- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по Всеобщей истории. Н. В. Загладин, Ю. А. Петров
Рабочая программа по Всеобщей истории. Н. В. Загладин, Ю. А. Петров
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Межевикин В.С. |
Дата | 25.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение истории в 11 классе на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи:
-Формировать способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
-Развивать умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом.
-Воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
Нормативные - правовые документы.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014, 02.05.2015).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089. (в ред.приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 г №164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г.№427, от 10.11.2011 г. № 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г. № 69).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014г.
Методические рекомендации ГАОУ ДПО ЛО «ИРО» «О преподавании истории и обществознания в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области».
Программа курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина. - М.: ООО «Русское слово», 2015.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Девица.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по истории, на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по истории и программы курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина. - М.: ООО «Русское слово», 2015.
Обоснование выбора авторских программ.
При составлении рабочей программы за основу была взята примерная программа среднего (полного) общего образования по истории и Программа курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина. - М.: ООО «Русское слово», 2015. Они соответствуют требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, адаптированы для обучающихся 11 класса и имеют практико- ориентированный характер. Программа предоставляет необходимый минимум исторических знаний. Нацелена на формирование у обучающихся целостной исторической картины мира.
Информация о внесенных изменениях в авторские программы и их обоснование.
Распределение часов: 44 ч-история России, 26ч-всеобщая история.
Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры обучающихся.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами)
В соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений России на изучение предмета «История» в 11 классе отводится 70 учебных часов.
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации образовательного процесса предполагают использование таких видов учебных занятий, как урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа, презентации.
Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность обучающихся.
Технологии обучения:
-технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;
-технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;
-технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;
-личностно-ориентированные технологии обучения;
-технология индивидуализации обучения;
-информационно-коммуникационные технологии.
В связи с введением итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, для подготовки к сдаче экзаменов, применяется технология тестирования. С помощью тестов определяется степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений. Технология тестирования обладает значительными преимуществами для контроля и оценки знаний учащихся:
- исключается влияние субъективных факторов на определение отметки;
- оценка, получаемая с помощью теста, строго дифференцирована.
- тестовые задания дают учащимся возможность обнаружить пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 11класса, соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
Информация об учебнике.
1 «История. История России и мира в XX - начале XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательной школы. Н.В. Загладин, Ю.А.Петров М., Русское слово. 2014г;
Основное содержание
11КЛ (70 часов)
ВВЕДЕНИЕ.
Определение хронологических рамок курса. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
Раздел I
РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
(12 ч)
Тема 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития
Научно-технический прогресс в конце XIX-последней четверти XXв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX - середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Причины ускорения научно-технического прогресса. Технический прогресс в первые десятилетия ХХ в. Развитие энергетики, появление новых средств связи и передвижения. Достижения медицины. Переход к современному индустриальному производству.
Тема 2. Модернизация в странах Европы, США и Японии
Модели модернизационного развития. Образование монополий. Государство и монополистический капитал: либерально-демократическая модель отношений. Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия.Социальные отношения и рабочее движение. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии.
Тема 3. Россия на рубеже XIX- XX вв.
Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Территория России на рубеже столетий. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства в конце XIX - начале ХХ в. Особенности развития сельского хозяйства. Расслоение крестьянства.
Тема 4. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. Кризисные явления в обществе. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX- XX вв. Русско-японская война:ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор. Революция 1905-1907 гг. «Кровавое воскресение» и начало революции. Крестьянские выступления и разложение армии. Раскол общества. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.
Т ема 5. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма. Партии социалистической ориентации (левые): РСДРП, Партия социалистов-революционеров. Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия, «Союз 17 октября». Консервативные партии (правые). Реформа государственного строя. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.: Полномочия Государственной думы, Государственного совета и императора и порядок принятия законов. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.).
Тема 6. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина
П.А. Столыпин и его политика. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Борьба с революционным движением и думской оппозицией. III Государственная дума. Военно-полевые суды. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Политический кризис 1912-1913 гг.
Тема 7. Культура России в конце XIX - начале ХХ в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
Городская и сельская жизнь. Достижения науки. Развитие народного просвещения. Идейные искания и художественная культура. Серебряный век русской культуры. Литература серебряного века: основные направления и представители. Драматический театр: традиции и новаторство. Зарождение российского кинематографа. Музыка. Модерн в архитектуре. Новые направления в живописи.
Тема 8. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в.
Колонизация Африки. Колониальные империи: общее и особенное. Экономические кризисы начала ХХ в.: сущность, причины, методы преодоления. Противоречия на международной арене в начале ХХ в. Создание военно-политических союзов.
Тема 9. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки
Колониализм и его последствия. Национально-освободительные движения в странах Азии и Африки. Антиколониальные движения в государствах Востока. Восстание ихэтуаней в Китае в 1899-1901 гг. Движение моджахедов в Иране.
Деятельность М. Ганди. Революции в Иране (1905-1911) и Китае (1911-1913). Младотурецкая революция. Особенности развития государств Латинской Америки.
Тема 10. Первая мировая война
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество. Воюющие страны в 1915 - 1916 гг. Кампания 1917 г. и завершение военных действий. Потери стран-участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны.
Раздел II
РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.
(14 ч)
Тема 11. Февральская революция в России 1917 г.
Революция 1917 г. Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия. и создание Временного правительства. Временное правительство и Советы. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова и его последствия. Тактика политических партий.
Тема 12. Переход власти к партии большевиков
Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооружённое восстание в Петрограде. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Формирование однопартийной системы. Революционно-демократические преобразования. «Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир. Предпосылки гражданской войны.
Тема 13. Гражданская война и интервенция
Гражданская война и иностранная интервенция. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Советская республика в кольце фронтов. Военный коммунизм. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Репрессии советской власти в отношении представителей бывших привилегированных сословий. Сотрудничество большевиков с «буржуазными специалистами». Время решающих сражений: март 1919 - март 1920 г. Война с Польшей и поражение Белого движения: апрель - ноябрь 1920 г. Причины победы красных и поражения Белого движения.
Тема 14. Завершение Гражданской войны и образование СССР
Завершающий этап Гражданской войны: конец 1920-1922 г. Белый» и «красный» террор. Борьба с «зелеными». Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые действия в заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Российская эмиграция. Предпосылки создания СССР. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924).
Тема 15. От военного коммунизма к нэпу
Экономическое и политическое положение Советской России после окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Отказ от политики военного коммунизма. Переход к новой экономической политике.Первые итоги нэпа. Противоречия новой экономической политики. Борьба власти с лидерами оппозиции - судебные процессы 1921-1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков. Репрессии против представителей интеллигенции и Церкви. Борьба в большевистской партии вокруг вопроса о продолжении нэпа.
Тема 16. Культура страны Советов в 1917-1922 гг. Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. «Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917-1922 гг. Художественное многообразие 1920-х гг. Воплощение новаторских идей и пафоса революционных преобразований в архитектуре и зрелищных искусствах. Физкультура и спорт.
Тема 17. Советская модернизация экономики и культурная революция
Причины свертывания новой экономической политики. Коллективизация. Модернизация советской экономики: основные задачи. Коллективизация: её принципы - провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг. Индустриализация. Основные результаты индустриализации. Освоение новых производств, техническая реконструкция народного хозяйства. Создание индустриальной базы страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие новых отраслей промышленности. Модернизация армии. Культурная революция и культурные достижения. Спорт и физкультурное движение.
Тема 18. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система
СССР
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества.
Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП (б) (осень 1922 г.). Борьба за власть в партии большевиков в период с 1923 по 1928 г. Причины возвышения и победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Сталинский тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства как теоретическое обоснование политики репрессий. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Массовые репрессии. Создание системы ГУЛАГа. Репрессии 1936-1938 гг. «Дело Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии. Создание сталинской системы управления. Конституция 1936 г. Жизнь и произведения А.И. Солженицына
Тема 19. Культура и искусство СССР в межвоенные годы
Партийное руководство художественным процессом. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Широкое распространение массовых форм досуга советских людей. Физкультура и спорт. Масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов. Развитие кинематографа. Оперное и балетное искусство. Влияние репрессий конца 1930-х гг. на развитие советской культуры.
Тема 20. Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки
после Первой мировой войны
Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. США в 1920-1930- е гг. Задачи послевоенного развития США. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Развитие демократических стран Западной Европы в межвоенный период. Кейнсианство. Раскол социал-демократии. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами. Фашизм в Италии и Германии. Милитаризм в Японии. Завоевательная программа фашизма и холокост.
Тема 21. Ослабление колониальных империй
Парижская (1919) и Вашингтонская конференция (1921-1922) о судьбе колоний. Послевоенная колониальная политика и её итоги. Подъём антиколониальных движений. Особенности национально-освободительных движений в Индии, Иране, Турции. Революция и гражданская война в Китае.
Тема 22. Международные отношения между двумя мировыми войнами
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами. Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Создание Лиги Наций. Версальско-Вашингтонская система и её противоречия. Пацифизм. На пути ко Второй мировой войне. Политика умиротворения агрессоров. Гражданская война в Испании.Антикоминтерновский пакт. Мюнхенское соглашение как кульминация политики умиротворения. Советско-германский договор о ненападении.
Тема 23. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.
Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии. Живопись: от импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества (модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в литературе. Музыка и театр. Киноискусство.
Раздел III
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. (6 ч)
Тема 24. От европейской к мировой войне
Начало Второй мировой войны: нападение Германии на Польшу. Блицкриг. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между Германией и СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР
прибалтийских государств. Советско-финская война. Кампании 1940 - начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье. СССР и война в Европе. План «Барбаросса». Подготовка к нападению Германии на СССР.
Тема 25. Начальный период Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий.Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. и её причины. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Военно-стратегическое, морально-политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.
Тема 26. Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте
СССР в антигитлеровской коалиции. Боевые действия на Восточном фронте весной - летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. Тыл в годы войны. «Всё для фронта, всё для победы!» Движение Сопротивления в Европе.
Тема 27. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на Орловско-Курской дуге и её значение. Завершение периода коренного перелома в войне. Героизм советских людей в годы войны. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Советское военное искусство. Идеология и культура в годы войны. Изменение отношения к Православной церкви со стороны властей. .
Тема 28. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой
Отечественной войны
Освобождение советской земли. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха.
Тема 29. Причины, цена и значение великой Победы
Потсдамская конференция. Решения союзников по антигитлеровской коалиции о послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве. Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны. Роль СССР во Второй мировой войне.
Раздел IV
МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
(8 ч)
Тема 30. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. Постепенный переход страны на мирный путь развития. Сохранение в новых условиях мобилизационных, военных методов, основанных на жесткой централизации управления и распределения ресурсов. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г. Итоги четвертой пятилетки (1946-1950). Послевоенные репрессии. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Тема 31. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС
Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Объективные и субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней политики страны. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований. Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба за власть в партийной верхушке. XX съезд КПСС. Значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития общества. Н.С. Хрущёв. Диссидентское движение
Тема 32. Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.
Экономические реформы 1950-х - 1960-х гг., причины их неудач. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС. Борьба за власть в конце 1950-х гг. Новые ориентиры развития общества. Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа в военной сфере. Начало освоения космоса. Административные реформы. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. Отставка Н.С. Хрущёва.
Тема 33. Духовная жизнь в СССР в 1940- 1960-е гг.
Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны. «Дело» Б.Л. Пастернака. Гонения на Церковь. Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг.Наука и образование в СССР. Наука в условиях «холодной войны». СССР на международной спортивной арене.
Тема 34. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия
Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движение. Проблема политического терроризма. Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика. «Справедливый курс» Г. Трумэна. Программы Дж. Кеннеди и его преемников: «Новые рубежи», «Великое общество» - их итоги. Германское «экономическое чудо». «Шведская модель».
Тема 35. Падение мировой колониальной системы
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Распад колониальной системы: причины и основные этапы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Проблема выбора пути развития в условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в разжигании локальных войн и конфликтов. Конфликты и кризисы в странах «Юга».
Тема 36. «Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг.
Предпосылки начала «холодной войны». Противоборство двух военно-политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны». «Холодная война» в Азии. Война в Корее. Политика мирного сосуществования и военное соперничество. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме.
Тема 37. Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению «советской модели социализма». Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе. СССР и Китай: от союза к противостоянию. «Большой скачок» и культурная революция в Китае.
Раздел V
РОССИЯ И МИР В 1960-1990-е гг.
(14 ч)
Тема 38. Технологии новой эпохи
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика, медицина. Электроника и робототехника.
Тема 39. Становление информационного общества
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Информационная революция. Глобальная Сеть. Индустрия производства знаний. Новая социальная структура общества. Средний класс. Маргиналы.
Тема 40. Кризис «общества благосостояния»
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. Причины кризисов в развитых странах. Коммунисты и левые правительства в Европе. Феномен еврокоммунизма. Причины появления «новых левых» в Западной Европе в 1960-е гг. Бунт против «общества потребления», социальная база радикальных общественных движений.
Тема 41. Неоконсервативная революция 1980-х гг.
«Неоконсервативная революция». Причины необходимости обновления идеологии консерватизма. Концепции неоконсерватизма. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и её итоги. Неконсервативная модернизация.
Тема 42. СССР: от реформ - к застою
Приход к власти Л.И. Брежнева. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК - обком - райком; воссоздание отраслевых министерств.
Экономические реформы 1960-х гг. Причины необходимости пересмотра экономической политики. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности предприятий. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления». «Застой». Проблемы застоя в экономике. Конституция 1977г. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Борьба с инакомыслием. Правозащитное движение.
Тема 43. Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки
Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к власти М.С. Горбачёва. Перестройка. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины ее провала. Кампания борьбы с пьянством, её итоги. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и её последствия. Расширение самостоятельности государственных предприятий. Принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Последствия экономических реформ. Поиск путей преодоления кризиса.
Тема 44. Развитие гласности и демократии в СССР
Политика гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Расширение гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ. Проблемы статуса и привилегий номенклатуры. Стремления к демократической трансформации общества. Политический раскол советского общества. Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост популярности Б.Н. Ельцина, избрание его президентом Российской Федерации.
Тема 45. Кризис и распад советского общества
Межнациональные конфликты. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в. Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР. Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве - организации «Саюдис», выступавших за выход этих республик из состава СССР. Очаги напряжённости в Узбекистане, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете. Попытка переворота и распад СССР. Причины распада СССР.Создание СНГ.
Тема 46. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980- е гг.
Развитие науки и техники. Роль книги в жизни советских людей. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Размежевание в живописи и скульптуре на официальное искусство и альтернативные художественные направления. Достижения советского спорта.
Тема 47. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития
Истоки и особенности «экономического чуда» Японии. Демократизация общественно-политической жизни страны. Политика в области образования, технологического развития, внешней торговли. Специфика трудовых отношений в японских корпорациях. Новые индустриальные страны: общее и особенное в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Второй эшелон новых индустриальных стран: Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия. Китай на пути реформ.
Тема 48. Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской
Америки в 1950 - 1980- е гг.
Особенности реформ и политики модернизации Индии: её достижения (отмена кастовой системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика, «зеленая революция») и проблемы (демографические, социальные, межкультурного взаимодействия). Внешняя политика Индии. Участие в Движении неприсоединения. Исламский мир: национально-патриотическая и традиционалистская модели развития. Арабо-израильские конфликты. Особенности социально-экономического развития Латинской Америки. Перонизм и демократия в Латинской Америке.
Тема 49. Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны»
СССР в глобальных конфликтах второй половины ХХ в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война. Разрядка международной напряжённости. Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».
Раздел VI
РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
(16 ч)
Тема 50. Транснационализация и глобализация мировой экономики и их
последствия
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Возникновение ТНК и ТНБ. Глобализация мировой экономики и ее последствия. Предприниматели и предпринимательская деятельность. Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Проблемы многонациональных государств и массовой миграции в эпоху глобализации.
Тема 51. Интеграция развитых стран и её итоги
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Этапы интеграции стран Западной Европы: хронологические рамки, страны и регионы, области сближения, итоги. Противоречия европейской интеграции. Тенденции интеграционных процессов в Европе. Интеграционные процессы в Северной Америке.
Тема 52. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Снятие ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Плюсы и минусы реформ. Становление новой российской государственности. Августовские события 1991г. Политический кризис сентября-октября 1993г.: сущность, причины, основные события и итоги. Конституция России1993 г. Итоги парламентских выборов 1993 г.
Тема 53. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
Обострение отношений между центром власти в Москве и субъектами Федерации. Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Выборы 1995 и 1996 гг. Предприниматели как новая сила на политической арене страны. Финансово-промышленные группы (ФПГ). Возникновение медиа-холдингов. Углубление политического и социально-экономического кризиса.
Тема 54. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации
Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. выборы президента 2000г.Президентские выборы 2000 г. Россия на пути реформ и стабилизации. Утверждение государственной символики России. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Реорганизация силовых ведомств и реформа вооружённых сил. Активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Завершение процесса мирного урегулирования в Чечне.Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг.
Тема 55. Российская Федерация в начале XXI в.
Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Россия в 2004-2007 гг. Продолжение курса на упрочение вертикали власти. Создание общественной палаты. Национальные проекты «Здоровье», «Доступное и комфортное жильё - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование». Создание Стабилизационного фонда. Выборы 2007-2008 гг. Россия в условиях глобального кризиса. Ориентиры модернизационной стратегии развития страны. Выборы 2011-2012 гг.
Тема 56. Духовная жизнь России в современную эпоху
Российская культура в условиях радикального преобразования общества. Влияние на духовную жизнь страны социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период. Коммерциализация культуры и досуга и их последствия. Вестернизация молодёжной культуры. Рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию. Русская Православная Церковь в новой России. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Государственная политика в области культуры.
Тема 57. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом
сообществе
Подъем антикоммунистического движения в Восточной Европе в 1980-е гг. Общее и особенное в демократических революциях в странах Восточной Европы. Восточная Европа после социализма. Кризис в Югославии. Развитие Содружества Независимых Государств. Обострение отношений России и Украины в 2014 г. Вооружённые конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ. Цветные революции в странах СНГ и их последствия.
Тема 58. Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе
развития
Особенности современных социально-экономических процессов в странах Востока. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм Демократизация государства и общества в странах Латинской Америки в 1980-1990- е гг. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Китай на современном этапе развития. Российско-китайские отношения в начале XXI в. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Проблемы развития Японии на современном этапе. Индия: достижения и проблемы модернизации. Политическое и экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм. Революции в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Страны Центральной и Южной Африки.
Тема 59. Россия и складывание новой системы международных отношений
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации. Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Продолжение процесса согласованного сокращения вооружений, развития партнерских отношений с НАТО. Поиск взаимопонимания между Россией и Западом. Россия и «Большая семёрка». Новые проблемы во взаимоотношениях Россия - Запад. Попытки политического давления на Россию со стороны Запада. Расширение НАТО на восток. 11 сентября 2001 г. и Россия. Крупные международные проекты с участием России. Обострение отношений России и США в 2008 г. Идея «перезагрузки» отношений США с Россией. Международные организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка.
Тема 60.Основные тенденции развития мировой культуры во второй пол. XXв.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Теории общественного развития. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. СМИ и массовая культура. Искусство: от модернизма к постмодернизму. Контркультура и культура молодёжного бунта. Подъём национальных культур.
Тема 61. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления
Военная и террористическая угрозы. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Деятельность международных организаций по предотвращению экологической катастрофы и сбережению природных ресурсов планеты. Система взаимодействия народов и государств в решении глобальных проблем.
Тема 62. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№урока
Тема
Количество часов
Количество часов
История России
Всеобщая история
1.
Введение
1
1
Раздел I.
Россия и мир в начале ХХ в.
11
6
5
Раздел II.
Россия и мир между двумя мировыми войны
14
11
3
Раздел III.
Человечество во Второй мировой войне
7
6
1
Раздел IV.
Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия
9
5
4
Раздел V.
Россия и мир в 1960 - 1990- е гг.
13
7
6
Раздел VI.
Россия и мир на современном этапе развития
15
8
7
70
44
26
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
Литература и средства обучения
1. «История .История России и мира в XX - начале XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательной школы. Н.В. Загладин,Петров.. М.Русское слово. 2015г;
2. «История Отечества. 20-нач.21 в.». Учебник для 11 класса общеобразовательной школы. Н.В. Загладин, С.И.Козленко, С.Т.М инаков,Ю.А.Петров . М.Русское слово. 2010г;
3. «Поурочные разработки по истории России», Б.Н. Серов, А.Р. Лагно, Русское слово. 2007 г.
4. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история 20 в.: Пособие для учителя.М.,2001.
5. История. Подготовка к ЕГЭ (сборник заданий). Гевуркова Е.А. 2012.М «Эксмо»
6. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1917-1945 / Под ред. В. К. Фураева. М., 1989.
7. Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества: Уч. пособие. Брянск, 1998.
8. Школьная энциклопедия «Руссика». Новейшая история. XX век. М., 2003.
9. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. М., 1996.
10. Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1995.
11. Агрессивная политика держав фашистского блока и происхождение второй мировой войны. М., 1989
12. Американские президенты: 41 портрет. Ростов-на-Дону, 1997.
13. Бартенев С. А. Экономические теории и школы. М., 1996.
14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993. Бережков В. М. Страницы дипломатической истории. М., 1987.
15. Буллок А. Гитлер и Сталин. М., 1993. Т. 1-2.
16. Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993.
17. Бутенко А. П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое // Социально-политический журнал. 1996. №. 3; №. 6.
18. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991 - М.,1994.
Основные Интернет-ресурсы:
internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»
vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)