Рабочая программа по истории Андреевская

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Руководитель МО

филиала МОУ - СОШ посёлка Сазоново

Аткарского района Саратовской области

в с. Петрово

_____________ /__________________________/

Протокол №__ от «___» августа 2015 года

«Согласовано»

Руководитель

филиала МОУ - СОШ посёлка Сазоново

Аткарского района Саратовской области

в с. Петрово

_____________ /__________________________/

«___» августа 2015 года

«Утверждаю»

Директор

МОУ - СОШ посёлка Сазоново

Аткарского района Саратовской области


_____________ /__________________________/

Приказ № __ от «___» сентября 2015 года


Рабочая программа педагога

Орловой Татьяны Георгиевны

по предмету История 5 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__ от «__» августа 2015 г.

2015/ 2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, предоставленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. В базисном учебном плане на изучение истории Древнего мира в 5 классе выделяется 68 часов.

Своеобразие учебников по истории для 5 класса издательства «Вентана-Граф» заключается в том, что авторский коллектив включил в программу изучения пропедевтических модуль «Введение в историю» автора А.Н. Майкова (12 часов). На изучение истории Древнего мира авторы предлагают 57 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов. Введение в историю - 11 часов, на изучении истории Древнего мира выделяется 57 часов.

В рабочей программе в графе «Метапредметные умения» использованы сокращённые обозначения данных умений:

Р - регулятивные;

П - познавательные;

К - коммуникативные

Цели изучения истории:

  • Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров;

  • Активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории:

  • Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной культурной самоиндификации в окружающем мире;

  • Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человечества с древности до наших дней;

  • Формировать у школьников умения применять исторические знания для осмысления современных общественных явлений.

Результаты освоения курса

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности, особенности мировых религий - буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира.

Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории.

Яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира.

Способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщённой характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далёкого прошлого.

Представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого.

Умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счёт лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры»и «наша эра».

Уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней исторические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты.

Уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

Уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

Умение давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации.

Умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира.

Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами.

Готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира.

Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми.

Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.

Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты.)

Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира.

Представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире.

Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками изучения курса и школьного обучения.

Освоения гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов.

Опыт эмоционально - ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источника, способам изучения и охраны.

Контроль уровня обучения

Для определения уровня усвоения учащимися 5 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Критериями для определения уровня усвоения учащимися 5 класса содержания предмета будут:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важных исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду, определять местоположение историко- географических объектов;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

4. Описание (реконструкция):

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).

Критерии и нормы отметочного оценивания знаний обучающихся по предмету

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, тексты документов, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, подчеркнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Оценка «5»- материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4»- в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3»- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

Оценивание тестов проверочных работ, контрольных работ, самостоятельных работ:

работа выполнена 100%-90%- оценка «5»;

работа выполнена 85%-70%- оценка «4»;

работа выполнена 65%-50%- оценка «3»;

работа выполнена менее чем на 50%- оценка «2»;

ученик отказался писать- оценка «1

Использование здоровьесберегающих технологий

Согласно требованиям, предъявляемым к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий, необходимо:

1. Добиваться рациональной плотности урока.

2. В содержательную часть урока включаются вопросы, способствующие формированию у обучающихся понятия «здоровый образ жизни» и потребностей в нем.

3. Количество видов учебной деятельности в среднем от 5 до 7, смена которых осуществляется через каждые 7-10 мин.

4. Для развития мотивации используются разнообразные педагогические технологии, развивающие память, логическое и критическое мышление.

5. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, использую приемы, повышающие самооценку .

6. На с уроках создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

7. Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаются в урок физкультминутки. (как правило, на 20-ой и 35-ой минутах урока), длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии:

  • по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» (рекомендована Министерством здравоохранения Саратовской области).

  • по профилактике нарушений опорно - двигательной системы. Цель данной технологии - снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, пропедевтика правильной осанки.

  • проведение динамических пауз, ведение урока в режиме постоянно меняющихся видов деятельности (через 5-10 минут).

  • Использование возможностей содержания темы, урока с позиции здоровье сбережения.

  • Рациональное распределение учебной нагрузки на различных этапах урока

Учебно - тематическое планирование по истории

В курсе Введение в историю раскрываются важнейшие понятия, с которыми придется встретиться обучающимися при изучении истории. Данный курс учит работать с текстом, исторической картой, иллюстрациями.

Курс истории древнего мира в 5 классе делится на 4 раздела.

I «Первобытный мир».

Здесь речь идет о первобытных собирателях и охотниках. В результате изучения учащиеся приходят к выводу, что земледелие и скотоводство возникло из охоты и собирательства, и в результате возникновения этих занятий у древних людей возникло неравенство и знать.

II. Древний Восток.

В этом разделе дается представление о первых очагах цивилизации, ирригации, о первом государстве, письменности; изучаются истории стран Древнего Египта, Западной Азии, Китая и Индии в древности.

III. Древняя Греция.

Начинается раздел повествованием о греческих богах. Этот подход отражает действительно великую роль богов в жизни эллинов и помогает понять глубже не только многие ключевые события греческой истории, но и менталитет и чаяния самих греков в их повседневных заботах. Весь раздел поделен на следующие части: древнейшая Греция; Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием; Возвышение Афин и расцвет демократии; Македонские завоевания.

IV. Древний Рим.

Здесь прослеживаются все грани периодов римской империи:

- Рим: от его возникновения до установления господства над Италией;

- Рим - сильнейшая держава Средиземноморья;

- гражданские войны в Риме;

- могущество Римской империи;

- разгром Рима германцами и падение империи на Западе.

Основное содержание курса:

  • Введение в изучение истории 11 часов:

  • Историческая память народов. Что изучает наука история. Источники знаний о прошлом. Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Археология - помощница историков. Историческая карта. Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков - знать историю. Географические названия - свидетели прошлого. О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Как работать с учебными материалами по истории.

  • История Древнего мира 57 часов:

  • У истоков истории:

  • Возникновение человека. Появление современного человека. Зарождение искусства и религиозных верований. Человечество на пути к новому обществу.

  • Древний Восток:

  • Образование государства в долине Нила. Религиозные верования в Древнем Египте. Правитель Древнего Египта. Подданные фараона. Повседневная жизнь древних египтян. Культура Древнего Египта.

  • Древняя Азия:

  • Шумер и Аккад. Древний Вавилон. Ассирийская держава. Финикия. Древняя Палестина. Древняя Персия. Древняя Индия. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии. Древний Китай.

  • Древняя Греция:

  • Природа Греции и занятия древних греков. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены. Верования древних греков. «Илиада и Одиссея»: правда и вымысел.

  • Греческий полис - город-государство. Великая греческая колонизация. Установление демократического строя в Афинах. Спарта. Греко-персидские войны. Греческий полис и его жители. Развитие демократии при Перикле. Олимпийские игры. Повседневная жизнь древних греков. Греческая наука. Архитектура и скульптура Греции. Рождение театра. Театральные представления. Греция и Македония в IV веке до н.э. Он хотел завоевать весь мир.

  • Александрия Египетская.

  • Древний Рим:

  • Древняя Италия и начало города Рима. Рим в эпоху царей. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев. Завоевание Римом Италии. Армия Древнего Рима. Причины пунических войн. Завоевание Рима на Востоке. Государственное устройство Римской республики. Римское общество: его нравы и обычаи. Повседневная жизнь римского общества.

  • Рабство в Риме. Начало гражданских войн в Риме. Гай Юлий Цезарь. Октавиан Август и рождение Римской империи. Императоры Рима I - II веков. Вечный город. Культура Римской империи. Возникновение христианства. Римская империя в III - V веках

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Введение в историю.(пропедевтический модуль)

10

2

У истоков истории

4

3

Древний Восток

6

4

Древняя Азия

9

5

Древнейшая Греция

4

6

Государства-полисы Древней Греции

3

7

Греко-персидские войны

2

8

Расцвет Греции и величие Афин

7

9

Упадок Греции. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского

3

10

Древний Рим

4

11

Расцвет Римской республики

7

12

Кризис и падение римской республики

3

13

Римская империя

5





Календарно-тематическое планирование

Класс: 5

Учитель : Орлова Татьяна Георгиевна

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Количество письменных работ: тестирование-11, итоговое - 2

  • Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по истории

  • Учебник «История древнего мира» Т.П.Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2014

  • «История. Введение в историю» А.Н. Майков Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г.

  • Дополнительная литература Поурочные планы по учебнику История древнего мира А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой


Тема урока

Дата

Основные элементы содержания

образования

Основные понятия

Планируемые результаты

Д.З

Предметные

Личностные

Метапредметные

История. Введение в историю

(пропедевтический модуль «Введение в историю» автора А.Н. Майкова)

1

Что изучает история

1 неделя

История - наука о прошлом. Исторический факт

История,

исторический факт

Смогут раскрыть значение понятий - история, исторический факт;

объяснить значение исторического факта в науке «История»

Будет сформировано уважительное отношение к науке «История»

Смогут предположить, работая с иллюстративным рядом в учебнике, что там изображено, действительно ли эти события имели место в истории (Р).

Смогут определить особенности исторического познания и сделать выводы, на какие вопросы отвечает наука «История»

(Что произошло? когда произошло? где произошло?) (П).

Научатся составлять историю своей семьи, записывая наиболее значительные факты своей семьи по воспоминаниям родственников (К)

§1

2

Источники знаний о прошлом

1 неделя

Как гибнут памятники старины. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки

Исторические источники, основные группы исторических источников (вещественные, устные, письменные), памятник, документ, архив, музей, библиотека

Научатся определять виды исторических источников, давать описания историческим источникам

Смогут осознать значение исторических источников в жизни человека и общества, будет сформировано уважительное отношение к историческому наследию

Научатся выстраивать версии, определяя, что историки называют документом (Р).

Научатся заполнять таблицу «Исторические источники», классифицируя их (Рабочая тетрадь зад.4 стр.6) (П).

Научатся ставить вопросы к кроссворду, работая в паре. (Р.Т. зад.9, стр. 8) (К)

§2

3

Измерение времени

2 неделя

Хронология-порядок событий. Что называется датой. Мера времени - год. Точка отсчета времени. Историческая хронология

Хронология, дата, мера времени, год, век,

тысячелетие

Научатся рассматривать события в исторической хронологии, выстраивать события по годам, характеризовать особенности измерения времени у разных народов, показывать особенности летоисчисления н.э. и до н.э., работать с мерами времени: определять век, тысячелетие

Смогут охарактеризовать название измерителей времени и соотносить исторические

события во

времени

Научатся правильно писать римские цифры, соотносить дату с веком, решать хронологические задачи (П)

§3

4

Историческая карта

2 неделя

Прошлое на карте. История на плане

Историческая карта, легенда карты, план

Научатся объяснять понятия: историческая карта, план, контурная карта, смогут определить информацию, заложенную в карте, научатся работать с исторической картой, планом, контурной картой

Смогут иметь историко-геогра-фическое представление о странах, городах

Смогут высказать версии, в чем отличие исторической карты от других карт, от

плана (Р).

На основе работы с иллюстрациями учебника смогут объяснить, что такое план (П).

Смогут сформулировать ответ о местонахождении родного края, указав его на исторической карте; нарисовать фрагмент карты родного края, где происходили, какие- либо исторические события (К)

§4

5

Археология - помощница историков

3 неделя

Что изучает хронология. Как работают археологи

Археология

Научатся определять особенности работы археологов и её

значение

Смогут показать значение труда археологов для познания

исторического прошлого

Смогут высказать версии, почему иногда шутливо археологию называют «наукой лопаты» (Р).

Смогут объяснить, почему городские власти разрешают проводить земляные работы, как правило ,только в присутствии археологов (П).

Смогут составить рассказ о том, как участвовали в археологических раскопках от первого лица (Что обнаружили и что рассказал ученый археолог о найденных вами орудиях труда, предметах, украшениях или других исторических источниках) (К)

§5

6

Наука о

народах - наука о

прошлом

3 неделя

Что такое этнография. Преданья

старины глубокой. История в песне

Этнография, сказание, миф, историческая песня

Научатся характеризовать этнографию, как науку, анализировать сказания, мифы, песни с исторической точки зрения

Будет сформировано освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах

Смогут высказать версии, какую помощь в изучении прошлого оказывают этнографы историкам (Р).

На основе работы с текстом учебника, иллюстрациями, заданиями в рабочей тетради смогут перечислить и охарактеризовать сведения, которые могут получить историки о жизни людей в прошлом из народных песен, мифов и сказаний (П).

Посетив музей в своей территории, побеседовав с родителями, знакомыми, смогут подготовить сообщение о том, какую одежду носили в нашей местности, нарисовать её, описав, как называются детали народного костюма (К)

§6

7

Знать своих предков. Знать

историю

4 неделя

Что значит родословие. Из истории имен. Отчество. История в фамилиях

Генеалогия, отчество,

фамилия

Смогут объяснить понятие «генеалогия», научатся раскрывать главные составляющие памяти человека: история семьи, происхождение имени, географические названия

Будет сформировано уважение к истории своей семьи и страны в целом

Смогут высказать предположения о роли генеалогии в изучении истории (Р).

Смогут подготовить сообщение о происхождении своего имени, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета (П).

Работая в группах, смогут подобрать материал о зависимости фамилии от занятия людей (К)

§7

8

Географические названия - свидетели прошлого

4 неделя

Всё имеет название. Как возникает название. Названия стран мира

Географические названия. Россия - моя Родина

Научатся бережно относиться к географическим названиям

Будет сформировано значение географических названий для изучения исторического прошлого

Смогут выдвинуть версии, для чего дают названия различным географическим объектам (Р).

Смогут проанализировать на конкретных примерах своего края, города, села, как название улиц, площадей помогает историкам изучить историю родного края (П, К)

§8

9

О прошлом рассказывают гербы

5 неделя

Отличительный знак. Символ фамильной чести. Из истории государственных гербов России. Государственный герб Российской Федерации

Герб, геральдика, Государственный герб Российской Федерации

Научатся объяснять понятия: герб, геральдика, герольд; научатся определять информацию, заложенную в гербах

Будет сформировано уважение к государственным символам России

Смогут определить, какую помощь оказывает геральдика в изучении прошлого. Познакомившись с гербом Российской империи, смогут его описать и указать какие элементы этого герба входят в современный герб (П).

Работая в группе, научатся характеризовать современный герб своего края, области, перечислять фигуры, изображенные на нем (К)

§9

10

Знамя и герб сопровождают историю

5 неделя

Из истории знамени. Флаг - отличительный знак. Из истории флагов России. Государственный флаг Российской Федерации

Знамя. Флаг. Знамя победы, Государственный флаг Российской Федерации

Будет сформировано логическое мышление, навыки работы с текстом учебника, знакомясь с иллюстрациями в учебнике

Будет сформировано уважение к государственным символам

Смогут высказать предположение, почему во время сражения воины стремились захватить знамя противника (Р).

Работая в группах, проанализируют, на каких зданиях в вашем городе, районе, области развевается флаг Российской Федерации, а на каких флаг республики, края (К)

§10

11

Из истории гимнов

6 неделя

Песнь во славу Отечества. Из истории гимнов нашей страны. Государственный гимн Российской Федерации

Гимн, государственный гимн Российской Федерации

Смогут охарактеризовать историю создания гимнов, проанализировать, как менялись символы при изменении государственного строя

Будет сформировано чувство гражданственности патриотизма уважение к государственным символам

Смогут высказать предположения, для чего гимны создавались в древности (Р).

Смогут познакомиться с гимном своего города, края (П)

§11

История Древнего мира

Раздел 1 Первобытный мир Глава 1 У истоков истории

12

Возникновение человека

6 неделя

Древнейшие предки человека. Занятия и жилища. Овладение огнем

Орудия труда. Каменный век, первобытные люди, собирательство

Научатся объяснять понятия: орудия труда, каменный век, первобытные люди, собирательство, показывать на карте места расселения первобытных людей

Будет сформирован историко-географический образ территории расселения первобытных людей

Смогут высказать версии отличия первобытного человека от обезьяны (Р).

Научатся давать характеристику орудиям труда первобытного человека, определять, какую роль они играли в жизни людей и анализировать изменения в жизни людей, происшедшие в результате использования огня (П).

Смогут составить рассказ о занятиях первобытных людей (К)

§1

13

Появление современного человека

7 неделя

Неандертальский человек, современный человек, род и племя

Родовая

община

Научатся называть и характеризовать новые изобретения человека, выделять признаки родовой общины

Смогут доказать и аргументировать свое мнение, что изобретение лука, стрелы, копья и гарпуна изменило жизнь людей в глубокой древности

Смогут высказать предположения, как повлияло изменение климата на жизнь и занятия людей (Р).

Научатся на основе технологии продуктивного чтения, работая с текстом учебника (стр. 15), выделяя признаки родовой общины самостоятельно дать определение «родовой общине» (П).

Смогут выразить свое мнение на утверждение «Борьба за существование научила людей всему» (К)

§2

14

Зарождение искусства и религиозных верований

7 неделя

Знания первобытных людей. Представления об окружающем мире

Миф,

скульптура, живопись,

обряд, магия

Смогут объяснить значение понятий: миф, скульптура, живопись, обряд, магия, характеризовать верования первобытных людей

Будут осознавать значение мифов, как памятников духовной культуры древних народов и исторических источников

Научатся выдвигать версии о происхождении наскальной живописи (Р).

Работая с текстом учебника и иллюстрациями в учебнике, смогут объяснить, почему среди рисунков древних художников преобладали изображения крупных животных (П).

Смогут, работая в группе, придумать вариант мифа, объясняющего какое-либо явление природы (К)

§3

15

Человечество на пути

к новому обществу

8 неделя

Первые земледельцы и скотоводы. Изобретение ткацкого станка и керамики. Наступление металлов. Соседская община. Появление нового общества

Керамика

Научатся обобщать информацию и делать выводы об изменениях, связанных с появлением земледелия

Смогут давать собственную оценку изменениям, произошедшим в результате перехода к земледелию и скотоводству

Смогут выдвинуть версии, кого называли знатью (Р).

Научатся находить достоверную информацию, о том, как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству (П).

Смогут высказать свое мнение по вопросу «Можно ли было с исчезновением родовой общины избежать появления неравенства». Свое мнение аргументировать (К)

§4

Раздел 2 Древний Восток

16

Образование государства в долине Нила

8 неделя

Природа Древнего Египта. Образование государства Древний Египет

Ирригация, государство

Научатся характеризовать природные условия Египта и их влияние на занятия жителей

Смогут высказывать свое мнение и давать оценочное суждение об объединении Египта и создании государства Древний Египет

Смогут выдвинуть версии «Почему древнегреческий историк Геродот назвал Египет «даром Нила» (Р).

Смогут объяснить, почему без создания ирригационной системы в Египте земледелием заниматься было бы невозможно (П).

Смогут высказать свою точку зрения «Можно ли говорить на примере Древнего Египта о связи между природными условиями страны и занятиями жителей», привести примеры, подтверждающие эту точку зрения (К)

§5

17

Религиозные верования в Древнем Египте

9 неделя

Боги Древнего Египта. Миф о боге Осирисе. Представления о загробном мире. Почитание животных

Боги, гробница, бальзамирование

Смогут характеризовать религиозные верования в Древнем Египте

Смогут выразить свое отношение о нравственности и гуманистических ценностях древнеегипетской религии

Обучающиеся смогут классифицировать богов Древнего Египта и дать логическое объяснение, почему египтяне почитали тех или иных богов больше всего, а также выяснить, зачем египтяне - язычники строили храмы (П).

Научатся составлять простой план мифа об Осирисе, используя памятку №4 (Р)

§6

18

Правитель Древнего Египта

9 неделя

Фараон. Пирамиды Древнего Египта

Фараон, древнеегипетские пирамиды

Научатся характеризовать полномочия, которыми обладал фараон, и объяснять в чем проявлялось обожествление фараона

Смогут выразить свое отношение к древнеегипетским пирамидам, как к одному из чудес света и важнейшему памятнику исторической архитектуры

Смогут выдвинуть версии, почему смерть фараона считалась потрясением для всей страны (Р).

Смогут составить рассказ о фараоне от имени древнего египтянина (П, К)

§7

19

Подданные фараона

10 неделя

Вельможи и чиновники. Жрецы. Воины. Земледельцы и ремесленники.

Рабы

Жрецы,

святилище

Смогут описать жизнь египетского вельможи, чиновника, писца, жреца, воина, земледельца, раба по приведенным рисункам, документам и материалам параграфа; проанализировать положение социальных слоев древнеегипетского общества,

Смогут дать оценку жизни жителей Древнего Египта с позиции справедливости, представляя ее с точки зрения древних египтян и человека

XXI века

Знакомясь с иллюстрациями в учебнике, смогут спрогнозировать, чья жизнь была особенно трудной в Древнем Египте (Р).

Научатся составлять описание рисунка, приведенного в учебнике по заданному алгоритму (стр.50, из чего состояло вооружение египетского воина) (П, Р).

Смогут составить рассказ от имени земледельца, как прошел его день, включая в рассказ описание одежды, земледельца, его дома, обеда, работы на поле (К)

§8

20

Повседневная жизнь древних египтян

10 неделя

Жилище, одежда, еда, семья, праздники и развлечения древних египтян

Храм

Смогут охарактеризовать жилища, одежду, быт древних египтян, используя рисунки в учебнике и текст параграфа

Будет сформировано уважительное отношение к культуре Древнего Египта

Смогут высказать предположения, почему гробницы и храмы строили из камня, а дома из недолговечного материала (Р).

Смогут составить рассказ о древнеегипетской семье: а) знатного человека, б) земледельца, ремесленника (П, К)

§9

21

Культура Древнего Египта

11 неделя

Письменность, научные знания, образование, искусство Древнего Египта

Иероглифы

Научатся рассказывать о письменности древних египтян

Смогут высказывать суждения о вкладе научных знаний и достижений искусства древних египтян в мировую

культуру

Научатся работать по плану, характеризуя научные знания древних египтян (Р).

Научатся описывать произведения древнеегипетского искусства (П).

Научатся высказывать свое мнение о художественных достоинствах древнеегипетского искусства

§10

Глава 3 Древняя Азия

22

Шумер и

Аккад

11 неделя

Природные условия занятия населения, шумеры, шумерская культура, Аккад. «Поэма о Гильгамеше»

Междуречье, город-государство, клинопись

Научатся показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии, раскрывать значение понятий: Междуречье, город-государство, клинопись

Смогут высказывать суждения о достижениях древних шумеров

Смогут по предложенному алгоритму сравнить природные условия Египта и Шумера.

Научатся составлять план ответа к теме «Достижения древних шумеров» (П). Смогут выразить свое мнение об общих закономерностях образования государства в Древнем Египте и Междуречье (К)

§11

23

Древний

Вавилон

12 неделя

Вавилонское царство при Хаммурапи. Религиозные верования вавилонян. Чудеса Вавилона

Деспотия,

закон

Смогут объяснить понятие закон, рассказывать о жизни Древнего Вавилона. Характеризовать источники, «Из законов царя Хаммурапи», объясняя, почему было

ограничено долговое рабство

Смогут объяснить, почему имя царя Хаммурапи вошло в мировую историю

Смогут высказать версии, каковы были источники рабства в Вавилоне (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам «Религиозные верования вавилонян, шумеров и древних египтян» (составят таблицу).

Смогут выражать свое отношение к словам греческого историка Геродота «Вавилон устроен так прекрасно, как ни один из известных наших городов», подтверждая свою точку зрения примерами (К)

§12

24

Ассирийская держава

12 неделя

Местоположение и природные условия. Ассирийское войско. Отношение ассирийцев к населению покоренных областей и стран

Военная

держава

Научатся показывать на карте территорию Ассирийской державы, называть особенности государства и общества, рассказывать об управлении государством, его подъеме и крушении

Будет сформирован историко-географический образ Ассирийской державы

Смогут высказать предположения, как местоположение и природные условия повлияли на занятия населения (Р).

Работая с текстом учебника, смогут проанализировать ассирийскую армию и сравнить её с армиями других государств Древнего Востока (П).

Существует точка зрения, что в Ассирии имелись многочисленные группы населения, жившие исключительно ради войны и за её счет. Согласны ли вы с данным утверждением? Свою точку зрения подтвердите (К)

§13

25

Финикия

13 неделя

Природные условия и занятия населения. Первые мореплаватели. Финикийский алфавит

Финикийские города - Тир, Библ, Сидон, Арвад; пурпур, колонии,

алфавит

Научатся давать определения понятиям: пурпур, колонии, алфавит; научатся находить на карте основные финикийские города

Смогут оценить культурный опыт древних финикийцев и выразить свое отношение к нему

Научатся прогнозировать, объясняя причины возникновения финикийского алфавита (Р).

Научатся работать с дополнительными историческими источниками и информационными ресурсами Интернета (П).

Смогут составить рассказ от имени финикийца о морском путешествии, отметив цель поездки, маршрут и ход путешествия. Смогут подготовить и представить презентацию о финикийских изобретениях (К)

§14

26

Древняя

Палестина

13 неделя

Природные условия Палестины. Ветхий Завет. Борьба евреев с филистимлянами. Древнееврейское царство

Библия,

Ветхий Завет, единобожие, ковчег

Изучат по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Научатся объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами

Смогут оценивать Библейские мифы и сказания, как исторический и нравственный опыт еврейского

народа

Смогут объяснить почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней (Р, П).

Смогут найти главные отличия религии древних евреев от египетской и вавилонской (П).

Смогут назвать главные из десяти заповедей, данных Моисею и оценить их в современном мире (К)

§15

27

Древняя Персия

14 неделя

Создание Персидской державы. Персидская держава при Дарии I. Персидская армия. Религиозные верования древних персов

Государство, держава, великая держава

Обучающиеся смогут объяснить процесс государственного объединения Древнего Востока (Египта и Западной Азии) в рамках Персидской державы. Получат возможность научиться показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу

Смогут понимать и давать оценку действий персов с позиций жителей Древнего Востока (перса, ассирийца, финикийца, вавилонянина, еврея, египтянина)

Научатся высказывать предположения, почему многие завоеванные народы принимали персидского царя, как освободителя (Р).

Научатся сравнивать, анализировать, составляя таблицу по заданным признакам, персидскую и ассирийскую армии: что между ними общего, чем различались (П). Смогут выразить свое отношение к утверждению, что Персидская держава по размерам территории превзошла все ранее существовавшие государства Древнего Востока. Смогут доказать свою точку зрения (К)

§16

28

Древняя

Индия

14 неделя

Местоположение и природа. Древнейший период в истории Индии. Арии. Возникновение Варн. Знаменитые поэмы Индии

Государство, джунгли, сахарный тростник, переселение душ, «Рамаяна»

Обучающиеся смогут характеризовать природу и климатические условия Древней Индии, занятия населения;

показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, рассказывать о древнейшем периоде в

истории Индии

Будет сформировано уважительное отношение к индийской истории и культуре

Научатся прогнозировать, объясняя ,в чем смысл деления индийского общества на Варны (Р).

Научатся структурировать материал, сравнивая природные условия Индии и других государств Древнего Востока, используя памятку в учебнике №8 (П).

Смогут выразить свое отношение к индийским поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна», определить их нравственный смысл

§17

29

Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии

15 неделя

Индуизм. Буддизм. Повседневная жизнь в Древней Индии

Каста,

брахманы, отшельник, «неприкасаемые», неравенство, Будда, буддизм

Обучающиеся смогут объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны

Обучающиеся смогут определять и объяснять свои оценки учения Будды с позиции человека XXI века

Обучающиеся смогут спрогнозировать причины широкого распространения буддизма среди жителей Древней Индии (Р).

Обучающиеся смогут сравнить положение различных слоев населения индийского общества (П).

Обучающиеся смогут подготовить сообщение о достижениях древних индийцев, используя различные источники информации (К)

§18

30

Древний

Китай

15 неделя

Образование единого Китайского царства. Правление династии Цинь.

Самый знаменитый мудрец Древнего Китая. Открытия и изобретения древних китайцев


Южно-Китайское море, гунны, Великая Китайская стена.

Научатся рассказывать о правлении Цинь Шихуанди, используя памятку №3, характеризовать открытия и изобретения, которые были сделаны древними

китайцами

Смогут дать оценку культурному вкладу древних китайцев в мировую цивилизацию

Смогут высказать предположения, для чего китайцы строили Великую китайскую стену (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам природные условия Китая, Египта и Месопотамии. Чем они различались и как влияли на занятия древних китайцев (П).

Смогут высказать свое мнение об отношении к системе взаимной ответственности, существовавшей в Древнем Китае (К)

§19

Раздел 3 Древняя Греция Глава 4 Древнейшая Греция

31

Природа Древней Греции и занятия древних

греков

16 неделя

Балканский полуостров и его природа. Занятия древних греков. Древние греки и море

Античность, эллины

Научатся показывать и характеризовать на карте месторасположение Древней Греции, её природные условия и объяснять, как они повлияли на занятия древних греков (используя памятку № 5)

Будет сформирован историко-географический образ Древней Греции

Научатся прогнозировать занятия древних греков, знакомясь с территорией расселения (Р).

Смогут по заданным признакам сравнить природные условия Древней Греции и стран Древнего Востока (П).

Работая с исторической картой, текстом учебника и историческим источником, смогут составить рассказ о путешествиях древних греков (П, К)

§20

32

Древнейшие государства Греции. Крит и Микены

16 неделя

Остров Крит. Миф о Минотавре и Тесее. Археологическое подтверждение мифа. Критская

держава. Древние Микены

Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Остров Крит, герои мифа о Тесее и Минотавре, Дедал и Икар,дорийцы

Научатся определять и комментировать местонахождение Критского царства и Микен, выявлять и характеризовать отличительные признаки критской цивилизации

Смогут выявить нравственный контекст в мифе о Дедале и Икаре

Научатся высказывать версии, что помогло царям Крита властвовать на всем Эгейском море (Р).

Работая с текстом учебника, смогут выявить различия в жизни людей на Крите и в Микенах и определить, что было общего у этих государств с государствами Древнего Востока (П).

Используя дополнительную литературу и источники Интернета, смогут подготовить рассказ о том, как был найден Кносский дворец (К)

§21

33

Верования древних

греков

17 неделя

Греческие боги. Религиозные церемонии. Боги и люди

Мифы

Научатся извлекать информацию из древнегреческой мифологии, определяя ,где вымысел, где исторический факт

Будет сформировано уважительное отношение к древнегреческой мифологии, как важному источнику исторической информации

Смогут высказать версии, почему греки называли своих богов олимпийцами (Р).

Смогут составить сравнительную таблицу «Отличие греческих богов от богов Египта» (П).

Смогут подготовить сообщения, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета об одном из подвигов Геракла (К)


§22

34

«Илиада» и «Одиссея» правда и вымысел

17 неделя

Древние певцы и сказатели. Гомер.

О чем рассказывает «Илиада». О чем рассказывает «Одиссея». Как поэмы Гомера помогли найти Трою

Поэма, Гомер. Ахиллес. «Ахиллесова пята», «Троянский конь»

Научатся рассказывать об основных героях и событиях поэм «Илиада», «Одиссея». Научатся давать определения понятиям, оценку персонажам поэмы

Развитие эстетического сознания через освоение общемирового культурного наследия - поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Научатся анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по заданным критериям (Р).

Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по истории Троянской войны и судьбе героев поэмы (П).

Смогут объяснить значение крылатых выражений «нить Ариадны», «ахиллесова пята», «Троянский конь», «яблоко раздора», и их использование в современной жизни


§23

Глава 5. Государства-полисы Древней Греции

35

Греческий полис-город государство

18 неделя

Полис и его жители. Земледелие в Греции. Колонизация и её значение

Аристократия, демос, власть, полис,

колонизация, метрополия, колония

Смогут объяснить понятия: аристократия, демос, власть, полис, колонизация, метрополия, колония

Будет сформировано отношение к греческому полису, как прообразу демократического устройства общества

Смогут высказать предположения ,почему греки основывали поселения вдали от родины (Р).

Смогут проанализировать природные условия Балканского полуострова. (П).

Смогут привести аргументы, доказывающие величие греческой колонизации (К)

§24

36

Установление демократического строя в Афинах

18 неделя

Первый афинский законодатель - Драконт. Реформа Солона и её значение в жизни афинского полиса. Тирания в Афинах

Драконт,

Солона

Смогут проанализировать причины недовольства демоса и прихода к власти Солона

Смогут дать оценку реформам Салона с позиции нравственности

Научатся работать по плану, сравнивая законы Драконта и Солона (Р, П).

Научатся доказывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия» и её роль в улучшении жизни основной массы народа (П).

Смогут выразить свое мнение по вопросу «Мог ли Солон провести такие реформы, чтобы все жители Афин остались довольны?»

§25

37

Спарта

19 неделя

Спарта и её жители. Законы Спартанского государства. Воспитание спартанцев, жизненные идеалы

Илоты. Лаконичная речь

Научатся показывать на карте территорию древней Спарты, характеризовать государственное устройство Древней Спарты, объяснять значение понятия «илоты», анализировать законы в Спарте

Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности спартанского общества

Научатся выдвигать версии, определяя цели, которые преследовал Ликург, вводя свои законы (Р).

Научатся работать с разными источниками исторической информации, определяя положение различных слоев населения Спарты и доказывая, что спартанское войско было действительно лучшим в Греции. (П).

Смогут изложить свое мнение о воспитании в Спарте, определяя цель, которую преследовало такое воспитание (К)

§26

Глава 6 Греко-персидские войны

38-39

Борьба греков за свою свободу

19 неделя

20 неделя

Причины, начало греко-персидских войн, сражение при Марафоне. Строительство греческого флота. Вторжение армии Ксеркса. Фермопильская битва. Саламинское сражение

Стратег, фланги,

триеры

Научатся объяснять причины греко-персидских войн, рассказывать о подвиге юноши, , сражении при Марафоне, смогут называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне, характеризовать военные и морские сражения и анализировать причины победы греков

Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности на основе подвига греков в битве при Марафоне, подвига 300 спартанцев и царя Леонида.

Научатся составлять рассказ о греко-персидских войнах, используя памятку №10, приведенную в учебнике (Р).

Научатся составлять хронологическую таблицу по заданным критериям (вопрос №1 стр. 154 учебник) (П).

Смогут высказать свои версии, почему маленький народ победил огромную военную державу

§27-28

Глава 7 Расцвет Греции и величие Афин

40

Греческий полис и его жители

20 неделя

Права гражданина. Воспитание гражданина. Рабы

Гражданин

Научатся давать характеристику различным слоям населения Греции, характеризовать права, которыми обладали греческие граждане, сравнивая с положением раба

Будет сформировано уважительное отношение к правам человека

Смогут высказать версии, кого греки считали гражданином (Р).

Работая с текстом учебника, выявят различия между воспитанием мужчины и женщины Греции (П).

Аристотель говорил: «…Одни люди по природе свободны, другие-рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо. Смогут выразить согласие или несогласие с этим утверждением. Обосновать свою точку зрения (К)

§29

41

Развитие демократии при Перикле

21 неделя

Хозяйственная жизнь Афин после греко-персидских войн. Управление в Афинах. Деятельность Перикла

Совет пятисот, гелиэя,

остракизм

Научатся характеризовать деятельность

Перикла, называя его заслуги в восстановлении и процветании Афин

Смогут делать выводы о роли личности в истории на примере деятельности Перикла в

Афинах

Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э. (Р).

Работая с текстом учебника, смогут проанализировать, что производили афинские ремесленники и почему Афины называли торговым центром Эллады (П).

Могут выразить свое отношение к остракизму - это плохо или хорошо? Привести доказательства своей точки зрения (К)

§30

42

Олимпийские игры

21 неделя

Место олимпийских игр в жизни греков. Основные состязания. Награждение победителей

Ипподром, атлет.

Стадион, олимпионик, церемония

Научатся характеризовать значение общегреческих праздников в жизни древних греков, рассказывать об организации и проведении Олимпийских игр, используя иллюстративный материал различных источников дополнительной информации

Формирование межэтнической толерантности к Олимпийскому движению

Научатся выстраивать версии, определяя значение Олимпийских игр для греков и для сегодняшнего дня (Р).

Научатся владеть смысловым чтением, вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию с помощью текстовых источников и иллюстраций, описывая соревнования, которые включались в Олимпийское движение (П).

Используя ИКТ, смогут найти и представить информацию об истории Олимпийских игр и выдающихся спортсменах различных олимпиад (К)

§31

43

Повседневная жизнь древних

греков

22 неделя

Одежда. Еда. Семья

Туника, агора

Научатся отбирать информацию из источников, предложенных учителем о повседневной жизни древних греков, рассказывать о жизни взрослых, воспитании и образовании детей в различных государствах Древней Греции

Будет сформировано уважительное отношение к социальному институту - семье. Смогут осознавать ценность здоровья для всех людей, роль оптимизма в восприятии мира человеком

Научатся планировать пути достижения целей, сравнивая труд и отдых жителей Древней Греции и Древнего Востока (Р). Научатся составлять рассказ о пире древних греков от лица одного из гостей, используя памятку № 3,5 (П, К).

Работая в группах, смогут представить диалог современного человека и древнего грека о семье. (Чему мог бы удивиться каждый из них) (К)

§32

44

Греческая наука

22 неделя

Любовь к мудрости - по-гречески «философия». История, медицина в Греции

Палестры, алфавит,

стило

Научатся рассказывать о том, как представляли устройство Вселенной древнегреческие ученые, раскрывать достижения древнегреческих ученых, об образовании в Древней Греции используя термины: палестры, алфавит, стило

Будет сформировано понимание значительного вклада древнегреческими историками-философами в общемировое культурное

наследие

Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию, на какие вопросы, греческие философы пытались найти ответы (Р).

Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным историческим источникам об ученых Древней Греции и их вкладе в мировую культуру (П).

Смогут представить свое мнение о Геродоте, которого часто называют «отцом истории». Обосновать свое мнение и привести аргументы, подтверждающие или опровергающие его (К)

§33

45

Архитектура и скульптура Древней Греции

23 неделя

Особенности греческой архитектуры. Афинский акрополь. Греческая скульптура

Фронтон,

дорическая и ионическая колонны,

ордер

Научатся представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, объяснять устройство древнегреческого храма, используя термины: фронтон, дорическая и ионическая колонны, ордер

Смогут оценить значение древнегреческой культуры в мировой истории

Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию, анализируя древнегреческие архитектурные постройки (Р).

Научатся описывать устройство древнегреческого храма, сравнивая его с древневосточными храмами, обобщать информацию о древнегреческих скульпторах и их произведениях, выявляя и объясняя различия между древнегреческим искусством и искусством Древнего Востока (П).

Используя ИКТ, смогут найти информацию о жизни и творчестве скульпторов Фидия, Мирона, Поликлета и представить информацию об одном из них, конкретизируя материал презентацией

§34

46

Рождение театра.

Театральные представления

23 неделя

Происхождение театра и его оборудование. Как проходили театральные представления. Великие поэты Греции

Трагедии, комедии, театр

Смогут объяснить историю создания и развития театра в Древней Греции, объяснять понятия трагедии, комедии, называть авторов трагедий и комедий, приводить примеры их творчества, раскрывать значение театра в жизни Древней Греции и в современном мире

Смогут объяснить вклад Греции в историю развития мировой культуры

Используя памятку № 3, смогут рассказать об оборудовании греческого театра и указать, чем он отличается от современного (Р).

Работая с историческими источниками информации и ресурсами Интернета, научатся подбирать информацию о великих трагиках Древней Греции (П).

Научатся работать в группе, взаимодействуя между собой и представляя трагедии и комедии древнегреческих поэтов (К)

§35

Глава 8 Упадок Греции. Возвышение Македонии

47

Греция и Македония в IV веке до н.э.

24 неделя

Пелопонесская война и ослабление греческих полисов. Укрепление Македонии при Филиппе II. Организация македонского войска. Установление власти Македонии над Грецией

Эллины

Научатся объяснять причины ослабления Греции после Пелопонесской войны, раскрывать роль Филиппа в возвышении Македонии, рассказывать о борьбе эллинов за независимость, используя текст учебника и историческую карту

Будет сформирован позитивный познавательный интерес к истории на примере личности Александра Македонского

Смогут высказать версии о том, каким образом Филиппу II удалось превратить Македонию в могущественное государство (Р).

Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут дать характеристику македонской армии (П).

Смогут подобрать факты и выразить свое мнение «Почему греки, успешно отразив нашествие персов, потерпели поражение от царя Македонии?» (К)

§36

Глава 9 Завоевания Александра Македонского

48

Он хотел завоевать весь мир

24 неделя

Начало правления Александра Македонского. «У его ног будет лежать весь мир». Индийский поход

Держава

Научатся показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского, рассказывать о покорении Александром Восточного Средиземноморья

Смогут давать оценку деятельности Александра Македонского, осознавать роль личности в истории

Научатся прогнозировать исторические события на основе ранее изученного материала по истории Древней Греции, отвечая на проблемный вопрос «Будет ли прочной держава Александра

Македонского?» (Р).

Используя памятку № 10, смогут составить рассказ о завоеваниях Александра

Македонского.

Используя различные источники дополнительной информации, смогут подготовить электронную презентацию об Александре Македонском (П)

§37

49

Александрия Египетская

25 неделя

Основание Александрии. Фаросский маяк. Великие ученые Александрии

Фаросский маяк

Научатся называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии - центре эллинистического мира

Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации

Смогут высказать свои предположения, почему Фаросский маяк называют чудом света (Р).

По памяткам № 3, 6 научатся рассказывать об Александрии Египетской (П).

Научатся, работая в группе, составлять кроссворд «Путешествие по Александрии Египетской».

Смогут подготовить сообщение «Великие ученые Александрии» (К)

§38

Раздел IV Древний Рим Глава 10 Ранний Рим

50

Древняя Италия и начало города Рима

25 неделя

Апеннинский полуостров. Италики. Основание Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Ромул-первый римский царь. Похищение сабинянок

Италики, латины, весталки

Научатся показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии; рассказывать о природных условиях и древних жителях Италии, используя текст учебника и историческую карту

Будет сформирован историко-географический образ древней Италии

Научатся высказывать версии, почему Италию называли «страной телят и овец» (Р).

Используя памятку № 8, научатся сравнивать природные условия Италии и Древней Греции и смогут сделать вывод, каким занятиям способствовали природные условия Италии (П).

Смогут подготовить сообщение о Древнем Риме и представить его, используя различные исторические источники и интернет-ресурсы (П, К)

§39

51

Рим в эпоху царей

26 неделя

Цари Рима. Этруски. Рим и этруски. Сервий Туллий

Этруски

Научатся характеризовать, как происходили выборы царей в Риме, сравнивать власть фараона в Египте и царя в Риме

Смогут охарактеризовать и оценить вклад этрусков в развитие римской цивилизации

Научатся высказывать предположения о жизни этрусков, работая с рисунками в учебнике (фрагменты росписи этрусской гробницы) (Р, К).

Работая в паре, используя текст учебника, научатся сравнивать реформы Сервия Туллия и Солона. Определят, что в них общего и чем они отличаются (П, К)

§40

52

Рождение Римской республики. Борьба

патрициев и плебеев

26 неделя

Падение царской власти и образование республики. Происхождение патрициев и плебеев. Причины борьбы. Ход борьбы. Успехи плебеев

Республика, консул, патриции, плебеи, народный

трибун

Научатся объяснять смысл понятий: республика, консул, патриции, плебеи, народный трибун, охарактеризовать причины падения царской власти в Риме

Будет сформировано представление о

социально-политическом устройстве Древнего Рима

Смогут по предложенному алгоритму определить устройство Римской республики (Р).

Смогут сравнить положение плебеев и патрициев, объяснить причины борьбы между ними (П).

Работая с документом (стр. 232, отрывок из «Законов двенадцати таблиц»), смогут высказать свое мнение «Чем положение должника в Риме отличалось от положения должника в Вавилонии времен царя Хаммурапи» (К)


§41

53

Завоевание Римом

Италии

27 неделя

«Горе побежденным», «Разделяй и властвуй», Пиррова победа

«Горе побежденным», «Разделяй и властвуй», Пиррова

победа

Научатся объяснять словосочетания:

«Горе побежденным», «Разделяй и властвуй», Пиррова победа

Смогут объяснить крылатое выражение, дошедшее до наших дней, «Пиррова победа» и объяснить в каком случае оно может быть применено в сегодняшней жизни

Научатся выдвигать версии, формулируя причины победы римлян над народами Апенинского полуострова (Р).

Работая с текстом учебника, смогут объяснить «Какие причины позволили Риму за короткий срок превратиться в хозяина Италии» (П).

Работая в парах, используя памятку № 10, составят план рассказа «Война римлян с галлами» (К)


§42

Глава 11. Расцвет Римской республики

54

Армия Древнего Рима

27 неделя

Вооружение римского легионера. Боевое построение легиона. Устройство римского лагеря. Осада крепости римским войском. Триумф

Легионер,

триумф

Достижения Римского военного искусства

Смогут оценить вклад римлян в развитие военного искусства

Работая с иллюстрациями в учебнике, смогут охарактеризовать вооружение римского легионера (Р, П).

Работая в группах, научатся сравнивать римский легион с греческой фалангой, назвав преимущества у легиона и фаланги (П, К).

Научатся составлять рассказ по иллюстрации «Триумфальная процессия в Риме», выражая свое мнение о значении данного события для полководца и его армии (К, П)

§43

55

Рим и

Карфаген

28 неделя

Первая Пуническая война (264-241 годы до н.э). Начало Ганнибаловой войны. Битва при Каннах (216 год до н.э.). Завершение Ганнибаловой войны. Третья Пуническая война (149-146 годы до н.э.)

Пунические войны

Научатся характеризовать причины конфликта между Карфагеном и Римом, использовать карту при характеристике военных событий пунических войн, объяснять причины победы Рима в пунических

войнах

Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций

Научатся работать по плану, заполняя таблицу «Пунические войны» (Р).

Работая с текстом учебника, смогут дать характеристику плану войны с Римом, разработанному Ганнибалом (П).

Смогут выразить свое мнение о Ганнибале, используя различные источники исторической информации (К)

§44

56

Завоевания Рима на Востоке

28 неделя

Рим и Македония. «Свобода Греции». Антиох III. Римляне в Азии. Покорение Греции. Римские провинции

Провинции

Научатся работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье

Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций

Научатся приводить аргументы, что Римская республика к концу II века до н.э. превратилась в самое могущественное государство во всем Средиземноморье (П).

Работая с картой, смогут определить и назвать территории, превращенные римлянами в провинции, и дать характеристику положению жителей в провинции (П).

Смогут оценивать римские завоевания с нравственных позиций, аргументируя свое мнение (К)

§45

57

Государственное устройство Римской республики

29 неделя

Народное собрание. Магистраты.

Сенат

Народное собрание магистраты, сенат

Научатся характеризовать устройство Римской республики, роль сената в Риме

Смогут объяснить вклад Римской республики в развитие демократических традиций

Смогут высказать предположение: «Могло ли государственное устройство Рима быть долговечным?» (Р).

Научатся сравнивать Народное собрание в Риме и в Афинах (П).

Смогут составить рассказ об увиденном и услышанном, представляя, что попали на заседание римского сената, используя памятки № 3, 5 (П, К)

§46

58

Римское общество: его нравы и обычаи

29 неделя

Нобилитет. Плебеи. Римская семья. Идеал гражданина

Нобилитет, всадники, патрон, клиенты

Научатся описывать жизнь римлян, относящихся к разным слоям общества, по плану, предложенному

учителем

Будет сформировано уважение к семейным традициям на примере изучения жизни римских семей, их традиций и ценностей

Смогут высказать предположения, что могло объединить разные слои римского общества (Р).

Работая с текстом учебника, смогут дать характеристику каждой группе населения римского общества (П).

Смогут выразить свое отношение к идеальным качествам римского гражданина и желание или нежелание им соответствовать (К)

§47

59

Повседневная жизнь римского общества

30 неделя

Римский дом.

Одежда римлян. Развлечения римлян. Верования римлян

Амфитеатр, гладиатор

Научатся сравнивать повседневную жизнь древних римлян и древних греков

На примере образования в Древнем Риме будет сформирован устойчивый познавательный интерес к предмету

Работая с памяткой № 4 в учебнике, смогут составить рассказ об одежде римлян (Р).

Научатся работать с дополнительной исторической литературой. Выяснят имена римских богов и сопоставят их с именами известных греческих богов (П).

Смогут выразить свое отношение к гладиаторским боям и состязаниям колесниц в Риме: «О каких человеческих качествах римлян может свидетельствовать это увлечение» (К)

§48

60

Рабство в Риме

30 неделя

Положение рабов. Восстание Спартака (974-71 годы до н.э.)

Вольноотпущенник, раб

Смогут определить источники рабовладения в Древнем Риме и объяснить причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту

Смогут дать нравственную оценку римскому рабовладению и восстанию Спартака

Смогут высказать предположения, почему рабы работали плохо (Р).

Работая с текстом учебника, смогут объяснить, почему именно в истории Рима были массовые восстания рабов и почему эти восстания терпели неудачу (П).

Смогут выразить свое мнение «Почему именно в Риме возникла поговорка «Сколько рабов, столько врагов» (К)

§49

Глава 12 Кризис и падение Римской республики

61

Начало

гражданских войн в Риме

31 неделя

Причины гражданских войн, Братья Гракхи. Марий и Сулла. Диктатура Суллы

Гражданская война,

реформы

Смогут объяснить понятия реформа и гражданские войны, рассказывать, как изменилось положение крестьян и других свободных людей в Древнем Риме, объяснять причины и результаты реформ, рассказывать о судьбе братьев Гракхов

Смогут дать нравственную оценку гражданским войнам в Риме

Научатся высказывать предположения, объясняя причины гражданских войн в Риме (Р).

Научатся, работая с текстом учебника, устанавливать причины поражения братьев Гракхов (П).

Смогут высказать свое мнение по вопросу: «Могли ли преобразования Суллы вывести республику из кризиса», приводя примеры, подтверждающие эту позицию (К)

§50

62

Гай Юлий Цезарь

31 неделя

Первый триумвират. Завоевание Галлии (58-51 годы до н.э.) Жребий брошен. Диктатура Цезаря». «И ты Брут»

«Перейти Рубикон», «Жребий брошен»

Смогут объяснить словосочетания: «Перейти Рубикон», «Жребий брошен» и можно ли их употреблять в современной жизни. Смогут охарактеризовать реформы Цезаря и, почему считается, что он опередил время

Смогут дать нравственную оценку личности Цезаря как полководца, правителя, высказывать суждения о его роли в истории

Научатся высказывать версии: «Почему возник заговор против Цезаря?» (Р).

Научатся выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь (П).

Работая в группах, используя дополнительную литературу, научатся составлять таблицу по заданным признакам

«Основные вехи биографии Цезаря» (К)

§51

63

Октавиан Август и

рождение Римской республики

32 неделя

Второй триумвират. Гибель республики. Октавиан и Антоний. Рождение Римской империи

Империя

Научатся объяснять причины поражения сторонников республики, объяснять причины завершения гражданских войн в Риме, характеризовать правление Октавиана Августа

Смогут оценить социально-политическое устройство Рима в правление Октавиана Августа (после падения Римской республики)

Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики (Р).

Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики.

Научатся готовить тематические сообщения и проекты о великих людях последнего века Римской республики (П).

Смогут представить свое мнение в виде письменного ответа на вопрос: «Почему римляне, ненавидя царскую власть, признали единоличную власть Октавиана Августа?» (К)

§52

Глава13 Римская империя

64

Императоры Рима I-II веков

32 неделя

Расцвет империи. Нерон (54-68 годы) император-актер; Веспасиан

(69-79 годы) император-шутник;

Марк Аврелий

император-философ; Коммод (180-192 годы) император-гладиатор

«Какой артист погибает»

Смогут назвать имена знаменитых императоров Рима

Смогут дать оценку действиям римских императоров II века

Научатся по заданному плану составлять характеристику римских императоров (Р).

Работая с текстом учебника, смогут объяснить, при каких обстоятельствах появились высказывания «Какой артист погибает», «Деньги не пахнут».

Смогут составить письменный ответ на вопрос «Во время каких императоров вы бы хотели жить в Риме, а во время каких нет», используя аргументы (П). Подготовят презентацию о римских императорах и представят ее на уроке (К)

§53

65

Вечный

город

33 неделя

На улицах Рима. На форуме. В Колизее. В Пантеоне. В термах

Колизей, форум, пантеон, термы

Обучающиеся смогут ознакомиться с архитектурным ансамблем древнего Рима; смогут оценить назначение общественных учреждений в большом городе Древнего мира

На примере древнеримской архитектуры будет сформировано осознанное отношение к общекультурному мировому наследию

Научатся работать по плану, приводить доказательства, что II век был действительно «золотым веком» Римской империи (Р).

Научатся сравнивать по заданным признакам «золотой век» республики и империи? (Как изменилось положение различных слоев населения. Кто потерял особые привилегии?) (П).

Смогут подготовить и представить презентацию о культурных памятниках древнего Рима (К)

§54

66

Культура Римской

империи

33 неделя

Римляне-строители. «Закон суров, но это закон». Римская поэзия

Законы

двенадцати таблиц

Смогут проанализировать смысл выражения «Все дороги ведут в Рим»;

познакомятся с римскими поэтами Вергилием, Горацием, Овидием

Смогут оценить вклад римского права в мировую юриспруденцию

Смогут высказать свои предположения, объясняя выражение «Все дороги ведут в Рим» (Р).

Смогут работать в парах по заданию: «Сравнить по заданным признакам достижения греков и римлян в культуре, указывая, в чем греки превзошли римлян, а римляне греков. Свое мнение аргументировать» (П, К)

§55

67

Возникновение христианства

34 неделя

Проповедь Иисуса Христа. Христианская церковь. Гонения на христиан. Император Константин и победа христианства

Христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостол

Научатся раскрывать значение терминов и понятий: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы.

Получат возможность рассказывать, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи; Составят исторический портрет императора Константина

Смогут дать оценку принятия христианства для истории Древнего Рима

Смогут высказать свои версии, почему римские власти враждебно относились к христианам (Р).

Работая с текстом учебника в технологии продуктивного чтения, смогут объяснить причины распространения христианства по всей Римской империи (П, К)

§56

68

Римская

империя в III- V веках

34 неделя

Кризис рабовладельческих отношений. Императорская власть. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи

Колоны

Научатся показывать на карте направление переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи, называть и объяснять причины

падения Западной

Римской империи

Будет сформирована нетерпимость к любым видам насилия на примере вторжения варварских племен в Рим

Смогут высказать предположения, почему рабов заменяют колоны (Р).

Смогут объяснить, работая с текстом учебника и картой в конце учебника, что означало «Великое переселение народов» (П, К). Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, смогут подготовить письменное обоснование, почему пала именно Западная Римская империя, а Восточная Римская империя, получившая название Византийской империи, будет существовать еще в течение многих столетий

§57

















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.








Список литературы

  • История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. (Андреевская и др.). Изд.-М.: «Вентана - Граф».

  • Вопросы и задания по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.И. Старобинская, Изд.-М.: АФКТИ, 2003г.

  • Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. А.В. Биберина, Изд.-М.: «Сфера», 1998 г.

  • Электронное учебное пособие.История Древнего мира.5 класс.

  • Дидактический материал: - тесты по теме «Что изучает история», "Первобытный мир", "Древний Восток", "Древняя Греция", "Древний Рим"

  • Презентации уроков Интернет ресурсы: mir-ssylok.narod.ru/vi_dm.htm

  • Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. - М.; Восточная литература, 1994.

  • История Древнего Востока. - М.: Наука, 1988.

Интернет ресурсы: bibliotekar.ru/istoriya/

© 2010-2022