Повторительно обобщающий урок - путешествие по Древней Греции

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно - обобщающий урок -путешествие по разделу

«Древняя Греция»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок -путешествие

Средства обучения:

1) Вигасин А.А. История Древнего мира: 5 класс, -М.: Просвещение, 2010. 287 с.

2) Историческая карта.

3) Иллюстрации по истории Древнего мира.

Цели и задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания об истории Древней Греции;

  • выявить пробелы в знаниях;

  • совершенствовать умения и навыки при работе с текстом, хронологией, иллюстрациями и исторической картой;

  • развитие умения ориентироваться в определённой исторической эпохе;

  • воспитывать у учащихся уважение и бережное отношение к историческому наследию древних греков;

  • воспитывать дисциплину в классе.

Ход урока

Учитель: Ребята, мы завершили изучение раздела «Древняя Греция».А вам самим интересно знать, на сколько прочны ваши знания?

Давайте проверим.

- Вы знаете, что делали древние греки, когда им нужно было что-то вспомнить?

(обращались к богине памяти Мнемозине)

Давайте обратимся к богине Мнемозине, чтобы она даровала нам способность вспомнить все, что мы знаем.

Отправляемся в путешествие в Древнюю Грецию, чтобы вспомнить и рассказать все, что мы знаем об этой удивительной стране.

Первые препятствия на нашем пути.

Вопрос 1: Где расположена Греция и когда она образовалась?

(более3,5 тыс. лет назад в Европе, в Южной части Балканского полуострова. Большую часть страны покрывают крутые и обрывистые горы, которые делят Грецию на области. Со всех сторон, кроме северной, Грецию омывают моря)

Вопрос 2: Какие моря омывают Грецию? (Ионическое, Эгейское,Критское)

Вопрос 3: Назовите самый большой остров на морях? (Крит)

- В далекие времена в Греции существовали независимые города.

Вопрос 4: Назовите несколько таких городов. (Микены, Пилос, Афины)

- Об отношениях между Афинами и Критским царством рассказывают греческие мифы.

Вопрос 5: Что такое мифы?

- Правильно, миф-это представление человека о мире,сказание о происхождении богов и человека.Мифы- это рассказы порожденные народной фантазией,в котором люди объясняли различные явления жизни. В них изображены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении богов, людей, героев.

- Я хочу, чтобы мы сейчас послушали « Миф о Тесее и Минотавре».

- Мы вспомнили очень увлекательный миф и узнали, откуда получило свое название Эгейское море.

- Далее, на нашем путешествии мы ответим на такой вопрос.

Вопрос 6: Как назывались в Греции самостоятельные города-государства?

(полисы)

- В Средней Греции находится область Аттика.

Вопрос 7: Какой город был главным в Аттике? (Афины)

-Афиняне очень гордились своим городом и говорили:

Да ты чурбан, если не видел Афин;

Ты осел- если видел и не восторгался;

А если ты добровольно покинул их- то верблюд.

- Центром духовной и творческой жизни Эллады в 5в до.н.э. были Афины. Перикл приглашал в Афины знаменитых художников , скульпторов, поэтов и философов.

Вопрос8: Чем же занимались жители Аттики ? Какие виды ремесла появились в городах? (кузнечные мастерские, горшечники, сапожники)

Вопрос 9: Что выращивали земледельцы? ( оливки и виноград)

Вопрос10: Где использовали оливки? (употребляли в пищу, делали светильники, в медицине и спорте)

- Сейчас послушаем « Миф о споре Афины с Посейдоном».

Из этого мифа мы узнали происхождение оливковых деревьев , и почему богиню Афину считали покровительницей Аттики.

Вопрос 11: Ребята, кому же в Афинах принадлежала власть? (знати)

Вопрос12: Что означает демос, и какую роль он выполнял?

(простой народ, не участвовал в управлении)

- Неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса против знати. В Афинах началось время установления демократии.

Вопрос 13: Что же означает в переводе с греческого «демократия» ?

(власть демоса, простого народа)

Вопрос 14 : вспомните, чьи законы заложили в Афинах основы демократии?

( Солона)

- Отправляясь далее в путешествие вспомним

Вопрос15: Кому поклонялись жители Греции? ( разным богам)

- Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним , как называлось место посвященное всем богам .

1. Бог солнечного света. (Аполлон)

2. Владыка Царства мертвых. (Аид)

3. Бог виноделия. ( Дионис)

4. Богиня охоты и природы . (Артемида)

5. Верховный бог, царь богов и людей. (Зевс)

6. Богиня любви и красоты. (Афродита)

7. Богиня мудрости, покровительница знаний. ( Афина)

- Вот и получилось слово- пантеон- священное место богов.

Греки верили, что главные боги живут в роскошных дворцах на вершине горы Олимп.

Раз мы заговорили за Олимп, давайте перенесемся в город Олимпию.

Вопрос 16: Чем знаменит этот город ? (город олимпийских игр)

Вопрос 17: Когда состоялись первые олимпийские игры? (776 году)

Вопрос 18: Кто мог принимать участие в играх? (мужчины)

Вопрос 19: Сколько дней продолжались игры? ( 5 дней)

Вопрос 20: Что свидетельствовало о том, что эти игры считались очень важными? ( даже запрещали вести войну между враждующими городами Греции)

- Задание: Я даю таблицу, где нужно убрать лишнее слово и перечислите виды состязаний.

Единственный вид соревнований, где чемпионами объявлялись владельцы коней и колесниц, а не жокеи - были конные бега.

Этим воспользовалась сестра Спартанского царя Агесилая Киниска , и стала первой женщиной чемпионкой.

- Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.

Задание : Как сказали бы греки?

- Причину ссоры называют …….яблоко раздора

- Уязвимое место……. Ахиллесова пята

- Подарок с коварным замыслом …….Троянский конь

- Путеводная нить……нить Ариадны

- Долгие, полные приключений странствия……Золотое руно

- Между двух огней …… между Сцилой и Харибдой

Мы немного устали и немножко отдохнем. Отдыхать будем в театре.

Вопрос 21: Что же такое театр, что означает это слово в переводе ?(зрелище)

Вопрос 22: Когда возник театр? ( более 2х с пол. тыс. лет назад)

Вопрос 23: С чем связано его зарождение? ( с празднествами в честь бога виноделия Диониса )

Вопрос 24: Что представляли в театре? (комедию и трагедию)

Вопрос 25: Кто выступал в роли актеров? (мужчины в масках )

Вопрос 26: А куда еще ходили в Греции только мальчики? (на учебу)

Вопрос 27: Как обучали грамоте в Древней Греции? ( Мальчики передавались после семи лет на попечение отцу или рабу- педагогу, т.е. сопровождавшему ребенка. Обучали грамоте, счету и письму. Знакомили с поэмами Гомера )

Вопрос 28: Назовите известные поэмы Гомера. ( Илиада и Одиссея)

Вопрос 29: Что легло в основу поэм?

( Илиада- миф о последнем десятом годе Троянской войны,

Одиссея- сказания о странствиях Одиссея из под Трои..)

-Осталась загадкой вся жизнь поэта. Сами греки не знали дату его рождения и смерти. Семь городов спорили за честь называться родиной Гомера. Существует легенда, что он был слепым. В наши дни ученые считают что поэмы созданы в 8 в.до н.э..

В конце путешествия мы должны выполнить такое задание : Вставить пропущенные числа и слова.

Задание: Соотнесите дату.

490г до н.э. Марафонская битва

(Битва состоялась между войсками Афин и персидским войском царя Дария. Победа греков остановила продвижение персов в Европу. Персидская держава перестала быть непобедимой.)

480 г до н.э. Саламинское сражение

(морское сражение между греческими и персидскими флотами. Греки отстояли свою независимость.)

В самом конце путешествия немного поговорим о приятном, о чудесах.

Первый список Чудес Света приписывается Геродоту.

Геродота в истории считают -Отцом истории.

Список появился в Древней Греции в 5 в до н.э. .Было трое Чудес, которые находились на острове Самос:

- Акведук в виде тоннеля

- Дамба в порту

- Храм богини Геры

Позже список расширился до семи. Создателями многих из Чудес Света являются греки.

- Статуя Зевса в Олимпии, 435г до н.э. , скульптор Фидий

- Храм Артемиды в Эфесе, 550гдо н.э., греки и персы

- Мавзолей в Галикарнасе, 351г до н.э., архитектор Пифей

-Колосс Родосский, между 292-280гдо н.э., греки

Александрийский маяк, 3в до н.э., греки , династия Птолемеев.

Один ученик нам расскажем об одном из Чудес , по желанию.

На этом я хочу завершить наше путешествие.

Спасибо за участие!

Чтение стихотворения:

Древние греки

Древние греки, античные греки,
многим прославились греки навеки.
даже порой удивленье берет:
ну до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

мудрые мифы они создавали

(с детства знакомы любому из нас

и Прометей, и Геракл, и Атлас).

Древние греки моря бороздили,

время для спорта они находили,

и Олимпийские игры они

тоже придумали в давние дни.

Строили греки театры и храмы,

ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково

было скульптурное их мастерство!

Ну, а всего поразительней, братцы,
то, что мы с ними могли б изъясняться:
«физика», «космос», «медуза», «стратег» -
понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь:
«асфальт», «стадион» и «динамо» -
скажешь ты это по-гречески прямо!
«Библиотека», «театр», «берилл» -
так, между прочим, и грек говорил!



© 2010-2022