Личность в истории: новые подходы к преподаванию

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личность в истории: новые подходы к преподаваниюЛичность в истории: новые подходы к преподаваниюЛичность в истории: новые подходы к преподаваниюЛичность в истории: новые подходы к преподаваниюЛичность в истории: новые подходы к преподаваниюЛичность в истории: новые подходы к преподаванию

Личность в истории: новые подходы к преподаванию

На материале фрагмента урока ¨Россия при Павле I¨


Выполнила:

Виноградова Е.Е.,

учитель истории и обществознания,

МКОУ «Тальменская СОШ №5»Тальменского района Алтайского края

______________ (подпись)

Задание защищено:

«23» октября 2015г



Барнаул - 2015

Оглавление

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и Историко-культурным стандартом необходимо внести корректировки в содержание школьного курса по истории Отечества и привести в соответствии со стандартом основное содержание школьных уроков по истории.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному - углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Цель: приведение в соответствие с содержанием Историко-культурного стандарта урока истории по теме «Россия при Павле I» для 7 класса МКОУ «Тальменская СОШ №5»Тальменского района Алтайского края.

Задачи:

1. разработать урок в соответствии с требованиями ИКС;

2. применить в практической деятельности организацию работы в малых группах;

3. рассмотреть возможности формирования сознательного оценочного суждения к изучаемым вопросам.

Основная часть

Фрагмент урока «Россия при Павле I»

Изучение нового учебного материала

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: в группах

Для того чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю каждой из групп работать по составленному плану. Класс делится на группы. Каждая группа представляет свое исследование.

Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат.

Каждая группа представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы в правлении Павла в России XVII века. Возвращает к первоначальному вопросу.

Изучают информацию о личности и деятельности Павла, оформляют в виде таблиц, устных ответов и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и представленные работы по определенным критериям. Слушают учителя.

- формирование навыка расширенного поиска информации.

- формирование навыка изучающего и поискового чтения.

- формирование умения выделять главное и второстепенное

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

- формирование позитивной моральной самооценки.

Почему, на ваш взгляд, Павла I насильно лишили власти? (Ответы.)

Давайте сравним ваши предположения с текстами документов.

Откройте папки с рабочим материалом. Первая группа работает с папкой №1, вторая группа - с папкой №2, третья - №3, четвёртая - №4. Откройте, пожалуйста, документ №1. Прочитайте документ, обсудите его и найдите возможные причины насильственного лишения власти Павла I. (Работа в группах).

1 группа

Из воспоминаний Тургенева А.М., современника Павла I

«Павла отличал «запальчивый до исступления характер, опрометчивость», «наклонность к жестоким наказаниям, разрушающим человека». ( Плохой характер)

2 группа

Из письма великого князя Александра Лагарпу (своему учителю) (1789 г.)

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок, и без того в слишком сильной степени царивший в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию…» (Тяжелое положение в стране).

3 группа

Воспоминания М.Фонвизина, современника Павла I

«Павел, сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает войной Англии. Разрыв с ней наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Эта торговля открывала единственные пути, которыми в Россию притекало все, для нас необходимое…Разрыв с Англией, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нем ненависть к Павлу…» (Решение о войне с Англией).

4 группа

Е.В. Анисимов «Императорская Россия. Империя времён Екатерины Великой и Павла I (1762-1801).

«Придя к власти, Павел I не смог преодолеть мстительного желания истребить все, что было заведено при матери. Характер Павла ухудшился. То, что ранее сдерживалось усилием воли, страхом перед матерью, вырвалось наружу: император стал непредсказуемым, вспыльчивым, капризным и резким правителем с замашками тирана. Он <…> упрям и неспособен к пониманию сложных проблем политики. При этом он был нетерпим не только к свободному выражению окружающими своего мнения, но и ко всякому проявлению самостоятельности». (Неспособность руководить государством).

- В чем вы видите причины ранней смерти Павла I, познакомившись с этими документами? (Ответы ребят).

Вы назвали основные причины ранней смерти Павла I, выделив три основных момента: внутренняя политика, внешняя политика и личность императора. Я предлагаю рассмотреть их более подробно. Это поможет нам понять, почему период правления Павла I был таким недолгим?

Плохой характер

Внутренняя политика

Тяжёлое положение в стране

Личность императора

Внешняя политика

Решение о войне с Англией

Неспособность управлять

государством

Даю задание сразу всем группам. Работа в группах. После нескольких минут групповой работы начинается обсуждение.

  1. Личность Павла 1

Задание первой группе.

Прочитайте документы и ответьте на вопрос:

- Какое впечатление сложилось у вас о Павле I после знакомства с документами?

Е.В. Анисимов «Императорская Россия. Империя времён Екатерины Великой и Павла I (1762-1801).

«Общество пребывало в страхе и растерянности. Павел I утратил чувство реальности, бросался из одной крайности в другую, стал маниакально подозрителен, удалил от себя истинно преданных ему людей, но всем этим только способствовал возникновению заговора в среде гвардейского офицерства и придворных кругов. Этот заговор привел к кровавой развязке - убийству императора в ночь на 11 марта 1801 года».

А. Коцебу, писатель, собеседник Павла I.

"Император Павел имел искреннее и твердое желание делать добро, вспоминал его собеседник писатель А. Коцебу. - Перед ним, как пред добрейшим государем, бедняк и богач, вельможа и крестьянин, все были равны. Горе сильному, который с высокомерием притеснял убогого! Дорога к императору была открыта каждому, звание его любимца никого перед ним не защищало..."

2. Внутренняя политика Павла 1

Задание второй группе.

Рассмотрим преобразования Павла I во внутренней политике.

Информация по этому пункту плана представлена в таблице. Вам нужно с опорой на таблицу сделать выводы о том, как воспринимали реформы различные слои населения?

Дворяне

Солдаты

Крестьяне

-

- и +

- и +

Ограничение привилегий, служба в армии, переход с военной службы на гражданскую - с разрешения Сената, обложены налогами, возобновилось наказание палками дворян, регламентация всех сторон жизни, запрет на жестокое обращение с солдатами, муштра в армии.

Запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами;

частые смотры.

трехдневная барщина, запрет продавать крестьян без земли, разрешено крестьянам жаловаться на своих хозяев, запрещены телесные наказания для лиц старше 70-ти лет, государственные крестьяне получили надел в 15 десятин, хлебную подать заменили денежным оброком, сняты недоимки, запрет на барщину в выходные и праздничные дни, наказание помещиков за жестокое обращение с крестьянами, сдерживал рост цен;

передача государственных крестьян помещикам.

3. Внешняя политика

Задание третьей группе.

Познакомимся с основными направлениями и результатами внешней политики Павла I. Информация по этому пункту плана представлена в таблице. Вам нужно с опорой на таблицу и карту охарактеризовать внешнюю политику Павла I? (Ответ ученика по карте; дополнение ребят с места: по личности Ф. Ф. Ушакова и А. В. Суворова).

Задачи

Решения

Последствия

Ведение войн «лишь оборонительных»

Дружественные отношения с Пруссией, Данией, Швецией.

Формирование второй антифранцузской коалиции

Противодействие расширению экспансии наполеоновской Франции в Европе

1798 г. - присоединение России к антифранцузской коалиции (Австрия, Англия, Неаполитанские королевства)

1798-1800 гг. - война с Францией: эскадра Ф. Ф. Ушакова освободила от французов Ионические острова и Южную Италию; армия А. В. Суворов освободила Швейцарию и Северную Италию

Невыполнение Австрией и Великобританией своих союзнических обязательств по антифранцузской коалиции

1800 г. - выход России из антифранцузской коалиции

Разрыв дипломатических и торговых отношений с Англией. Поход русских казаков в Индию.

Прекращение торговли с Англией ударило бы экономическим интересам России и в первую очередь по материальному благосостоянию дворянства.

Освоение Североамериканского континента

1799 г. - создание Русско-американской компании

Создание постоянных русских поселений на Аляске

Результаты

Никаких

Личность в истории: новые подходы к преподаванию



4. Заговор 11 марта 1801 года

Задание четвёртой группе.

Ваша группа работает с учебником. Прочитав последний пункт §29, заполните таблицу «Реакция населения на смерть Павла I» и ответить на вопросы как отреагировали на смерть императора различные слои населения икто возглавил заговор против императора?

Население

Реакция на смерть Павла I

Высший свет, чиновничество

Рады настолько, что скупили всё шампанское

Гвардейские полки

Солдаты убедились в том, что Павел умер; присяга проходила «в гробовом молчании»

Крестьяне

«…имели повод благословлять императора»

Работа в группах.

Я попрошу группы ознакомить нас с результатами своей работы. (Ответы групп).

1 группа:

- Какое впечатление сложилось у вас о Павле I после знакомства с документами?

(Перечисляют черты характера. Вывод: образ противоречивый).

2 группа:

- Как воспринимали реформы различные слои населения?

(Ответы ребят: отрицательно воспринимали реформы дворяне).

3 группа:

- Охарактеризуйте внешнюю политику Павла I (карта) Что Вы знаете о полководце А. В. Суворове и адмирале Ф. Ф. Ушакове? (Ответы ребят с места).

(портрет А. В. Суворова)

(портрет Ф. Ф. Ушакова)

(Ответы: непоследовательность, противоречивость курса).

4 группа:

- Как восприняли новость о смерти Павла I различные слои населения? Кто возглавил заговор против императора? (Ответы ребят).

4. Закрепление

Ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока:

Почему правление Павла I было таким недолгим? (Ответы ребят).

(Возможные ответы: Павел был противоречивой личностью, хорошие черты характера сочетались с такими недостатками как нетерпеливость, подозрительность, вспыльчивость. Именно они мешали Павлу проводить четкую последовательную политику как внутри государства так и вне его. Поэтому сословие, всегда являвшееся опорой правителей, - дворяне выступило против Павла.

Запальчивость, непостоянство, жестокость Павла тоже повлияли на то, что его раньше времени отстранили от власти. Он ввёл строгую цензуру, закрыл частные типографии, запретил ввоз иностранных книг, провёл реорганизацию армии по прусскому образцу, стремился дисциплинировать дворянство, полицейскими мерами преследовал оппозицию своему режиму.

Ему, в отличие от Екатерины, пришедшей к власти незаконно, не нужна была опора в дворянском сословии, поэтому он не считался их интересами.

Прекращение торговли с Англией ударило бы экономическим интересам России и в первую очередь по материальному благосостоянию дворянства.

Непоследовательная внешняя политика угрожала безопасности и стабильности Российского государства. Непредсказуемость поступков Павла вызывала неоднозначное отношение к нему не только современников, но и близких ему людей).

Ребята, мы познакомились с личностью Павла I. Образ получился противоречивым и загадочным.

Заключение

Подводя итоги выполненной работы, следует отметить, что содержание фрагмента урока по теме «Россия при Павле I» может быть приведено в соответствие с культурно-антропологическим подходом Историко-культурного стандарта, а также с основными положениями Концепции нового УМК в разделе «Человек в истории».

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развития исследовательских компетенций учащихся образовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Историко-антропологический подход создает для учителя условия «формирования у молодого поколения личностного эмоционально окрашенного восприятия прошлого». Через жизнь, судьбы людей, их интересы и ценности, мотивы поведения учащимся доступнее и ближе станут далекие исторические события.Истории без личностей не может быть вообще, поэтому изучение их жизни и деятельности является одним из приоритетных элементов уроков и самостоятельной подготовки учащихся.

Список литературы:

  1. Историко-культурный стандарт rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.html

  2. ФГОС основного общего образования минобрнауки.рф/документы/938

  3. Данилов А.А., Косулина Л. Г. учебник «История России. Конец XVI - XVIII век», 7 класс.- М. 2010.


© 2010-2022