холокоста в Арзгирском районе.

3.Исследовательская деятельность А.Г.Карнауха по увековечению памяти жертв Холокоста.

3.1 Мы гордимся тем, что в нашем селе живет такой удивительный человек, настоящий исследователь - поисковик - А.Г. Карнаух. Он член Союза журналистов РФ. Активисты школьного музея «Истоки» работают с ним в тесном контакте. Он всегда охотно делится «секретами» своих поисков. На уроке истории, посвященном 70-летию Победы, Анатолий Георгиевич рассказал, как по зову сердца он стал заниматься поиском сведений о земляках погибших и пропавших без вести на войне и жертвах Холокоста (Приложение 11). Он подчеркивает неоднократно, что занимается поиском погибших по собственной инициативе и на общественных началах. Анатолий Георгиевич объясняет эту деятельность следующим образом: «Вдруг понял, что это касается меня, и я должен этим заниматься. Ведь мой отец Георгий Григорьевич Карнаух - фронтовик, а мать, Мария Ивановна Карнаух, 16-летней девчонкой работала по 12 часов в сутки, в том числе и в ночную смену, на военных заводах Ижевска и Челябинска (Приложение 12). Ведь память свята для сына солдата. «Особую радость мне доставляло то, что я тоже оказался причастным к тому, что люди впервые услышали от меня о судьбах их родных».

3.2 Методика А.Г.Карнауха уникальна, ему удалось найти новые имена погибших на фронте и увековечить их на новом мемориале в центре села. Это святое место для всех арзгирчан - Стена Памяти. Также была заново издана Книга Памяти Арзгирского района, которая включает 4079 имён. А.Г.Карнаух для поиска использует материалы Книги Памяти Ставропольского края, похозяйственные книги переписи населения 1943-1947 годов по Арзгирскому сельскому совету; архивные дубликаты извещений о смерти участников Великой Отечественной войны в 1941-1945 г.г.,хранящиеся в военном комиссариате по Туркменскому и Арзгирскому районам Ставропольского края; списки фамилий занесённых на памятные плиты Памятника воинам -односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, находящегося на центральной площади с.Арзгир. Также список героев пополнен благодаря архивным документам об участниках Великой Отечественной войны, опубликованным в глобальной телекоммуникационной сети «Интернет».

1.»Мемориал»-Обобщённый банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период (obd-memorial.ru).

2.Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» (podvignaroda.mil.ru).

3.Центр документации и информации жертв Второй Мировой войны при объединении Саксонские мемориалы, в память жертвам политического террора (Германия) (dokst.ru).

4.Поисковое движение на Кавказе. (Kavkaz-poisk.ru).

Я восхищаюсь упорством исследователя, так как он продолжает поиски, несмотря на то, что о погибших евреях нет данных ни в местных ни в краевых архивах. Они как бы сгинули в вихре войны. Ему всегда не давала покоя мысль - кто были эти люди? Неужели нельзя найти имена расстрелянных людей? Ведь во время войны многие евреи бежали из Молдавии, Украины и других близлежащих стран, жили в русских семьях. Значит должны быть свидетели, кто еще помнит эти страшные события.(Приложение 13.1,13.2) Используя весь свой многолетний опыт по поиску пропавших без вести солдат во время войны, Анатолии Георгиевич приступил к поискам. Он обращался за помощью к сопредседателю НПЦ «Холокост» И.А.Альтману, главному раввину Ставропольского края А.И.Нестерову, в Мемориал Холокоста Яд Вашем (Иерусалим), (Приложение 14). А.Г.Карнаух неоднократно встречался в Москве с сопредседателем НПЦ «Холокост» И.А.Альтманом, с которым тесно сотрудничает.(Приложение 15).

И вот свершилось, наконец, появились первые имена. И.А.Альтман прислал ему список из девяти имен. Среди них Гершкович Ита Хаимовна, Гершкович Сарра Моисеевна, Заславская Софья, Портной Мойша, Портная Фаина Мойшовна, Портной (сын), Фридман Блюма, Фридман Ита Аврумовна и Казимирский Липа Лейбович. Нельзя без волнения читать листы свидетельских показаний, заполненные родственниками погибших (Приложение 16-19). Невероятно, 70 лет спустя после войны могила перестала быть безымянной! Но на обновленной плите высечены имена 8 человек. Как выяснилось у Липы Казимирского другая судьба не менее трагичная…

Еще в 2007 году в газете «Ставропольская Правда» было напечатана статья «Сгинул в вихре войны» Леонида Казимирского. Это письмо - обращение с просьбой, найти хоть какие сведения о судьбе его дедушки. Родственники обращались в разные инстанции, но безрезультатно. Из письма было ясно, что «Центральный архив Министерства обороны, и Арзгирский РВК, и Ставропольский крайвоенкомат не имеют о нем никаких сведений. Он не числится ни погибшим, ни пропавшим без вести, ни умершим (по данным загса). Соответственно нет его и в краевой Книге памяти, поскольку она составлялась по данным военкоматов и архива ЦАМО. Сведения о призыве тоже не сохранились». Но это не остановило А.Г. Карнауха: « Нет, фамилии Казимирский не было и среди похозяйственных книг Арзгирского сельского совета. Ведь они беженцы из Молдавии, эвакуированные. Их даже не успели внести в списки, как они были отправлены на войну». Фамилия Казимирский оказалась в расстрельном списке, присланном И.А.Альтманом. Но его судьба оказалась иной… Подтверждение этому лист свидетельских показаний, скорее всего Липа Казимирский погиб под Сталинградом. Имя Липы Казимирского увековечено на мемориале «Стена памяти» в центре села. …Имя еще одного солдата выдернуто из небытия и он вернулся домой. Какую бурю эмоций вызвало эта весть у родственников Казимирского! «Многоуважаемый Анатолий! Огромное Вам спасибо от всей нашей семьи за память и Вашу благородную деятельность по увековечиванию имен тех, кто отдал самое дорогое - свои жизни во имя продолжения жизни на Земле. Вы - настоящий праведник русского народа!» (Приложение 20,21)

В этом письме дана высокая оценка поисковой деятельности А.Г. Карнауха, которые благодарны ему за увековечивание памяти родственников, погибших, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Вернемся к памятнику. Он продолжает стоять на горе, к нему не зарастает проторенная дорожка, так как дети ходят на экскурсии как к одной из главных достопримечательностей села. И вот несколько лет назад воспитанники Центра туризма на одной из таких экскурсий в Арзгирской балке на месте трагедии обнаружили вымытые кости. Может, это под воздействием дождей обнажились человеческие кости. Общественность забила тревогу! Надо принимать срочные меры: возможно, это останки погибших во время войны в 1942 году. Эта сенсация всколыхнула души и сердца людей, молодежи и заставила по - новому взглянуть на эти трагические события.

По инициативе администрации Арзгирского сельского совета в 2010 году провели экспертизу останков, которые подтвердили факт расстрелов. По предложению А.Г.Карнауха сотрудниками кафедры ГМПР СКФУ были организованы полевые экспедиции в селах Арзгир, Серафимовское и Новоромановское Ставропольского края. В личном архиве А.Г.Карнауха сохранились результаты данной экспедиции. (Приложение 22)

Много времени и сил потребовалось на то, чтобы найти родственников. С каким завидным упорством Карнаух продолжал искать родственников, чтобы пригласить их на установлении памятной плиты. Благодаря содействию Министерства Внутренних Дел Израиля они были найдены. В 2012 на торжественном мероприятии, посвященном 70-летию со дня расстрела в Арзгирской балке, был открыт обновленный памятник - мемориал, на котором были высечены новые имена жертв Холокоста. На открытие мемориальной доски прибыл из Израиля 87-летний музыкант Эмиль Генрихович Зигель, который по документам значился в расстрельном списке погибших в Кисловодске, а его родители расстреляны в Минеральных Водах, а также Илья Александрович Альтман - основатель и сопредседатель Научно-Просветительского Центра «Холокост»( приложение 23,24).

А.Г.Карнаух продолжил поиски. Он показал нам листы свидетельских показаний, заполненные им. (Приложение 25, 26) Объяснил, что можно увековечить память жертв Холокоста, если знаешь фамилию, имя, место рождения или гибели. Ему удалось найти еще три новых имени. Удивительно насколько внимательно и скрупулезно он читает любой документ. В музее истории села находятся воспоминания В.А. Чекуновой. Валентина Анатольевна будучи председателем Арзгирского райисполкома в 70-80гг, много сделала для процветания села Арзгир. При ней создавались музеи в селе, при школах. Любила Арзгир до самозабвения, изучая его историю, могла сутками находиться в краевом госархиве. Она также много сделала по увековечению памяти жертв Холокоста. В.А. Чекунова одна из первых в Арзгире документально описала эту страшную трагедию и собрала немало материалов о спасенных мирных гражданах во время оккупации села Арзгир в 1942 году. В документе под названием «Мальчик из Кишинева» есть захватывающая история спасения 9-летнего мальчика Вани Бортникова, которого прятали Иван и Прасковья Палагута, впоследствии получившие звание «Праведник мира». Когда я впервые услышала эту уникальную историю, я была очень потрясена мужеством и стойкостью Ванечки, а также отзывчивостью и добротой семьи Палагуты. Мы не должны забывать таких людей, которые готовы прийти на помощь в трудный момент. И я верю, что во многих людях память жива, и они по-прежнему сами готовы вершить добро и ценить добро других людей!

В этом же документе на стр.6 Карнаух А.Г. случайно наткнулся на такую информацию: «…Те страшные дни вспоминает Свистула Татьяна Васильевна: «В эти ноябрьские дни немцы собрали всех эвакуированных евреев. У нас в доме жила семья Хуста Иосифа, дочь Поля, сын Люсик. Это были замечательные, сердечные люди. Им сказали, возьмите по 20 кг вещей и вас повезут на работу в другие города или села. Людей сажали в машину и везли к Арзгирской балке. От моего дома это было очень близко и я видела эти все ужасы. Ставили по несколько человек, расстреливали детей и взрослых вместе. Живых заставляли оттаскивать мертвых. А самим становиться на их месте. Они плакали, прощались друг с другом, кричали, закрывали детей собой, но их стреляли, стреляли.

Немцы останавливались, прекратив стрельбу, ждали очередные жертвы. Дети стояли окаменевшими, их толкали, становили на месте родителей. Я не могу все это вспоминать без страданий. Мой муж и сын погибли на фронте перед концом войны. Прошли годы, а я все думаю и думаю о них.(Приложение 27).

Много времени и сил А.Г.Карнаух потратил на то, чтобы найти Свистула.Т.В. Поиски не привели к положительным результатам, к великому сожалению Татьяны Васильевны давно нет в живых. А её родственники ничего не смогли рассказать об этой трагедии.

А.Г.Карнауха пригласили выступить во Владикавказе на II Международном Форуме «Дети-жертвы террора в новейшей истории: проблемы мемориализации» с докладом о трагической судьбе И.И.Палагуты (История одного спасения). Там он познакомился с координатором Яд ва-Шем проекта документации и увековечения имён евреев, погибших в период Шоа (Холокоста) на территории бывшего СССР Ольгой Литвак и передал ей три листа свидетельских показаний для увековечения памяти жертв Холокоста. (Приложение 28).

Помимо села Арзгир злодеяния фашистов происходили и в селах Серафимовском и Новоромановское. В один из сентябрьских дней 1942 года около 6 км юго-западнее от села Новоромановское нацисты, и их пособники расстреляли и сбросили в две силосные ямы много (к сожалению, никто не знает сколько) эвакуированных советских граждан еврейской национальности. О злодеянии нацистов и их пособников около села Новоромановское рассказывает житель села - В.А.Бондаренко (Приложение 29).

Осенью 1942 года в селе Серафимовском фашисты расстреляли жителей еврейской национальности и сбросили их в колодец. Жительница села Животова Раиса Поликарповна, очевидец тех страшных событий, рассказывает о еврейских семьях, которые были беженцами из Сталинграда. В один из дней осени приехали полицаи и увезли их на подводах, не сказав им о дальнейшей расправе, бедные мирные граждане не знали, что их ждет страшная участь. Этот день врезался в её памяти на всю жизнь, потому что детская память - цепкая память, особенно тогда, когда детство было изуродовано, растоптано, уничтожено. В её воспоминаниях указана фамилия семьи Виноградовых, и упомянуто имя мальчика Мили (Приложение 30).

3.3. В результате исследований мы показали, что поиски погибших по методике А.Г. Карнауха привели к положительным результатам. Долгое время люди не знали, сколько жертв было расстреляно в Арзгирской балке и их имена. Краеведу удалось найти имена 11 погибших. Теперь все усилия А.Г.Карнауха направлены на то, чтобы увековечить новые имена на мемориале в Арзгирской балке. На памятной плите, установленной в сентябре 2015 года, добавлены новых три имени жертв Холокоста (Приложение 31).


  1. Собственное исследование.

Мы провели собственное исследование, чтобы выяснить, что знают учащиеся школ села о трагедии в Арзгирской балке об увековечении памяти жертв Холокоста. С этой целью мы составили вопросы для анкеты, которые включают понятия: «Холокост», «Праведники мира», «толерантность» и др.(Приложение 32). Сначала до проведения беседы мы попросили ответить на вопросы анкеты детей разного возраста. Затем проводили беседы, экскурсии по стендам нашего музея «Не подлежит забвению», «Звучи, памяти, набат!», показывали видео материалы, рассказывали о своих исследованиях. По окончании мероприятия провели повторное анкетирование. Сравнили результаты, и пришли к следующим выводам:

-учащиеся школ села знают о трагедии в арзгирской балке, о памятнике «Жертвам фашизма»;

-учащиеся старше 15 лет воспринимают трагедию более осознанно;

- многие восхищены мужеством арзгирчан - Праведников мира и горды тем, что такие люди есть в Арзгире;

-Большую роль в воспитании толерантности играют школы, школьные музеи.

Статистика такова: Из 100человек в младшем звене в возрасте до10 лет менее 20 % знают об этой трагедии; в среднем звене - менее половины и только в старших классах статистика улучшается. Отсюда главный вывод - необходимо продолжать работу по толерантному воспитанию, рассказывать об увековечении памяти жертв Холокоста.

Диаграмма, отражающая результаты социологического опроса учащихся

с.Арзгир.

Исследовательская работа Звучи, памяти, набат!

5.Это не должно повториться.

В 2012 году я присутствовала при открытии памятной плиты с вновь открытыми именами. Но весь трагизм ситуации мне понятен стан гораздо позже. Я слышала И. А. Альтмана - основателя и сопредседателя Научно-просветительского центра «Холокост», который впервые посетил арзгирскую землю. Он высказал слова признательности в адрес руководства и жителей района за то, что память о жертвах увековечена в Арзгирском районе и на всех уровнях идёт пропаганда среди подрастающего поколения по недопущению повторения подобной трагедии.

Мне дороги эти слова. Они как напутствие нам, молодому поколению. Я, активистка музея «Истоки» МБОУ СОШ№3 (Приложение 33,34), стала собирать материалы по теме: «Холокост» и развернула их в исследование. Я встречалась с А.Г.Карнаухом, побывала в музее истории села Арзгир им.В.Д.Пономаренко, изучила архивные документы, литературные произведения арзгирчан, посвященные Холокосту. Меня поразили стихи моих односельчан: Маршавина В.М., Стеховой Л.В., Штельмах Е.В

Нельзя без волнения и слез читать стихотворение с коротким названием «695» Елены Штельмах (Приложение 35):

Насильно обломанных нелюдем судеб,
Лишившихся шанса восстать.
Чудовищно сгинули все эти люди-
Шестьсот девяносто пять!

Также очень за душу берут строки из стихотворения писательницы «Холокост» (Приложение 36). Автор настолько проникнута темой этой трагедии, что хочет каждому прочитавшему передать весь кошмар произошедших событий: Сквозь жуть иголкой пройдены уроки,

Сквозь дым, взращенный смертью Холокоста.

И голос дрожью памяти не скроет,

В душе кошмар как снег весной не тает,

И забывать нам этого не стоит,

Чужого горя в жизни не бывает!..

Поэмы местных авторов звучат как набат на митингах памяти. Они убеждают нас в том, что жители глубоко переживают о случившихся страшных событиях 1942 года и призывают чтить память погибших жертв Холокоста. А непрекращающиеся поиски исследователя Карнаух А.Г. заставляют арзгирчан снова и снова возвращаться к истокам той страшной трагедии. Тем более, в свете новых исследований интерес к этой теме не иссякает. Например, результаты поисково - исследовательской работы А.Г.Карнауха отражены в газете «Ставропольская правда» от 17 июля 2015 года (Приложение 37). О работе А.Г.Карнауха рассказывают Ставропольские блогеры, которые приезжали в рамках краевой акции «Чудеса Ставрополья». Первый день четвертого блог - тура был посвящен достопримечательностям Арзгирского района. Журналисты посетили обновленный памятник жертвам фашистской оккупации, установленный 8 сентября 2012 года участниками проекта «Вернуть достоинство» Российского еврейского конгресса и центра «Холокост» с участием еврейской общины Ставрополья (Приложение 38).

Выводы.

В результате поисково - исследовательской работы мы познакомились с методикой поисков краеведа А.Г. Карнауха. Изучили исторические события по массовому уничтожению евреев времен Великой Отечественной войны, местные архивы на тему жертв Холокоста во время оккупации села Арзгир в 1942 г., установили имена и судьбы жертв этой страшной трагедии, записали воспоминания родственников погибших, ветеранов войны и труда. Мы провели собственное исследование по методике анкетирования и выяснили, что местные жители знают и помнят о трагедии 1942 года.

Заключение.

То, что я узнала, потрясло меня. Тема Холокоста будет волновать сердца людей, несмотря на то, что прошло уже много лет. Арзгирчане всегда будут чтить память жертв страшных трагедий, произошедших в Арзгирском районе. Долгое время люди не знали, сколько жертв было расстреляно в Арзгирской балке и их имена. А благодаря А.Г.Карнауху удалось найти имена 11 погибших. Поиски должны продолжаться… Уникальные информационные ресурсы открытого доступа дали возможность увидеть вживую исторические документы, создали новое качество исторических исследований. В ходе подготовки и проведения исследовательской работы мы пополнили школьный музей «Истоки» новыми архивными документами.

Список литературы и источников

Воспоминания

  1. Карнаух А.Г. 1960г.р. с. Арзгир Арзгирского района, Ставропольского края

  2. Чипко И.П. 1934 г.р. с. Арзгир Арзгирского района, Ставропольского края

  3. Чупряк Н.Ф. 1938 г.р. с. Арзгир Арзгирского района, Ставропольского края

  4. Животова Р.П. г.р. с. Серафимовское Арзгирского района, Ставропольского края

Литература

  1. Интернет - ресурсы holocf.ru/ Центр и фонд «Холокост»

Интернет-ресурсы gorod-uspeha.com/otdykh/chudesa-stavropolya-

Интернет-ресурсы ru.wikipedia.org/праведники/мира

Интернет-ресурсы db.yadvashem.org/


  1. «Сгинул в вихре войны» «Ставропольская Правда» от 20 июня 2007года

  2. «Военное прошлое семьи Карнауха из Арзгира» Газета «Ставропольская правда» от 29.04. 2010г.

  3. Музей Яд ва - Шем. Листы свидетельских показаний.

  4. «Родная сторона» Очерки истории Арзгирского района Книга первая. Ю.Д.Шиянов Арзгир, 2015 г.

  5. Архивы музея истории села. Чекунова Валентина Анатольевна «Мальчик из Кишинева» инв.№2092.

  6. Газета «Заря» от 11.10.2008г «На холме, за Арзгиром»

17



© 2010-2022