Политическая раздробленность на Руси

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

Тема: Политическая раздробленность на Руси

Дата проведения: 3 марта 2017 года

Класс: 6 Г

Учитель: Даричева Мария Александровна, г. Мытищи, МБОУ СОШ № 28.

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о развитие Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII века, выявление причин и последствий политической раздробленности.

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать знания о причинах политической раздробленности Древнерусского государства;

  2. Узнать основные уделы, образовавшиеся в период политической раздробленности;

  3. Выяснить положительные и отрицательные последствия политической раздробленности.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию критического мышления учащихся;

  2. Формировать умения анализировать и делать выводы;

  3. Содействовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию информационной культуры;

  2. Развивать умения работы в группах, находить компромисс в решении; умение слушать друг друга

  3. Продолжить формирование чувства уважения, интереса к истории своей страны, к людям, творившим эту историю

  4. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документами.

Предметные развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом, овладение понятиями раздробленность, эксплуатация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход урока.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Ребята, из какого произведения эти слова? Правильно, из басни Крылова Ивана Андреевича «Лебедь, рак и щука». О чем это произведение?

О единстве, о том, что если нет согласья, то никакое дело спориться не будет. Разрозненность действий никому не принесет успеха.

К сожалению, и у нас на Руси было такое время, когда не было единства между князьями

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карты на доске. Какие вы видите изменения в территории древнерусского государства с X по XII вв? Как это называется? Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?


«Политическая раздробленность на Руси»

Ребята, а что такое раздробленность?

- Закономерный распад единого государства на ряд более мелких полунезависимых государств при сохранении языкового, религиозного и культурного единства. Когда происходит усиление отдельных земель, а не центра, в нашем случае Киевского княжества.

Постановка проблемного вопроса.

Ребята, вспомните из истории Средних веков, ли подобный процесс в странах Европы?

Да, в Германии, Англии, Франции.

А вспомните пожалуйста к чему привела раздробленность в этих странах?

Войны усобицы,

А положительные моменты были?

Да, экономический подъем отдельных земель, расцвет культуры.

Ребята, как вы думаете, изучая раздробленность на Руси, что мы должны выяснить, какие цели поставить?

Как жилось людям во время политической раздробленности?

Каковы были причины раздробленности Руси?

Найти плюсы и минусы, то есть последствия политической раздробленности на Руси?

План урока

  1. Причины раздробленности.

  2. Роль церкви в условиях распада Руси.

  3. Идея единства Руси.

  4. Государственное управление в период раздробленности.

  5. Международные связи русских земель.

  6. Развитие русской культуры

  7. Последствия раздробленности на Руси.


Актуализация знаний

А теперь, давайте вспомним, какие события происходили на Руси перед раздробленностью. Дома я просила повторить вас параграф 8, а пока мы повторяем, я попрошу двоих учеников выйти к доске:

1 ученик пишет даты

2 ученик определения

Итак, ребята, в каком году умер Ярослав Мудрый?

1054 год - смерть Ярослава Мудрого; раздел земель между сыновьями на уделы: Изяслав - Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль. Удел - - надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода. Ребята, вспомните, какой наказ оставил Ярослав Мудрый своим детям?

«Если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. Если же, будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих!» Выполнили ли его наказ наследники?

Нет, начались междоусобицы.

Ребята, какое событие произошло в 1097 году?

Любечский съезд, почему он был созван? И кто настоял на съезде?

Владимир Мономах, т. к. русская земля изнемогала от княжеских раздоров и набегов половцев.

К какому решению пришли князья на этом съезде?

  1. Объединяться, в случае внешней угрозы, то есть против половцев.

  2. Что каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, - «каждый да держит отчину свою», вот этот принцип закреплял начавшееся разделение Русских земель на отдельные княжества.

Вспомните, кто временно приостановил распад Руси

Владимир Мономах 1113-1125 и Мстислав Великий 1125-1132.

Работа в парах

Ребята, давайте определим с вами, когда же началась раздробленность на Руси? Дату вам нужно вычислить, давайте поработаем в парах.

Задание. Вам необходимо вместо словесной характеристики события подставить дату и выполнить математическое действие, икс есть дата начала феодальной раздробленности.

( восстание в Киеве + 1-й поход общерусской рати против половцев + съезд в Любече + 75) : 3 = Х.

(1113+1111+1097+75) : 3 = 1132.

Итак, это 1132 год - то есть раздробленность началась после смерти Мстислава Великого.

Причины раздробленности.

Теперь ребята, нам нужно выяснить причины распада Древнерусского государства.

Работа по вариантам

Первый вариант выписывает политические причины раздробленности, а второй вариант экономические причины.

А что значит экономические причины (связанные с хозяйственной жизнью людей) а политические (связанные с особенностью государственного управления). 5 минут

Политические:

  1. Междоусобицы между князьями

  2. Изменился порядок владения землей. Князья наделяли землей своих старших дружинников.

  3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя

  4. Не было твердого и определенного порядка наследования киевского престола

  5. Удельные князья стремились закрепить свою власть на определенной территории и передавать ее по наследству своим сыновьям.

  6. Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками

  7. Киевский престол стал малопривлекательным

Экономические:

  1. Росли новые городские центры

  2. Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов

  3. Упадок торгового пути «из варяг в греки» из-за нападения половцев. Поиск новых путей обогащения

  4. Основа богатства бояр уже не дань, а эксплуатация (присвоение результатов труда) населения их вотчин.


Работа в группах

Причины выяснили, теперь делимся на 6 групп. Раздаю листочки с заданием и вопросами группам.

1 группа работает с 3 пунктом,

«Роль Церкви в условиях распада Руси»

Вопросы:

1. Какая сила в условиях раздробленности в какой -то мере объединила страну? (Русская православная церковь)

2. С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период раздробленности? (призывало людей к единству, выступало за прекращение усобиц, говорило о необходимости защиты и сохранения веры предков, единого Отечества).

2 группа работает с 4 пунктом.

«Идея единства Руси»

Вопросы:

  1. Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого? (нет, т.к. в отдельных княжествах жили люди, составляющие единую древнерусскую народность. Был единый язык, религия. Во всех княжествах судили по законам Русской правды. В Киеве жил митрополит, который руководил всеми священнослужителями).

  2. В какие моменты особенно обострялось чувство принадлежности к Русской земле? ( в период обострения внешней опасности, которая исходила прежде всего от половцев).

  3. О чем повествует нам произведение «Слово о полку Игореве?

(о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 году).

Ребята, а теперь задание для всех: у вас на столе лежит документ - отрывок из «Слова о полку Игореве». Прочтите и ответьте на вопрос.

«Слово о полку Игореве» (фрагмент)

«Уже, братья, невесёлое время настало, уже степь силу русскую одолела. Обида встала в силах Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, взмахнула лебедиными крылами на синем море у Дона: прогнала времена счастливые. Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победами на землю Русскую. <...>

О, стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским. Стали стяги его ныне Рюриковы, а другие Давыдовы, но врозь они веют, несогласно копья поют.»

Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»?

В отсутствие единства русских князей.

Физминутка

Ребята, снова кочевники напали на Русь. Предлагаю несколько упражнений (натянуть стрелы, закрыть землю, вытащить меч). Молодцы, отстояли свои земли!!!

3 группа работает с 5 пунктом

«Отношения Руси с кочевниками»

Вопросы:

  1. Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси (она была подорвана).

  2. Кто снова стал совершать набеги на Русь? (половцы).

  3. На какое предательство шли некоторые князья в борьбе за власть? (призывали половцев для борьбы друг с другом, а в качестве расплаты половцы получали право грабить русские земли).

  4. Какая земля особенно страдала от набегов половцев?

(Киевская, Киев терял свое значение. Появлялись новые города, которые затмевали его своим богатством и другие княжества не желали ему больше починяться).

4 группа работает с 6 пунктом

«Государственное управление в период раздробленности»

Вопросы:

  1. На сколько частей распалась Русь в середине 12 века? (на 15 княжеств)

  2. Каким было государственное управление в период раздробленности? (в каждом княжестве было свое войско, меры длины и веса, самостоятельная внешняя политика, наиболее могущественные князья стали именовать себя великими, отношения между князьями регулировались обычаями и заключавшимися между ними соглашениями).

  3. Что такое удел? (владение младших членов княжеского рода, передавались по наследству)

  4. Какой была цель князей? (не захватить власть во всей Руси, а укрепить свое княжество)

5 группа работает с 7 пунктом

«Международные связи русских земель»

Вопросы:

  1. Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель? (нет)

  2. С кем торговали русские княжества? (с соседними княжествами, со странами Европы, Кавказа, Востока)

6 группа работает с 8 пунктом

«Развитие русской культуры: формирование региональных центров»

Вопросы:

  1. Какие изменения произошли в русских городах во время раздробленности? (рост старых городов и появление новых)

  2. Почему столицы княжеств становились культурными центрами? (здесь велось большое строительство. Возводились храмы и дворцы из камня)

  3. Какие памятники культуры появились в этот период? (Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, храмы Новгорода, Чернигова, Пскова и других городов).

Молодцы, ребята!!!

Итак, Русь в середине XII в. раскололась на 15 самостоятельных княжеств. В каждом княжестве - своя династия, свое войско, деньги, меры длинны и веса.

В пределах крупных княжеств выделялись уделы - наследственные

земельные владения младших членов княжеского рода.









Решение проблемного вопроса

Теперь нам предстоит выяснить последствия раздробленности Руси. В чем плюсы и минусы данного процесса.

Задание для всех.

Прочтите пункт № 9 на стр. 106 и выделите положительные и отрицательные последствия.


Положительные

Отрицательные

- развитие хозяйственной жизни

- строительство городов

- расцвет культуры

- освоение новых земель

- усобицы

- дробление княжеств между наследниками

- ослабление обороноспособности Руси.

Связь с современным миром.

Достаю карту Руси во время раздробленности, раздаю каждой группе по княжеству.

Ну вот, ребята, теперь вы самостоятельно владеете каждый своей землей. Расскажите мне, пожалуйста, как вам живется на вашей земле? Какие задачи вам теперь как князьям нужно решать?

- Предлагаю поразмышлять: хорошо или плохо жить в раздробленном государстве?

- предлагают свои варианты, высказывают свои мысли по этому поводу.

Ребята, а вы можете привести примеры раздробленных государств в современном мире?

-Югославия

-Украина

Я предлагаю объединить наши земли в единое государство! Давайте мне ваши княжества.

- прочное ли государство получилось в результате объединения?

- долго ли будет жить такое государство?

- от чего или от кого зависит прочность государства? (если останется время).

-в конце урока ученики приходят к выводу, что единое государство лучше, чем раздробленное: сильнее, обороноспособнее….

Ребята, давайте вернемся в басне Крылова, еще раз, о чем это произведение?

О единстве, а оно возможно тогда, когда есть согласие, понимание, уважение и, конечно, все начинается с семьи, как наказывал Ярослав Мудрый своим детям, нужно «…жить в любви между собой…», тогда и в семье и в государстве все будет хорошо!

Рефлексия по двум направлениям:

  1. Все ли поняли по сегодняшнему уроку? Прошу поднять руки.

  2. Как чувствовали себя на уроке: комфортно или была скованность. Прошу дорисовать смайлики.

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: параграф 12, контурная карта на стр. 6. Выписать в тетрадь причины политической раздробленности и последствия.


© 2010-2022