Урок Образование и культура В XVII ВЕКЕ

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Урок

Образование и культура

в xvii веке.















7 класс.



Цели урока:

- Образовательная цель - познакомить учащихся с развитием русской культуры в XVII в. Показать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры. Охарактеризовать истоки «обмирщения» русской культуры. Показать сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII в. охарактеризовать главные цели, средства, основные направления внешней политики России в рассматриваемый период.

- Воспитательная цель - способствовать нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной познавательной деятельности, в процессе игры развить нравственные оценки.

- Развивающая цель - организовать познавательную деятельность в процессе игры, ответ на подготовленные вопросы, которые будет способствовать развитию устной речи, исторического воображения и творческого мышления. Продолжить формировать умение работать с исторической картой. Игровая деятельность будет содействовать образно воссоздать историческую обстановку.

Оснащение урока:

1) презентация

2) карточки с заданием

План урока:

I. Проверка усвоенных знаний по теме: «Внешняя политика»

II. Новая тема:

1. Исторические условия развития русской культуры в XVII веке.

2. Развитие образования и науки. Русские первопроходцы.

3. Основные жанры русской литературы.

5. Архитектура.

6. Живопись.

4. Русский театр

Задания для домашней работы:

Подготовить параграф 9-10 (проверочная работа).

Основные понятия темы: обмирщение (культуры), парсуна, леп­нина, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр.

Закрепление темы: игра: Что? Где? Когда? Репродуктивные и продуктивные вопросы, тестовые задания.

Организационный момент.

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

1. В каком году была Смоленская война?

2. Назовите основную цель России в ходе Смоленской войны?

3. Какое событие было в 1634 году?

4. Назовите итоги Смоленской войны?

5. В каком году было воссоединение Украины с Россией? Почему воссоединение, а не присоединение?

6. Кто такой Богдан Хмельницкий?

7. Назовите основные этапы освободительной борьбы?

Урок

Тема посвящена развитию русской культуры в XVII в., где внима­ние уделяется ее переходному характеру - от полного господства православия к постепенному полному обмирщению.

Вспомните, что вся средневековая духовная жизнь находилась под полным вниманием православной церкви:

• рождение, венчание, смерть человека сопровождались ис­полнением таинств православной церкви;

• любое дело начиналось с молитвы, распорядок дня зависел от богослужений;

• посещение храмов, причастия, исповедь, православные праздники, соблюдение постов - все это являлось нормой жизни каждого русского человека;

• литература, музыка, архитектура, живопись имели прямую связь с православным вероучением;

• все элементы русской культуры были пронизаны право­славными идеями и образами.

Происходят изменения в социально-экономичес­кой жизни общества:

• хозяйственная специализация районов;

• происходит рост товарного производства;

• в ремесленно-торговой среде формируются новые идеалы и представления, моральные нормы и эстетические вкусы, вступав­шие в противоречие с канонами церкви.

Следовательно, жизнь изменялась, воздействуя на православное мировоззрение общества. Возникали новые потребности общества. Стало происходить соединение старых порядков и представлений о новых меняющихся условиях бытия.

Это и есть «обмирщение» культуры, то есть усиление светских начал в культуре.

В чем истоки «обмирщения»?

Обмирщение в русской культуре XVII в. появляется при контакте с западноевропейской культурой. Обмирщение ярко проявилось в элитарной боярской культуре - при дво­ре, в среде московского боярства.

Расширение территории государства, международных связей, усложнение экономической жизни - все это меняло представление об окружающем мире и требовало от людей больших знаний и умений

2. Развитие образования и науки.

Экономическое развитие России требовало большого количества хорошо образованных людей.

В XVII в. усиленно набирает силу процесс развития образования.

Вопрос учащимся

- Вспомните, какое образование существовало на Руси ( Школы при монастырях; домашнее образование).

Но образованных людей не хватало, и это приводило к притоку мастеров из-за границы. В России продолжает развиваться сис­тема домашнего обучение, возникают первые гражданские школы. 1687 г. - создана Славяно-греко-латинская академия - самое первое учебное высшее -заведение в стране для выходцев из всех сословий (кроме крепостных).

Срок обучения не регламентировался.

Сначала обучения шло на греческом языке, но по мере его усвоения переходили на Латынь.

До 1694 г. работу Славяно-греко-латинской академии возглавляли греки-братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Среди преподавателей были греки, малороссийские и русские ученые монахи.

В. О. Ключевского: «...когда требовалось построить в России завод - звали «немца», когда хотели учить наукам - приглашали грека или киевлянина».

Знакомя учащихся с развитием научных знаний и направле­ний, учитель совместно с учащимися составляет таблицу:

Накопление научных знаний, которые носили прикладной характер:

1) Появляются письменные руководства:

а) «Книга сошного письма» содержит знания в области гео­метрии и их применение при измерении земельных площадей;

б) «Устав о ратных, пушечных и других делах, касающихся до военной науки» Онисима Михайлова;

в) Измерение расстояния до цели с помощью теоремы Пифа­гора: о связи дальнобойности с калибром; описание артиллерий­ских приборов наведения; способы улавливания звука.

2) Систематизация медицинских знаний:

а) И. Венедиктов составил «Фармакопею»;

б) создание разнообразных «лечебников», «травников».

3. Литература в XVII веке.

Задача учителя - познакомить учащихся с основными жан­рами русской литературы XVII в.

Необходимо отметить, что в XVII в. русская литература по­степенно обретает новые черты. Она перестает быть только цер­ковной - появляются новые «светские» произведения. Со II поло­вины XVII в. в русской литературе уже преобладают:

• историческая и бытовая повесть;

• сатира;

• вирши;

• драматургия.

Но в начале XVII в. жанр древнерусских сказаний был все еще популярен.

Произведения о Смуте.

Древнерусские писатели сочинений о Смуте любят «добрословие» - пышную риторику и «плетение словес».

Самым популярным произведением о Смуте было «Сказа­ние» Авраамия (в миру - Аверкия) Палицына.

В его сочинении главным преступником и виновником бед, постигших России, оказывается Б. Годунов.

Как сам автор понимал причины Смуты в России?

- Бог наказывает за грехи. Один из них - грех убийства царе­вича Дмитрия в Угличе, невинная кровь повлекла за собой большое кровопролитие.

По мнению автора, люди сами во всем виноваты: не придали серьезного значения тогда убийству царевича Дмитрия. А слух о чудом спасшемся царевиче сыграл роковую роль...

Все, считал автор «Сказания», виноваты в «попущении» гре­хам. Вот и наказал Бог Россию голодом и войной. Но автору близка идея о том, что только отчаянная борьба за свободе отечества искупит грехи людей.

В историческом жанре написана поэтическая «Повесть об Азовском осадном сидении казаков». Повесть об Азове было напи­сана в Москве зимой 1641-1642 гг.

В XVII в. любили читать не только исторические повести, но и злободневные сатирические произведения.

Реальных истори­ческих героев сменили вымышленные и из очень популярного ли­тературного жанра (жития святых) стал формироваться новый жанр - биографическая повесть. Протопоп Аввакум - основоположник автобиографического жанра в русской литературе. «Житие», написанное его собственной рукой, откровенно рассказывает о лишениях многострадального человека, посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православ­ной веры.

В XVII в. в русской литера­туре появляются поэтические произведения - вирши Симеона По­лоцкого. Симеон Полоцкий был придворным поэтом, в его обязанно­сти входило сочинение виршей к наиболее значимым, торжествен­ным случаям жизни царской семьи. Им был собран поэтический сборник - «Рифмология, или Стихослов».

Патриарх Тихон и многие рев­нители православия были обеспокоены «обмирщением книг».

Развитии книгопечатания в XVII в. На­пример, Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и 150 тысяч церковных учебных книг.

Книги практически были доступны для разных слоев русско­го общества. К примеру, стоимость букваря - 1 копейка.

Задание: Ученые считают, что литература XVII в. стала носить светский характер и была направлена на широкий круг чита­телей. На основании каких фактов был сделан такой вывод?

4. Архитектура.

После Смутного времени Москва долгое время лежала в развалинах. В 1619 году возобновилась деятельность Каменного приказа, начинается восстановление Москвы и новое строительство.

В архитектуре XVII в. шел постепен­ный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это прояви­лось в стремлении к внешней нарядности (т. н. «дивное узорочье»).

Зодчие не просто возводили здания, а пытались в городах создать единый архитектурный ансамбль, цель которого - соеди­нить в сочетании новые дома, храмы, стены с постройками про­шлых лет. Это удалось в Москве, Ростове, Яро­славле, Суздале. Архитектурное многообразие представляет на примере Москвы.

Теремной дворец для повседневной жизни царя. Архитектура дворца ярко показала отступление от традиций древнерусского зодчества. Возросшее мастерство позволило улучшить вентиля­цию, отопление помещений. Внутреннее убранство уже было ярче и живописней.

Патриарх Никон и Священный собор в 1652 г. решили возро­дить греческое «благолепие» в храмовом зодчестве. Обязательным был объявлен унаследованный от Византии пятиглавый храм. Но этого не произошло, а запрет на шатровое завершение храмов со­действовал выработке нового, «смешанного стиля»; появились пя­тиглавые храмы с шатровой колокольней и причудливыми крыль­цами, пристройками, переходами. Этот архитектурный стиль полу­чил название московское или «нарышкинское» барокко.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках - один из позд­нейших образцов каменного шатрового зодчества. Именно шатро­вые завершения придавали церкви дворцовый, светский облик.

Патриарх Никон, борясь с «обмирщением» в церковной ар­хитектуре, запретил строить в Москве каменные шатровые храмы. Никон был сторонник крайне суровых архитектурных форм.

Патриарх Никон, стремясь воплотить в камне идеи превос­ходства «священства» над «царством», повелел построить на бере­гах Истры единый православный центр - Новый Иерусалим.

Примечательно следующее: Воскресенский собор Новоие­русалимского монастыря в плане точно повторяет храм Гроба Господня в Иерусалиме. Какое-то время храм строился строго по чер­тежам, описаниям, составленным паломниками, побывавшими в Святой земле. Впоследствии мастера Воскресенского собора пере­осмыслили идею патриарха и создали храм, который отразил на­родные представления о красоте.

Архитектурная мода восторжествовала: в камне претворились мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни.

«Восьмое чудо света» - так называли деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском, состоящий из 270 ком­нат; кровлю дворца покрывала деревянная черепица. Через 80 лет в 1768 г. дворец был разобран (из-за ветхости).

22-главый Преображенский храм на острове Кижи, постро­енный в 1714 г., - вершина декоративного искусства в деревянном зодчестве.

Учащиеся находят общие черты:

а) купола на барабанах;

б) ярусность;

в) сужение объема башен при устремленности вверх.

Учащиеся находят отличия:

а) окружности византийских образцов;

в) разнообразие форм;

г) декоративность, наглядность;

Вывод: Светские черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнера­достность, разнообразие и «узорочье». Русское деревянное зодчество оказывало влияние на камен­ное строительство.

5. Живопись.

XVII в. - время зарождения русской светской живописи:

• появляются новые художественные идеалы, отражающие новые взгляды на мир человеческих отношений, науку, культуру;

• сближение России и Западной Европы способствовало изменению иконописного письма.

Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. По мнению исследователей, С. Ушаков упо­доблял художественный образ зеркалу, отражающему истинную красоту.

На протяжении всего XVII в. медленно происходит освобож­дение от канонов и превращение иконописца в живописца, а ико­нописи - в живопись.

Со второй половины XVII века появляются в России самые первые портреты с натуры, их стали называть парсунами.

Это парсуны с изображением царя Федора Иоанновича и Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

Оба портрета написаны в иконописной манере на липовых досках. Несмотря на традиционность написания, становится очевидно, что на смену лику, характерному образу святых, приходит лицо - узнаваемое, со своими индивидуальными чертами.

В 70-е гг. XVII в. был составлен «Титулярник», в котором представлены портреты от Рюрика до малолетнего царевича Петра, а также всех православных патриархов.

Учитель называет ряд известных в XVII в. живописцев - Гу­рий Никитин, Дмитрий Григорьев, Карл Золотарев, Сила Савин и другие.

Обязательно надо отметить такой живописный жанр, как книжная и летописная миниатюра.

Таким образом, «обмирщение» за­тронуло и живопись. Это наблюдается в медленном, но постепен­ном отходе от канонических образцов иконописания. Изображени­ям придают портретное сходство с конкретными людьми. Появля­ются первые парсуны - произведения светской портретной живо­писи. Патриарх Никон выступал против такой манеры письма. Он даже назвал этот процесс «латинская ересь». И если присмотреться к иконам, фрескам, миниатюрам, парсунам XVII в., прослеживается настойчивое стремление к реальности, выразительности и подвиж­ности фигур. Появляется перспектива.

Для русского искусства это был новый творческий подход.

6. Русский театр.

В России большое развитие получил балаганный кукольный театр, в частности представления с участием Петрушки; эти постановки, как правило, носили сатирический характер.

Целесообразно указать и о бродячих артистах: скоморохах, гуслярах-песенниках, поводырях медведей.

Но официальная власть боролась с уличной театральной культурой.

Рождение русского театра исследователи относят к 1672 году.

Царь Алексей Михайлович под влиянием своей второй жены - Натальи Нарышкиной - и боярина Н. С. Матвеева разрешил завес­ти при царском дворе «комедийную хоромину».

Подготовка первого спектакля была поручена жившему в немецкой слободе лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори.

Любопытно, что самая первая пьеса «Артаксерксово действо» для русского театра была написана Грегори по личному прика­занию царя. Сюжет пьесы - библейская история любви персидского царя Артаксеркса.

Театральная сцена представляла собой полукружие с декора­циями, занавесом и оркестром (орган, трубы, барабан, флейта, скрипка, литавры).

Царь Алексей Михайлович сидел на возвышении. Представ­ление шло несколько часов.

А молодая царица, Наталья Кирилловна, смотрела спектакль сквозь решетку закрытой от посторонних глаз галереи. Царица с волнением следила за судьбой героини, так похожей на ее собст­венную.

На сцене разыгрывалась история любви. Царь Артаксеркс женился вторым браком на юной красавице Зефири, воспитаннице незнатного Марходия, ставшего после этого первым вельможей. Восточный деспот под влиянием сердечного чувства становится земным человеком. Повелитель всех, смиряясь перед юной краса­вицей, испытывал огромное счастье.

Все пьесы были основаны на библей­ских сюжетах: «О блудном сыне», «Грехопадение Адама», «Давид» и Соломон».

Постепенно появлялись пьесы, посвященные недавним собы­тиям русской истории. Например, в 1675 г. «Малая комедия о Баязете и Тамерлане».

В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, где главным действующим лицом стал мифологический Орфей.

Задание классу: Как вы думаете, чем отличается русский те­атр XVII в. от современного?

Заключение.

- Что же явилось главным в развитии русской культуры XVII века?

После перехода от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил:

• творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты;

• в XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви;

• в XVII веке в русской культуре активно развиваются светские элементы.

Закрепление темы:

1. Выберите верный ответ:

1) Самая распространенная форма обучения на Руси - это:

а) домашнее обучение;

б) приглашение учителя;

в) обучение в церковных школах.

2) Первое в России высшее учебное заведение было открыто в:

а) 1650 г.

б) 1665 г.

в) 1687 г.

2. Допишите фразу:

Первое высшее учебное заведение в России называлось _______и было основано братьями_______.

3. Вставьте пропущенное слово: «Синопсис» - это краткий обзор_______событий.

4. Выберите верный ответ.

Новые направления в русской литературе XVII в.:

а) сатирические повести;

б)летописи;

в) исторические повести;

г) биографические повести;

д) жития;

е) первые записи былин, пословиц, песен.

© 2010-2022