Общественное движение и общественная мысль в годы правления Николая I

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Общественное движение и общественная мысль в годы правления Николая I.

Цели урока:

- показать исторические причины активизации общественного движения в 30-50-е гг. XIX в. охарактеризовать его основные направления, цели и задачи участников консервативного, либерального и социалистического движения; определить результативность общественного движения данного периода;

- развивать навыки работы с документами, выделения главного, обобщения и систематизации материала;

- учиться доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания

  2. Направления русской общественной мысли

  3. Первые кружки

  4. Консервативное движение

  5. Либеральное движение. Западники и славянофилы

  6. Революционное движение

  7. Рефлексия

Основные понятия: общественное движение; консерватизм; «православие, самодержавие, народность»; либерализм; социализм; революционеры; западники; славянофилы; общинный социализм.

Основные даты: конец 20-х - начало 30-х гг. XIX в. - кружковый период общественного движения; конец 30-х - начало 40-х гг. XIX в. - формирование идеологии западничества и славянофильства; 40-е - начало 50-х гг. XIX в. -формирование революционного лагеря в общественном движении.

Персоналии: С. С. Уваров; Н. Г. Устрялов; М. П. Погодин; Т. Н. Грановский; С. М. Соловьев; К. С. и И. С. Аксаковы; А. И. Герцен; Н. П. Огарев; В. Г. Белинский; П. Я. Чаадаев.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. - М., 2000; рабочая тетрадь; проектор и компьютер; документы; карточки-задания.

Методические приемы организации урока: Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; работа с документальными источниками; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); групповая работа с видеофильмом и учебником.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Устный опрос:

- Какие направления внешней политики существовали у России в первой четверти-середине 19 в.?

- Какие события происходили в Европе в 1830-40 гг.?

- Какой была реакция Николая 1 на революционные события в в Европе?

- Какие события связаны с попытками России разрешить восточный вопрос?

- Почему Иран начал войну с Россией именно в 1826 году?

- Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? Чем можно объяснить успех горцев в Кавказской войне?

Выборочное тестирование:

1.Именно такое прозвище получил Николай Первый после подавления европейских революций.

1) «Освободитель» 2) «Грозный» 3) «Жандарм Европы» 4) «Миротворец»

2.Напиши фамилию известного генерала, главнокомандующего русскими войсками на Кавказе до 1827 года. ________________

3. Соотнеси событие и дату: 1) 1827 2) 1828 3) 1831 4) 1829

__ Туркманчайский мир

__ Начало Польского восстания в России

__ Наваринское сражение

__ Адрианопольский мир

4.В этом году, русский корпус, прибывший на берега Босфора, фактически предотвратил распад Османской империи.

1) 1837 2) 1833 3) 1829 4) 1840

5. Восстанови логический ряд. Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

__ Укрепление положения России на Балканах и Чёрном море

__ Разгром турецкого флота в Наваринском сражении

__ Нежелание Англии и Франции российского усиления на Балканах и Чёрном море

__ Рост разногласий между великими державами

6. Назови итоги русско-иранской воны 1826 - 1828 годов.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Россия теряла свои владения в Закавказье

2) Подтверждались прежние приобретения России в Закавказье

3) Иран выплачивал России 20 миллионов рублей серебром

4) Каспийское море признавалось закрытым для всех военных судов

5) Иран уступал Восточную Армению, Эриванское, Нахичеванское ханства

7. Назови основные предпосылки и причины Кавказской войны.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Желание России контролировать весь Кавказ

2) Противостояние России и Ирана, Турции, Англии на Кавказе

3) Продажа Россией земель Кавказа Османской империи

4) Недальновидная политика царских наместников на Кавказе

5) Принудительная ассимиляция со стороны России всех кавказских народов

Ответы: 1-3; 2- Ермолов; 3-2,3,1.4; 4-2; 5- 2,1,3,4; 6- 2,3,5; 7- 1,2,4

Изучение новой темы.

- Какие направления общественной мысли нам с вами знакомы? ( -консервативное; - либеральное; -революционное (социалистическое) (Запись на доске и в тетради)

- Как вы понимаете названия направлений русской общественной мысли? (если у учеников нет ответов, то определения необходимо записать в тетради)

Консервативное - отстаивающее неизменность существующего строя.

Либеральное - за демократические свободы.

Революционное - направленное на коренное переустройство государства, часто насильственными методами.

- Главными вопросами общественной мысли России второй четверти 19 в. Были: « Каково настоящее и будущее России?» и «По какому пути должна идти дальше Россия?».

- После разгрома декабристского движения общественная жизнь в России проходила в обстановке государственного надзора и преследования со стороны власти.

- Сегодня на уроке мы детально рассмотрим, как формировалась и развивалась общественная мысль в России в условиях ужесточения политического режима со стороны власти Николая 1.

- Предлагаю вам на основе видеофильма выполнить задания и вместе заполнить таблицу «Общественная мысль России второй четверти 19 века» (таблица - на доске, листы с заполненными столбцами прикрепляют ученики после просмотра фильма, просмотр фильма можно заменить работой с текстом учебника)

Общественная мысль России второй четверти 19 века

консерваторы

либералы

революционеры

славянофилы

западники

представители

Уваров С.С., Устрялов Н.Г., Погодин М.П., Булгарин Ф.В, Греч Н.И., Кукольник Н.В.

Хомяков А.С., Братья Киреевские, братья Аксаковы, Самарин Ю.Ф., Кошелев А.И.

Соловьев С.М., Кавелин К.Т., Анненков П.В., Боткин В.П., Тургенев И.С., Грановский Т.Н.

Герцен А.И., Огарев Н.П., Буташевич-Петрошевский, Сунгуров Н.

Отношение к крепостному праву

Нормальное, естественное состояние, обеспечивающее защиту крестьян

Отрицательное

Отрицательное

Отрицательное

Отношение к самодержавию

Поддержка, идеология «официальной народности» (православие, самодержавие, народность)

отрицательное

отрицательное

отрицательное

Наилучший государственный строй

абсолютная монархия

Монархия + парламент, демократические свободы

Монархия + парламент, демократические свободы

Демократическая республика

Пути преобразования России

Сохранение существующего строя

реформы

реформы

революция

Отношение к западному влиянию

отрицательное

Самобытный путь развития, западные ценности чужды России

Россия должна идти по западному пути развития

отрицательное

- Таким образом, на основе информации из фильма и учебника, а также данных нашей таблицы мы с вами видим , что общественная мысль в России бурно развивалась и крепла.

- Среди представителей русской общественной мысли особое место занимает Петр Яковлевич Чаадаев. Сообщение о нем нам подготовили ……(доклады учеников, подготовленных заранее). После выступления ученики задают классу вопросы:

- Какова роль П.Я.Чаадаева в формировании общественной мысли России? и пр.

-…… (вопросы выступающих, ответы учеников)

В конце нашего исследования давайте подведем главные итоги.

Ответ учеников:

- Главным итогом развития общественного движения 30-50 гг. стало широкое распространение революционных и либеральных настроений среди интеллигенции. Пороки крепостного права стали очевидны для передовой части российского общества.

Рефлексия.

Работа с документами.

- На ваших столах находятся высказывания известных людей. Попробуйте определить к какому направлению общественного движения они принадлежали.

1. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

2. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами».

3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго … нам довольно воскресить старое … , привести его в сознание и и в жизнь».

4. «В России необходимо освободить личность, распространить … самоуправление на города и государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, …. сохранить неделимость земли».

Ответы: Консерваторы - 2; западники - 1; славянофилы - 3; революционеры - 4.

Домашнее задание: § 13 учебника, ответить на вопросы к документам, помещенным в конце параграфа



© 2010-2022