- Преподавателю
- История
- Разработка урока по всеобщей истории. Тема Древняя Индия
Разработка урока по всеобщей истории. Тема Древняя Индия
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Муценко Г.П. |
Дата | 25.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Всеобщая история. История древнего мира. 6 класс.
г. Донецк, Украина. Профильная гимназия № 122
Учитель истории Муценко Галина Петровна
Разработка урока по всеобщей истории . Тема: «Древняя Индия»
Тема: Древняя Индия.
Цели:
-
рассказать о природно-климатических условиях и географическом положении Индии;
-
ознакомиться с древнейшими цивилизациями долины реки Инд;
-
совершенствовать навыки установления взаимосвязи между географическим положением и хозяйственным развитием страны, показать различные научные походы к проблеме арийского вторжения в Индию.
Ожидаемые результаты: после этого урока ученики смогут:
-
составить представление о природно-климатических условиях и географическом положении Индии;
-
рассказать об основных этапах освоения человеком полуострова Индостан;
-
совершенствовать навыки работы с учебником;
-
понять, что могут существовать различные подходы в освещении исторических событий.
Основные термины и понятия: Индская цивилизация, арии, раджа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютерная доска, атласы, учебник, контурные карты, энциклопедический словарь.
Структура урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Природно-климатические условия и географическое положение Индии.
-
Древнейшие цивилизации долины реки Инд.
-
Приход ариев в Индию.
-
-
Закрепление новых знаний.
-
Итоги урока.
-
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Вопросы на повторение.
-
Что такое цивилизация?
-
Где возникли первые цивилизации? С чем это было связано?
-
Назовите ранние города? Как они возникали?
Учитель подводит итоги беседы: первые цивилизации возникали обычно в долинах рек. Жизнь на берегу реки означала наличие плодородной почвы, запаса рыбы. По реке было легче, чем по суше, перевозить грузы. Вероятно, потому в Египте люди селились на берегу Нила, В Месопотамии - на берегах Тигра и Евфрата, в Индии - в долине Инда.
III. Изучение нового материала.
1. Природно-климатические условия и географическое положение Индии.
Комментированное чтение.
Прочитайте текст параграфа.
Беседа по вопросам.
-
Опишите географическое положение Индии относительно Египта, Месопотамии.
-
Какие климатических условия могли привлечь людей в Южную Индию?
-
Почему долину реки Ганг начали осваивать позже, чем бассейн реки Инд?
2. Древнейшие цивилизации долины реки Инд.
Самостоятельная работа .
Переработайте текст параграфа и составьте к нему пять вопросов, начинающихся словами кто, что, где, когда, почему.
Например: когда возникли первые земледельческие поселения в горных районах Индийской долины? Где возникла Индская цивилизация? Что свидетельствует о высоком уровне её развития? И др.
Выполнение задания продолжит подготовку учащихся к работе по составлению плана параграфа.
Приход ариев в Индию.
Рассказ учителя.
Не позднее середины II тыс. до н. э. началось проникновение индоевропейских племен в Индию. Прародиной этих племен считают восток Центральной и Южную Европу либо степные территории к северу от Черного и Каспийского морей. Начало распада индоевропейской общности относят к VI тыс. до н.э. С этого времени племена, говорившие на индоевропейских диалектах, распространялись на юг - в Малую Азию (хетты, лувийцы), на юго-запад - на Балканский полуостров (греки, фракийцы),а также на восток (индоиранцы). Среди индоиранцев был широко распространен термин арья - «благородный» Им называли себя, вероятно, члены племен, занимавших руководящее положение в существовавших в то время племенных союзах. Поэтому индоиранские по языку племена в науке часто называют арийскими.
Индоарийцы были пастушеско-земледельческими патриархальными племенами. Они разводили овец, коров, лошадей. Появление индоарийцев в Индии еще не так давно было принято объяснять как завоевательное вторжение племен высшей расы, частично истребившей, частично поработившей и ассимилировавшей местное население. Открытие индской цивилизации в 20-х годах XX в. доказало, что культура доарийского населения северо-запада страны была выше, чес у пришельцев; в разрушении же индской цивилизации арии, видимо, важной роли тоже не играли. Конечно, отношения пришельцев с местным население далеко не всегда были мирными, но в результате этнических перемещений и взаимных контактов происходило поглощение пришельцев коренным населением Индии; в то же время пришельцы передавали ему свой язык.
Самым важным достижением в истории Индии с середины II до середины I тыс. до н.э. было хозяйственное освоение и заселение долины Ганга , до этого поросшей джунглями. К середине I тыс. до н.э. и в долине Ганга основной отраслью хозяйства стало земледелие. Ведущим пахотным орудием был плуг, в который запрягали волов; применялось искусственное орошение. Выращивались ячмень, пшеница, бобовые, рис, хлопок, сахарный тростник, кунжут, лен. Сохраняло важное значение скотоводство. Из домашних животных были известны коровы, буйволы, овцы, козы, ослы, верблюды, лошади. К этому периоду относиться формирование государств в долине Ганга. Большинство из них были монархическими. Царь (ражда) был верховным распорядителем государственного имущества, командовал войском, возглавлял управление. Государства в то время были небольшими, в середине I тыс. до н.э. начался процесс поглощения мелких государств более сильными.
-
Закрепление новых знаний.
Географический диктант
Среди предложенных утверждений имеются истинные и ложные. Обозначьте истинные утверждения знаком ↑, а ложные - ↓.
-
Индийская цивилизация возникла в долине реки Инд.
-
Самыми крупными городами Индской цивилизации были Иерихон и Чатал - Гуюк.
-
Высокоразвитая Индийская цивилизация - третья по древности на Земле после Египта и Шумера.
-
Во второй половине II тыс. до н.э. в Северную Индию проникли племена ариев.
-
Природные условия в долине реки Ганг были более благоприятными для хозяйственной деятельности, чем в бассейне реки Инд.
-
Вожди индоевропейцев назывались раджами.
-
Основными занятиями жителей Индии были торговля и мореплавание.
V. Итоги урока.
Учитель выборочно проверяет диктанты, указывает типичные ошибки; акцентирует внимание учащихся на основных моментах урока.
-
Древнейшая цивилизация Индии процветала в долине Инда в конце III-начале II тыс. до н.э.
-
Один из крупных городских центов этой цивилизации раскопан археологами в Мохенджэ-Даро.
-
Во второй половине IIтыс. До н.э. в Северную Индию проникли племена ариев.
-
К середине I тыс. до н.э. была заселена долина Ганга, сформировались государства.
-
. Домашнее задание.
-
Проработать текст параграфа.
-
Выполнить задания по контурным картам.