Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Устьинская общеобразовательная школа»



ПРИНЯТО

на заседании ШМО

Протокол №_____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________ Литвиненко М.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________Абрамович В.Ф.

«___»______________2015

«____»_____________2015

«___»_____________2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «История древнего мира» для 5 класса

на 2015-2018 учебный год



Составитель: Алексеева Анастасия Иннокентьевна,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории



















2015 г село Устье



Структура программы:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

  2. Общая характеристика учебного предмета……………………………………3

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане………………………..7

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса………………………………………………………………….7

  6. Содержание учебного предмета, курса………………………………………..9

  7. Тематическое планирование (с видами учебной деятельности)……………..13

  8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения предмета………………………………………………………………………....13

  9. Приложения













  1. Пояснительная записка

  • Вклад учебного предмета в общее образование

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения. Курс истории (Всеобщая история и История России) для основной школы является органичным продолжением курса Окружающий мир для начальной школы и реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. При этом курсы отечественной и зарубежной истории основной школы тесно интегрированы между собой, работают на достижение единых целей. Обе линии учебников создавал единый авторский коллектив, обеспечивая преемственность структуры содержания, понятийного аппарата, методики и т.д. Также в рамках Образовательной системы «Школа 2100» курс истории (Всеобщая история и История России) содержательно и технологически соотнесен с курсом Обществознание (5-9 кл.), который создан с участием авторов курса истории (Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.С. Павлова и др.).

Одна из задач исторического образования школьников республики состоит в необходимости изучения истории народа саха, истории родного края, села.

  • Особенности Рабочей программы по предмету

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5 классов авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и других. Программа рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю).

  • Общие цели учебного предмета для уровня обучения

Цель изучения курса «История Древнего мира»: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, также их места в истории мировой цивилизации, формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации; воспитание у молодых граждан чувства любви к своему Отечеству ответственности за его будущее; приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям.

  • Приоритетные формы и методы работы с учащимися - приоритетные виды и формы контроля

В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие формы проведения урока: урок-лекция, урок-зачет, урок-практикум, урок-исследование, урок-семинар. Курс истории Древнего мира опирается на следующие методы, приемы и виды учебной деятельности по освоению содержания теоретико- исторических понятий:

1. Метод продуктивного чтения

2. Анализирующе - интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский)

3.Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании истории).

4. Эвристический метод (анализ событий, сопоставление героев и т.д.)

5. Исследовательский метод (определение проблемных ситуаций и выстраивание путей их решения)

Приоритетные формы и методы контроля:

Предварительный - диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).

Промежуточный - по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), развернутый ответ на вопрос, анализ текста, характеристика исторической личности, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), эссе, сообщение на историко-культурную темы, презентация проектов.

А также: текущий контроль на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса; тематический контроль (после изучения определенной темы в виде тестовых, письменных или устных заданий); итоговый контроль, самостоятельная работа, контрольная работа

  • Сроки реализации Рабочей программы

Рабочая программа реализуется с 2015 года по 2018 год

  • Структура Рабочей программы

Рабочая Программа состоит из 9 пунктов:

  1. Пояснительной записки в содержание, которого включаются вклад учебного предмета в общее образование, особенности Рабочей программы по предмету, общие цели учебного предмета для уровня обучения, приоритетные формы и методы работы с учащимися, приоритетные виды и формы контроля, сроки реализации Рабочей программы.

  2. Общей характеристики предмета, где описываются особенности содержания и методического аппарата УМК, структура и специфика курса и целевые установки для класса.

  3. Описания места учебного предмета. Здесь указаны количество часов для изучения предмета, количество часов для контрольных, обобщающих уроков.

  4. Описания ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  5. Результатов усвоения учебного предмета, с инструментарием оценивания результатов.

  6. Содержания учебного курса

  7. Тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности.

  8. Описания учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  9. Приложения к Программе.

2.Общая характеристика учебного предмета «История Древнего мира»

  • Особенности содержания и методического аппарата УМК.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать свое многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия. Программа рассматривает характерные черты одной из основных исторических эпох - истории Древнего мира, существовавших в ее рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.

  • Структура и специфика курса.

Учащиеся знакомятся с вводным (пропедевтическим) курсом в историю. Далее рассматривают 8 модулей: Первая историческая эпоха, Цивилизации Древнего Востока, Первая цивилизация Запада, Зарождение цивилизации Древней Греции, Расцвет древнегреческой цивилизации, Эллинизм - встреча Запада и Востока, Цивилизация Древнего Рима, Античная греко-римская цивилизация. В курс истории для 5 класса по отдельным темам включён материал исследовательского характера, что позволяет ученикам почувствовать себя участниками некоторых исторических событий.

  • Целевые установки для класса

Целью прохождения настоящего курса является освоение учащимися первых систематических знаний об основных этапах развития человеческого общества в древности, приобщение к мировым культурным ценностям, пробуждение интереса к истории, развитие универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных).

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • формировать первоначальные представления о единстве и многообразии исторического и культурного пространства мира;

  • показать на историческом материале процесс взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

  • способствовать формированию целостной картины цивилизаций Древнего мира в их культурной, религиозной, социальной жизни и мифологии;

  • представить историческое описание становления идей и институтов: деспотии, демократии, республики;

  • формировать историческое мышление: дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, чем отличается Древний мир от мира современного;

  • развивать ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться;

  • создать основу для мотивации к обучению и познанию;

  • формировать основы гражданской идентичности.

3.Описание места учебного предмета «История» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История древнего мира» изучается в 5 классе. На учебную неделю выделяется по два урока в неделю, в год 70 часов. Количество учебных недель 36.

Количество тем регионального содержания - 5 ч.

Количество практических работ - 40

Количество контрольных - 4

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Школьный курс по истории древнего мира предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира - гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальное каждой личности. В программе акцентируется внимание на что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимай истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этап мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявлен общего, выход на закономерности в процессе работы с текста ми будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материал по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творчески коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

  • научиться пользоваться информацией;

  • научиться общаться;

  • научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;

- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;

- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;

- понимание роли социально активной личности в истории;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;

- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;

- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;

- выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;

- гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- формирование социально-адаптивной (гражданственной) и познавательной компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

В целом метапредметным результатом учебной деятельности является развитие способности решать творческие задачи. Курс ориентирует учащихся на работу с информацией, находящейся за пределами учебной книги, в реальной социокультурной среде (художественная литература, музеи, памятники истории и культуры, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, Интернет и т.д.), что развивает метапредметные умения использовать различные виды внешкольных источников социальной информации.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, а также процессов, происходящих в современном мире;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира;

- освоение школьниками общих принципов постановки и решения познавательных проблем и посильных для учащихся данной возрастной группы методов анализа исторических источников, выявления предпосылок и причин исторических событий, сопоставления целей и результатов деятельности социальных групп и исторических личностей, объяснения фактов, сопоставления различных суждений;

- выработка умения определять и объяснять понятия;

- формирование умения выделять главную мысль, идею в параграфе учебника, письменном историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника; рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений сравнивать исторические факты, явления и процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа хронологией.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами.

3. Работа с историческими источниками.

4. Описание (реконструкция).

5. Анализ, объяснение.

6. Работа с версиями, оценками.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.

В процессе изучения истории Древнего мира ученик научиться:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности.

  • Контрольно-измерительные материалы

  1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М, Творческий центр «Сфера», 2003

  2. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс - М.: Дрофа, 2010

  3. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М., 2010.



  • Основной инструментарий для оценивания результатов

Устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.

6.Содержание учебного предмета, курса

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (2-3 часа)

Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).История Отечества - часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (6 часов)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млнл.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный».Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет (5 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (7-8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции:Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4-5 часов)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 4. Империи эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (3-4 часа)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу).Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6-7 часов)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие).Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (2-4 часа)

Резерв (8 часов)

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание курса истории представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.


Содержательные разделы

Количество часов

1

Введение в историю

3 ч.

2

Первобытный мир

10 ч.

3

Цивилизация Древнего Египта

8 ч

4

Древние цивилизации Азии

8 ч

5

Зарождение цивилизации Древней Греции

9 ч

6

Расцвет древнегреческой цивилизации

8 ч

7

Эллинизм - встреча Запада и Востока

6 ч

8

Цивилизация Древнего Рима

8 ч

9

Античная греко-римская цивилизация

7 ч

10

Контрольно-обобщающие уроки

2 ч

11

Резерв

1 ч








7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения предмета

№ п/п

Наименование

  1. Учебники

1

  1. История Древнего мира. 5 класс. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. Издательство «Баласс», 2012 г.

Печатные пособия

1

История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой/авт.-сост. Л.Л. Кочергина. - Волгоград: Учитель, 2009.

2

  1. Атлас «История Древнего мира». 5 класс. - М.: Дрофа, 2009.

3

Контурные карты «История Древнего мира». 5 класс. - М.: Дрофа, 2009.

4

О.В.Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории древнего мира. Универсальное издание. В помощь школьному учителю. 5 класс.-М., «ВАКО», 2013 г

5

Истрия в таблицах. 5-11 классы.- М.»Дрофа», 1997.

6

Т.П.Андреева. История Древнего мира. Контрольные и проверочные работы. 5 класс. - М. «Астрель», 2002


  1. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2002.


  1. Решения и ответы: к учебнику «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. - Висагинас: Альфа, 2001.


  1. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа,

200

    7

    Карты

    1. Древняя Греция (до сер.5.в. до н.э)

    2. Египет и древняя Азия в древности.

    3. Завоевания Александра Македонского в 6 в.до н.э

    4. Индия и Китай в середине века.

    5. Арабы в 7-11 веке.

    6. Древняя Италия (до середины IIIв.до нашей эры).

    Экранно-звуковые пособия

    1

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки всемирной истории. Древний мир»

    2

    Интерактивная медиатека «Образование 3 тысячелетия»

    3

    Электронное приложение к учебнику «история Древнего мира. 5 класс». - М. «Просвещение»

    4

    DVD диск «С точки зрения науки. Происхождение человека»

    5

    Презентации к урокам «История древнего мира»

    Оборудование класса

    1.

    Комплект мебели

    2.

    Экран

    Интернет-ресурсы

    lesson-history.narod.ru/DM.htm rusedu.ru/category_9.html calenda.ru/presentat.asp

    Литература для детей

    1

    Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М.: Просвещение, 1970

    2

    Виппер Р.Ю. История Древнего мира. - М.: Республика, 1993

    3

    Сергиенко М.Е. Жизнь Древнего Рима: Очерки быта. - М.: Просвещение, 1964.

    4

    Словарь античности. - М.: Прогресс, 1989.



    8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

    1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

    • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

    • Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.

    • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

    • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.

    3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

    • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

    • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

    4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

    • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

    • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

    5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

    • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

    • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.





    17


    © 2010-2022