Мастер-класс урока истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс урока истории 5 классМастер-класс урока истории 5 класс


Этапы урока


Действия учителя


Действия учеников


Формирование УУД


время


Орг.момент.

Добрый день, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Желаю успехов. Сегодня мы продолжим знакомство с одной из древних и загадочных стран Древнего мира. В ходе урока не забывайте оценивать свою работу и фиксируйте в листах оценки

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.


Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками



Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы














Поиск решения проблемы

























Выдвижение версий. Планирование деятельности










Поиск решения проблемы. Открытие нового знания



Выражение решения проблемы.






Применение нового знания.

Первичное закрепление







Рефлексия


Дом.задание


Сегодня мы продолжим знакомство с одной из древних и загадочных стран Древнего мира.

Показ фрагмента фильма

А для начала я вас приглашаю в один из самых известных музеев мира.

ФИЛЬМ с 5по 9 сек

Что такое артефакт?

это искусственно сделанный предмет или какое - либо явление, не существующее в природе в самородном виде. Соответственно - он был создан людьми в очень далеком прошлом.

И эта находка хранящаяся в Лувре самым непосредственным образом касается истории той страны о которой мы начали говорить на прошлом уроке

СЛАЙД 1

На экране зашифровано название этой страны - ЕМОПТОАЯИЕС

Как еще называют эту страну? А почему её так называют? Определите местоположение этой страны по карте учебника с.30 и на настенной карте.

Именно здесь на территории Междуречья, в г. Сузы в 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила черный базальтовый столб, ученые его датировали 18 в. до н.э.

- Как вы думаете, чем уникален этот столб?

ФИЛЬМ 1м.17-до 1м.30

СЛАЙД 2

«Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?»

- Если этот столб содержит важную надпись для государства, то что, по вашему мнению, могло быть написано на нём.

- Вы правы. Итак, мы с вами выяснили, что этот столб уникален тем, что на нём начертана надпись, имеющая очень важное значение для населения этого древнего государства

Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста.

СЛАЙД 3, 4

(Познакомьтесь с документом №1 на ваших рабочих столах.

Предлагаю вам поработать а парах и ответить на вопросы. 1. Как звали правителя уполномоченного править людьми?

2. Каким образом он поддерживал порядок в стране?

- Что вы выяснили прочитав документ?

Выслушаем экскурсоводов ФИЛЬМ с 30сек до 1м 17 с.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Сформулируйте тему сегодняшнего урок

Исходя из темы, определите цель и составьте план нашего урока:

СЛАД 7

  1. Вавилон-главный город Двуречья

  2. Царь Хаммурапи

  3. Законы Царя Хаммурапи

Назовите города изображенные на карте

Ребята, как вы думаете, какие взаимоотношения были между городами Междуречья?

Как же получилось так, что именно Вавилон стал среди них главным, и мог диктовать другим крупным городам свои условия? Для этого прочитаем стр. 69. (или стр.66)

СЛАЙД 8

Правильно, по рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть.

Итак, победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Междуречье. КАРТА стр 70

СЛАЙД 9

Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с 1792 по 1750 г. до н.э

1.Сколько лет правил Хаммурапи?

2. Что было раньше и на сколько; правление Хаммурапи в Вавилоне или Тутмоса в Египте? (Тутмос 1500 г. до н.э.).

Как Хаммурапи мог сохранить и укрепить свою власть, над таким большим государством? Что ему следовало сделать?

А разве только война укрепляет государство?

Что же тогда помогает поддерживать в государстве порядок?

А что такое закон?

СЛАЙД 10

Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На слайде дано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении З а к о н- обязательные правила поведения, установленные государством, за несоблюдение которых наступает ответственность.

Это первые законы, которые были записаны и дошли до нас.

А выполняете ли вы какие - либо правила поведения?

За что вы можете понести ответственность?

Для чего нужны законы?

А законы нужны были только в древние времена или сейчас тоже в них есть необходимость?

- Какую цель на урок мы с вами поставим?

- Просто изучить?

Для достижения цели, какие задачи мы должны решить

В прочитанном нами документе мы узнали о сути законов Хаммурапи: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове»

Вы правы. И вавилонский царь считал свои законы справедливыми. На плите с законами была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (I факт - Цель законов - справедливость)

(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты - не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
II факт - наказания несправедливые, слишком жестокие)

СЛАЙД 11

А сейчас я прошу вас обратить внимание еще на один момент

У городских ворот прямо под открытым небом в тени от пальм заседает суд. Хмурые стражники опираются боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идёт разбор жалоб. Жрец с бритой головой привёл тощего бедняка.

«Это ты похитил одежду богини Иштар? - грозно вопрошает судья.

«О господин, - еле слышно лепечет несчастный, злые демоны похитили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всём без утайки. Ночью шёл я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моём доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзает голод.

«О смилуйся надо мной. Добрая богиня Иштар» - взмолился я и вошёл в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак.

Я подошёл ближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я раздет и умираю с голода! На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик: «Вор! Ты заплатишь за святотатство!»

Судья выслушал обвиняемого и задумался над приговором. Давайте мы с вами поможем судье. СТР.72 Первая выдержка из закона

-Как вы считаете, справедлив ли этот закон?

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Проблемный вопрос: Справедливы ли законы Хаммурапи?

У Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку. (Сегодня мы с вами будем работать в команде, поэтому нам необходимо эмоционально настроиться на работу в группе. Дружно взялись за руки и потянулись к центру, - здесь у нас рождаются идеи, не расцепляя рук потянулись назад - мы готовы делиться своими открытиями и мыслями со своими товарищами. Ну и пожелайте успеха друг другу в команде - пожмите друг другу руки и передайте пламенный привет своим коллегам)

Итак, на лицо два противоречивых факта. Какие у вас есть предположения?

На какие категории делилось население? Чьи интересы защищались?

СЛАЙД 12

Фиксирует на доске: «ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ - БЛАГО ИЛИ ЗЛО ДЛЯ ЛЮДЕЙ?»

ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

Благо Зло

СЛАЙД 13

-Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме?


Как нам проверить эти гипотезы?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

СЛАЙД 16 Алгоритм работы в группе

Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хаммурапи» и ответить на вопросы.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?( Справедливы ли законы Хаммурапи?)

ФИЛЬМ 1м54с- 2м3

Чьи версии подтвердились?

Запишите в тетрадях

Благо:

Зло:

1.Чем отличаются законы царя Хаммурапи от законов Древнего Египта. 2.Хорошо или плохо, что в Вавилоне появились первые записанные законы? 3.Почему законы древних государств были такие суровые? 4. А как сейчас?





Что вам понравилось на уроке? 2. Что узнали нового? 3. О чем хотите узнать больше? 4. Что осталось непонятным

- Рассмотрите иллюстрации к §15

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке?

- Дома прочитайте §15 и проверьте свои предположения.

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

, синквейн на тему «Вавилония», «Хаммурапи» или «Законы Хаммурапи»

В конце урока эксперт определяет самого активного ученика на уроке и самую результативную группу.

Базовый уровень: Расскажите по плану (см. тетрадь) о применении любых одного или двух законов царя Хаммурапи. Или: Составьте синквейн со словом «Хаммурапи». Повышенный уровень: Составьте план к 1 и 2 пунктам параграфа. Высокий уровень: Составьте письменный рассказ от имени жителя Вавилона о том, как к нему был применен один из законов царя Хаммурапи.


Показ фрагмента фильма




Месопотамия

Высказывают своё мнение. Могут выдвинуть такие версии:

Двуречье, Междуречье. Эту страну называют так, потому что она находится между двумя реками - Тигр и Евфрат. Она находиться на северо-востоке от Египта……

Рассматривают изображение.

Высказывают свои точки зрения на поставленные вопросы.

Предполагаемый ответ учащихся: Базальт - очень прочный камень, значит будет стоять очень длительное время. Содержание текста, видимо, касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на открытой местности и текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья



Работают с текстом документа, отвечают на вопросы

Речь идет о царе Хаммурапи, его времени и деятельности1. Чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого
2 (С помощью законов

Запись в тетрадях

Вавилонский царь Хаммурапи и его

Определяют план

- города Ур, Урук Умма, Киш

Воевали между собой кому из них быть главным.

Читают учебник стр 69 и делают вывод

1.Удобное расположение (центр Двуречья)2.Пересечение сухопутных и речных торговых путей

Учащиеся делают выводы: Междуречье- перекрёсток торговых путей Западной Азии

Он правил с 1792 по 1750 год до н. э. (Записать имя и годы правления в тетрадь).

Работа с линией времени. (Рисуем на доске и в тетради).

2. 42 года.

3. Раньше было правление Хаммурапи на 200 лет. Работа с картой. (С. 70 учебник и карта на доске).


- Воевать.


  • Нет, во время войны умирают люди, требуются большие средства на содержание войска.

Отвечают на вопросы и выдвигают свои предположения

Обсуждение результатов.

Отвечают на вопрос и выдвигают свои предположения

(предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.)


Отвечают на вопросы


- чтобы поддерживать порядок в стране

нужны

- Изучить эти законы и понять их значение для государства


Поработать с документами сделать вывод, что или кого защищали законы, как наказывали за преступления.

: (предполагаемые ответы: почему цель законов - справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи?) (Запись








Читают

Цель закона - оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жесток

Формулируют вопрос (учебную проблему) в разных вариантах.

узнать о законах царя Хаммурапи, познакомиться с их содержанием, узнать, как жители Вавилонии выполняли эти правила или нормы и как их наказывали за нарушение законов.(предполагаемые ответы: почему цель законов - справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д


Выполняют упражнения



Учащиеся выдвигают версии, используя знания

- Законы защищали богатых жителей. - Законы защищали интересы и простых людей. - Законы ухудшали положение рабов. - Законы были слишком жестокие.

Записывают в тетрадях, чертят схему



Выявляют и проговаривают затруднения, формулируют цель своих учебных действий, предлагают способы решения проблемы.




Лабораторная работа

(Организационный момент: делятся на группы , вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания, пакет документов - карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа

(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов

Мы пришли к выводам. Законы были жестокими, но защищали интересы людей.

1.Они записаны и обязательны для исполнения всеми, даже последователями царя Хаммурапи.

2. Более хорошо, чем плохо, так как, преступник знал, как он будет наказан, они устанавливали определенный порядок и защищали права простых жителей Вавилона.

3. Общество было поделено на классы, которые имели большие различия. Закон стоял на страже власти и богатства.

4. перед законом все равны.

Обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием.

Записывают домашнее задание
















Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: общенаучные, действие постановки и решения проблем.

Коммуникативные: планирование, владение диалогической формой речи.

Личностные: смыслообразование





Познавательные умения

Анализировать (в т.ч. выделять главное).

Обобщать. Делать выводы.Коммуникативные умения

1. Излагать своё мнение(в монологе), аргументируя его.

Познавательные УУД

Обобщать.

Делать выводы.

Личностные УУД

. Осознавать себя гражданином России























Регулятивные УУД

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Планировать деятельность вучебной ситуации.

Регулятивные: целеполагание,





планирование.

Познавательные: общенаучные, действие постановки и решения проблем.

Коммуникативные: планирование, владение диалогической формой речи., работа в группе

Личностные: смыслообразование







Регулятивные: оценка своего вклада в достижение цели урока





История Древнего мира 5 класс

Тема урока:«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок-исследование.

Педагогические цели. Способствовать формированию представления о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе; создать условия для ознакомления учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами, положением рабов.

Цели урока по линиям развития личности

Линия 1-2 Картина мира в фактах и понятиях. Выявить уровень умений работы с картой, продолжить формирование умений работы по хронологии, научить характеризовать законы, а также выявлять особенности древних законов. Развивать умение извлекать и анализировать информацию из различных источников (учебник, карта, иллюстрация). Обнаруживать, формулировать и решать проблему

Линия 3.Историческое мышление. Устанавливать причинно-следственные связи и последствия создания свода законов в древнем государстве. Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации. Отрабатывать навыки самостоятельной работы. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др. Формировать компетентность в общении со сверстниками, умение рассуждать, вести диалог.

Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Научить формулировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям. Давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи и отдельно взятых законов. Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.



© 2010-2022