- Преподавателю
- История
- «ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70-80 ГОДЫ XX ВЕКА», конспект урока истории Отечества, 9 класс
«ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70-80 ГОДЫ XX ВЕКА», конспект урока истории Отечества, 9 класс
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Просвирнина Е.А. |
Дата | 10.04.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ДАТА:
КЛАСС: 9
ТЕМА:
«ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70 - 80 ГОДЫ XX ВЕКА»
ЦЕЛЬ:
-
Формирование представлений у учащихся о жизни и быте советских людей в 70 - 80 годы XX века
ЗАДАЧИ:
-
Дать знания о том, какие изменения появились в жизни и быте советского человека; на конкретных примерах показать, что нового появилось в техническом оснащении городского быта и за счет чего это было достигнуто;
-
Коррекция и развитие мышления через выявление причин появления неравенства между советскими людьми;
-
Формировать активную гражданскую позицию.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Магнитола, проигрыватель, транспарант
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, мультимедийный проектор
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
-
Приветствие учащихся
-
Проверка готовности учащихся к уроку
-
5 - ти минутное чтение
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
О чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о советской культуре и интеллигенции в годы «застоя»
Учитель:
Кто в годы «застоя» критиковал и осуждал политику Советского правительства?
Учащиеся:
В годы «застоя» критиковали и осуждали политику Советского правительства инакомыслящие и диссиденты
Учитель:
Как поступало правительство с теми, кто их критиковал?
Учащиеся:
С теми, кто критиковал советское правительство их высылали из страны, арестовывали.
Учитель:
Почему многие творческие люди уезжали из СССР?
Учащиеся:
Многие творческие люди уезжали из СССР потому, что они понимали, что и они могут попасть в немилость к властям, тогда и их могут арестовать или отправить в ссылку.
Учитель:
Кто относится к представителям «неофициального» искусства?
Учащиеся:
К представителям «неофициального» искусства относятся молодые художники, писатели и поэты.
-
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
В годы правления Л.И. Брежнева начался период «застоя» в экономике и политической жизни страны. Все это оказало огромное влияние на жизнь и быт советских людей. Оказывали влияние на жизнь и быт людей и достижения советской науки и техники. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили люди в 70-80 годы XX века. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70 - 80 ГОДЫ XX ВЕКА»
Учащиеся: (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
-
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые выражения - магнитола, проигрыватель, транспарант
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
МАГНИТОЛА - РАДИОПРИЁМНИК СО ВСТРОЕННЫМ В НЕГО МАГНИТОФОНОМ И ПРОИГРЫВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПЛАСТИНОК
ПРОИГРЫВАТЕЛЬ - АППАРАТ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЛАСТИНОК С ЗАПИСЯМИ МУЗЫКИ
Учитель:
В 60 годы Н.С. Хрущев начал строительство жилья. В годы правления Брежнева строительство жилья продолжилось.
В новые отдельные квартиры переезжали миллионы людей, что являлось большим послевоенным достижением. В свои новые квартиры люди покупали новую мебель, швейные и стиральные машины, телевизоры, холодильники. В стране появилась необходимость в увеличении выпуска этих товаров. Несмотря на то, что производство товаров увеличилось, но их все равно на всех не хватало. Появился дефицит товара. И поэтому их распределяли по предприятиям и организациям.
А там уже руководство предприятий распределяли эти дефицитные товары между своими работниками. Первые цветные телевизоры у нас в стране появились в 70 годы.
Стоимость такого телевизора была в два - три раза выше, чем черно-белый телевизор. Поэтому многие люди не могли себе позволить приобрести такую покупку. В это же время в стране начался выпуск магнитофонов и магнитол, которые также относились к дефицитным и дорогостоящим товарам.
Поэтому магнитофоны в семьях были редкостью. Так как магнитофоны были редкостью, то чаще всего музыка записывалась на грампластинки и для прослушивания пластинок существовал специальный аппарат, который назывался проигрыватель.
Сначала это были большие и тяжелые диски из специальной пластмассы. А в середине 70 годов появились лёгкие и гибкие пластинки. Со временем проигрыватели все-таки заменили магнитофоны. Сначала это были бабинные магнитофоны, затем кассетные.
Запись музыки производилась на магнитные ленты.
Учитель:
Какие товары покупали советские люди?
Учащиеся:
Советские люди покупали мебель, стиральные и швейные машинки, телевизоры, холодильники.
Учитель:
Почему на предприятиях и организациях шло распределение этих товаров?
Учащиеся:
На предприятиях и организациях шло распределение товаров потому, что товаров не хватало на всех советских людей.
Учитель:
Как вы считаете, почему магнитофоны, проигрыватели, цветные телевизоры были не доступны советским людям?
Учащиеся:
Эти товары были не доступны советским людям потому, что они стоили в два раза больше, чем допустим черно-белый телевизор.
Учитель:
В 70 - 80 годы началось массовое производство автомобилей. Московский автомобильный завод выпускал автомобиль «Москвич»,
на Украине производили самый маленький и дешевый автомобиль «Запорожец».
Но более престижными были такие автомобили как «Жигули», «Волга».
В то время считалось, что если семья приобрела автомобиль - то эта семья живёт в достатке. автомобили были самыми дорогими и дефицитными товарами того времени. автомобили продавались по записи на производстве. Многие люди ждали по несколько лет своей очереди на приобретение автомобиля. Заработная плата увеличилась и в среднем она стала 120 - 200 рублей в месяц. Престижными и более выше оплачиваемыми были профессора, ученые, творческая интеллигенция. Но самыми состоятельными людьми в советском обществе были продавцы магазинов.
Учитель:
Какие марки машин выпускались в эти годы?
Учащиеся:
В эти годы выпускались марки машин «Москвич», «Запорожец», «Жигули», «Волга».
Учитель:
Какие марки машин были более престижными?
Учащиеся:
Более престижными были марки машин «Жигули» и «Волга».
Учитель:
Кто мог себе позволить покупку автомобиля?
Учащиеся:
Покупку автомобиля могли себе позволить более обеспеченные люди.
Учитель:
Какие трудности существовали по приобретению автомобиля?
Учащиеся:
По приобретению автомобиля существовали трудности - это то, что автомобиль был дорогостоящим и дефицитным товаром.
Учитель:
Какие категории людей имели высокие зарплаты?
Учащиеся:
Высокие зарплаты были у ученых, профессоров, творческой интеллигенции.
Учитель:
Сейчас работая самостоятельно с текстом учебника на стр. 268 - 269 (со 2 абзаца), вам нужно ответить на вопрос:
Как обстояли в стране дела с продуктовыми и промышленными товарами?
РАБТАЮТ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 268 - 269 (со 2 абзаца)
Учитель:
Какие продукты питания считались дефицитными?
Учащиеся:
Дефицитными считались мясо, колбасы, молочные продукты, рыбные консервы, икра, птица.
Учитель:
Все ли граждане Советского Союза жили одинаково?
Учащиеся:
Нет не все жители страны жили одинаково. Правительственные работники жили лучше - для них были открыты специальные магазины, ателье, проще было съездить в санаторий. Лучшая мебель, телевизоры, автомобили, холодильники продавались в магазинах для партийных работников. У простых рабочих не было возможности все это купить т.к. в магазинах не было нужных товаров.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте советских людей в 70 - 80 годы XX века.
Учитель:
Какие товары пользовались спросом у советских людей?
Учащиеся:
У советских людей спросом пользовались такие товары как мебель, стиральные и швейные машинки, холодильники.
Учитель:
Какие товары были большой редкостью в магазинах?
Учащиеся:
В магазинах редкостью были магнитофоны, автомобили
Учитель:
Каждая ли семья могла приобрести автомобиль?
Учащиеся:
Нет, не каждая,
Учитель:
Какие трудности были с приобретением автомобиля?
Учащиеся:
Трудности с приобретением автомобиля были в том, что автомобиль дефицитный и дорогостоящий товар.
Учитель:
Сейчас давайте сделаем сравнительную характеристику жизни простых людей и партийных работников. Сравнение проведем по следующим пунктам:
-
Зарплата
-
Промышленные товары
-
Продукты
-
Обслуживание (специализированные магазины, ателье, больницы, очередность)
Учитель:
Глядя на нашу таблицу, что вы можете сказать?
Учащиеся:
Что в стране появилось неравенство.
Учитель:
Правильно, в 1970-1980 гг. в советском обществе стало появляться неравенство. Одни получали высокую заработную плату, другие жили гораздо хуже.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА - стр. 267 - 272, читать, ответить на 3,4 вопросы стр.271
II ГРУППА - стр. 267 - 272, читать, ответить на 1,2 вопросы стр.271,
III ГРУППА - стр. 267 - 270, читать,