Конспект урокаВведение. Что изучает история России

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История России. 6 класс.

Тема: Введение. Что изучает история России.

Цели: объяснить особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; познакомить с учебником, с основными историческими терминами, именами выдающихся отечественных историков; формировать представление о единстве исторического прошлого народов России и мирового сообщества.

Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать особенности и задачи курса «История России: 6 класс»; оперировать понятиями и терминами: историческая наука, исторический источник, археология, этнография, фольклористика, лингвистика; работать с исторической информацией.

Отношения, ценности и внутренние установки: выразить своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно-целевой этап.

- « История - это фонарь из прошлого, который светит в будущее…». Эти слова принадлежат выдающемуся русскому историку В.О. Ключевскому. Что они означают? Какую роль играет история в жизни человеческого общества? Как начиналась и развивалась история нашей страны? Обсудим эти вопросы.

III. Актуализация опорных знаний.

- Тема нашего урока: «Введение. Что изучает история России». Давайте вспомним, что такое история?

- История - это наука о развитии общества

- это прошлое, сохранённое в памяти человека

- рассказ о чём-либо.

История - это наука, изучающая прошлое человечества с древнейших времён до наших дней. (слайд)

- С историей каких стран вы уже познакомились?

- Какой временной период охватывает история Средних веков?

IV. Работа над темой урока.

  1. Знакомство с учебником.

- Прочитайте название нового учебника. Чем этот учебник отличается от уже изученных вами учебников истории?

- Какие века русской истории мы будем изучать?

- Прочитайте оглавление учебника. Какие периоды истории нашей страны охватывает учебник?

- Что в истории России происходит в первой главе? (формирование Древнерусского государства).

- Что во второй главе? (феодальная (удельная) раздробленность).

- И что в третьей главе? (становление единого государства).

- К какому выводу можно прийти, проанализировав изученную вами историю и ознакомившись с предлагаемыми главами учебника? (в истории средних веков тоже происходило сначала возникновение и формирование государств, затем следовала феодальная раздробленность в большинстве их, и объединение и формирование единых государств).

- История России - неотъемлемая часть Всемирной истории и в своём развитии прошла общие этапы развития, присущие многим государствам, но при этом у неё свой, особенный, путь развития, свои особенности, с которыми мы познакомимся в ходе изучения курса «История России: 6 класс».

- Также обратите внимание на состав параграфа. Параграф делится на несколько подтем. Под синей чертой в параграфе делаются общие выводы. Посмотрите, каким шрифтом выделены важные понятия. Курсивом выделяются слова, объяснение к которым содержится в самом тексте учебника, жирным шрифтом - слова, объяснение которых даётся в конце параграфа.

  1. Формирование русской истории.

- История России - это не только история русского народа. (слай д с современной картой РФ).

Наша Родина является крупнейшей в мире страной (её площадь в современных границах составляет более 17 миллионов км 2. Располагается она на юго-востоке Евразии. Уральские горы делят страну на 2 крупные части: европейскую и азиатскую. В свою очередь, эти части включают в себя многие земли. Так, европейскую часть России можно разделить на Центральную, Северо-Западную, Северный Кавказ, Предуралье. В азиатскую часть России входят Сибирь (Западная, Восточная), Дальний Восток (Приамурье, Приморье, Камчатка, Сахалин). По мере расселения людей на этих территориях - а расселялись они вдоль побережья и озёр - в обиход входили такие понятия, как Преднепровье, Поволжье, Предонье, Прекубанье и т.п. Часть названных земель включали в себя несколько менее крупных. В состав Поволжья, например, входили Верхнее, Среднее и Нижнее Поволжье. После присоединения к России других государств и земель появились и новые географические понятия: Прибалтика, Причерноморье, Приазовье и другие.

Все эти земли осваивались и присоединялись к России в течении многих столетий. На них испокон веков проживали различные племена и народы, которые относились к различным языковым семьям.

Значительная часть населения нашей страны принадлежит к индоевропейской языковой группе, которая распалась на несколько групп языков (слайд с языковыми группами). В Центральной и Северо-Западных территориях Восточной Европы проживали предки балтов, германцев, славян. Степные европейские районы издавна населяла другая группа индоевропейцев - племена, говорившие на иранских языках. К иранской языковой группе принадлежит и многочисленные племена, обитавшие на юге Сибири.

Восточная Сибирь и её северные районы освоили племена, принадлежавшие к урало-самодийской языковой семье. Предки ненцев и другие самодийские племена осели на севере. Племена, говорившие на финно-угорский языках, начали передвигаться из Восточной Сибири в Приуралье, в Прикамье и далее на запад в Восточную Прибалтику. В середине 3 тысячелетия до н.э. они распространились по всей лесной полосе Поволжья и на территории между Волгой и Окой.

Часть населения нашей страны принадлежит к алтайской языковой семье. Наиболее многочисленной в этой семье является тюркская группа языков. Прародина тюрков находилась в степях Центральной Азии. Отсюда они устремились на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю Азию, а затем в степные районы Причерноморья.

Особой языковой зоной является Кавказ. Горные хребты препятствовали большому передвижению племён. Поэтому здесь с древнейших времён проживают в основном исконные жители этих мест, говорящие на разных языках, которые объединяются в кавказскую языковую семью.

Данные языковые семьи стали основой для формирования многочисленных народов, проживающих на территории нашей страны. История этих народов является составной частью истории нашей Родины. Каждый народ, входивший в состав России, вносил свой вклад в развитие её культуры, языка, хозяйства, то есть формирование российской цивилизации.

История Адыгеи - это тоже часть истории России. Поэтому на уроках истории нашей страны мы будем изучать и историю Адыгеи.

  1. Как историки изучают историю.

- Каким образом историки получают знания о прошлом?

- Что такое исторические источники?

- Для определения достоверности событий прошлого учёные используют исторические источники. (слайд)

Исторические источники - любые следы человеческой деятельности или сознательно оставленные на Земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основе которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий.

- Какие виды исторических источников вы можете вспомнить? (слайд).

- Особую роль в изучении истории России 9 - 11 веков занимают русские летописи. Древнейшей дошедшей до нас летописью является «Повесть временных лет». Она была составлены в начале 12 века на основе более древних летописей. Считается, что её автором был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

- Вспомните, какие науки помогают нам воссоздать, описать и спрогнозировать историю своей страны?

- Эти науки в истории принято также называть вспомогательными историческими дисциплинами (слайд).

V. Рефлексивный этап.

- Ребята, как вы думаете, зачем человеку изучать прошлое? (слайд)

- И как вы считаете, почему необходимо хорошо знать историю своей страны?

- Домашнее задание: прочитать введение к учебнику; составить словарик терминов по тексту введения; - подготовить презентацию «Известные российские историки».

- Спасибо за урок.



© 2010-2022