Программа По малой родине моей

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Краснобаковский детский дом»


Принято на

педагогическом совете

« 29 » 08. 2012г.

Протокол № 1

Утверждаю

Директор детского дома

__________Л.А. Лебедев

« 29 » 08. 2012г.

Программа

«По малой родине моей»

Программа По малой родине моей

Профиль деятельности:

туристко-краеведческий

Возрастной состав: 13-17лет

Срок реализации: 2 года

Автор программы:

Комиссарова М.М.

педагог II категории

Красные Баки

2012г.


Воспитание любви к Родине и формирование гражданской позиции должны стать основными и по большому счёту главными составляющими в воспитательной работе. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеях, а на конкретных примерах.

Григорьева Н.В.




Содержание:


1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи программы

3. Механизм реализации

4.Предполагаемые результаты

5. Тематическое планирование

6. Используемая литература








Пояснительная записка


Краеведческая деятельность - важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма детей.

Последнее десятилетие 20 века радикально изменили облик планеты. В современном мире набирают силу процессы глобализации, интеграции, распространения информационных технологий. Огромные изменения происходят и во всех сферах российского общества. События последних лет привели ко многим негативным последствиям. Изменение нравственных ориентиров, душевная пустота стали признаком эпохи. Политизация общественной жизни, столкновение идеалогий на фоне экономического кризиса привели, с одной стороны, к радикализму в попытках решить стоящие перед обществом проблемы, а с другой стороны - к социальной апатии. Мировая практика показывает, что в таких условиях образование имеет для обществастабилизирующее и развивающее значение. Особенно мощным нравственным потенциалом обладают гуманитарные науки, в том числе история. В.О.Ключевский неоднократно указывал на её важность для человека и общества: «Чтобы идти твёрдо, надо знать почву, по которой идём». Почва - история, без нания которой мы не сможем найти свой путь в сложном меняющемся мире.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Краснобаковской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Актуальность и практическую значимость данной программы в том, что работа по изучению «малой» родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли, что в будущем может способствовать возрождению сел и деревень. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании,а также возможности семейной и народной педагогики и педагогики сотрудничества.


Цели программы:

- Познакомить детей с историко-культурным наследием Краснобаковского района;

- Сформировать черты патриотизма и гражданственности;

- Воспитывать духовность.

Задачи программы:

- Изучение прошлого и настоящего Краснобаковского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе;

- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;

- Активизация поисковой деятельности воспитанников;

- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

- Формирование у воспитанников навыков информационной культуры;

- Использование Интернет и информационных технологий в изучении родного края;

- Воспитание патриотизма у детей через краеведческие знания о районе.







Механизм реализации


Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов детского дома - воспитатели, педагоги дополнительного образования, а также специалисты районной библиотеки, районного краеведческого музея, школьного музея. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические:

  • беседы;

  • лекции;

  • доклады;

  • викторины;

  • самостоятельная работа;

  • круглые столы;

2) практические

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей;

  • пешие экскурсии по посёлку;

  • организация экспедиций по малым населённым пунктам Краснобаковского района;

  • встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда;

  • встреча со снаменитыми людьми нашего поселка;

  • практикумы в библиотеке;

  • работа с компьютером и СМИ;

  • работа с документами;

  • работа в архивах;

  • создание «Книги памяти»;

  • создание и оформление «Уголка старины»;

  • участие в районных и областных краеведческих викторинах и конкурсах.

Срок реализации программы: 2012-2014 года

Предполагаемые результаты


В ходе реализации прграммы дети преобретают ряд навыков и умений, которые служатпоказателем результативности работы.

Знания, навыки и умения, приобретаемые детьми:


1. Знание истории своего края, посёлка школы,семьи,

2. Организация и проведение экскурсий, выставок, воспитательских мероприятий.

3. Овладение приёмами исследовательской работы, обработки полученных материалов.

К концу учебного года дети должны:

Знать:

-историю своего района;

-знаменитых и интересных людей;

-должны знать и уважать народные традиции;

- исторические события и памятники;

- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.

Уметь:

- анализировать факты из истории родного края;

- сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;

- применять теоретические знания при анализе фактов прошлого и современности;

- конспектировать изучаемый материал;

- высказывать мнение по изучаемому вопросу;

- готовить сообщения;

- использовать информацию из различных источников;

- вести дискуссию.


Учебный план занятий

по программе «По малой родине моей»


Первый год обучения «Дела давно минувших дней»

Задача- развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов, проживающих в нашем районе. Наши земляки - участники Великой Отечественной войны.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

2.

3.

4.

Диспут «Краеведение - наука о родном крае».

Круглый стол «Помни корни свои»

Занятие-игра «Древние славяне»

Творческое задание «Пословицы, поговорки, стихи о родном крае»

Октябрь

Воспитатель Комиссарова М.М.

1.



2.

3.



4.

Экскурсия в районный краеведческий музей «Здесь пыль веков»

Экскурсия в ЦРБ «О чем рассказали книги?»

Устный журнал «Предания об истории, заселения родного края»

Лекция «В те далекие,далекие времена…»

Ноябрь

Воспитатель,

библиотекарь,

экскурсовод краеведческого музея

1.



2.



3.





4.

Презентация «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»

Практикум «Этнография как истирическая наука, изучающая культуру и быт народа»

Экскурсия в районный краеведческий музей «Материальная культура - одежда, жилище, пища, утварь, орудия труда»

Устный журнал «Духовная культура - обычаи, привычки, праздники, обряды, народный календарь»

Декабрь

Воспитатель,

библиотекарь, экскурсовод краеведческого музея

1.

2.

Мастер-класс «Гармония жилья и природы»

Творческое задание «Герб и гимн нашего края»

Январь

Воспитатель, педагог доп. образования

1.

2.



3.

4.

Викторина «История создания поселка»

Пешая экскурсия по поселку «История моей малой родины в названии улиц»

Посещение библиотеки «Чем пахнут ремесла?»

Экскурсия на предприятие НФП «Полет» «Что делает наш край стране?»

Февраль

Воспитатель,

библиотекарь,

сотрудники предприятия

1.

2.



3.


Экскурсия в школьный музей «Наша школа»

Видеоурок «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Встреча с ветеранами ВОв «Они сражались за Родину»

Март

Воспитатель,

Ветераны ВОВ,

Воспитатель Ротанова И. Ю.

1.



2.



3.

4.

Оформление «Книги памяти» «Я не участвую в войне, война участвует во мне»

Презентация «История общественных организаций»

Проект «Я и мой поселок»

Творческое задание «От чистого истока»

Апрель

Воспитатель,

Воспитатель Ротанова И.Ю.

1.

2.



3.



4.

Презентация «Большой России малый уголок»

Рассказ - исследование «Я познаю родной край»

Творческая мастерская «С чего начинается Родина?»

Литературный вечер «Слово о родном крае»

Май

Воспитатель,

Педагог-организатор,

музыкальный руководитель



Второй год обучения «Красотою мир спасется»

Задача- накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своём поселке. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.



2.



3.

4.

Устный журнал «Красотою славится наша земля»

Краеведческая викторина «Мой край в легендах и преданиях»

Диспут «Краснобаковская земля»

Вечер вопросов «Растения нашего края»

Октябрь

Воспитатель Комиссарова М.М.

1.

2.

3.



4.

Вечер головоломок «Животные нашего края»

КВН «Земля - наш общий дом»

Творческая работа «Красная книга родного края»

Экскурсия в лесхоз-техникум «Фауна и флора Краснобаковского района»

Ноябрь

Воспитатель,

Чашина Г.Н. преподаватель лесхоза-техникума

1.

2.

3.



4.


Игра - путешествие «Жемчужина России»

Конкурс знатоков «У голубого Светлояра»

Экскурсия к святым источникам «Памятники природы»

Викторина «Мое село - мой дом родной»

Декабрь

Воспитатели

Комиссарова М.М.,

Ротанова И.Ю.

1.



2.

Литературно-краеведческая игра «Знатоки земли Нижегородской»

Конференция «Топонимика нашего района»

Январь

Воспитатель

1.

2.

3.

4.

Викторина «Ветлуга - река чаек»

Презентация «Волга в сердце впадает мое»

Устный журнал «И у нас были храмы и парки»

Экскурсия в краеведческий музей «Усадьба князя Трубецкого»

Февраль

Воспитатель,

экскурсовод краеведческого музея

1.

2.

3.


Экскурсия по поселку «Наш дом родной»

Работа в архиве «Откуда пошел мой род»

Литературный вечер «История моей семьи в истории родного края»

Март

Воспитатели

Комиссарова М.М.,

Матюгина Н.П.,

педагог-организатор,

муз. руководитель

1.



2.

3.



4.

Выставка «Краснобаковская земля в литературе, живописи, музыке»

Вечер поэзии «Родной край в стихах поэтов»

Экскурсия в библиотеку «Наш край богат талантами»

Литературный вечер «Люблю тебя Ветлужский край»

Апрель

Воспитатель,

библиотекарь,

педагог-организатор,

музыкальный руководитель

1.

2.



3.

4.

Творческое задание «От чистого истока»

Творческая мастерская «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом жить»

КВН «Моё родное Поветлужье»

Презентация «Богатства Поветлужья»

Май

Воспитатель

Первый год реализации программы показал, что у детей вырос интерес к истории своей малой родины. У ребят повысилась успеваемость по истории и краеведению. Дети научились анализировать исторические факты, применять знания при анализе фактов прошлого и современности, что является показателем результативности педагога.

Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов детского дома: воспитатели, педагоги дополнительного образования, а также специалисты районной библиотеки, районного краеведческого музея. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

Используемая литература

1. Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи: (Сокращённый вариант) / Авт. Коллектив под руководством Мутовинова В.И., Синайского А.// Внешкольник. - №10. - С. 22-28.

2.Корина И.С. Баковская основа / И.С. Корина. - Н. Новгород: Литера, 2013.

3.Балдин М.А. «Баковская старина», Красные Баки, 1997.

4.История России в лицах и датах: словарь-справочник. - СПб., 1995г.

5. Аббасов А.М. История и современность/ А. М. Аббасов, С.И. Долженко. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд-во, 1982.

6. Аббасов А.М. Семейный родословник/ А.М. Аббасов. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. Изд-во, 1994.




© 2010-2022