Опыт работы по теме Роль учебных фильмов

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 72 с углублённым изучением отдельных предметов».




Роль учебных фильмов

в повышении качества образования.




учитель истории и обществознания

Андриянова Т. А.


г. Ульяновск 2015

Роль учебных фильмов в повышении качества образования.

На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий, например, мультимедийное учебное пособие «История для 5-9 классов» электронная библиотека «Просвещение»; энциклопедия «Вехи истории», учебный фильм «От Кремля до Рейхстага», учебное электронное издание по всеобщей истории для 5-9 классов, учебное электронное издание по обществознанию для 8-9 классов и другие.

Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы, тестовые задания.

Пример 1: Урок истории в 5 классе по теме «Древний Египет: природные условия и население». Это урок изучения нового материала с использованием учебного электронного пособия «Всеобщая история 5-6 класс. История древнего мира».

Новая тема разделена на 4 блока: местоположение Египта и климатические условия, занятия населения, роль Нила в жизни египтян, особенности земледелия в древнем Египте. Учащиеся слушают материал видеолекции, затем отвечают на вопросы в рабочих конспектах, работают с исторической картой и терминами, часть которых представлены в учебном фильме, другие учащиеся должны сформулировать самостоятельно.

У учащихся 5 класса только начинает формироваться интерес к истории, к новому для них предмету, поэтому очень важно, насколько интересно и познавательно проходят уроки. Вместе с этим, можно говорить и о формировании информационной компетентности у уч-ся 5 классов на таких занятиях (уч-ся учатся воспринимать информацию, грамотно ее преобразовывать, работая с конспектом урока).

Благодаря видеолекции повышается интерес к изучаемому материалу, достигается высокая степень наглядности, уч-ся ведут отбор информации, отвечая на вопросы в рабочих конспектах.

Пример 2: Серия уроков по теме «Великая Отечественная война» в 9 классе проводится с использованием учебного фильма «От Кремля до Рейхстага» («Начало Вов», «Курская битва», «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Все для фронта, все для победы!»).

Этот учебный фильм помогает придать урокам эмоциональную окраску, восприятие информации по теме меняется, уч-ся более внимательно и подробно стремятся изучить тему, возрастает патриотическая направленность уроков. Множество фактов, отраженных в фильме, позволяют учителю ставить проблемные вопросы, а учащимся находить ответы (например, на 1-м уроке - было ли нападение на СССР неожиданным?). В ходе просмотра фильма и анализа эпизодов происходит активизация познавательной деятельности, уч-ся стараются узнать о том или ином этапе войны что-то новое, как результат - презентации, доклады, дискуссии.

Проверочные работы по теме «ВОВ» в 9 «Г» классе, где на уроках использовался этот учебный фильм, показали, что материал был хорошо усвоен уч-ся, качество знаний по теме было выше, чем в 9 «В» классе, где прошли «стандартные» уроки по теме.

Показателями результативности моей работы по данной теме можно считать следующее:


  1. Проведенное среди учащихся анкетирование показало, что

а) необходимость проведения уроков с использованием учебных фильмов признают 100% опрошенных учащихся;

б) 90% опрошенных считают, что уроки с использованием учебных фильмов заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;

в) 67% опрошенных признали, что именно уроки с использованием учебных фильмов подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;

г) 85% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).

Эти цифры наглядно показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать ЗУНы учащихся, делает для них урок более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать.

2) Проведенные проверочные работы показали рост качества знаний в тех классах, где на уроках по определенным темам использовались учебные фильмы:

а) проверочная работа по теме «Великая Отечественная война»

9 «Г» класс 9 «В» класс

(серия уроков по данной теме с (серия уроков по данной теме без

использованием ИКТ) использования ИКТ)

усп - 100% усп - 100%

кач - 95% кач - 60%

б) проверочная работа по теме «Реформы Петра Первого»

11 «А» класс 11 «Б» класс

(уроки по данной теме с ( уроки по данной теме без

использованием ИКТ) использования ИКТ)

усп - 100% усп - 100%

кач -100% кач - 66%

На подготовку уроков с использованием ИКТ поначалу тратится довольно много времени. Необходимо накопить огромный дидактический материал и систематизировать его. Но это дидактический материал совершенно особого рода. «Наглядность», «эмоциональность», «эстетика» - вот ключевые слова для электронных документов. Компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и т.д. с легкостью изменяются, улучшаются и дополняются. Уже на 2-3-й год работы происходит значительное облегчение нелегкого учительского труда за счет наработанных ранее материалов. Впрочем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, понимая, что

  • накопленная база данных используется в течение длительного времени, легко изменяется и дополняется;

  • материал усваивается учащимися значительно лучше, так как использование ИКТ на уроках способствует развитию учебной мотивации школьников, формируется информационная компетентность учащихся;

  • на уроке практически полностью отпадает вопрос дисциплины.



© 2010-2022