ФГОС проблемы и перспективы

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Габдрахманова Жанна Амиржановна, преподаватель истории ГБОУ СПО «Казанский строительный колледж»

_____________________________________________________________________________


Тема: «ФГОС: проблемы и перспективы»

Важнейшим условием успешного экономического развития предприятия, региона является высококвалифицированная рабочая сила. В последние десятилетия содержание всех профессий претерпело изменения, ряд профессий оказались невостребованными, в то же время возникло много новых профессий.

Для эффективной профессионально и личной самореализации студентов в современном обществе требуются не только профессиональные, но и социальные, коммуникативные, экономические компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности.

Естественным решением проблемы становится необходимость изменения системы профессионального образования за счет:

- политики в области профессионального образования - компетентностно-ориентированное образование;

- спроса на рынке труда новых компетенций;

- развития информационных технологий, особенно телекоммуникаций, которые опираются на достижения в области компьютерной техники и средств связи;

- многообразия инновационных педагогических методик, в которых основу должен быть заложен принцип самообучения, предусматривающий выполнение большого объема самостоятельной работы с целью формирования компетенций обучаемых.

Компетентностный подход в общеобразовательной деятельности принимается как научная база достижения нового качества образовательных результатов в подготовке специалистов.

В системе все типы компетенций обеспечивают адаптивность обучаемых к изменяющимся условиям, а так же представляют собой фундамент для дальнейшего обучения и способствуют формированию гражданских качеств.

Компетентностный подход позволит привести в соответствие профессиональное образование и потребности рынка труда, связанные с заказом на образование со стороны работодателей - тех, кому нужен компетентный специалист. Результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования лишь при этом подходе в профессиональном становлении обучаемых.

В связи с введением новых федеральных государственных стандартов начального профессионального образования, педагогам необходимо разработать новые рабочие программы по общеобразовательным, общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам профессиональных модулей, которые должны формировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Проблемой новых ФГОС, явилась реализация целей и задач, при условии сокращения срока обучения, повлекшее за собой уменьшение количества часов по учебным дисциплинам. Как сформировать необходимые компетенции при сокращении сроков обучения? Какие использовать при этом методы и формы обучения в учреждениях начального профессионального образовании?

Новые образовательные стандарты базируются на отдельных модулях, формирующих профессиональные компетенции по отдельным профессиям. Так как обучающимся уже понятна модульная структура обучения, то появляется возможность перехода преподавания и общеобразовательных дисциплин в виде отдельных мини-модулей, разбивающая курс на отдельные структурные блоки-модули.

Для успешной реализации целей и задач, поставленных новыми ФГОС актуальна методика использования модулей, с применением компьютерных технологий на уроках истории в виде опорных конспектов (О.К.),позволяющих выстроить логическую взаимосвязь целого курса при минимальном объеме текстовой информации. Небольшой объем часов, предусмотренный стандартом, требует активных форм проведения занятий, который позволит дать ожидаемый результат.

В данной методике использованы рекомендации автора методического пособия «Опорные конспекты по истории Древнего мира» Б.Е.Андюсева и автора статьи «Опорная конструкция на экране монитора» С.В.Селеменева в журнале «Образование в современной школе».

Теоретическое преподавание в школе страдает, прежде всего, дробностью материала, событий. Нередко, изученное на прошлых уроках, обучаемый забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь. Так появилась идея изучать исторический материал модулями, которые бы включали несколько тем одного хронологического периода. Если материал всей темы просто передается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это запутывает обучаемого. Но, если те, же события и факты, выстроенные в единую зрительную хронологическую цепочку, ясно понимаемую обучаемым, к тому же, с выделенными основными узловыми вопросами, оформленными в виде опорного конспекта, приводят к получению нового качественного результата.

Особо необходимо выделить значение опорного конспекта (О.К.) для обучаемых учреждений начального профессионального образования, так как запомнить даже обыденный факт или дату для них сложно, не говоря о цельной цепочке темы. Такие обучаемые теряются, замыкаются в себе и конечном счете теряют минимальный интерес к учебе. Опорный конспект, в таком случае, становится действительной опорой для данных обучаемых. Опорный конспект позволяет, без подсказки учителя, вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы целиком.

Психолого-педагогические аспекты методики обучения модулями на основе опорных конспектов раскрываются, прежде всего, через анализ восприятия и усвоения учебного материала, при различном уровне возможностей обучаемого и при различном уровне усвоения качества предыдущих знаний.

Эта методика помогает сформировать у обучаемых целостную картину событий, происходящих иногда на протяжении нескольких столетий. Рассмотренная на занятиях информация, в обобщенном виде, с сознательным отказом от второстепенных деталей, дало возможность обучаемым запомнить основные причины, последовательность событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, итоги и последствия данного периода. В сознании будущего молодого рабочего формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения. Далее, на этапе проработки материала в деталях, уже нет той дробной бессистемности, которая возникает часто при традиционном изучении темы. Исторический процесс наполняется действующими лицами, характерами, устремлением людей, кипением страстей. Восприятие постепенно усиливается при введении того или иного знака опорного конспекта и его повторении по элементам и в целом. Постоянное переплетение ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО развивает у обучающихся не только память, но и мышление.

Это позволяет реализовать обеспечение мотивации обучаемых для участия в творческих конкурсах (интернет-викторины, конкурсы, научно-исследовательские работы, интеллектуальные ассамблеи школьников) республиканского, всероссийского и международного уровней. В 2011-2012 учебном году учащиеся Лицея получили различные награды за победу и участие в данных мероприятиях.

Содержание блок-темы (модули) зашифровано в систему знаков-символов - это даты, слова, стрелки переходов или превращений, знаки союза или противостояния. При этом большинство знаков унифицировано. Они позволяют выявить и зафиксировать общие причины событий, тенденций различных народов. Опорные конспекты - это компактные, выразительные и динамичные наглядные пособия (конструкции), передающие наиболее значительные факты и основной смысл исследуемого.

Совсем недавно для того чтобы изготовить О.К., необходимы были: рулон бумаги определенных размеров, краски, фломастеры, художественное мастерство учителя. Сегодня для нас становится привычным вид учителя сидящего за компьютером или стоящим возле интерактивной доски и «щелкающим» указкой по доске, как «волшебной палочкой», открывая перед учащимися захватывающий мир исторических событий. Обучающие программы, число которых множиться, взяли на себя часть функций преподавателя. «Большой черный квадрат» доски сменился голубым экраном интерактивной доски. Компьютер из дорогой игрушки превратился в средство обучения. Его применение открывает новые возможности не только обучаемым, но и учителям. Новые информационные технологии дают шанс опорному конспекту занять более прочное место в методическом арсенале учителя.

Новые способы предоставления информации, которые появились в учреждениях образования вместе с компьютером и интерактивной доской изначально предполагают передачу ее в сжатом, буквально спрессованном виде. Опорные конспекты напрямую предназначены для этого, и, безусловно, найдут широкое применение в практике преподавания. Текст опорного конспекта на экране компьютера (и интерактивной доски) легко создается помощью программы Word. Этот текстовый процессор имеет встроенные средства создания и обработки графических изображений: они просты, понятны и надежны.

Графические объекты (обозначения) можно рисовать непосредственно на интерактивной доске каждый раз заново. Однако, удобнее, нарисовав их один раз, хранить в отдельном документе. Для создания и настройки обозначений используется панель инструментов Вставка, затем выбираем Рисунок и начинаем создавать необходимую нам композицию, либо рисуем в программе Paint.

Опорные конспекты так же можно демонстрировать в форме презентаций. Очень облегчает работу учителя Интернет, откуда учитель может при подготовке к уроку получать необходимые изображения, портреты исторических личностей и т.д. Эти изображения при помощи программы Power Point вставляются в опорный конспект и демонстрируются в виде презентаций. Так же в опорный конспект включается, при помощи «гиперссылок», дополнительная информация о тех или иных событиях или о биографии того или иного исторического деятеля.

Наличие в образовательных учреждениях компьютера, мультимедийной техники и интерактивной доски позволили использовать на уроках электронные образовательные программы (электронные учебники), в которые включены анимационные презентации, карты, справочники, словари, хронологические таблицы, тестовые контрольные задания и т.д.:

- Образовательная программа комплекса «1С Школа. История, 10-11кл. Подготовка к ЕГЭ» (1С Навигатор);

- Образовательная программа комплекса «Мировая художественная культура» (2 диск);

- Образовательная программа комплекса «Новейшая истории зарубежных стран, 9 класс - 1С Образование 4»;

Использование электронных программ (электронных учебников) и методики преподавания крупными блок-темами (модулями) на основе опорных конспектов в рамках рабочей программы по истории (см. Приложение №2) позволило достичь высоких результатов в усвоении новых знаний. Хороший уровень мотивации обучающихся косвенно доказывает и показателями результативности деятельности. Половина учащихся осваивает предметное содержание не только на базовом уровне, но и на повышенном (процент качества усвоения знаний в 2011 - 2012 учебном году - 52 %).

Перспективы использования методики для реализации целей и задач, поставленных ФГОС:

1. Использование представленной методики позволяет дать ожидаемый результат. А именно, как воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений подрастающего поколения на основе осмысления ими сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; воспитание высоконравственной личности. Поэтому представленный вариант использования модульных и компьютерных технологий на уроках истории на основе опорных конспектов для учащихся начальных профессиональных учебных заведений, позволяет выстроить логическую взаимосвязь целого курса при минимальном количестве часов, выделенных на учебную дисциплину, и добиться высоких результатов.

2. Рабочая программа по истории, разработанная в соответствии с требованиями новых ФГОС позволяет решить преподавателю такую педагогическую задачу, как формирование «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни:

  • Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем);

  • Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий);

  • Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов);

  • Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)

  • Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь).

Совместная работа учителя и обучаемых помогают максимально приблизить учебный процесс к реальной жизненной ситуации, а, значит, у будущих молодых рабочих появляется возможность проявить следующие компетенции: способность находить новые решения, быть гибкими перед лицом быстрых изменений, умение организовывать свою работу, выполнять свои социальные роли.

Педагогу всегда есть кого учить, но так как время движется вперед, меняются взгляды на жизнь, образование, меняются приоритеты, социальный заказ общества, существует еще вечная проблема - как учить.

8

© 2010-2022