- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева А.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Устьинская общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
на заседании ШМО
Протокол №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Литвиненко М.Н.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________Абрамович В.Ф.
«___»______________2015
«____»_____________2015
«___»_____________2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История древнего мира» для 5 класса
на 2015-2018 учебный год
Составитель: Алексеева Анастасия Иннокентьевна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2015 г село Устье
Структура программы:
-
Пояснительная записка…………………………………………………………3
-
Общая характеристика учебного предмета……………………………………3
-
Описание места учебного предмета в учебном плане………………………..7
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса………………………………………………………………….7
-
Содержание учебного предмета, курса………………………………………..9
-
Тематическое планирование (с видами учебной деятельности)……………..13
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения предмета………………………………………………………………………....13
-
Приложения
-
Пояснительная записка
-
Вклад учебного предмета в общее образование
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения. Курс истории (Всеобщая история и История России) для основной школы является органичным продолжением курса Окружающий мир для начальной школы и реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. При этом курсы отечественной и зарубежной истории основной школы тесно интегрированы между собой, работают на достижение единых целей. Обе линии учебников создавал единый авторский коллектив, обеспечивая преемственность структуры содержания, понятийного аппарата, методики и т.д. Также в рамках Образовательной системы «Школа 2100» курс истории (Всеобщая история и История России) содержательно и технологически соотнесен с курсом Обществознание (5-9 кл.), который создан с участием авторов курса истории (Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.С. Павлова и др.).
Одна из задач исторического образования школьников республики состоит в необходимости изучения истории народа саха, истории родного края, села.
-
Особенности Рабочей программы по предмету
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5 классов авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и других. Программа рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю).
-
Общие цели учебного предмета для уровня обучения
Цель изучения курса «История Древнего мира»: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, также их места в истории мировой цивилизации, формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации; воспитание у молодых граждан чувства любви к своему Отечеству ответственности за его будущее; приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям.
-
Приоритетные формы и методы работы с учащимися - приоритетные виды и формы контроля
В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие формы проведения урока: урок-лекция, урок-зачет, урок-практикум, урок-исследование, урок-семинар. Курс истории Древнего мира опирается на следующие методы, приемы и виды учебной деятельности по освоению содержания теоретико- исторических понятий:
1. Метод продуктивного чтения
2. Анализирующе - интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский)
3.Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании истории).
4. Эвристический метод (анализ событий, сопоставление героев и т.д.)
5. Исследовательский метод (определение проблемных ситуаций и выстраивание путей их решения)
Приоритетные формы и методы контроля:
Предварительный - диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).
Промежуточный - по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), развернутый ответ на вопрос, анализ текста, характеристика исторической личности, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), эссе, сообщение на историко-культурную темы, презентация проектов.
А также: текущий контроль на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса; тематический контроль (после изучения определенной темы в виде тестовых, письменных или устных заданий); итоговый контроль, самостоятельная работа, контрольная работа
-
Сроки реализации Рабочей программы
Рабочая программа реализуется с 2015 года по 2018 год
-
Структура Рабочей программы
Рабочая Программа состоит из 9 пунктов:
-
Пояснительной записки в содержание, которого включаются вклад учебного предмета в общее образование, особенности Рабочей программы по предмету, общие цели учебного предмета для уровня обучения, приоритетные формы и методы работы с учащимися, приоритетные виды и формы контроля, сроки реализации Рабочей программы.
-
Общей характеристики предмета, где описываются особенности содержания и методического аппарата УМК, структура и специфика курса и целевые установки для класса.
-
Описания места учебного предмета. Здесь указаны количество часов для изучения предмета, количество часов для контрольных, обобщающих уроков.
-
Описания ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
-
Результатов усвоения учебного предмета, с инструментарием оценивания результатов.
-
Содержания учебного курса
-
Тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности.
-
Описания учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
-
Приложения к Программе.
2.Общая характеристика учебного предмета «История Древнего мира»
-
Особенности содержания и методического аппарата УМК.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать свое многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия. Программа рассматривает характерные черты одной из основных исторических эпох - истории Древнего мира, существовавших в ее рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.
-
Структура и специфика курса.
Учащиеся знакомятся с вводным (пропедевтическим) курсом в историю. Далее рассматривают 8 модулей: Первая историческая эпоха, Цивилизации Древнего Востока, Первая цивилизация Запада, Зарождение цивилизации Древней Греции, Расцвет древнегреческой цивилизации, Эллинизм - встреча Запада и Востока, Цивилизация Древнего Рима, Античная греко-римская цивилизация. В курс истории для 5 класса по отдельным темам включён материал исследовательского характера, что позволяет ученикам почувствовать себя участниками некоторых исторических событий.
-
Целевые установки для класса
Целью прохождения настоящего курса является освоение учащимися первых систематических знаний об основных этапах развития человеческого общества в древности, приобщение к мировым культурным ценностям, пробуждение интереса к истории, развитие универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных).
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-
формировать первоначальные представления о единстве и многообразии исторического и культурного пространства мира;
-
показать на историческом материале процесс взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
-
способствовать формированию целостной картины цивилизаций Древнего мира в их культурной, религиозной, социальной жизни и мифологии;
-
представить историческое описание становления идей и институтов: деспотии, демократии, республики;
-
формировать историческое мышление: дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, чем отличается Древний мир от мира современного;
-
развивать ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться;
-
создать основу для мотивации к обучению и познанию;
-
формировать основы гражданской идентичности.
3.Описание места учебного предмета «История» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История древнего мира» изучается в 5 классе. На учебную неделю выделяется по два урока в неделю, в год 70 часов. Количество учебных недель 36.
Количество тем регионального содержания - 5 ч.
Количество практических работ - 40
Количество контрольных - 4
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Школьный курс по истории древнего мира предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира - гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальное каждой личности. В программе акцентируется внимание на что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимай истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этап мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявлен общего, выход на закономерности в процессе работы с текста ми будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материал по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творчески коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
-
научиться пользоваться информацией;
-
научиться общаться;
-
научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;
- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;
- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;
- понимание роли социально активной личности в истории;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;
- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;
- выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;
- гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- формирование социально-адаптивной (гражданственной) и познавательной компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.
В целом метапредметным результатом учебной деятельности является развитие способности решать творческие задачи. Курс ориентирует учащихся на работу с информацией, находящейся за пределами учебной книги, в реальной социокультурной среде (художественная литература, музеи, памятники истории и культуры, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, Интернет и т.д.), что развивает метапредметные умения использовать различные виды внешкольных источников социальной информации.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, а также процессов, происходящих в современном мире;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира;
- освоение школьниками общих принципов постановки и решения познавательных проблем и посильных для учащихся данной возрастной группы методов анализа исторических источников, выявления предпосылок и причин исторических событий, сопоставления целей и результатов деятельности социальных групп и исторических личностей, объяснения фактов, сопоставления различных суждений;
- выработка умения определять и объяснять понятия;
- формирование умения выделять главную мысль, идею в параграфе учебника, письменном историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника; рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений сравнивать исторические факты, явления и процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа хронологией.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами.
3. Работа с историческими источниками.
4. Описание (реконструкция).
5. Анализ, объяснение.
6. Работа с версиями, оценками.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.
В процессе изучения истории Древнего мира ученик научиться:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности.
-
Контрольно-измерительные материалы
-
Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М, Творческий центр «Сфера», 2003
-
Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс - М.: Дрофа, 2010
-
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М., 2010.
-
Основной инструментарий для оценивания результатов
Устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
6.Содержание учебного предмета, курса
Модуль 1. Первая историческая эпоха
Вводная тема (2-3 часа)
Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).История Отечества - часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Тема 1. Первобытный мир (6 часов)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млнл.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный».Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока
Тема 2. Древний Египет (5 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Тема 3. Древние цивилизации Азии (7-8 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.
Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада
Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции:Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4-5 часов)
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 4. Империи эллинов и римлян.
Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (3-4 часа)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу).Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6-7 часов)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие).Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Обобщение и контроль (2-4 часа)
Резерв (8 часов)
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание курса истории представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.
-
№
Содержательные разделы
Количество часов
1
Введение в историю
3 ч.
2
Первобытный мир
10 ч.
3
Цивилизация Древнего Египта
8 ч
4
Древние цивилизации Азии
8 ч
5
Зарождение цивилизации Древней Греции
9 ч
6
Расцвет древнегреческой цивилизации
8 ч
7
Эллинизм - встреча Запада и Востока
6 ч
8
Цивилизация Древнего Рима
8 ч
9
Античная греко-римская цивилизация
7 ч
10
Контрольно-обобщающие уроки
2 ч
11
Резерв
1 ч
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения предмета
№ п/п
Наименование
-
Учебники
1
-
История Древнего мира. 5 класс. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. Издательство «Баласс», 2012 г.
Печатные пособия
1
История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой/авт.-сост. Л.Л. Кочергина. - Волгоград: Учитель, 2009.
2
-
Атлас «История Древнего мира». 5 класс. - М.: Дрофа, 2009.
3
Контурные карты «История Древнего мира». 5 класс. - М.: Дрофа, 2009.
4
О.В.Арасланова, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории древнего мира. Универсальное издание. В помощь школьному учителю. 5 класс.-М., «ВАКО», 2013 г
5
Истрия в таблицах. 5-11 классы.- М.»Дрофа», 1997.
6
Т.П.Андреева. История Древнего мира. Контрольные и проверочные работы. 5 класс. - М. «Астрель», 2002
-
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории 5 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
-
Решения и ответы: к учебнику «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. - Висагинас: Альфа, 2001.
-
Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа,
200
7
Карты
-
Древняя Греция (до сер.5.в. до н.э)
-
Египет и древняя Азия в древности.
-
Завоевания Александра Македонского в 6 в.до н.э
-
Индия и Китай в середине века.
-
Арабы в 7-11 веке.
-
Древняя Италия (до середины IIIв.до нашей эры).
Экранно-звуковые пособия
1
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки всемирной истории. Древний мир»
2
Интерактивная медиатека «Образование 3 тысячелетия»
3
Электронное приложение к учебнику «история Древнего мира. 5 класс». - М. «Просвещение»
4
DVD диск «С точки зрения науки. Происхождение человека»
5
Презентации к урокам «История древнего мира»
Оборудование класса
1.
Комплект мебели
2.
Экран
Интернет-ресурсы
lesson-history.narod.ru/DM.htm rusedu.ru/category_9.html calenda.ru/presentat.asp
Литература для детей
1
Авдиев В.И. История Древнего Востока. - М.: Просвещение, 1970
2
Виппер Р.Ю. История Древнего мира. - М.: Республика, 1993
3
Сергиенко М.Е. Жизнь Древнего Рима: Очерки быта. - М.: Просвещение, 1964.
4
Словарь античности. - М.: Прогресс, 1989.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
-
Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
-
Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.
-
Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
-
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
-
Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
-
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
-
Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
-
При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
-
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
-
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
17