Искусство Древней Греции вV-IV веках до н. э

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степная средняя школа



Дашкина Ж.К.



Конспект урока истории

6 класс.


Тема: Искусство Древней Греции

вV-IV веках до н.э.


(Материалы для учителей)

















Используемая литература.


  1. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Т. 1. - М. ВЛАДОС, 2002.

  2. Кусаинова Р. История древнего мира. (методическое руководство). Алматы, «Атамура», 2002.

  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1996.

  4. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М.: ВЛАДОС, 2001.

  5. Коровкин Ф.П. История древнего мира. (учебник для 6 класса). М.: Просвещение, 1992.

  6. Вигасин А.А., Годер Г.И. История древнего мира. М.: Просвещение, 1996.

  7. Тулебаев Т. и др. История древнего мира: учебник для 6 класса. Алматы: Атамура, 2002.


План урока.

Структура урока представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих целостность урока при любом варианте его сконструирования. При подготовке к данному уроку была использована следующая структура:

  • Организационное начало урока;

  • Определение целей и задач урока;

  • Самостоятельное изучение нового материала;

  • Закрепление нового материала;

  • Домашнее задание;

  • Рефлексия;

  • Подведение итогов.

Использован цивилизованный метод обучения, в котором главенствующее место занимает - отражение жизни, быта, культуры, духовности человека. Одним из факторов цивилизационного метода является показ влияния древних ценностей на современного человека.

Индивидуализация обучения благодаря которой возможно обеспечение каждого учащегося соответствующими его возможностям методами и дидактическими средствами.

Форма работы частично групповая.

Тема: Искусство Древней Греции в V-IV веках.

Цели: Ознакомление учащихся с культурой, искусством, спортивными играми, мифами и театрами Древней Греции.

Раскрыть роль древнегреческой культуры в развитии современного искусства. Выявить значение искусства Древней Греции для эстетического восприятия современного человека.

Развивать умение делать выводы, анализировать, формировать собственное мнение. Определить значение знаний по данной теме в жизни учащихся (ЖН).

Оборудование урока: документальный материал, иллюстративный материал, индивидуальные задания, карты закрепления материала, Мозаика, кластеры, учебник, тетрадь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя: Тема сегодняшнего урока «Искусство Древней Греции». Исходя из темы, самостоятельно поставьте индивидуальную цель с помощью выражения «Я хочу узнать…». (Учитель подводит к главной цели урока).

Цель урока: Определить роль древнегреческой культуры в развитии современной культуры. Как данные знания пригодятся мне в жизни ? (ЖН)

ДИскусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.Искусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.ля нас понятие «искусство» знакомо, но Греция страна необычная, загадочная и виды искусства развивались необычно. В древнегреческое понятие искусство предлагаю внести следующие виды:

ОИскусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.лимпийские игры

мИскусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.ифология

Искусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.Искусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.

архитектура театр

скульптура

2. Самостоятельно определите, какая из данных тем вам более интересна и близка. Пересядьте в ту группу, чьи интересы вам ближе. Разделение на 5 групп: «Архитекторы», «Скульпторы», «Театралы», «Спортсмены», «Мифологи».

В тетради заполните первую часть дневника двойной записи (ДДЗ) - «Что я знаю?».

3. В группе выберите двух ученых-экспертов, переводчика, журналиста, эксперта.

В обязанности ученых - экскурсоводов входит составить краткий рассказ по своей теме с использованием не более 15 предложений и иллюстративного материала.

Переводчик письменно находит и дает определения новым понятиям (приложение 1.1) и делится информацией с группой, а также фиксирует оценки выставленные представителям групп учителем.

В обязанности журналистов входит задать вопросы представителям выступающих групп - экспертам. Какие вы можете задать вопросы, чтобы выявить значение культуры?

Эксперты делают выводы, отвечают на вопросы журналистов и проанализировав с группой полученную информацию ее озвучивают.

В каждой группе набор документов по определенной под теме (приложение 1.2).

4. Выступление команд.

А) экскурсоводы-ученые;

Б) переводчики вывешивают определения новых слов в словарь;

В) эксперты отвечают на вопросы, выписывают значение культуры на современном этапе.

III. Закрепление.

Перед вами задания разного уровня сложности (приложение 2.1). Выберите задание с желтой меткой - 5, оранж. - 4, красная - 3. (ответы в тетрадь).

IV. Рефлексия. Заполните вторую часть ДДЗ - «Что я узнал?».

Эксперты выпишите решение вашей команды о значении культуры Древней Греции на современное искусство. Переводчики сдайте оценочные листы.

V. Итоги.

1. Оценка работы класса.

2. Индивидуальные оценки.

3. Домашнее задание:

а) 23, ответить на вопросы;

б) подготовить выступление о значении литературы и науки на современное общество;

в) составить рассказ «Я в греческом театре», «Я на Олимпийских играх».

Приложение 1.1

Дайте определение следующим определениям:

Архитектору: скульптору:

Портики- статуя Афине-

Дорическая колонна- статуя Зевсу-

Ионическая колонна- Фидий-

Фронтон-

Храм- Мирон-

Акрополь- краснофигурные вазы-

Мифолог театралы

Миф- скене-

Зевс- орхестра-

Аид- комедия-

Посейдон- трагедия-

Афина- Софокл-

Нимфы- театр-

Спортсмен

Олимпия-

776 год до н.э.-

арена-

ипподром-

пятиборье-

атлет-





Приложение 1.2

Театр возник в Греции более двух с половиной тысяч лет назад. Он мало походил на теперешний. Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса - покровителя виноделов. На этих празд­нествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам- сатирам, всегдашним спут­никам Диониса. Ряженые разыгрывали в лицах сценки из мифов о Дионисе. Это и были первые театральные представления. Позже поэты стали сочинять для теат­ра пьесы, а строители создавать для представлений здания. Такие здания появились почти во всех городах Греции.

1. Здание театра, актеры и хор. Греческие театры рас­полагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей. Здание театра состояло из трех частей. Одна - места для зрителей. Они раз­делялись проходами на секции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почетные гости: жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место. Чтобы сделать посещение театра доступным даже беднейшим гражданам, государство в Афинах выдавало деньги для покупки входных билетов. Другая часть театра - орхестра, круглая или полу­круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Без песен и танцев хора не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от со­держания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, воинов, а иногда животных - птиц, лягушек и даже облака.

Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К ее стене при­крепляли декорации: разрисованные доски или по­лотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костю­мы актеров.

Участниками представления были только мужчи­ны. Они выступали в мужских или женских масках, в особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Меняя костюмы и маски, актеры играли по нескольку ролей в каждом спектакле.

В греческом театре было два главных вида пред­ставлений - трагедия и комедия. В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и, часто, гибель. Действующими лицами комедий - веселых и насмешливых представлений ­наряду с героями мифов были современники зрителей. Театральные представления устраивались не еже­дневно, а лишь несколько раз в году.

2. На представлении трагедии. По утрам в дни весен­него праздника Великих Дионисий афиняне спешили в театр. С ночи занимали те места, что были ближе к орхестре. С собой приносили узелки с едой и питьем: в театре предстояло провести весь день, одно пред­ставление следовало за другим. Поэты, актеры и хоры состязались между собой в таланте и мастерстве. На исходе праздника имена победителей и лучшую поста­новку называли зрители, избранные из публики в судьи.

Искусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.

1. Боги Греции. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата - Зеве, Посейдон и Аид­ поделили между собой власть над миром.

Подобно греческой знати, олимпийские боги про­водят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах. Наказывают тех, кто осмели­вается нарушить их волю. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену вре­мен года, неурожаи, болезни.

Основные занятия греков имели своих богов-покро­вителей: Деметру, Диoниса, Гефеста и других. Леса, реки и горы населяли низшие божества - сатиры и нимфы. Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.

2. Миф о богине земледeлия Деметре и ее дочери Пер­сефоне. Юная красавица Персефона собирала цветы на лугу. Внезапно разверзлась земля и перед ней пред­стал бог Аид - мрачный владыка подземного царства мертвых.

- О, прекрасная Персефона не противься воле Зевса. Царь богов отдал тебя мне в жены.- Аид схва­тил испуганную деву, посадил на золотую колесницу и умчал на быстрых конях в свои подземные владения. Там блуждают тени умерших, туда не прони­кают лучи солнца. Вход в царство Аида охраняет Цербер - чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом.

Погрузилась в печаль мать Персефоны богиня Де­метра. Гневается она на Зевса за то, что отдал он Пер­сефону Аиду. От тоски Деметры облетают листья с де­ревьев, вянут цветы, желтеет трава, сохнут колосья на пашнях. Голод грозит всему живому.

Встревожился Зевс и послал к Аиду вестника богов Гермеса. В золотых крылатых сандалиях и с золотым волшебным жезлом в руке появился Гермес во дворце

Аида. "

-О, владыка умерших! Отпусти к матери Персе­фону. Волей Зевса две трети года будет жить она на Земле и одну. только треть в твоем, полном ужасов царстве.

В один миг доставил Гермес Персефону на землю. Обняла любимую дочь богиня Деметра. От ее радос­ти распустились цветы, зазеленели пашни и виноград­ники.

3. Миф о Прометее. Разгневавшись на людей, Зевс решил истребить весь человеческий род. Никто не осме­лился противиться Зевсу, а внук богини Земли Проме­тей посмел: он спас несчастных от гибели. В те времена люди жили в темных пещерах, не зна­ли огня, не умели разводить скот и обрабатывать землю. Прометей научил их строить дома из камня, пахать поле на быках, запрягать в повозки коней, шить прочные паруса и плавать по морям. Благодаря Про­метею люди овладели письмом и счетом, научились по звездам определять близкий приход зимы и лета, смену времен года.

Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнице своего друга Гефеста и принес его людям. Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника це­пями к дикому утесу. Проклиная свое ремесло куз­неца, безмерно сострадая другу, выполнил Гефест волю Зевса. Велики были муки Прометея: каждый день прилетал к утесу орел и, клевал его печень, а за ночь она отрастала вновь.

Спасло Прометея его умение предсказывать будущее. В ту пору Зевс задумал новый брак с Фетидой. Прометей открыл ему роковую тайну: Фетиде суждено родить сына, который станет сильнее своего отца. Боялся Зевс потерять власть, отбросил мысли о же­нитьбе на Фетиде... Кончились и мучения Прометея. По воле Зевса его сын Геракл застрелил орла, разбил оковы и освободил страдальца.

Олимпийские игры в древности

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да по­бедят сильнейшие!»

Знаменитые игры проводились один раз в четыре года. На время Олимпийских игр запрещались войны между враждующими городами Греции.

В Олимпию расположенную в Южной Греции, до­бирались морем или сухопутными дорогами. При­езжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Греции, включая колонии.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 го­ду до н. э. от этой даты греки вели свое летосчисле­ние.

1. Подготовка к играм. В состязаниях могли участво­вать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Однако женщинам запрещалось присут­ствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры

были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша по­бедил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что перед ними женщина. Несчастную долж­ны были казнить, но из уважения к ее сыну-победи­телю помиловали.

Почти за год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своем родном го­роде. День за днем десять месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты'. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Уча­стниками игр обычно становились зажиточные люди. Бедняки не могли тренироваться долгими месяцами. 2. Пять незабываемых дней. Олимпийские игры про­ходили летом и продолжались пять дней.

В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись вы­носить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям.

Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи. Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Ка­залось, никто не замечал его. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому че­ловеку. И тут весь стадион стал аплодировать спар­танцам. Старик же произнес: «Все эллины знают правила приличия, но следуют им только спартанцы.»

Атлеты выступали обнаженными.

Одно из главных состязаний - пятиборье начи­налось с бега. Встав на дорожке, друг подле друга, атлеты ждали сигнала. Того, кто, не дождавшись, срывался с места, судья больно бил хлыстом.

I Атлет - участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач.

О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить - так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

Затем состязались в прыжках в длину. Для усиле­ния толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.

Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атле­тов. Борцы использовали подножку, захваты руки шеи. В начале схватки они стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым мас­лом тело стало менее скользким и легче было бы сде­лать захват. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.

Интерес зрителей на Олимпийских играх также вы­зывали кулачный бой, бег с оружием и другие со­стязания.

Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме. По сигналу трубы возничие взмахивали кнутами и колесницы, запряжен­ные четверками коней, устремлялись вперед.

Участвовали в гонках только очень богатые греки: иметь беговых лошадей стоило баснословно дорого.

При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Но если кони приходили перв­ыми, то именно ему, а не возничему присуждалась победа.

На гонках колесницы должны были двенадцать раз обогнуть ипподром. В двух местах ипподрома, имев­шего овальную форму, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние, каждый возничий стре­мился на повороте проехать как можно ближе к стол­бу. Нередко колесница, задев за столб, переворачива­лась, а сзади напирали соперники. Колесницы сталки­вались, возничие получали увечья и раны.

В пятый, заключительный день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды - венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!».

Когда победитель возвращался домой, все жители города выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подъезжал на колеснице к главному храму, где приносил свой венок в дар богам. Победителю родной город ставил статую и до конца жизни кормил его бесплатным обедом.

3. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах. Са­мым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превра­тился в быка, а Милон в первого силача Эллады. Шесть раз подряд он становился победителем Олим­пийских игр. Был случай, когда все отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Милон отправился к судьям за оливковым вен­ком, он поскользнулся и упал. Зрители захохотали, требуя лишить олимпийской награды того, кто падает на ровном месте. Да, я упал, но лишь один раз,­ гордо заявил Милон.- Так кто из вас меня положит на лопатки еще два раза и станет победителем? Же­лающих принять вызов не нашлось.

Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Поли­дама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однаж­ды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свире­пого льва и, подобно Гераклу, задушил его.

Знаменитый бегун и кулачный боец Феагат уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую; Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространил ась по всей Греции.

Эти замечательные атлеты участвовали в состяза­ниях восьми, а то и девяти Олимпийских Игр. По сло­вам древнего писателя, они рассматривали гимнастику как подготовку к войне, а войну как подготовку к гим­настике. Слава об Олимпийских играх и выдающихся

атлетах пережила века.

11. Древний писатель рассказывает, что не­задолго до начала Олимпийских игр Cпapтан­цы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? Во скольких Олимпийских играх им не разрешили им участвовать?






Искусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.

Искусство Древней Греции вV-IV веках до н.э.

3. На вершине Акрополя. Отовсюду в Афинах был виден Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вepшину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный Фидий. Моряки, подплывая к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце ее позолоченные шлем и наконечник копья.

Лишь одна дорога вела на Акрополь. В дни празд­неств по ней поднималась нарядная толпа афинян. По пути они любовались стоявшим справа на уступе скалы небольшим храмом с ионическими колоннами.

Это был храм богини победы Ники. Обычно ее изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оставить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воздвигли храм в честь Ники Бескрылой.

Через мраморные портики участники празднества вступали на вершину Акрополя. Перед ними откры­вался вид на Парфенон. Это самое прекрасное творение греческой архитектуры было посвящено богине Афине. Построенный целиком из мрамора, окруженный дори­ческими колоннами Парфенон вызывал всеобщее вос­хищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На одном фронтоне они изображали спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на дру­гом - рождение Афины. Внутри Парфенона стояла статуя той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из золота; лицо, шея и руки покрыты пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.

Посещение Агоры и Акрополя производило не­изгладимое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.




Приложение 2.1

На «5»

1. В каких случаях можно ныне употребить крылатые слова «цербер», «авгиевые конюшни»?

2. Древний писатель рассказывает, что не­задолго до начала Олимпийских игр Cпapтан­цы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? Во скольких Олимпийских играх им не разрешили им участвовать?

3. Название района в Афинах - Керамик происходит от греческого слова «керамос» (глина). Какое слово имеет общий корень в русском языке и что оно означает?

4. По-гречески «трагедия означает «песнь козлов», а комедия - веселое шествие. Чем объясняются эти названия?

На «4»

1. Аристофан говорил: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых поэты». Что он имел в виду?

2. Перечислите виды спорта распространенные в Древней Греции. Почему именно этот спорт?

3. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?


На «3»

1. Составьте кроссворд из данных слов и задайте к ним вопросы.

Аид комедия

Посейдон трагедия

Афина

ипподром

пятиборье

атлет


Самоанализ урока.

1. Тема: Искусство Древней Греции в V-IV веках.

2. Цели: Ознакомление учащихся с культурой, искусством, спортивными играми, мифами и театрами Древней Греции.

Раскрыть роль древнегреческой культуры в развитии современного искусства. Выявить значение искусства Древней Греции для эстетического восприятия современного человека.

Развивать умение делать выводы, анализировать, формировать собственное мнение. Определить значение знаний по данной теме в жизни учащихся (ЖН).

3. Урок изучения нового материала.

4. Т3, Н.

5. Методы: частично поисковый, исследование, анализ, объяснительно иллюстративный.

6. Форма организации: Индивидуальная, групповая, самообразование, частично консультация.

7. ОС: диалоговая, контроль.

© 2010-2022