Конспект урока Афинская демократия при Перикле

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»


Цель урока: углубление знаний учащихся об античной демократии.

Задачи урока:

1. Подвести учащихся к пониманию эпохи Перикла как эпохи расцвета Афинской демократии;

2. Способствовать уяснению учащимися наиболее существенных признаков демократии во время правления Перикла;

3. Продолжить формирование у детей умений работать с текстом учебника, обобщать события и формулировать выводы;

4. Сформировать у обучающихся - на примере деятельности Перикла - представление о бескорыстном служении своему Отечеству.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

На уроке используется технология проблемного обучения.

Ставится проблемная задача: Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым, идеальным?

Приемы деятельности учителя: постановка проблемы, проблемное изложение материала, самостоятельная работа учащихся, беседа, рассуждение.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний (тест.)

Учитель: Для начала вспомним предыдущий урок, термины, которые помогут нам в изучении нового материала, для этого решите тест (на белых листах). Время 3 минуты. Меняемся тестами с соседом по парте и проверяем друг у друга, ставим оценки.

Учащиеся решают тест, меняются с соседом по парте, проверяют и выставляют друг другу оценки.

Тест

1. Вольноотпущенник-это

А. матрос-гребец, отслуживший свой срок на триере

Б. раб, получивший свободу

В. купец-грек из колоний, отъезжающий из Афин в свой полис

2. Выберите их перечисленного то, чему учили детей в Афинах, а чему в Спарте. Запишите в таблицу номера выбранных ответов.

1) лаконичная речь

2) говорить красноречиво, используя богатый словарный запас

3) музыке

4) рисованию

5) гимнастике

6) пониманию поэзии и любви к ней

7) военному делу

8) разучиванию военных песенВ Спарте учили:

3. В древнегреческом театре первый ряд занимали

А. греки из колоний

Б. самые уважаемые люди (должностные лица, полководцы, победители Олимпийских игр)

В. граждане старше 60 лет

4. Установите соответствие между понятиями и их определениями

А. полис 1) государственный строй Афин

Б. Народное собрание 2) город-государство в Древней Греции

В. демократия 3) орган власти, управлявший Афинами в

перерывах между собраниями граждан

Г) Совет пятисот 4) высший орган власти в Афинах

5. Место, где в Афинах располагался Совет пятисот, называлось

А. Керамик

Б. Агора

В. Пирей

6. Создателем статуй Афины на Акрополе является скульптор

А. Милон

Б. Фидий

В. Мирон

3. Переход к изучению новой темы:

Необходимо вспомнить из прошлых уроков:

1. Что такое демократия?

2. Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

4. Какие преобразования осуществил Солон?

(Отменил долговое рабство, для решения государственных дел стали созывать Народное собрание, где участвовали все свободные граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании).

Учитель: Основы демократии в Афинах заложи Солон. В период войны с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. Флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Наивысшего расцвета афинская демократия достигла при стратеге Перикле. «Афинская демократия при Перикле» новая тема урока. Запишите её в свои тетради.

4. Изучение нового материала


План

1)​ Управление государством при Перикле.

2)​ Перикл, его друзья и враги.

На доске: тема урока.

1. Вступительное слово учителя.

Перикл - знаменитый вождь афинского демоса управлял в течение 15 лет. Сейчас мы познакомимся с этим человеком ближе.

Перикл был одним из тех редких людей, оказывающих влияние на ход мировой истории, меняя ее.

Он жил в древней Греции более 2 тысяч лет назад и был знаменитым политическим деятелем города Афины, реформатором, красноречивым оратором и стратегом. За свою деятельность на благо города Перикл получил от народа почетное звание «отец афинской демократии».
Выходец из знатного рода, Перикл получил хорошее, хотя и поверхностное образование. Музыке, философии, риторике его обучали лучшие в то время представители афинской культуры.

Отец Перикла был командующий в свое время греческим флотом, видный афинский деятель. Мать принадлежала самому влиятельному афинскому роду и была внучкой Клисфена, одного из зачинателей афинской демократии.
Сама судьба предрекала Периклу стать, по примеру отца, политическим деятелем. Но он долгое время всячески избегал этого. Причина - появившаяся с детства боязнь остракизма (изгнания). Перикл не раз был свидетелем, как нежелательного члена афинской общины изгоняли из полиса и лишали гражданства на 10 лет. Процедура была мрачной - если имя провинившегося жители города писали на глиняных черепках более 5 тысяч раз, его изгоняли. Остракизму были подвергнуты его отец и дядя. Это оставило глубокий след в душе маленького Перикла.

Перикл начал свою политическую деятельность в сложное для Афин время, в 472 г. до н.э. Ближе всего для него был средний класс, интересы которого он и стал защищать. Примкнув к демократической группировке, возглавляемой Эфиальтом, в 444 г. до н.э., Перикл стал лидером партии после его гибели. В том же году он был избран стратегом Афин. Эта должность позволяла ему единолично распоряжаться и военной силой полиса, и финансами. Высший руководящий пост полиса Перикл занимал 15 лет. Он видел Афины сильным и мощным государством, и делал все для укрепления положения своего города. Во многом благодаря реформам Перикла свое продолжение получила афинская демократия.

Блестящий оратор, он, по свидетельствам современников, выступал очень редко. Но если это происходило, оппонент в споре неизменно проигрывал неистовым речам Перикла. Многое было сделано им для развития культурного облика Афин. Перикл первым призвал к восстановлению храмов и назначил главным архитектором великого скульптора Фидия. С его указания было начато восстановление Акрополя, построен Парфенон, статуя Афины, храм Гефеста.

Его политическая жизнь закончилась смертью в результате разразившейся эпидемии чумы в 429 г. до н.э.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (п. 1 § 40 )

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос:

- Чем занималось Народное собрание в Афинах?

в) Заполнить таблицу (схема на доске).

Конспект урока Афинская демократия при Перикле

Ответ: 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объ​являло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.

3.​ Работа с историческим документом.

а) С. 193 Вигасина, «Из речи Перикла перед согражданами».

б) Беседа по вопросу к документу: что и кого осуждал в своей речи Перикл?

4.​ Рассказ учителя.

При Перикле афинская демократия достигла наивысшего рас​цвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большин​ства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.

5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (п.3 § 40 )

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос: кто были друзьями Перикла?

(обобщение и рассказ о врагах)

5. Закрепление изученного материала.

-​ Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его вер​ховной власти. В Древних Афинах существовала система кол​лективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)

- Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело мень​шинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

6. Домашнее задание параграф 40, читать, на выбор:

  1. Нарисовать рисунок по теме урока.

  2. Ответить на вопросы учебника.


© 2010-2022