- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока истории для 7 класса по теме «Наука и образование в период правления Петра 1»
Методическая разработка урока истории для 7 класса по теме «Наука и образование в период правления Петра 1»
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Выдышко М.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме
« Наука и образование в период правления Петра 1»
ТИП УРОКА: Урок овладения новыми знаниями.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами работы в парах и технологии развития критического мышления
ЦЕЛИ:
Личностные:
- уважать мнение других, формировать навыки сотрудничества, умение работать в паре, оценивать собственную деятельность и работу класса в целом,
Метапредметные:
- находить общие и отличительные черты при анализе привития европейских традиций в русской культуре;
- формировать навыки работы с учебной, осуществлять поиск необходимой информации в источнике;
Предметные:
- определять причинно-следственные связи обмирщения русской культуры, выявлять её направления, познакомиться с новыми явлениями в образовании России в XVIII веке.
ХОД УРОКА:
-
Актуализация знаний (стадия вызова)
-
Изучение нового материала (стадия осмысления)
-
Закрепление (фишбоун и рефлексия)
Учитель обращается к детям:
-
- Мы продолжаем изучать эпоху правления Петра 1.
Напомните, с какими темами мы уже познакомились? (ученики перечисляют темы):
- узнали, как создавались армия и флот России
- изучали ход Северной войны
- реформы управления государством
- развитие экономики
- народные восстания
-
- Без чего реформы Петра были бы невозможны?
- Что сам царь Петр не уставал делать всю жизнь?
Учащиеся отвечают: - Сам Петр 1 много читал, всё время стремился узнать много нового
Стадия ВЫЗОВА
Учитель: - Как вы считаете, какую тему нам ещё нужно изучить, чтобы картина правления Петра 1 стала полной. Да, это - Образование и развитие науки при Петре 1 (запись темы в тетрадь)
-
Давайте нарисуем дерево предсказаний по теме урока:
В левую сторону дерева предсказаний записываю (возможна работа с напечатанными заранее фразами) аргументы учеников за развитие образования в России:
-
Россия нуждалась в большом количестве образованных людей: для строительства городов,
-
Для развития мануфактур нужны грамотные люди; для управления армией, флотом, создания карт и предприятий нужны специалисты;
-
Для развития мануфактур были нужно разыскивать полезные ископаемые;
-
Россия много воевала, жертвы войн были огромны, им нужна была медицинская помощь;
-
Вооружение в армии совершенствовалось, после утраты оружия в Нарвском сражении нужно было быстро создать новую и современную артиллерию;
-
Петр 1 сам узнавал много, но и требовал, чтобы его вельможи тоже были образованными.
-
Раньше дворян обучали домашние учителя, теперь этого было мало, знаний стало больше, образование нужно было получать в каких-то школах ил и училищах.
Учитель: - Предположите, что изменилось в образовании людей и в развитии наук при Петре 1?
В правую сторону записываю:
-
Появятся новые школы и институты для детей разных сословий;
-
Нужно больше печатать учебной литературы;
-
Люди сами будут хотеть расширить знания и читать книги, журналы;
-
Петр 1 продолжит собирать новинки, устройства и инструменты;
-
В России увеличится число ученых;
-
Петр 1 любил общаться, делится новостями и новинками, сделает неофициальные встречи дворян и бояр регулярными (как когда-то он увидел в Немецкой слободе)
-
Обмирщение культуры будет продолжаться.
Теперь давайте познакомимся с новым материалом и проверим все наши предсказания.
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ давайте теперь поработаем в парах.
-
Познакомьтесь с указами Петра 1 об образовании и просвещении (Указы Петра 1 - по три документа на каждый ряд)
-
Прочтите короткие тексты с указами Петра 1 и подумайте, что изменилось в области образования. Потом все вместе мы составим Фишбоун.
Раздаточный материал:
-
Об основании Навигацкой и Математической школ - 1701 г.
Повелеваю… на славу государству нашему и храбропремудрейшего
царствования, быть математических и навигацких, т.е. мореходных хитростных наук учению. Учителями быть английской земли урожденными: математической - Андрею Фархварсону, навигацкой - Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Головину …
-
О Морской академии (1719г.)
В Академии учить наукам: арифметике, геометрии, навигации, артиллерии, фортификации, географии, рисовать и воинским обучениям; мушкетами и на рапирах и некоторых астрономии.
-
Указ Сената - 1714 г.
...Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, чтобы невольно было жениться, пока он не вы учится...
…Величайшее повелеваю, запретить священникам давать разрешение вступать в брак тем дворянам, которые не имеют свидетельства об образовании, яке грамоте не обучены…
-
Об учреждении гражданского алфавита
…Надобно исправить азбуку. Буквы, подчёркнутые мною, не употреблять. Семи литерами печатать художественные и мануфактурные книги…
-
О первой печатной газете
"по ведомостям о военных и всяких делах, которые надлежит для объявления Московского и окрестных Государств людям, печатать газету,.. а для печати все новости сообщать и присылать без промедления в Монастырский приказ, а оттуда не мешкая, отсылать на Печатный двор.
…Во первых и паче всего, должны выпускать газету, начиная с 1703 года. Надобно что бы газета занятною была…
-
Об открытии первой публичной библиотеки - 1714 г.
Повелеваю открыть хранилище книг - библиотеку в Петербурге. Всякий со своим интересом может её посещать…а скоплять по сему книги там из собраний опальных бояр, да из подаренных и преподнесенных царю иноземными послами, дабы не один он мог учение книжное постигать
-
Об открытии первого музея России - Кунсткамеры - 1714 г.
…Ток мо требую найти помещение для редкостей и различных коллекций. Назвать Кунсткамерой. В эту коллекцию включить "славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ост и Вест-Индии" и коллекцию анатомических препаратов Ф. Рюйша,..
Физкультминутка: комплекс упражнений
(круговые вращения туловищем и прогибы вперед и назад)
Составляем Фишбоун
Учитель: - С какой целью мы запускаем рыбку - какую тему она поможет нам изучить?
- Какие новые явления вы узнали из Указов Петра? (записываем на верхние «косточки» основные понятия темы:
-
Открытие новых школ
-
Новый гражданский шрифт
-
Издание новых учебников и книг
-
Увеличилось количество грамотных людей
-
Введение нового гражданского алфавита
-
Просвещение широких масс народа
- Какие явления происходили в духовной жизни общества?
-
Открылись Навигацкая и Математическая школа,
-
Открылась Медицинская школа,
-
Морская школа,
-
Дворяне, получившие образование, становились преподавателями
-
Необразованные дворяне не могли жениться
-
Первая печатная газета «Ведомости»
-
Открылась первая публичная библиотека
-
Учреждена Кунсткамера
-
Дворянские ассамблеи
по ходу записей учитель может давать комментарии:
С 1701 г. Школа навигацких и математических наук была единственным светским образовательным учреждением. Она готовила кадры для военной и гражданской службы.
Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов , « при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Это способствовало расширению печатной продукции.
Дворянские ассамблеи приживались с трудом, но скоро полюбились дворянам и членам их семей)
Учитель:
- Наш Фишбоун готов - не хватает только хвостика.
Давайте вернемся к дереву желаний и проверим - все ли ваши предсказания сбылись?
- Дети отвечают, что почти всё, не говорили только об обмирщении образования.
Учитель:
- А как вы считаете, обмирщение станет одной из косточек скелета или направляющим хвостовым плавником?
Учитель выслушивает ответы и подводит учеников к мысли, что обмирщение образования и культуры в целом стало главным достижением петровских реформ.
НО!
Учитель отмечает, что культура не состоит только из образования, просвещения и науки.
- Что еще включает культура народа?
Ученики отвечают: искусство - живопись, архитектура, литература.
-
- А вам интересно, какие изменения произошли при Петре 1 в искусстве? Над этой темой мы поработаем на следующем уроке!
Теперь подведем итоги нашего урока
Стадия РЕФЛЕКСИИ:
Теперь мы с вами по материалам урока напишем Синквейн: это стих из пяти строк
-
Вспоминайте, что поставим в первую строчку - это наша главная тема
(Образование, просвещение)
-
Вторая строчка - опишите тему в двумя прилагательными
(Светское, научное, нецерковное, ..)
-
Теперь опишем действия, предлагайте глаголы, выберем только три - самых значимых (расширялось, продолжалось, углублялось, развивалось, обмирщалось…)
-
Сейчас составьте фразу из четырех слов - ваше отношение к нашей теме:
Образование получало больше людей
Просвещение перестало быть религиозным
Для государственной службы необходимо образование и т.д.
-
Последнее слово - одно, это синоним нашей темы, главное понятие
Ожидаемый (приблизительный результат) синквейн:
Образование
Светское, научное
расширялось, углублялось, развивалось
Стало необходимым для жизни активной
Обмирщение
-
Учитель ставит проблему к следующему уроку:
С одной стороны развитие образования было продиктовано новыми задачами создания армии, флота, государственными реформами… С другой стороны образование вызвало рост не только грамотных людей, но и людей, стремящихся познать окружающий мир, природу, общество… Как называют таких людей? Как вы думаете, были ученые в петровское время?
О рождении научных направлений, академии наук и работе ученых мы с вами узнаем на следующем уроке.
Наш урока подошел к концу, всем спасибо за активную работу!
-
Подведение итогов (выставление оценок)
- Кто отличался активной работой на сегодняшнем уроке?
- Какие положительные стороны урока можете отметить? Что было интересно и просто?
- Что вызвало сложности? На каких вопросах нужно остановиться на следующем уроке?
-
При наличии времени класс выполняет задание № 1 к п. 18 в рабочей тетради
-
Домашнее задание: п. 18 пересказ,
инд.задание: сообщение о развитии российской науки _____________