История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Хозяйство и быт саков.

Цель урока: дать представление учащимся о жизни и быте саков.

Задачи:

  • Создать условия для усвоения знаний учащихся о хозяйстве и быте сакских племен;

  • Создать условие для отработки навыков работы по карте, для развития творческого потенциала, развивать умения обобщать и анализировать материал;

  • Создать условия для воспитания патриотизма.

Оборудование: учебник, карта, «Кубик», раздаточный материал: схемы, карточки, картинки для коллажа, иголки, мягкое основание для коллажа, цветные стикеры, плакат - рефлексии «Дерево».

Ход: 1. Организационный момент.

Учитель объясняет тему, цель и задачи урока, которые необходимо реализовать в процессе урока.

- Но прежде чем мы с вами перейдем к новой теме, мы должны повторить ранее изученный материал.

Мозговая атака:

- Какие племенные союзы проживали на территории Казахстана в VΙΙΙ - ΙΙΙ в. до н.э.? (саки, каспии, аргипеии, аримаспы, исседоны, скифы) отмечают на карте.

2. Стадия вызова. К/М. Стратегия «Кубик».

Учащиеся бросают кубик, выпавшая грань определяет номер вопроса.

Вопросы:

  1. Какие источники повествуют о жизни саков?

Клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов.

  1. Как греки называли жителей Степи? Азиатские скифы.

  2. Древнегреческий историк, «отец истории», писавший о саках? Геродот.

  3. Как Геродот называл саков? Массагеты.

  4. Кто управлял сакским племенем? Вождь.

  5. Что Ктесий писал о сакских женщинах? Сильные, участвуют в битвах, наравне с мужьями.



  1. На какие группы делились сакские племена? Тиграхауда, парадарайя, хаумаварга.

  2. Какие племена населяли земли северо-восточнее Арала? Даи, аргиппеи, исседоны, массагеты.

  3. Какую роль выполнял вождь в сакском племени? Руководил, решал споры, регулировал отношения внутри рода, вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок.

  4. Из каких групп состояло сакское общество? Воины, жрецы. Скотоводы-земледельцы.

  5. Какую одежду носили воины, жрецы, общинники? Красную, белую, желтую или синюю.

  6. Как доказать что у саков существовало социальное неравенство? По захоронениям.

……………………..

  1. Какие вопросы решались на народном собрании у саков? Выбирали вождей племен.

  2. Какую роль выполнял старейшина рода? Возглавлял перекочевку.

………………………………………………………………..



  1. Новая тема:

Саки занимались кочевым скотоводством. Впрягали 2, 3 пары быков, лошадей или верблюдов в 2-х, 4-х, 6-иколесные повозки, покрытые кошмой. Переезжали со всем имуществом, мужчины верхом на лошадях, женщины и дети в повозках.

По сведениям Геродота саки на зимовках жили и в деревянных жилищах, покрытых кошмой, также строили дома из саманных кирпичей.

Во время охоты использовали куйме (юрту на повозке), 2-хколесные, различные по устройству колес. Военные куйме запрягались лошадьми, а большие куйме - пара лошадей или верблюдов.

А теперь давайте выясним, какой вид хозяйства преобладал у саков, для этого разделимся на 2 группы: земледельцы и скотоводы.

Стадия осмысления.

Ι. Разделившись на группы, учащиеся, работая с учебником, заполняют схемы:

1 группа:

СКОТОВОДСТВО

История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

(для чего выращивали)

История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

(как использовали)

2 группа:

Дополнительное хозяйство

земледелие

История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

(какой образ жизни?)История Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 классИстория Казахстана. Хозяйство и быт саков. 6 класс

(выращивали) (на какой территории?)

Анализ заполнения. Выступление спикеров.

Физминутка «Чайничек».

Учащиеся должны повторять то, что говорит и показывает учитель.

В чайничке - крышечка,

в крышечке - шишечка,

в шишечки - дырочка,

с дырочки пар идет.

Пар идет с дырочки,

дырочка в шишечки,

в шишка в - в крышечке,

крышечка в чайничке.

Мозговая атака.

Работая в группах, учащиеся получают картинки по теме «Саки» (прилаг.)

Посмотрите на картинки и скажите, какие виды ремесел преобладали у саков? Чем они занимали? (ответы учащихся)

Учащиеся получают картинки и темы работы, используя которые необходимо оформить коллаж.

1 группа: ювелирное искусство, обработка кости;

2 группа: ювелирное искусство, ювелирное искусство с использованием

драгоценных камней.



  1. Стадия рефлексии.

Ι. «Лови ошибку».

Индивидуально. Учащиеся получают карточки с заданием. Читают, ищут ошибки. Устно.

  1. Основное место в хозяйстве саков занимало земледелие. скотоводство

  2. Зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках. Зиму на зимовках - кыстау, лето на летовках - жайляу.

  3. Саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней. Вместо свиней - Верблюдов

  4. Особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей. Верно

  5. Для жилья саки строили большие дома, где проживали несколько семей. Юрты, деревянные жилища покрытые кошмами.

  6. Саки занимались только гончарным и кузнечным ремеслом. А также ювелирным искусством, обработкой кости и железа.

  7. Лошади были хорошо приспособлены в жаре и холоду и тяжелым условиям пустыни. Верблюды

  8. Саки употребляли в пищу только продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты. Продукты: молоко скота.

  9. Главное значение у саков имело развитие коневодства и КРС. Овцеводство.

  10. Римский историк Геродот описывал жизнь саков. Греческий.

ΙΙ. Устно. Используя рисунки написать мини-эссе по предложенным картинкам. (картинки прилагаются). Читают работы.



  1. Рефлексия «Дерево».

На доске вывешивается плакат-рефлексия, учащиеся получают цветные стикеры. Используя которые учащиеся определяют свое расположение на «Дереве» исходя из полученных знаний и своего настроения на конец урока. Рефлексия позволяет мне определить степень усвоения новой темы, и выявить какие позиции занимают учащиеся в классе с психологической точки зрения для построения дальнейшей работы.



  1. Оценки за урок.

  2. Домашнее задание: §13 (15).



© 2010-2022