Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Морачевская основная общеобразовательная школа

Жирятинского района Брянской области

Рассмотрено

На заседании МО

Руководитель МО

____________Л.И.Федосова

Протокол № __ от _____ 2014г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______________

Е.В. Саттарова

«Утверждаю»

Директор школы

___________Н.И.Моторина

Приказ № _____от ______2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ

7 класс

Автор: Багдасарян Эмма Завеновна, учитель истории

квалификационная категория - первое

Год составления программы: 2014г.



оглавление

1. Пояснительная записка.

2. Содержание тем учебного курса.

3. Учебно-тематический план.

4. Требование к уровню подготовки учащихся.

5. Перечень учебно - методического обеспечения

6. Календарно-тематическое планирование.




  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе авторских программ:

1. О.В.Дмитриевой, С.В.Агафонова « Программа курса к учебнику О.В.Дмитриевой « Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса общеобразовательных учреждений М., « Русское слово - РС», 2012

2. Пчелова Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVIII в» для 6-7 классов основной школы. - М.: Русское слово, 2012

3. Учебник Е.В.Пчелов « История России 17-18 века» для 7 класса общеобразовательных учреждений, М., « Русское слово - РС» 2012

4. Учебник О.В.Дмитриева « Всеобщая история. История нового времени. 7 класс» М., « Русское слово - РС» 2012.

Тематический план по истории в 7 классе предусматривает следующее количество часов:

- курс «История России XIX века» - 40 часов;

- курс «История нового времени» - 28 часов.

Всего 68 часов.

Тематический план предусматривает различные варианты технологического обеспечения учебного процесса. В частности: измерительные материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности);

История России 17-18 век -плановых контрольных уроков - 4 , зачетов - , тестов - 4.

Всеобщая история. История нового времени -плановых контрольных уроков - 3 , зачетов - , тестов - 3.





В результате изучения курса учащиеся должны:

объяснять значение понятий: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепо­стничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн I крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

называть даты важнейших событий социальных выступлений, военных походов и компаний; места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальни­ков, ученых, представителей культуры;

показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни ос­новных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономическо­го, социального, духовного и политического развития;

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено

на достижение следующих целей1:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Главная цель курса состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминам, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге все это способствует развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня . В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Автор стремился не выделять какую - либо из сторон жизни общества - политическую, экономическую, культурную, а рассматривать ,по возможности , все в совокупности. Автор склонен рассматривать историю России в рамка «цивилизационных»моделей, когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.В курсе большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры(в широком смысле этого слова),т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей. История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчеркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсе в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России. Все это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории 17века автор стремится показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по 18 веку - со Швецией и Османской империей.

В целом, в основе курса лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или историографической концепции. Материал курса направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважение её исторического прошлого.

На основании Учебного плана МБОУ Морачевская ОО Жирятинского района Брянской области на 2014-20915 учебный год, утвержденный приказом от 30.08.2014 года №_______ «Об утверждении учебного плана МБОУ Морачевская ООШ Жирятинского района Брянской области» для преподавания краеведеских модулей курса «Брянский край» в рамках соответствующих предметов федерального компонента в региональный(национально- региональный) компонент введено по 1 часу в неделю по предмету:

7 класс - история - для изучения модуля «Археологии».

- Примерного тематического планирования по модулю История « Археологии » для 7 класса общеобразовательных школ Брянской области.

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона и формирующую целостное представление о социуме и путях самоопределения в нем.

Под региональным (национально-региональным) компонентом понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий:

- историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие региона, дополняющее содержание Федерального компонента;

- региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Это позволит помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении глобальных российских тенденций, представлять различие и сходство процессов, общность судеб Брянской области и России в целом, будет способствовать формированию мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности, формированию позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине.

Не менее важным является формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.

С учётом специфики региона в качестве определяющей выбрана социокультурная модель регионального компонента. Центральной частью социокультурной модели является краеведческое содержание компонента. Краеведение включает в себя системный курс знания краеведения и деятельностное краеведение в сфере основного общего и среднего (полного) общего образования. Содержательные аспекты социокультурной модели могут быть реализованы через обогащение содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта на базе местного материала.

Основные подходы при реализации минимума со¬держания образования предметов регионального компонента:

краеведческий подход - выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;

содержательно-деятельностный подход - включение учащихся в активную творческую проектно-исследовательскую деятельность;

личностно-ориентированный подход - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию, ориентации в современном информационном пространстве социума, культуры и истории в рамках собственных проектов;

практико-ориентированный подход с учетом условий местности;

интегративный подход предполагает внутрипредметную интеграцию и межпредметные связи. В отборе содержания образования процесс интеграции призван обеспечить целостность взгляда на окружающий мир, в контексте которого видятся аспекты региональной жизни.

К данному курсу рекомендуются книги 7 класс - модуль (1 час) «Археология», разработанными образовательными учреждениями области, учитывающими специфику конкретного региона или образовательного учреждения Брянской области;

К данному модулю рекомендуются следующие издания, раскрывающие особенности региона «Археология» (издательство «Курсив», 2012 года издания) - подготовлена Г.П.Поляковым и А.А. Чубуром.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

• «Брянские археологи - школьникам об археологии» (издательство «Курсив», 2012 года издания) - подготовлена Г.П.Поляковым и А.А. Чубуром.

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа учебного модуля для 7 класса предусматривает обучение истории Брянского края в объеме 34 часов, 1час в неделю.



2.Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Смутное время.-7

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива­на Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Бо­рис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 - 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли­тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Вос­стание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский ла­герь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Осво­бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, династия, Семибоярщина.

Тема2. Россия при первых Романовых. 10 часов

Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская де­ятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Но­вые явления в экономике. Рост товарно-денежных отноше­ний. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Степан Разин.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смолен­ская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653-1667 гг. Русско-турец­кие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крым­ские походы. Завершение присоединения Сибири.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по­вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту­ра. Живопись. Симон Ушаков.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Бояр­ский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Пов­седневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия раздела

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слобо­ды, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, цер­ковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Тема 3. Эпоха реформ Петра I. 11 часов

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697- 1698 гг.

Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и при­казной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско­го управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреж­дение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству.

Образование Российской империи. Абсолютизм

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер­кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ре­месленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. По­душная подать. Развитие путей сообщения. Начало строитель­ства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донско­го каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи­озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Цена и последствия реформ Петра I.

Основные понятия темы: сенат, коллегии, синод, абсолютизм, империя, протекционизм, мер­кантилизм, цех.

Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский по­ход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библи­отеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенад­цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко­робов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет­ская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внед­рение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Основные понятия темы Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекци­онизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма.

Тема 4. Россия после Пера Великого 14 часов

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви­легий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономиче­ская политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде­ние Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-швед­ская война 1741-1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757-1762 гг. П. А. Ру­мянцев. П. С. Салтыков.

Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

. Внутренняя политика правителей второй половины XVIII в.

Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Вольное экономическое общество. Уложен­ная комиссия. Расширение прав и привилегий дворянства. Жалован­ные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутрен­ней политики в 70-90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостни­чества. Оформление сословного строя.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост ману­фактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-про­мышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономи­ческого развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либе­ральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борь­ба самодержавия с вольнодумством.

Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пу­гачева.

Причины войны. Е.И. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Внутренняя политика Павла I.

Павел I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворя­нство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для со­ставления законов Российской империи. Репрессивная по­литика.

Россия в войнах второй половины XVIII в.

Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Се­верного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в раз­делах Речи Посполитой. Присоединение новых территорий: Правобережной Ук­раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.. Культура и быт во второй половине XVIII в.

Светский, рациональный характер культуры. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. От­крытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Рус­ской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови­ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фо­мин. Русская народная музыка.

Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Зарождение рус­ской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав­ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов­ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи. Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дво­рянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комис­сия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентимента­лизм, деспотия.

Итоговое повторение и обобщение Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. (2 ч)













3.Учебно-тематический план.







№ п\п

Тема

Количество

часов

1

Тема 1. Смутное время.

7

2

Тема2. Россия при первых Романовых.

10

3

Тема 3. Эпоха реформ Петра I.

11

4

Тема 4. Россия после Пера Великого

14

итого

42



























4. Требование к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

- основные даты, этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей всемирной истории;

- представители и памятники культуры Древнего мира.

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- Сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение исторических понятий

- анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение.

- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- объяснения исторически сложившихся нормы социального поведения в процессе общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

5. Перечень учебно - методического обеспечения


  1. Учебник Е.В.Пчелов « История России 17-18 века» для 7 класса общеобразовательных учреждений, М., « Русское слово - РС» 2012

  2. Учебник О.В.Дмитриева « Всеобщая история. История нового времени. 7 класс» М., « Русское слово - РС» 2012.

  3. С.В.Агафонов, О.В.Дмитриева Программа курса « Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса М., « Русское слово », 2007

  4. Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII в» для 6-7 классов, М., «Русское cлово», 2006

  5. Т. Д. Стецюра Рабочая тетрадь к учебнику О.В.Дмитриевой « Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс, М., « Русское слово» 2010

  6. К.А.Кочегаров Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова « История России» 7 класс, М., « Русское слово, 2012

  7. КИМы « История Нового времени 7 класс, М.,» Вако» 2011

  8. КИМы « История России» 7 класс, М., « Вако» 2011











6 .Тематическое планирование. История России-7 класс



урока


Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

Дата

По факту

Примечание

ТЕМА- 1 Смутное время - 7 часов

1

В преддверии Смуты




2

Лжедмитрий I




3

Царь Василий Шуйский




4

Лжедмитрий II




5

Междуцарствие




6

Второе ополчение и освобождение Москвы.




7

Повторительно- обобщающий урок

«Смутное время» тесты



Тема2. Россия при первых Романовых -9 часов

8

Правление царя Михаила Фёдоровича.



9

Царь Алексей Михайлович




10

Россия в XVII веке.




11

Присоединение Украины к России




12

Раскол в Русской Православной Церкви




13

Народные волнения в 1660-1670гг.




14

Сибирь в XVII веке.




15


Просвещение, культура и быт в XVII веке.




16

Просвещение, культура и быт в XVII веке.



Тема 3. Эпоха реформ Петра I.-10 часов

17

Наследники Алексея Михайловича



18

Начало правления Петра I.




19

Начало Северной войны




20

Перелом в войне




21

Конец Северной войны




22

Государственные преобразования Петра I.




23

Экономика при Петре I.




24

Преобразования в области культуры




25

Династия Романовых в первой четверти XVIII веке.




26

Повторительно- обобщающий урок

«Эпоха реформ Петра I».

Контрольная работа




Тема 4. Россия после Пера Великого 14 часов

27

Наследники Петра1




28

Правление императрицы Анны Иоановны




29

Брауншвейгское семейство




30

Императрица Елизавета Петровна




31

Наука, просвещение культура России в середине XVII




32

Император Пётр III




33

Екатерина II: личность и эпоха




34

Внешняя политика при Екатерине II




35

Движение Е.Пугачёва




36

Внутренняя политика Екатерины II




37

Правление Павла I




38

Правление Павла I





39

Просвещение и наука во второй половине XVIII века.





40

Литература и искусство во второй половине XVIII века




41

Урок обобщения знаний. История России в XVII-XVIII вв. тесты




42

Срез знаний по курсу «История России в XVII-XVIII вв.»

Контрольная работа

























2. Содержание тем учебного курса.

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV-XVIII в. 7 класс ( 25 ч)

РАЗДЕЛ I. . Раннее Новое время. Конец XV-первая половина XVIIв 15 часов

Глава 1. Великие географические открытия и их последствия (2 ч)

Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Испания и Португалия ищут морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествие Христофора Колумба. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация. Значение Великих географических открытий. Начало складывания мирового рынка. Европейская революция цен.

Глава 2.. Повседневная жизнь в XVI- XVIIвв -1 час

Усиление королевской власти Утверждение абсолютизма.. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Зарождение капиталистических отношений. Дух предпринимательства. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.

Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII в.Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Изменения в структуре питания. Мода. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Глава 3. Технический прогресс, предпринимательство, капитализм. - 1 час

Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Гуманизм.. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.

Развитие науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. Николай Коперник. Джордано Бруно. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Фрэнсис Бэкон. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Глава 4. Европейское Возрождение - 2 часа

Реформация. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.

Жан Кальвин. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I. Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

Глава 5. Реформация и контрреформация в Европе - 2 часа

Нидерландская буржуазная революция Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.

Английская буржуазная революция Англия в первой половине XVII в. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Гражданская война. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.

Глава 6.. Абсолютная монархия в Европе- 5 часов

Эпоха Просвещения Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо, Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Глава 7. Век разума и мистицизма: европейская культура в конце XVI в.- 1 час Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

2 часть. Новое время. Кризис «старого порядка». Вторая половина XVII -XVIIIв-10 часов

Глава 8. Взлёты и падения монархий-2 часа

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин.

Война за независимость и образование США Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Значение образования Соединенных Штатов Америки.

Глава9. Эпоха Просвещения-6 часов Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. - начало революции.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Суд над королем и казнь Людовика XVI. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории. Глава10. Восток и Запад: две стороны единого мира-1 час

Контроль знаний по курсу «Новая история конец XV -XVIII вв.» 1 час

















3. Учебно-тематический план.

( № п/п )

Тема

Количество часов

РАЗДЕЛ I . Раннее Новое время. Конец XV-первая половина XVIIв

15часов

1

Тема I. Великие географические открытия

(2ч)

2

Тема II.. Повседневная жизнь в XVI- XVIIвв.

(1 ч)

3

Тема III . Технический прогресс, предпринимательство, капитализм.

(1 ч)

4

Тема IV Европейское Возрождение

(2ч)

5

Тема V. Реформация и контрреформация в Европе

(2 ч)

6

Тема. VI. . Абсолютная монархия в Европе.

(5 ч)

7

Тема. VII. Век разума и мистицизма: европейская культура в конце XVI в.

(2 ч)

2 часть. Новое время. Кризис «старого порядка». Вторая половина XVII -XVIIIв.

10часов

8

Тема. VIII. Взлёты и падения монархий.

.2ч

9

Тема IX. Эпоха Просвещения.

10

Тема X Восток и Запад: две стороны единого мира.

итого

26часов



4.Требование к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

Основные даты и ключевые события истории мира XVI по XIX в.в., политической и социальной истории; важнейших военных кампаний, революций

Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необ­ходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

Показывать на исторической карте: территории государств, центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; предметов быта; произведений художественной культуры.

Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. Сравнивать развитие России и стран мира XVI по XIX..

Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и по­литического строя стран мира XVI по XIX вв.; положения разных слоев населения; внут­ренней и внешней политики.

Объяснять значение исторических понятий;

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения реформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.





6. Календарно-тематическое планирование

Новая история - 7 класс

урока


Тема урока




Количество часов

Дата

По плану

Дата

По факту

Примечание

1часть. Раннее Новое время. Конец XV-первая половина XVIIв -15 часов

Глава№1.Великие географические открытия-2 часа

1

В поисках Индии. Мир поделённый пополам

1



2

Европейцы в Новом свете

1



Глава №2. Повседневная жизнь в XVI- XVIIвв-1 час

3

Человек и окружающий мир

1



№3. Технический прогресс, предпринимательство, капитализм-1 час

4

Развитие техники. Рождение капитализма.

1



Глава4. Европейское Возр1ождение -2 часа

5

Гуманизм и Возрождение в Италии и за Альпами.

1



6

Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения

1



Глава 5. Реформация и контрреформация в Европе-2 часа


7

Реформация в Германии. Крестьянская война.

1



8

Борьба за души и умы

1



Глава 6. Абсолютная монархия в Европе-5 часов

9

Подъём и закат империи, в которой «никогда не заходило солнце». Нидерланды против Испании.

1



10

Под знаком двойной розы. Англия при Тюдорах.

1



11

Британия - владычица морей.

1



12

Франция - на пути к абсолютизму.

1



13

На пути к современной Европе. Международные отношения в XVI- XVII вв.

1



Глава 7. Век разума и мистицизма: европейская культура в конце XVI в-1 час

14

Начало революции в естествознании. Вечные образы и их создатели. Литература и искусство.

1



15

Повторительно-обобщающий урок

Раннее Новое время. Конец XV-первая половина XVII в.

1



2 часть. Новое время. Кризис «старого порядка». Вторая половина XVII -XVIIIв-10 часов

Глава 8. Взлёты и падения монархий-2 часа

16

Французская монархия в зените. Людовик XIV - «король-солнце».

1



17

Прощание с монархией. Английская революция 1940-1960гг

1



Глава9. Эпоха Просвещения-6 часов

18



Идеи и люди. Общество эпохи Просвещения. Просвещённый абсолютизм.

1



19

Борьба за передел Европы и мира. Войны и мир.

1



20

Промышленный переворот в Англии.

1



21

Война за независимость и образование США. «Декларация независимости»

1



22

Великая французская революция.

1



23

Франция при диктатуре Якобинцев.

1




Глава10. Восток и Запад: две стороны единого мира-1 час

24

Восток движется на Запад. Борьба за сердце Азии. «запретные страны». Китай Япония в XVI -XVIIIвв.

1



25

Повторительно-обобщающий урок

Новое время. Кризис «старого порядка». Вторая половина XVII -XVIIIв -тесты

1



26

Контроль знаний по курсу «Новая история

конец XV -XVIII вв.»


1








2. Соджержание тем учебного курса


  • Курс «Брянские археологи - школьникам об археологии» (издательство «Курсив», 2012 года издания) - подготовлена Г.П.Поляковым и А.А. Чубуром. Знакомит семиклассников с историей развития археологической науки и важнейшими археологическими открытиями на территории Брянского края.

примерное Тематическое планирование курса, рекомендованное Департаментом Образования Брянской области

«Брянские археологи школьникам об археологии» для 7 класса общеобразовательных школ Брянской области

№ п/п

Тема занятия

Часы

1.

Введение. История археологических находок в Брянском крае.

1

2.

Первые профессиональные археологические исследования конца XIX - начала XX веков.

1

3.

1920-е годы - «золотое десятилетие» краеведческой археологии.

1

4.

Археология Брянского края накануне Великой Отечественной войны.

1

5.

Известные брянские археологи: Константин Михайлович Поликарпович, Всеволод Протасьевич Левенок, Федор Михайлович Заверняев, Василий Андреевич Падин.

4

6.

Повторительно-обобщающий урок: археология, устремленная в будущее: проблемы сохранения историко-культурного наследия

2

7.

Археологические памятники Брянской области

2

7.

Посещение краеведческого (областного, районного, школьного) музея, мест раскопок (при возможности)

5


Всего:

17

4. Требования к уровню подготовки обучающихся



  • Знания основных этапов развития археологической науки на Брянщине, имена брянских археологов и их вклад в развитие науки.

  • Знание важнейших археологических открытий на территории Брянского края.

  • Формирование общего представления о видах изобразительного искусства на примере творчества брянских художников.

  • Развитие представлений о культуре восприятия художественных произведений (рисунка, гравюры, картины, скульптуры), понимания авторской позиции.

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданской позиции, чувства уважения к ценностям региональной и в целом отечественной культуры.

  • Осуществление использования приобретенных знаний для осознанного формирования собственной культурной среды.























3. Учебно - тематический план



Наименование раздела

Кол-во часов

Из них ПОУ

Из них проверки знаний

Археология

1

Археология

17

2


















































№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Введение. История археологических находок

в Брянском крае.





2

Первые шаги





3

«Золотое десятилетие» краеведческой археологии.





4

В годы «Великого Перелома»





5

«Предприятие Десна» профессора Воеводского»





6

Очарованный наукой: Константин Михайлович Поликарпович.





7

Трубчевский самородок: Всеволод Протасьевич Левенок.





8

От мамонтов до Дебрянска: Федор Михайлович Заверняев





9

Хранитель седой старины: Василий Андреевич Падин.





10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Археология»





11

Повторительно-обобщающий урок: проблемы сохранения историко-культурного наследия





12

Археологические памятники Брянской области





13

Археологические памятники Жирятинского района





14

Посещение школьного краеведческого музея

«Каменный век»





15

Посещение школьного краеведческого музея

«Этнографический отдел»





16

Посещение школьного краеведческого музея

Находки времён ВОВ





17

Посещение школьного краеведческого музея

«История наших селений».







1


© 2010-2022